Балытников Вадим Владимирович,
кандидат юридических наук,
участник IX Всемирного Русского Народного Собора.

Текст доклада на секциях XV Рождественских чтений.
"Миссионерское служение Церкви" и
"Глобальная стратегия православного миссионерства"

Церковь должна отделить истину от заблуждений.
Актуальные вопросы современной христианской жизни
требуют адекватного ответа.


В последнее время наметился ряд крайне тревожных тенденций в области практического восприятия российским народом православного христианства.


В 90-х годах прошлого века произошел резкий всплеск интереса к Православию, массовое крещение и воцерковление большей части представителей русского и ряда других народов России. Результатом этого стало осознание большинством россиян своей принадлежности христианству в целом, и к Русской Православной Церкви в частности.

Однако уже к началу нынешнего тысячелетия стало ясно, что «церковное возрождение» постсоветского периода во многом ограничилось лишь внешней, формальной стороной дела. Да, было восстановлено и возвращено Церкви подавляющее большинство сохранившихся храмов и монастырей (на территории бывшего СССР их число достигло почти 30 тысяч). В настоящее время воссозданы практически все существовавшие в дореволюционной России епархии, и образован целый ряд новых архиерейских кафедр. Многократно возросло число священнослужителей (только количество священников РПЦ увеличилось за 15 лет почти в 4 раза, достигнув к 2005 году цифры в 27 тысяч человек).

Все эти, без сомнения, позитивные события, к сожалению, далеко не всегда сопровождались ростом подлинной православной веры среди массы рядовых членов Церкви – мирян (количество которых, даже согласно исследованиям баптистов составляет применительно к РПЦ около 80 млн. человек, а по данным некоторых представителей самой РПЦ – около 120 млн.).

Крайне низкий образовательный уровень подавляющего большинства духовенства , чрезмерная увлеченность многих настоятелей вновь открываемых храмов материальными вопросами, маргинализация значительной части низших церковных служителей (из которых, в период массовых рукоположений начала 1990-х годов в основном и рекрутировались священнические кадры) – все это привело к тому, что по словам Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Церкви резко возросло количество «кадиломахателей» не способных научить народ главному – основам христианской веры и самое главное – христианской жизни, без которой вера, согласно Посланию Святого Апостола Иакова, «мертва есть».

Естественно, в непростых условия предшествующего десятилетия место христианской истины в умах людей стали занимать многочисленные заблуждения. Причем в отличие от дореволюционных и даже советских времен среди этих заблуждений преобладали уже не так называемые «бытовые суеверия», а взгляды, весьма опасные для общества и государства. Среди активных воцерковленных православных христиан (которые составляют до 10% от общей численности православных в России) а также среди части так называемых «захожан» при активной поддержке многих малообразованных священников возник комплекс псевдоправославных взглядов, предполагающих:

1. Отрицательное отношение к современному Российскому государству, уклонение от участия в выборах, отказ от получения новых государственных документов, негативное отношение к любому участию в государственной и общественной деятельности в целом.

2. Негативный настрой по отношению к экономической жизни, в том числе к современной технике и технологии, активная пропаганда воззрений о ненужности для православного человека образования и науки.

3. Резкое неприятие всей современной (особенно театральной и кинематографической) культуры, а зачастую, и отрицание всей светской культуры в целом.

4. Разнузданную ксенофобию, почитание крайне одиозных лиц и организаций, действовавших в истории России (Иоанна Грозного, Григория Распутина, опричнины, черной сотни и т.д.).

5. Стремление к созданию некоего «православного гетто», реставрации давно отживших образов допетровской (!) монархической государственности, при которой, по их мнению, Россия переживет даже царствование антихриста.

Указанные взгляды являются откровенно еретическими. Они давно и бескомпромиссно осуждены Православной Церковью.


1. Повиновение государственной власти (в частности, обязанности принятия государственных документов) заповедано еще в Посланиях Апостола Павла (например, в Послании к Римлянам, глава 13, стихи 1-3). Участие в выборах было объявлено для христиан не только правом, но и долгом многими величайшими святыми различных эпох и народов (в частности, Иоанном Златоустом в IV-V веках , Феофаном Затворником в XIX веке , Нектарием Эгинским в XX веке ). Государственной и общественной деятельностью занимались тысячи православных святых (царей, князей, военачальников, гражданских чиновников, в том числе областных и городских начальников в Римской империи, в Византийской империи, на Руси и в других православных странах).

2. Значение экономики для христианства закреплено в Священном Писании и нередко подчеркивалось Святыми Отцами и Учителями Церкви (к примеру, святым Василием Великим (IV век) отличавшимся при этом строгим личным аскетизмом). Необходимость использования современной техники и технологии на благо православия единодушно подчеркивалась афонскими и русскими старцами XIX-XX веков (в том числе святыми Феофаном Затворником и Нектарием Оптинским , а также Порфирием и Паисием Афонскими). Отрицание необходимости науки и образования есть ересь гносиомахии, против которой специально выступали многие выдающиеся христианские святые, в частности, Григорий Богослов (IV век) и Иоанн Дамаскин (VIII век). Последний специально рассмотрел её в своей книге «О ста ересях вкратце») .

3. Неприятели современной культуры не знают, что античный театр отвергался Церковью не сам по себе, а из за своего религиозно-языческого характера. Организаторами же христианских театральных постановок были многие святые (в частности, во времена Петра I - святой Димитрий Ростовский , а в начале XX века – некоторые из новомучеников и исповедников Российских ).

Использование электронных СМИ, а также кино и телевидения на благо Православия одобрено современными афонскими и русскими старцами (в частности, Порфирием Афонским и Илием Оптинским ). О пользе нехристианской культуры для христиан многими святыми (в частности, упоминавшимся Василием Великим) были написаны специальные трактаты, призывавшие христиан усваивать любые позитивные культурные ценности и преобразовывать их в духе христианской веры.

4. Ксенофобия неоднократно осуждена самим Богом в Священном Писании. Вспомним слова Писания о том, что для христиан нет ни эллина ни иудея, ни варвара ни скифа «но все и во всем Христос» (Послание к Колоссянам, гл. 3 ст. 11).
Почитание Иоанна Грозного, Григория Распутина, опричнины и черной сотни просто недопустимо, поскольку как органы церковной власти, так и множество святых (в том числе и новомучеников и исповедников Российских) давали отрицательную церковную оценку указанным лицам и организациям.

5. Объявление приемлемой для православного человека исключительно монархической формы правления представляет собой фактическую попытку деканонизации утверждавших обратное святых патриархов Фотия Константинопольского (IX век) и Всероссийского Патриарха Тихона (XX век), а также создателя первой в новой истории Греции республики святого адмирала Феодора Ушакова, православного республиканского парламентария священномученика Иоанна (Поммера) и некоторых других новомучеников и исповедников Российских . А уж утверждение о необходимости восстановления монархии для того, чтобы пережить царство антихриста есть надругательство над Библией и разновидность ереси хилиазма. Всякий, исповедующий эту ересь подпадает под анафему Второго Вселенского собора 381 г. и нуждается в срочном покаянии.

Представители руководства Русской Православной Церкви периодически выступают с опровержением рассмотренных выше еретических заблуждений. Однако для системного сокрушительного обличения упомянутых заблуждений представляется целесообразным творческое использование опыта Элладской (Греческой) Православной Церкви. Её высший орган управления (Синод) по мере необходимости выпускает специальные (зачастую некрупные по объему) Послания, посвященные разъяснению тех или иных актуальных вопросов современной жизни православных христиан. Нередко подготовка таких посланий проводилась в тесном взаимодействии с правительством, а иногда – и по его инициативе.

Мысль о необходимости издания подобного рода Послания Священного Синода Русской Православной Церкви «О некоторых актуальных вопросах современной христианской жизни» неоднократно высказывалась в церковных кругах (в частности, на заседаниях Всемирного Русского Народного Собора). Такое послание могло бы определенным образом дополнить и Основы Социальной Концепции РПЦ – документ, изобилующий описанием критериев православного идеала, но не всегда достаточно четко прописывающий конкретные пути конкретных действий по его достижению. Думается, что и в наших условиях соработниками Церкви в подготовке подобного Послания могли бы стать Президент и Правительство России, заинтересованные в сохранении Православной Церкви как важнейшей духовной скрепы российского общества.
Для претворения упомянутого Послания в жизнь можно было бы использовать опыт существовавшей в 1990-х годах Синодальной Группы по возрождению деятельности РПЦ на её канонической территории. Такая, объединяющая представителей важнейших православных структур, Синодальная Группа по реализации указанного Послания могла бы быть создана и в настоящее время. Для обеспечения её работы эффективной работы специальным определением Священного Синода необходимо принять, в частности, следующие решения:

1. Произвести в течение года неоднократное (в идеале – во все великие и двунадесятые праздники) оглашение Послания «О некоторых актуальных вопросах современной христианской жизни» во всех храмах РПЦ.

2. Обязать все общецерковные, епархиальные, монастырские, приходские и принадлежащие иным, входящим с состав РПЦ, структурам средствам массовой информации публиковать как само Послание, так и материалы Синодальной группы, направленные на разъяснения указанного Послания.

3. Обязать настоятелей храмов и иных имеющих право проповеди священников в обязательном порядке включать указанные материалы в свои ежевоскресные проповеди.

4. Установить, что после истечения кратковременного (не более одного года) переходного периода никакая церковная литература, и никакие церковные средства массовой информации, не имеющие архиерейского благословения (с конкретным номером резолюции об этом) не могут распространяться в помещениях религиозных организаций, входящих в состав РПЦ. Одновременно необходимо составить постоянно обновляемый общецерковный список печатных изданий, запрещенных к распространению в РПЦ. В такой список должны в первую очередь войти книги и брошюры, призывающие к канонизации Иоанна Грозного за «утопление баграми *** в Двине», Григория Распутина – за «паломничество на крейсере «Варяг» в Верхотурье» (город, расположенный в Уральских горах), а равно и издания, призывающие «всех православных убивать колдунов» либо объявляющие, что «правление антихриста уже началось, а все христиане должны немедленно бежать в леса и пустыни, взяв с собой запас лекарств на три с половиной года» (к сожалению, подобную «литературу» нередко можно обнаружить в храмах).

5. В случае обнаружения нарушения положений Послания или указанных решений Синода допустившие такие нарушения священнослужители должны при необходимости подвергаться дисциплинарным санкциям, не требующим усложненного производства – денежным штрафам, лишению права исповедовать или проповедывать, освобождению от должностных обязанностей, а при необходимости - запрещению в священнослужении.

Проведение в 2007 году описанной выше работы (или хотя бы начало оной) могло бы способствовать очищению Церкви от чуждых Христову Евангелию еретических взглядов. Русское Православие явило бы российскому обществу истинно христианское учение, предполагающее активную общественную и государственную позицию, стремление к всемерному участию Православия в развитии российской экономики, науки, культуры и образования, отсутствие ксенофобии, открытость Православия всем подлинно здравым тенденциям современного общества. Миру был бы явлен подлинно православный принцип блаженного Августина «В главном – единство, в прочем – свобода, во всем – любовь».