Михаил Москвин-Тарханов
искать на странице
 
 

 

к началу раздела>>
к списку статей М. Тарханова>>

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Демократическая Россия празднует не день начала братоубийства, а день примирения бывших врагов

ТЕМА:

Праздники в России: исторический, культурный и общественный аспекты

Михаил Москвин-Тарханов
Депутат Московской Городской Думы

24 октября 2005

Демократическая Россия празднует не день начала братоубийства, а день примирения бывших врагов ТЕМА:Праздники в России: исторический, культурный и общественный аспектыМихаил Москвин-ТархановДепутат Московской Городской Думы24 октября 2005В эпоху Ельцина, в качестве некого компромисса, день победы Октябрьской революции в 1917 году 07 ноября был объявлен новым всенародным праздником - "Днем примирения и согласия". Более неудачной даты для праздника с такой идеологической подкладкой трудно даже вообразить. Ведь именно с октябрьского переворота 1917 года берут начало кровавая гражданская война, красный террор, сталинские репрессии. Этот день является символом раскола общества, а не его единения. Сегодня праздник 07 ноября как общероссийский выходной отменен. Вместо него нам предлагают праздновать день 04 ноября - праздник, установленный в честь победы русских войск над поляками в 1612 году. И это весьма знаменательно! Что же произошло в Москве в те далекие годы? Какое же событие мы будем теперь ежегодно отмечать? В чем символическое значение этой даты? Для того чтобы ответить на этот вопрос надо обратиться к событиям 400 - летней давности, мысленно вернуться в первое и второе десятилетия 17 века. Это было страшное время русской смуты! Весь Юг России: казаки, мелкопоместное дворянство, примкнувшие к ним горожане и прочий люд, то под знаменами Лжедмитрия I , то Ивана Болотникова, то второго Самозванца, год за годом шли походами на ненавистную боярскую Москву. Российская знать, московские дворяне, купцы, посадские и стрельцы с трудом отбивали нападения на Москву этих пестрых плебейских войск. Длительное время Москва находилась в осаде - под селом Тушино Лжедмитрий II разбил укрепленный лагерь, там находился его войско и двор. Тайно ездили туда "на поклон", на всякий случай, и многие сторонники московского царя Василия Шуйского. Дела у "москвичей" при этом шли все хуже и хуже. Войска Лжедмитрия II с помощью польских и литовских "добровольцев" и "военных советников" под началом панов Сапеги и Лисовского занимали город за городом по всей территории России, осадили Троице-Сергиеву лавру, блокировали дороги к Москве. Ну, раз Самозванцу помогают поляки, надо просить помощи у врагов Речи Посполитой - у шведов, решили в Москве. Шведы согласились, и вот верная Москве армия Скопина-Шуйского вместе с наемной немецких пехотой под руководством шведских командиров разбивает "тушинские войска", освобождает города Русского Севера, снимает осаду с Троице-Сергиевой лавры, входит в Москву. Но и польский король Сигизмунд получает долгожданный повод к войне с московским царем - ведь Василий Шуйский вступил в союз со шведами. Поляки начинают прямую агрессию, Сапега и Лисовский покидают Самозванца, чтобы стать под знамена своего короля, Самозванец бежит, оставив тушинский лагерь, и вскоре погибает от ножа убийцы. А у "москвичей" дела тоже обстоят весьма плачевно: погибает от яда русский полководец Скопин-Шуйский, покидает Москву шведский воевода Дела Гарди, а при попытке остановить врага в открытом бою, немецкая наемная пехота оставляет русских, и московское войско наголову разбито. Все в Москве винят в этих бедах царя Василия Шуйского, и вот его насильно постригают в монахи. Совет представителей знати ("Семибоярщина") решает звать на московский престол польского королевича Владислава при условии принятия им православия. Сигизмунд и Владислав выражают видимое согласие, и польско-литовские войска беспрепятственно входят в Москву. Но при этом польский король продолжает занимать русские города, штурмует Смоленск. Многие русские люди начинают понимать, что происходит прямой захват России поляками. Шведы же, видя польские войска в Москве, в ответ занимают Псков, Новгород и многие города Русского Севера. Приближается полная национальная катастрофа. И вот поздно, но приходит отрезвление. В Москве вспыхивает восстание против поляков, которым руководит князь Дмитрий Пожарский. Восстание разбито, но дух восставших не сломлен. На дворе 1611 год. Освобождать Москву от захватчиков идут бывшие "тушинцы", казаки и дворяне, под командованием Трубецкого и Ляпунова, но не могут сходу взять Москву. Происходит ссора между казаками и дворянами, осада временно снята. А в Нижнем Новгороде Козьма Минин начинает сбор денег для ополчения - тоже идти и освобождать Москву. Под знамена войска, которым руководит Дмитрий Пожарский, встают дворяне смоленские и московские, стрельцы. Города Поволжья поддерживают войско деньгами и пешими добровольцами. Смоляне и москвичи с неодобрением смотрят на многих примкнувшим к ним бывших "тушинцев", но приходится терпеть ради общего дела. Не дремлют и казаки, и в 1612 году под руководством князя Трубецкого они снова подходят к Москве. С другой стороны движется к Москве и нижегородское войско. И вот происходит то, о чем мечтали все, кто любит Россию - бывшие противники в гражданской войне, "тушинцы" и "москвичи", наконец, объединились, чтобы изгнать польских и литовских интервентов. Не так то было это и просто. С трудом достигалось взаимопонимание и доверие между бывшими врагами. Неоднократно возникали конфликты, которые улаживали предводители двух войск. Но все же, когда экспедиционный польско-литовский отряд гетмана Ходкевича подошел к Москве, чтобы деблокировать польский гарнизон, оба войска совместными усилиями отбили нападение врага, причем в бою отличилась и казачья конница Трубецкого, и стрельцы Пожарского. Вскоре осажденный польский гарнизон сдался победителям. Представители обеих армий сумели договориться и потом, когда на Земском соборе 1613 года на царство было избран Михаил Романов - сын "тушинского патриарха" и знатного московского аристократа Филарета (Федора) Романова, угодного большинству участников Собора. С этого времени дела пошли неважно и у поляков, и у шведов, им пришлось заключить мир с Москвой. И хотя мы потеряли Смоленск, выход к Балтийскому морю, хотя страна лежала в руинах, наконец, было достигнуто примирение и согласие и положен конец страшной братоубийственной гражданской войне. И через 100 лет Петр Великий сумел создать Империю, которая вскоре не только вернула себя потерянное, но и отвоевала Финляндию у шведов и прекратила существование самой Речи Посполитой. При Екатерине Великой не польские войска стояли в Москве, а русский гарнизон - в Варшаве. И вот праздник 04 ноября, когда соединенными силами "москвичей" и "тушинцев" был достигнут серьезный военный успех в деле освобождения Москвы от поляков, и празднуется сегодня нами как тот самый "День примирения и согласия", как символ окончания гражданской войны и объединения россиян вокруг Москвы - столицы Великой России. Не 7 ноября - день начала братоубийства, а 4 ноября, день примирения и согласия бывших врагов, празднует сегодняшняя демократическая Россия. В этом просматривается большое символическое значение: нам не нужны новые потрясения, бархатные или оранжевые революции, нам нужна совместная созидательная работа свободных россиян, могущих иметь различные убеждения и политические взгляды, но готовых объединяться и работать во имя общего блага многонационального народа нашей страны.

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-