|
в начало раздела>>
Современная молодежь в Церкви. Проблемы и пути их
решения.
Петр (Мещеринов), игум.
источник: http://www.kiev-orthodox.org
С 16 по 22 февраля 2005 года проходила конференция православных
молодежных лидеров "Современная молодежь в Церкви: проблемы
и пути их решения", организованная Патриаршим центром духовного
развития детей и молодежи совместно с Отделом по делам молодежи
Московского Патриархата и Всероссийским православным молодежным
движением. В работе приняли участие руководители и сотрудники Отделов
по делам молодёжи из 25 епархий Русской Православной Церкви, а также
клирики и миряне - представители 7 молодёжных международных и региональных
религиозных и общественных молодёжных организаций. Всего более 90
человек.
Все документы и сопутствующие материалы можно найти на сайте Патриаршего
Центра: www.cdrm.ru/conf
Мы предлагаем интервью о работе и итогах конференции с Игуменом
Петром (Мещериновым), насельником Данилова монастыря Москвы и руководителем
Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития
детей и молодежи. Интервьюер - Юрий Белановский, сотрудник Патриаршего
Центра Духовного развития детей и молодежи.
Ю.Б.: C 16 по 22 февраля 2005 года 15 состоялась общецерковная молодежная
конференция "Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути
их решения", в которой приняли участие представители 25 епархий.
Название определило направления работы конференции. Как бы Вы охарактеризовали
саму проблему: молодежь и Церковь?
о. Петр: Я вспоминаю встречу сотрудников нашего Центра с митрополитом
Кириллом, которая состоялась год назад, и мне очень понравилась
мысль владыки о том, что неправомерно выделять молодежь как особую
группу. Молодежь - эти те же люди, только им свойственно более острое
восприятие всех вещей и вообще жизни - более острое, более жизненное,
более радостное. Поэтому молодежь является неким индикатором проблем,
общих для всех людей - и зрелых, и пожилых. Другое дело, что наша
молодежь - другая, чем мы в советское время, она по-другому относится
ко многим вещам. Я с радостью наблюдаю, что для них недостаточны
ссылки на какую-то традицию, авторитет, им нужно доказывать то,
что ты говоришь. Они более требовательны к добросовестности, более
открыты к правде жизни, более честны, более смелы. Поэтому они являются
индикатором проблем, которые общи всем. В то же время, люди взрослые,
будучи интеллектуально зрелыми, имея семьи, проще живут частной
жизнью, проще абстрагируются от многих проблем. Молодежь в этом
смысле гораздо более социальна, ей необходимо общение, ей необходимо
какое-то совместное делание, ей необходим, наконец, поиск смысла
во всем. И если говорить о молодежных проблемах в Церкви, то молодежь
в Церкви часто брошена, она особо никому не нужна и воспринимается
как часть прихожан. Специальной молодежной работы в Церкви почти
нет. Это главная проблема.
Ю.Б.: Мне вспоминается мысль владыки Кирилла, которую он основывал
на собственном примере, что этот небольшой отрезок времени - молодость
- дан человеку как этап его становления и развития, причем в этом
отношении, наиболее плодотворный и продуктивный, когда человек может
многое для себя сделать сам и привлечь ресурс извне для построения
своей будущей жизни. Как это должно быть соотнесено с Церковью,
ведь Церковь тоже должна помогать человеку в этом становлении?
о. Петр: Дело в том, что Церковь по природе, как пишет свт. Феофан
Затворник, многогранна и обязательно содержит в себе как личную
жизнь духовную, так и жизнь общинную, где люди могут на деле реализовывать
то, что они получают в учении Христовом, т.е. возможность творить
добрые дела, иметь общение друг с другом и тому подобное. Одна из
особенностей молодежи в том, что она как никакая другая группа нуждается
в этом. И поэтому задача Церкви не только в том, чтобы человек ходил
на богослужения и спасался индивидуально, но и во всей своей жизни
становился христианином, а это возможно именно при развитой общинной
жизни. В то же время - на фоне успехов протестантов - наша Церковь
почти ничего не делает. От церковных структур молодежь не получает
почти никакой помощи, - ни материальной, ни духовной. Ведь задача
церковных молодежных структур еще и в том, чтобы происходила смена
поколений, чтобы были определенные устои, наработанные формы работы,
которые могли быть использованы следующим поколением людей. Всего
этого, к сожалению, нет, все держится только на энтузиазме.
Ю.Б.: Очевидно, что если мы хотим, чтобы у нас было будущее, мы
должны планомерно серьезно и ответственно строить какую-то работу.
Почему этой работы почти нет?
о. Петр: Я думаю, этому есть две причины. Первая в том, что мы
своим менталитетом, своим церковно-историческим сознанием находимся
в совершенно другой эпохе, мы не осмыслили современность. Это идеологическая
проблема, ее корень в том, что Церковь более полутора тысяч лет
существовала в состоянии симфонии, определенного симбиоза с государством.
Часть церковных проблем решалась государством, часть государственных
- Церковью. Можно по-разному относиться к этой эпохе, это историческая
данность, и я думаю, что хорошего в этом сотрудничестве было не
меньше, чем плохого. Многие в наше время не осознали и не хотят
осознавать то, что эта эпоха закончилась. Это отнюдь не значит,
что не надо сотрудничать, сотрудничать надо, где к этому есть хоть
малейшая возможность. Однако мы уже перешли в новую историческую
эпоху. Сейчас Церковь свободна, но она оказалась к этому совершенно
не готова. Это первая причина. А вторая причина - в том, что нет
денег, а когда они есть, они больше идут на материальную сторону
жизни: восстановление храмов, а не на устроение жизни церковной
в полноте. Созидать храмы естественно и законно, но за 15 лет раствор,
как говорят химики, уже приблизился к насыщению, и поэтому уже необходимо
переориентировать распределение материальных средств с внешней стороны
на внутреннюю, пастырскую. Нужно созидать не только стены, но и
Церковь как Тело Христово. Святейший Патриарх на последнем Епархиальном
собрании Москвы с тревогой и болью указывал на коммерциализацию
Церкви, т. е. на то, что церковные средства расходуются не на пастырские
цели. Эти две причины достаточно серьезные, они лежат в основе того,
что ничего никому не нужно.
Ю.Б.: Как с этим соотнести еще вот такой вопрос. Почему-то в сознании
большой части общества происходит позиционирование Церкви как организации,
занимающейся социально неблагополучными слоями населения. Дескать,
пусть Церковь работает в интернатах, детских домах, тюрьмах и домах
престарелых, но когда дело касается наиболее здоровой и активной
части молодежи, сосредоточенной в школах и вузах, то здесь уже не
только общество, но, к сожалению, и Церковь не мыслят себя как активную
структуру. Как вы можете это прокомментировать?
о. Петр: Я думаю, что это прямое наследие советских времен. Кроме
того, эту ситуацию демонстрирует расцерковление общества и даже,
я бы сказал, антицерковность общества, несмотря на внешнюю кажущуюся
благоприятную обстановку. Государство не в состоянии наладить работу
с теми, кому сейчас трудно, у кого трудности в жизни. И поэтому
в эту область пускают Церковь. От Церкви ждут не церковного проявления,
а некой социальной смиренности: тяжелый труд, низкие зарплаты и
т. д. Люди отказываются понять одну простую вещь: общество, граждане
которого строят свою жизнь на ценностях, не совместимых с христианством,
болеет в своей основе. Обществу нужны христианские ценности, ибо
они способны направить жизнь людей в созидательное русло. Конечно,
мы не можем пренебрегать свободой выбора, но засвидетельствовать
об этих ценностях и, прежде всего, перед самой активной и плодотворной
частью общества - детьми и молодежью - мы обязаны. При этом надо
понимать, что христианские ценности не исчерпываются монашескими
идеалами.
Ю.Б.: Не получается ли так, что за эти 15 лет Церковь не смогла
наладить систему профессиональной подготовки кадров в областях внешней
деятельности, например, в областях миссионерства, социальной работы,
духовно-нравственной работы в школах и вузах, аналитической деятельности
и т. д.? Другими словами, люди не встречают никакого профессионализма
и в связи с этим не настроены к сотрудничеству с Церковью.
о. Петр: Это правда. Я вспоминаю замечательных пастырей советского
времени, например, о. Сергия Желудкова, который пророчески говорил:
"Обязательно придет время, когда советский режим пройдет и
когда священники получат возможность нести публичное общественное
слово. Вы представляете, что они понесут?" И действительно,
мы видим, что священники получили слово и они "несут"
в буквальном смысле этого слова. Это большая проблема, она существовала
не только в наше время, но именно в наше время она особо острая
в силу расцерковленности общества. Почему-то считается, что то,
что говорят пастыри, и есть учение Церкви - это связано с тем, что
люди его (учение) не знают. К сожалению, когда мы сталкиваемся с
образом Церкви, в котором не малое количество пастырей предстают
в качестве "учителей" Церкви, образца церковной жизни,
то у многих людей нет желания с такой Церковью сотрудничать. Это
уже, безусловно, внутрицерковная проблема.
Ю.Б.: Очень интересным фактом, связанным с конференцией является
то, что это не была конференция в обычном общепринятом виде, когда
группа неких умных людей поучает зал. Были собраны деятельные представители
из епархий, т. е. были приглашены молодежные лидеры, профессионалы
- такие, какие есть. Насколько я понимаю, на конференции обсуждался
узкий круг вопросов. И это был первый пробный шаг. Что Вы скажете
по этому вопросу?
о. Петр: Вопросы были подняты очень волнующие. Когда мы говорим
о глобальных вещах, то всегда сталкиваемся с вопросами жизни Церкви
и общества. На конференции обсуждались исключительно церковные вопросы,
мне кажется, с достаточной полнотой и глубиной, т. е. все важные
проблемы были подняты. Мысли и предложения, высказанные на конференции,
были учтены.
Ю.Б.: Какие документы были представлены к обсуждению?
о. Петр: Обсуждались следующие документы: Во-первых, это "Основные
положения концепции духовного развития человека", затем "Миссия,
катехизация и религиозное образование среди современной молодежи",
"Церковная община, литургическая жизнь и христианское служение"
где, в частности, были затронуты вопросы жизни молодого человека
в церковной общине и, наконец, "Основные формы и методы работы
с молодежью". Все документы и сопутствующие материалы можно
найти на сайте Патриаршего Центра: www.cdrm.ru/conf
Ю.Б.: А для чего они предназначены?
о. Петр: В общем, я считаю, что если бы эти документы были приняты
во внимание на епархиальном и на приходском уровне, то они могли
бы быть очень полезны для организации церковной работы.
Дело в том, что как, в одном из них и отмечено советское время,
о котором мы с вами уже сегодня не раз вспоминали в таком негативном
ключе (потому что воспринимать его в позитивном ключе невозможно),
наложило еще следующий отпечаток. Те формы приходской жизни, которые
сложились в советское время, сложились вынужденно, под влиянием
богоборческой власти, исключали, какое бы то ни было миссионерство,
какую бы то ни было социальную работу, какую бы то ни было подготовку
кадров - не священников. Подобная ситуация стала привычной для многих
клириков. И под церковной жизнью понимается по инерции то, что сложилось
в советское время. Одним из назначений этих документов является
изменение этой точки зрения. Потому что приход, это прежде всего
не приход, а община, а раз так, то она должна жить полной церковной
жизнью, а раз так, то нужно и миссионерское, и молодежное, и социальное
служение осуществлять. И вот этому посвящено внимание документа.
В принципе во всех документах говорилось об одном. Потому что и
миссия, и катехизация, и община, и литургическая жизнь, и форма
работы с молодежью говорят об одном, об устроении жизни церковной
общины. Вообще, по-моему, старец Силуан, сейчас не помню где точно,
пишет, что время традиционного монашества подходит к концу, потому
что мир меняется. Монашество, как чин христианской жизни останется
всегда, а форма изменится. И даже когда мы с братией обсуждали в
монастыре эти слова преподобного Силуана, мы пришли к выводу, что,
конечно, будущее Церкви в возрождении церковной общины, и только
так. Потому что, то осмысление исторического момента, о котором
мы говорили в начале нашей беседы, оно сводится к тому, что Церковь
как бы возвращается в период жизни до 313-го года, то есть к жизни
христиан в языческом окружении, когда Церковь не может особо рассчитывать
на помощь государства, когда она вынуждена решать свои проблемы
самостоятельно. А если мы обратимся к историческим источникам, то
мы увидим, что исконное устроение Церкви была именно община, именно
там язычники видели ту любовь о которой произносили знаменитые слова:
"Как они любят своего Христа и друг друга!" Это была именно
община, а не то, как сейчас человек сидит дома, читает аскетическую
литературу, молится, а в храм приходит индивидуально освящаться.
Это время кончилось. Оно кончилось объективно, и проблема этого
осмысления заключается в том, что или мы скорее эту объективность
примем, и будем действовать в соответствии с ней, или мы, как, скажем,
организация, сойдем просто с исторической арены. Другого выхода
не дано. Вот собственно об этом и говорят документы: об организации
и устроении общинной жизни, ни о чем другом. В том, или ином аспекте.
Ю.Б.: А что является поводом, что бы эти документы прочесть? В
чем их изюминка, ведь мы можем иметь достаточно много, в том числе
посвященных достаточно острым вопросам, книг и документов?
о. Петр: Я думаю, что особенностью и изюминкой этих документов
является их концептуальная выстроенность и то, что, что все вопросы
и проблемы сформулированы четко и на небольшом пространстве. Действительно,
ничего нового в этих документах нет. Все мы об этом знаем, и говорим
и в кулуарах, и не в кулуарах, и даже об этом непрестанно говорит
Святейший Патриарх во всех своих выступлениях. Но пока дальше слов
дело не идет, а эти документы, если они поучат реальный ход, может
быть, кого-то подвигнут на что-то, тех же энтузиастов.
Ю.Б.: Но, а может быть их ценность еще и в том, что как документы,
порожденные опытом жизни, они рисуют некоторые наиболее объективные
и достижимые цели?
о. Петр: Да, я думаю да. Тем более что Святейший Патриарх эти документы
одобрил, он их рассматривал и сказал, что их следует донести до
церковной общественности. И, если Бог даст, и дело пойдет, то мы
и некоторые организационные формы сможем осуществить, что бы это
было не только констатацией факта, но и некоторым руководством к
деятельности.
Еще можно сказать о документе "Основные положения концепции
духовного развития человека". Его особенностью является то,
что в нем мы попытались отойти от узких конкретных вопросов, таких
как, скажем, как конкретно обучить ребенка, и попытались представить,
кто такой есть человек, и какова может быть работа с ним на основании
двух вопросов. Первое - это иерархия человека. Человек не может
быть развит равномерно, но он может быть развит иерархично, и эта
иерархичность представляется. Второе же то, что саму работу предлагается
вести на основании иерархии христианских ценностей.
Ю.Б.: Не могли бы вы сказать несколько слов об иерархии христианских
ценностей?
о. Петр: Да, конечно, этот термин красной нитью проходит через
весь документ.
Как воспринимается Церковь людьми внешне с ней соприкасающимися,
или собирающимися в нее войти? Церковь воспринимается как некая
"белая магия", в которой очень важно все внешнее, все
внешние обряды и прочее. Безусловно, обряды важны, но главное в
Церкви совсем не это, и об этом очень часто забывают. Даже когда
говорят, что государство сейчас расположено к Церкви, люди часто
не до конца понимают вопроса. Приведу свой собственный опыт. Я,
как настоятель подворья Данилова монастыря много работаю с местными
властями, с ними у нас хорошие отношения, и власти эти говорят много
хороших слов о Церкви, но что нужно власти от Церкви? Нужно, прежде
всего, патриотическое воспитание, нужно некоторое идеологическое
влияние, то есть, чтобы люди не пили, не хулиганили, вообще вели
более нравственно, нужна социальная работа с неблагополучной частью
населения. То есть нужна Церковь государству для того, что бы решать
вопросы, для решения которых и существует, собственно, государство.
И слушая многих, без сомнения, хороших и достойных людей, я иногда
задавался вопросом: а понесли бы они настоящую, внутреннюю церковную
жизнь: исповедь, испытание совести? - они от нее далеки. И вот как
раз наше государство воспринимает Церковь внешним образом. А до
Христовой правды, евангельской нравственности и собственно до того,
что делает Церковь Церковью, им собственно дела нет. И многие люди
относятся к Церкви таким же образом: воспринимают ее как достойный
исторический институт, который надо поддерживать и т. д. То есть
воспринимают Церковь националистически-внешне. Тогда как это нарушение
христианской иерархии, так как главное в Церкви это Христос-Спаситель
и соединение с Ним каждой личности, и обретение во Христе единства
друг с другом, как с земной Церковью, так и с небесной. Это главная
точка, от которой надо отталкиваться, решая абсолютно все церковные
вопросы, в том числе и отношения с государством. Иерархия в Церкви
выстраивается именно следующим образом: главное - это Христос, это
Таинства в Церкви, это нравственная жизнь, о чем, к сожалению, часто
забывают. Вообще, у нас в православии чаще говорят о духовности,
чем о нравственности. Что касается внешней жизни Церкви, то и здесь
иерархия выстраивается подобным образом. Главным для нас является
жизнь духа, жизнь Церкви, жизнь нравственная, жизнь в таинствах,
и уже затем для нас на дальних местах обряды, чины и прочее. И когда
это переворачивается, тогда Церковь воспринимается неправильно.
Ю.Б.: А можно ли говорить об этой иерархии примерно так: для человека
в Церкви важно то и постольку, что и поскольку помогает ему лично
в полноте жить церковной жизнью?
о. Петр: Это и есть практическое следствие из вышесказанного. Многие
воспринимают Церковь как конгломерат запретов, долженствований и
прочее. И мучают себя, думая, что они обязаны все до буквы исполнить.
Нет! Еще Христос сказал: "не человек для субботы, а суббота
для человека". Действительно, каждый человек в свою меру пользуется
тем, что Церковь ему дает - именно ради богообщения и церковноединства.
Ю.Б.: Скажите, а та цель, ради которой Вы лично ехали на конференцию,
достигнута?
о. Петр: Да. Я лично вполне удовлетворен работой конференции. Что
касается практического выхода то тут я пессимист. Я не вижу никаких
предпосылок к тому, что эти документы вдруг произведут какую-то
волшебную работу. Нет, в этих документах важно то, что проблема
поднимается публично, о ней говорит церковное сообщество.
Ю.Б.: Можно ли эту работу оценивать как нахождение некой идеологической
базы, на основании которой молодежные лидеры могут осуществлять
совместные действия?
о. Петр: Мне кажется, что для этого нужно сначала именно осуществлять
совместные действия. Тут необходимо отметить следующее. Конференция
была организована прежде всего двумя организациями - Отделом по
делам молодежи РПЦ и Центром духовного развития молодежи, то мы,
как подотчетные Патриарху, получили его благословение на организацию
конференции и по ее окончании отправили ему отчет. Еще раз повторю,
что практическая ценность документов зависит от того, насколько
они будут выполняться. В то же время немаловажна и положительная
оценка священноначалия.
Источник: форум Центра духовного развития молодежи
|