прот. Владимир Архипов
О достоинстве человека

Доклад на II Конференции, посвященной митрополиту Антонию, сентябрь 2009


В продолжение разговора о достоинстве человека, мне показалось важным затронуть вопрос сочетания малости, ничтожности человека и его величия, чести. Праведный Иов восклицает: «Я прах и пепел», и псалмопевец вопрошает: «Что есть человек, что ты помнишь о нем?» Каким же образом падший Адам может рассчитывать на Царство Небесное, когда же происходит переломный момент в состоянии человека, что Сын Божий ради него становится человеком, обреченным на смерть. Как простые смертные становятся святыми, удостоенными являть славу Божью, ибо: «дивен Бог во святых Своих». И к кому обращен прямой призыв: «Будьте святы потому, что Отец ваш небесный свят». Может ли каждый званный войти в достоинство избранных?

Человек единственное существо в мире, которому дана возможность правильно понять замысел о себе Творца, соответствовать ему, дорожить им и быть ему верным. Эту способность и можно назвать достоинством человеческой личности. Оно призвано свидетельствовать о величии и красоте своего Создателя, и быть, своего рода, Его «визитной карточкой». Достоинство возвращает сознание человека к истинной его ценности, каким он задуман Всевышним, делает его, по словам Сенеки, другом самому себе. Адекватное понимание и благодарное приятие себя формирует цельность внутреннего мира, оно способно служить миротворцем и созидать единство между людьми. Такое отношение к себе редко бывает результатом воспитания в той или иной педагогической системе.

Владыка Антоний неоднократно говорит, что чаще всего проблема человека не в том, что он не верит в Бога, а в том, что он не верит в себя. «Он не видит никакой ценности в себе, не видит смысла в себе. И если удастся ему передать, что в него верят и видят в нем образ Божий, это может играть решающую роль. И эту роль мы можем играть друг ко другу, каждый для каждого».

Пока же, это ключевое для личности свойство более известно человеку, как чувство сугубо собственного, а не божественного, достоинства. Никто не хочет «ударить в грязь лицом» или «потерять свое лицо». Но этих «лиц» столь много, и каждое столь привлекательно, что человек теряется, где же настоящее, которое действительно является сутью личности, а не социального статуса.

Достоинство бизнесмена и его охранника, члена союза писателей и генерала, депутата федерального собрания и его избирателя, старосты храма и священнослужителя разного иерархического уровня имеет свой джентльменский набор стереотипов.

 Ни на что так горячо не реагирует человек, как на унижение собственного (а точнее сказать присвоенного) достоинства и чести. Обиды, ссоры, возмущение, разрыв отношений, служебное преследование, дуэли, кровная месть – чего только не изобрело человечество для восстановления попранной чести. Но ни одно из подобных средств не возвращает к истинному достоинству, не приносит внутреннего мира. Возможно, только наступает временное и обманчивое удовлетворение в глазах общественного мнения.

 В сознании человека достоинство приобрело характер автономной от Бога величины и тогда ответ на попранное достоинство становится нападением на достоинство другого, а не защитой своего. Тогда это уже является целиком реакцией обостренного самолюбия и служит не сохранению высшего достоинства, а его умалению. Цель и характер подобной реакции чаще всего не имеют ничего общего с истинным достоинством. Забывая, что мы творение Высшей любви и Премудрости, и что созданы иначе, чем весь остальной животный мир, совершаем подмену самого понятия и самой сущности достоинства. Считая себя автором и собственником Божьего дара, мы сильно искажаем саму его природу и фактически отказываемся от него. Так было с Адамом и Евой. Им показалось, что они призваны змием к большему и лучшему, чем дал им Бог. Как говорит митрополит Антоний: «Бог предлагал всего Себя, без остатка – Свое бытие, любовь, мудрость, ведение». Обобщая можно сказать, что Бог доверил человеку Свое достоинство. Далее владыка говорит, что фактически человек был предупрежден – не ищи другого достоинства, «не ищи холодного познания ума, внешнего, чуждого любви, не ищи познания плоти, опьяняющей и одурманивающей, ослепляющей. И на это именно и соблазнился человек».

 Может возникнуть вопрос, нужен ли разговор о достоинстве для людей нашего времени, когда каждый уверен, что интеллектуально или интуитивно уж об этом-то он все знает? Но я считаю, что обсуждение необходимо, и в случае честного отношения к самому себе оно может оказаться полезным.

Личностная самооценка людей совершенно разных слоев – от безграмотных до академиков, от нищих до олигархов, от верующих до атеистов оказывается крайне неадекватной. Либо она крайне занижена, либо наоборот, также необоснованно, чрезмерно завышена. И в том, и другом случае достоинство, а значит, и вся жизнь человека, как личности, изуродована и сильно страдает. За величину, которой пытаются соответствовать выбран ложный, надуманный или навязанный стандарт. В обоих случаях человек не понял, не принял и не любит себя. Думаю, не ошибусь, если скажу, что здесь коренятся все личные душевные, духовные и даже физические проблемы. Эти проблемы, не решенные на уровне одной личности, переходят из поколения в поколение, как генетическая наследственность, до тех пор, пока в ком-то не совершится действие его личной встречи с Богом.

Проблемы взаимоотношений в семье являются прямым следствием вышесказанного. А ведь семья это уникальная возможность отчасти исправить огрехи личностной самооценки. Потому что появляется человек, который мог бы создать (да и предназначен к этому) микроклимат уважения и восстановления утраченной ценности супруга. Но в реальности, зачастую самооценка продолжает страдать, потому что каждый ожидает и требует от другого постоянного признания своей ценности, вместо того, чтобы открывать ее в другом.

На социальном уровне, помимо всего этого, человеку навязываются общественным мнением или пропагандой этические штампы и подмены, которые еще больше запутывают ситуацию. Церковь, как социальный институт, к сожалению, не является исключением. От имени Церкви, зачастую, предлагают формулы, которые в реальности базируются не на личном выборе Истины и Ее духа, не на понимании ценности человеческой личности и свободы, а на законе, традиции, религиозном патриотизме и коллективизме.

Государство низводит ценность отдельной личности до нуля. Человек становится функциональной единицей – работником, солдатом, анонимной единицей в общей численности населения и в списке голосов на выборах. В результате в нашем «самом гуманном обществе» сложился дикий, абсурдный опыт восприятия человека, который отразился в народном эпосе: «нет незаменимых людей», «одним человеком больше, одним меньше какая разница». Достоинство формируется из интересов и понятий целесообразности власти. Личности нет. Есть удобный объект манипуляций с определенным именем и пропиской для принятия необходимых решений от его лица. Сам человек уже не считает нужным и возможным иметь собственное мнение в соответствии со своей личной системой координат веры и совести. Он отказался от главных проявлений достоинства врученного ему Самим Творцом. Мнение и достоинство абстрактной, анонимной величины под именем «государство» стало его мнением и его достоинством. Мозг и сознание человека стали легкой добычей для любой идеологии, национальной идеи, самой циничной пропаганды.

 Из-за господства абсурдных идей, которыми долгое время болеют некоторые страны, ценность человеческой личности свелась не просто к нулевой, а к отрицательной величине. На первое место вышел партийный, общественный или государственный интерес. Человек стал только средством достижения светлого будущего, в котором не будет уже самого человека как личности. Будет только очередное средство для очередного светлого будущего. А в результате наступает постоянное темное настоящее.

Я где-то встретил такой образ: некий наблюдатель из вселенной смотрит через увеличительное стекло на землю и не видит никаких проявлений индивидуальности, а только перемещения масс, битвы, войны, революции, бедствия. Вряд ли у него сложится впечатление, что жизнь на земле имеет смысл, подчиненный разуму и логике.

 Воистину мал и ничтожен человек вне связи с Творцом!

Только осознание своего истинного достоинства поможет человеку быть непобедимым при полоскании мозгов со стороны кого-либо, обладать умением отстаивать свою позицию и иметь свое независимое мнение, не впадая в самомнение.

Как же развить в себе это прекрасное свойство?

Оно может во всей полноте родиться и развиваться в душе, как следствие свободного выбора Божественной истины, вслушивания в ее глубины. Одним из эффективных средств к этому развитию, раскрытию своей прекрасной жемчужины может служить регулярная, сердечная исповедь. Неслучайно это таинство владыка Антоний сравнивает с археологическими раскопками сокровищ древних цивилизаций. Это не панацея, не гарантия, но верный шанс к преображению. В этом случае перед человеком открывается особый уровень внутреннего обновления. Достоинство человека становится отражением живой связи с нашим Создателем, является свидетельством о Нем и правильно понятой собственной ценности. Это тот характер достоинства вечности, который дан любому человеку как образу Божьему.

 Как достичь высшего достоинства, которое начинается и заканчивается в достоинстве первообраза? Через дух, через смирение, через отречение от себя и самое главное, по мысли средневекового христианского мистика Мейстера Экхарта, через отрешенность – внутренний мир, молчание, созерцание, через благодать. Отрешенность дает максимальное сближение и соединение с Богом. Это дух, который остается неподвижным.

 Отрешенность можно понимать как максимальную концентрацию и сосредоточенность на внутреннем, сокровенном человеке. Если же все силы расточать на внешнего человека, все помыслы и стремления обращать на преходящее благо, то нельзя ничего узнать о внутреннем человеке. Истинное достоинство – обращенность и проживание во внутреннем человеке. Оно дает самообладание и выдержку, терпение, внутреннюю тишину, максимально точную оценку всего происходящего и видение невидимого мира. Внешний человек может быть погружен в деятельность, в то время как внутренний человек остается свободным и неподвижным.

 Мейстер Экхарт говорит, что только благодаря полной отрешенности – внутренней тишине, миру, молчанию Бог может действовать в нас. Бог действует в человеке по мере его готовности, которую Он находит.

Высшее величие достоинства человеческой личности проявляется в самоотдаче и жертвенности. Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Именно в этом принципе (жертвенности многих ради того чтобы спасти одного от тюрьмы или несправедливости), который так резко отличает нас от муравейника, и заключается, прежде всего, наше величие. Надо начать с жертвы, чтобы породить любовь». А по мысли Бердяева «жертва есть путь реализации человека». Мы преклоняемся и даже страшимся перед выбором Марии Скобцовой, Максимилина Кольбе, Дитриха Бонхёффера, которые оценили достоинство принадлежности к ученикам Христовым выше своей жизни. Удивительный пример приводит владыка Антоний, рассказав о женщине, по имени Наталья. Она пришла спасти мать двоих детей, которую должны были расстрелять, и не думая, что совершает нечто высокое, осталась умирать вместо этой матери. Это и есть та самая запредельность, которая живет в человеке, как невидимая и часто анонимная связь со Христом. Она начинает действовать, в тот момент, когда обстоятельства предлагают этот единственный выбор. Цельная натура слышит внутренний призыв, к которому она быть может невидимо шла всю жизнь, не подозревая о его остроте. Кто-то шел за зовом совести, кто-то сознательно за Христом. Но каждый выбирает только, то, что сможет понести.

Господь даровал человеку особую степень достоинства – «вы свет миру, вы соль земли».

В этом замысел Творца, так он определяет ценность человека, живущего Истиной. Такой принцип призван извлечь личность из набора арифметических безликих величин, образующих бесформенную массу, толпу и восстановить его неповторимость во времени и вечности. И может быть, нам помогут правильно понять нашу ценность слова Христа: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним и он со Мной». Господь желает быть нашим Гостем, если мы впустим Его.

Если в это поверить и держаться такого доверия, мы никогда не окунемся в темноту собственного самовозвеличивания и не прокиснем в самобичевании.

Существенное свойство достоинства – в реальном видении мира, в трезвенном и мужественном отношении к нему, в правдивости перед собой и умении в терпении проживать испытания и страдания.

Достоинство, если оно настоящее, одной природы и в буднях семейной и служебной жизни, и в подвиге мученичества. Человек велик, если на своем месте в любое время может победить зло добром, не увидеть грех и слабость близкого или дальнего, не открыть наготу другого, уступить и простить, оправдать, признать свою неправду, явить милость, а не суд, взять ответственность на себя, а не переложить ее тяжесть на другого. Тогда душа со временем сможет услышать слова: «Добрый и верный раб, в малом ты был верен. Войди в радость Господина твоего».

Каждая нормальная семья, тем более та, которая знает, ценит и хранит честь своего рода, стремится сохранить и обогатить имя своих предков. В этом случае у детей, как правило, любая шалость кончается там, где следующий шаг ведет к нарушению некоего внутреннего табу, той нравственной границы, переступив которую они нанесут урон доброму имени своих родителей. Я думаю, что многие из нас в свое время слышали: «В нашей семье, в нашем роду так не поступают». Более того, достаточно часто кто-то в очередном поколении, чувствует призыв и возможность взять на себя миссию исправить искривленную ветвь в своем генеалогическом древе. И, по-моему, Бог благословляет такое намерение, ибо оно искупает не только нарушенную честь, но реально снимает тяжесть с тех, кто не успел это сделать при жизни. Каждый, кто бережет в себе достоинство семейного рода, велик перед своими предками. Тем более велик и славен тот, кто поверил в свое большее призвание хранить честь рода христианского, а значит общечеловеческого.

 Следует сказать, что подлинное достоинство никоим образом не солидарно с самостью и гордыней. Оно абсолютно не вступает в противоречие со смирением, а наоборот от него неотделимо, как и смирение от внутреннего достоинства. Когда многострадальный Иов восклицает: «Я прах и пепел», он нисколько не теряет достоинства своей верности Богу: «Что же хорошее мы приемлем, а худое нет?» Сент-Экзюпери дает свое понимание сочетания смирения и достоинства: «Смирение возвышает и просвещает личность... Оно понуждает личность почитать Бога в образе других людей, почитать Бога и в самой себе – стать вестником Бога в пути к Богу… Ибо если личность упивается собственным значением, путь тотчас же упирается в тупик».

 «Священное Писание, – говорит Мейстер Экхарт, – всегда призывает человека к тому, чтобы он освободился от самого себя». Сосредоточенность на себе, на своих достоинствах или недостатках делает человека непроницаемым к действию благодати Божией.

 Встречая в жизни людей, несущих в себе свет высшего достоинства, невольно задумываешься, где корень его, как научиться ему. Исчерпывающий ответ найти не просто, но одно, что бросается в глаза – эти люди по-особому относятся и к себе и к человеку. Они спокойны на свой счет, уверены в себе, но не самоуверенны, они принимают с благодарностью себя, но не слепы, как эгоцентрики. Они что-то такое знают про себя, что по апостолу Павлу позволяет им не думать о себе больше меры. Начинаешь понимать, что в познании и принятии себя их мудрая сила.

 Владыка Антоний предлагает известный путь познания себя и мудрости быть самим собой: «Прозреть в человеке возможную человечность, возможное человеческое величие и предложить человеку новую жизнь в полную меру своего человеческого достоинства». Он говорил, что «мы должны искать в себе того человека, который заложен в глубины наши как возможность и как призвание… Этого человека мы должны любить и любить жертвенно».

Обсудить на форуме