|
Проповедь о.Георгия Чистякова
на Всенощной 4 сентября 1993
Во имя Отца,и Сына, и Святого Духа!
Я хотел обратить ваше внимание на сегодняшнее
Евангельское чтение, на начало последней главы Евангелия от Марка,
где, как мы помним Слово Божие повествует о том, как по прошествии
субботы Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия принесли ароматы,
и вот идут ко гробу, чтобы помазать тело. При восходе солнца приходят
ко гробу и видят отваленный камень, и далее мы все почти дословно
помним это Евангельское чтение. Очень важно иметь в виду, что в
древних Лекционариях, в книгах Евангельских, предназначенных для
чтения во время богослужения, именно это зачало читалось в Пасхальную
ночь. Потом, теперь уже последние веков десять, мы читаем в Пасхальную
ночь начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово…» А в первые
века в более древних книгах для чтения во время богослужения вот
именно это Евангелие читалось в Пасхальную ночь, как наиболее древнее
повествование о воскресении Христа из мертвых.
Но когда мы внимательно вчитываемся в этот рассказ,
мы, наверное, обращаем всё внимание на один момент. Читаешь Евангелие,
читаешь Слово Божие и хочешь услышать: а что мне говорит Христос?
Знаете, бывают такие издания, когда слова Спасителя выделяются красным.
Весь текст напечатан чёрным, а слова Спасителя выделяются красным.
И вот если мы возьмём этот текст, который читали сегодня во время
утрени, то оказывается, что там нет ни одного красного слова. Спаситель
молчит. В нем рассказывается обстановка вокруг этого события, а
Спаситель молчит. Его как бы нет вообще в этом Евангелии. В этом
Евангелии мы видим жён-мироносиц, камень, отваленный от двери гроба,
воссиявшее солнце, пустой гроб, ангела, облачённого в белую одежду,
который сидит где-то по правую сторону, апостола Петра мы тоже видим.
Мы не видим только Спасителя.
Только один стих, очень важный, в самом конце
нам говорит о том, что же говорит Спаситель. Что же говорит ангел?
– «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он ждёт вас в Галилее.
Там Его увидите, как Он сказал вам, что ждёт вас в Галилее». Вы
знаете, Спаситель ждёт. И так в жизни каждого из нас. Когда нам
кажется, что Спаситель молчит, не говорит с нами, когда мы молимся,
обращаем к Нему свои молитвы, и нам кажется, что они не услышаны.
Когда мы читаем Евангелия и не находим в них слов Спасителя, а находим
в них какой-то довольно трудный, написанный давным-давно, 2000 лет
назад, рассказ, в эти минуты нам кажется – а иногда это бывают не
минуты, а недели, месяцы, даже годы нам кажется, что Спаситель молчит,
- но в это время он ждёт нас в Галилее.
Вот, что такое Галилея? Понятно, что Евангельская
Галилея – это родина Спасителя, вернее, земля, где Он прожил 30
лет Своей жизни, родина Марии, но и апостолов тоже. Значит, смотрите,
возвращаясь в Галилею, куда возвращаются апостолы? Туда, где они
родились, во-первых, и туда, где они впервые встретили Спасителя,
во-вторых. Это, наверное, очень важно: Спаситель их ждёт не где-то,
а в Галилее, там, где они Его встретили в первый раз в жизни. Вероятно,
в эти тёмные дни, месяцы или годы нашей жизни, когда нам кажется,
что Спаситель не говорит с нами, что молчит Евангелие (экономя время,
есть выражение «празднует Евангелие») – что тогда делать? Тогда
надо нам, каждому из нас, возвратиться в свою Галилею, надо вспомнить
первые месяцы нашего обращения ко Христу, нашу первую с Ним встречу,
когда впервые пронзило нас то, что Он, Господь, Невидимый, стоит
среди нас.
Если мы будем чаще возвращаться в нашу Галилею,
чаще возвращаться к первым месяцам, может быть, дням или годам нашего
обращения ко Христу, к тому событию, с которым оно связано, к тому
толчку, который привёл нас к Господу, то тогда в нашей духовной
жизни очень многие сложнейшие проблемы окажутся решёнными, потому
что у каждого из нас есть своя Галилея. Давайте в неё возвращаться.
Давайте возвращаться к памяти тех людей, которые привели нас
в Церковь. Быть может, они почили, а может быть, живы. К тем книгам,
с которыми связано наше обращение, к тем местам, с которыми оно
связано, к тем переживаниям, которые привели нас в Церковь, которые
связали нас навсегда со Христом, - к нашей Галилее. Повторяю,
что очень многие проблемы, которые мучат нас, которые делают сложной
и полной неразрешимых противоречий нашу жизнь, будут тогда решены,
потому что так Господь иногда молчит, но в эти дни, в эти недели
и месяцы, когда Он молчит, Он нас ждёт в Галилее. Аминь.
|