Глеб Ланской
Письмо об исламе


 

Дорогой отец Александр

Спасибо за Ваш ответ на письмо.

Действительно гиперглобализация происходит на всех уровнях нашей жизни. Существует категория людей которые причисляют себя гражданам мира, без труда меняя место жительства, работы... Хотя эта категория пока и не так многочисленна, как может показаться. Надеюсь, что когда-нибудь наступит такое время, что люди смогут посещать любые страны, выбирать место жительства и работы, руководствуясь только своими пожеланиями и возможностями. Мир без виз, паспортов делящих людей на граждан которым повезло или не повезло родиться в тои или иной стране.

Сейчас я с интересом читаю книгу русского историка Владимира Ронина о русских волею судьбы занесенных в Бельгийское Конго. Свою историю он начинает аж с 1870 года, а заканчивает 1970. Почерпнул для себя много интересного. В частности о первой волне эммиграции. Эти люди так сильно отличались от эмигрантов нынешних, а в чем то до боли похожи на нас. Те же проблемы, те же заботы. Удивительно, эти люди, уехавшие дважды, из России в Европу, а потом из Европу в Конго нашли себя именно в Африке. Там они стали тем кем были раньше, не измученными беженцами бросившими все а врачи стали опять врачами, инженеры инженерами... Некоторые сделали карьеру о которой в Бельгии того времени иностранец не мог и мечтать.

По поводу статьи присланной вами могу сказать, что статья, безусловно, ангажированная. Ислам однозначно враг, нет и не может бы в нем ничего доброго и положительного, никакие переговоры с врагом ни к чему хорошему не приведут. Понять автора можно, непрекращающиеся по отношению к евреям террористические атаки, интефады... Исходя из этого, он и делает свои выводы. Да вот только военного решения еврейской проблемы найти не возможно. Ниже в письме я привел некоторые свои соображения по поводу ислама в Европе. Возможно, они покажутся вам интересными.

Хочу сразу оговориться, что, говоря об исламе, я имею в виду не только вероучительную доктрину и предписанную этой доктриной систему ценностей, но и так сказать практическое воплощение ислама, людей причисляющих себя к последователям этой религии, их систему взглядов, манеру поведения и их культуру.

Для меня нет никакого сомнения, что отношение к исламу в европейском обществе существенно ухудшилось и продолжает ухудшаться. Недавние запреты на строительство минаретов в Швейцарии, запрет на ношение паранджи в Бельгии и Франции. Заметьте, действия по сути своей знаковые. В десятимиллионной Бельгии только около 2000 мусульманок носят наряд закрывающий лицо. Во Франции ситуация та же. За 5 лет жизни в Бельгии я видел женщину в парандже всего один раз. Ну, кому так мешал этот микропроцент, чтобы начать обсуждать это на парламентском уровне, бередить международную общественность? Нужен был ход, знаковое действо. Нужно было сказать прежде самим себе. Мы это не приемлем! Нам не нужен ислам в его крайних проявлениях! Понятие о крайних проявлениях ислама будет эволюционировать и как говориться набирать обороты. Минареты и паранджа это были пробные шары. Я приведу несколько примеров из Бельгийской жизни, примеров, не афишировавшихся широко в международной прессе, но думаю очень типичных для всей западной Европы. В городе Антверпене в сети Атенеумов, это городские школы для детей старше 12 лет, девочкам запретили носить хиджабы – мусульманский платок, покрывающий волосы. Был шум, даже демонстрации. Запретили. Многие мусульманские родители говорили мы заберем детей из школы... Забирайте... На следующее утро после запрета все девочки пришедшие в хиджабах не были допущены к занятиям. В конечном счете, как пишут газеты, около 30 детей перестали посещать атенеум. Другой пример. В ряде бельгийских городов в некоторых государственных учреждениях госслужащим запрещено надевать тот же хиджаб, официально запрещено. Поскольку хиджаб это религиозный символ. Заметьте, что никому не приходит в голову убрать Рождественские елки из тех же учреждений в канун Рождества. А уж на неофициальном уровне, вы себе даже представить не можете как трудно мусульманке, по убеждению носящей хиджаб, найти работу. А уж о том, что бы найти хорошую работу с карьерной перспективой я совсем умолчу. Потенциального работодателя можно понять. Мадам в платке будет отталкивать потенциальных клиентов. Она может быть семи пядей во лбу, знать массу языков, прекрасно разбираться в своей области... Платок все перечеркнет. В глазах массы европейцев хиджаб это как знак. Я не с вами, я из другого лагеря. Приведу последний пример из своей жизни. Не так давно я присутствовал на корпоративной вечеринке. Там же было масса коллег. Люди весьма образованные, в основном инженеры. Многие добившиеся заметных успехов в своем деле. Национальный состав был весьма пестрым. Англичане, шведы, датчане, норвежцы, голландцы, испанцы, французы, итальянцы, я вот «бельгиец» затесался... Можно сказать Европа в миниатюре. После очередной кружки пива зашел разговор об исламе, терроризме и т.п. И выяснилось, что все, все присоединившиеся к обсуждению испытывают как минимум осторожное отношение к исламу, многие видят в нем угрозу, скрытую или явную. Вообще, по моему опыту общению с европейцами не принадлежащему к исламу отношение колеблется от настороженного до открыто враждебного.

С другой стороны нужно добавить, что выходцы из исламских стран крайне плохо интегрируются в европейское сообщество. Варятся в своих собственных общинах, только по необходимости выходя за его пределы. Даже эмигранты второго поколения порой плохо говорят на языке страны, в которой живут. Крайне низкий уровень образования. Многие живут только на социальную помощь. Уровень бедности в этих семьях один из самых высоких. Уровень преступности существенно выше в процентном отношении, чем среди коренных европейцев.

Говоря об исламе в Европе, я утверждаю что да, существует конфликт между исламом и христианской культурой. Этот конфликт только усугубился за прошедшие годы и продолжает усугубляться.

Я возьму на себя смелость попытаться дать несколько вариантов развития событий.

1. Вариант первый. Печальный. Европа исламизируется. Европа так и не сможет сформировать ясного и действенного подхода по отношению к исламу. Напротив европейский ислам консолидируется, выработает ясную политику и программу поведения. Сыграет на европейское толлерантности. Успешно сумеет набирать новых адептов среди мусульманской молодежи отторгаемой европейским сообществом и потому с радостью хватающихся за идеи дающие простой ответ на вопросы кто виноват и, что делать. Аморфность западного Христианства так же будет на руку очень активному, а в последствии агрессивному исламу. Высокая рождаемость среди мусульманских семей будет вне конкуренции на фоне отрицательной рождаемости коренных европейцев. Однажды Европа проснется и с ужасом осознает, что призывы муэдзинов начисто заглушают слабый перезвон с башен столетних соборов...

2. Вариант второй. Тоже не из приятных. Противостояние усилится, переходя порой в открытую фазу. Вплоть до массовых депортаций и вооруженных столкновений. Ислам будет набирать силу, но будет расти и сопротивление исламу. К власти во многих странах придут националистические партии(заметьте это уже происходит), буду приниматься законы откровенно препятствующие попаданию в страну представителей определенных национальностей. Как это уже, например, произошло в Голландии. После убийства Тео ван Гога, режиссера известного своими антиисламскими произведениями, были приняты законы, ограничивающие въезд выходцев из ряда стран, в основном мусульманских, в королевство. Получить право на работу и проживание в Голландии таким людям задача не из легких. Мусульмане будут подвергаться притеснениям в открытой и скрытой форме. В ответ последуют теракты, народные волнения. Ситуация крайне дестабилизируется. Конец не предсказуем.

3. Вариант третий. Самый благоразумный. Европа и ислам научатся жить бок о бок. Европа сможет выработать и реализовать правильный подход к исламу, а ислам в свою очередь сможет найти точки соприкосновения с европейской культурой. Одним из основных инструментов в этом процессе я вижу повышение роли светского образования среди мусульманской молодежи. Образование дает возможность посмотреть на вещи шире, под другим углом. Студенческое общение поможет наладить личные связи даст возможность другим взглянуть на себя по-другому. Востребованный диплом даст возможность найти хорошую работу, даст возможность общаться с коллегами других национальностей и приведет к уменьшению степени самоизоляции в своей этнической группе. Также наличие хорошей работы, не хуже чем у коренных европейцев, позволит повысить самооценку и улучшить степень комфорта, довольства своей жизнью. В любом случае процесс этот будет не простым и долгим, требующим терпения и продуманности.

С наилучшими пожеланиями

Глеб

Обсудить на форуме