искать на странице
 
 

Конференция
«Церковь и СМИ: проблемы и задачи патриотического воспитания»
состоялась в рамках форума «Любовью и единением спасемся»

Читать доклад игумена Петра (Мещеринова)

05.10.05 10:26 источник Благовест-инфо
 

Слева направо: прот. Валентин Тимаков, архиеп. Тобольский и Тюменский Димитрий, прот. Владимир СиловьевМосква, 5 октября.. Конференция «Церковь и СМИ: проблемы и задачи патриотического воспитания» состоялась 4 октября в рамках церковно-общественного форума «Любовью и единением спасемся», посвященного 625-й годовщине Куликовской битвы. Конференция, в которой приняли участие иерархи и священнослужители из разных епархий Русской Православной Церкви (РПЦ), журналисты православных и светских СМИ, публицисты, открылась в помещении Издательского совета РПЦ после молебна в домовом храме.

В начале первого заседания с приветственным словом к участникам обратился председатель Издательского совета РПЦ протоиерей Владимир Силовьев, который рассказал о недавнем праздновании 625-й годовщины Куликовской битвы и выразил убеждение, что необходимо создать целостную программу патриотического воспитания.

архиеп. ДимитрийО действенном противостоянии негативному воздействию современных СМИ на молодежь рассказал архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин). Его доклад был посвящен опыту патриотического воспитания молодежи в Тобольско-Тюменской епархии. Участники конференции узнали о молодежной ежегодной миссионерской экспедиции на корабле по Иртышу «Славянский ход», о фестивалях «Православная песня Сибири» и «Дмитровская суббота», о возрождении традиций рождественских праздников, о епархиальной программе «Церковь и СМИ», в рамках которой проходят семинары для журналистов по проблемам патриотического воспитания и православных традиций. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь) сделал доклад о патриотическом воспитании молодежи на примере царственных страстотерпцев – семьи императора Николая II. Архиерей подчеркнул, что краеугольным камнем патриотизма царской семьи была православная вера; что этот патриотизм проявлялся не только в умонастроении, но и в конкретных делах и в поведении всех членов семьи в период испытаний. «Патриотизм не надо специально взращивать, он вызревает сам», -- считает архиепископ Викентий, подчеркивая роль семейного православного воспитания.

прот. Всеволод ЧаплинДоклад заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиерея Всеволода Чаплина был посвящен проблеме ответственности СМИ . Сейчас появился «запрос на моральный голос» в СМИ, считает о.Всеволод, и на него надо ответить не только в православных, но и светских изданиях. Докладчик изложил и прокомментировал положения «Основ социальной концепции РПЦ», касающиеся взаимодействия Церкви и СМИ. Он остановился на некоторых конфликтных ситуациях, посетовал на закрытость некоторых клириков, не желающих общаться с журналистами, и подчеркнул, что сейчас  надо максимально использовать возможности светских СМИ, «отвоевывать у них газетное пространство», открывать специальные рубрики в изданиях и телепрограммы для православной проповеди и рассказа о церковной жизни. «Сегодня мы переживаем золотой век православной общественной мысли и православного действия», -- убежден о.Всеволод. Это проявляется в бурном росте православного книгоиздания и расцвете периодики, а также в активности мирянских православных организаций, которые, как правило, разобщены. Ведущую роль в объединении их усилий и должны сыграть СМИ, считает зампред ОВЦС.

Андрей ЗубовБурную дискуссию вызвал доклад профессора МГИМО, доктора исторических наук Андрея Зубова, который поставил вопрос о том, что должно лежать в основе христианского патриотизма – национальное самоутверждение или национальное покаяние. Что более подобает христианину – баюкать себя «сладкими песнями о былом величии» или трезво осмыслить «жестокую правду», объясняющую катастрофу ХХ века? По убеждению историка, революцию 1917 г. и весь советский период надо трактовать как «вавилонское пленение, как высшую степень казни, которую может попустить Господь за наши прежние грехи», имея в виду  все безотрадные особенности истории России «романовского периода»: крепостное рабство, абсолютизм, отсутствие политических прав и гражданских свобод, порабощение Церкви государством, отсюда – падение ее авторитета в народе, который к началу ХХ века «отошел о веры и позволил обольстить себя преступникам». Не ссылки на «внешних врагов», не «триумфализм», а покаяние за грехи прошлого, честное видение недостатков и слабости нашей страны только и дают надежду на исцеление и возрождение России, считает профессор Зубов.

Резкое несогласие с позицией историка высказали литератор Елена Чудинова (автор скандального романа «Мечеть Парижской Богоматери»), главный редактор сайта «Правая.ру» Илья Бражников, сотрудник Института религиозных и политических исследований Владимир Семенко. Последний считает, что «народ нуждается в мифах», и обвиняет «либертарианцев» типа Зубова в «разрушении идеала» русского сознания. Елена Чудинова также уверена, что «народ надо хвалить», т.к. «выживают нации, которые опираются на позитив». Она призналась, что в своей литературной работе готова «пригнуть факты», если это сможет вызвать у читателя гордость за свою страну: «Я пригну, и это будет правдой!» «Нельзя творить мифы, нельзя лжесвидетельствовать, надо покаяться», -- настаивал на своем Андрей Зубов.

игумен Петр (Мещеринов)Его поддержал в своем докладе игумен Петр (Мещеринов), руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Рассматривая тему патриотизма в церковных СМИ, он отметил, что именно эти издания зачастую становятся источниками «мифотворчества», рассматривая патриотизм как нечто «абсолютное и самоценное». Такие издания приучают читателей к мысли, что вера – это  «служебное средство» для воспитания патриотизма; что любовь к родине связана с упованием на ее «земное благополучие»; что во всех исторических бедах виноваты «козни врагов», а победить их можно только с помощью военизации, сворачивания гражданских свобод и т.д. На почве такого «ура-патриотизма» неминуемо вырастают агрессивный национализм, ксенофобия в ее различных формах. Все это, убежден о. Петр, глубоко чуждо церковному пониманию патриотизма, которое «приветствует его как здравое чувство, но никогда не воспевает само по себе», помня, что «родина христианина – на небесах». Докладчик привел ряд типичных мифов, транслируемых через некоторые православные СМИ (о «чистом народе», который растлили злые западные враги; об имперском идеале; о восхвалении Сталина; о «враге № 1» -- США и Западе и.т.д.) и отметил, что «излишняя патриотизация» церковной прессы и отсутствие христоцентризма отталкивают молодежь от Церкви. О. Петр уверен, что эти проблемы волнуют многих церковных людей, и сожалеет, что они обсуждаются «кулуарно», тогда как общецерковное обсуждение могло бы привести к принятию официального документа о патриотическом воспитании и помогло бы «воцерковить церковную прессу».

Третье заседание конференции открыл известный публицист Александр Архангельский, ведущий программы «Тем временем» (ГТРК «Культура») и обозреватель газеты «Известия». Он констатировал, что в настоящее время в России не существует единого общенационального представления о содержании самого понятия «патриотизм». Само слово «патриотизм» было дискредитировано в 90-е годы, когда оно считалось чуть ли не неприличным, а любовь к Родине – лишним пафосом. Докладчик предлагает объединить нацию путем создания так называемых «общенациональных гуманитарных проектов, направленных на человека». В качестве примера он привел несколько вариантов таких крупных проектов. Во-первых, программу под условным лозунгом «Всех детей – в семью». Россия занимает одно из первых мест по количеству детей, живущих в детских домах. Вокруг кампании по усыновлению общероссийского масштаба могли бы объединиться и власть, и оппозиция, и общество, кроме того, осуществление этой кампании невозможно без участия Церкви. Другим таким проектом могла бы стать программа поддержки русского языка и «русскоязычности» по аналогии с той программой, которая реализована во Франции, где идея франкофонии пронизывает все общество, включая бывшие колонии. Серьезным вызовом целостности российской нации Архангельский назвал приток мигрантов. Если этот поток пресечь, через 20 лет Россия не сможет обеспечить свою территориальную целостность, а если его поощрять, то государство встает перед угрозой размывания своей национальной идентичности. Путь решения этой проблемы, изложенный докладчиком, сводится к тому, чтобы дети от смешанных браков или дети мигрантов были не китайцами или таджиками, а русскими китайского или таджикского происхождения. Объединить общество, государство и Церковь может забота о русификации этих детей, живущих в России. Должна быть совместная работа, о которой можно рассказать на понятном людям языке.

Сергей ЧапнинВыступление ответственного редактора газеты «Церковный вестник» Сергея Чапнина было посвящено проблеме свидетельства о евангельских ценностях в контексте информационного общества. Он отметил, что патриотизм сам по себе не является христианской добродетелью и раскрывается только в целостной системе евангельских ценностей.

Среди препятствий, которые ожидают нас на пути христианской проповеди в СМИ, Чапнин отметил «целый ворох мифов и басен, замутняющих наше сознание». Нам необходимо отказаться от утопических социальных и политических проектов, рожденных в лоне монархического, имперского, евразийского или посткоммунистического сознания, считает ответственный редактор «Церковного вестника». Докладчик также отметил, что одним из самых серьезных препятствий на пути нашей проповеди является постмодернизм, который как интеллектуальное движение и как социальный проект не приемлет любые претензии на установление истины, утверждая, что существуют только ее «версии». Более того, не приемлется любое стремление к уточнению смысла, поскольку и «смыслов» бесчисленное множество.

Сергей Чапнин также выразил сожаление в связи с тем, что масштабные церковно-общественные форумы, в организации которых ему приходится участвовать, как правило не приводят к конкретным результатам. Содержание многих конференций, продолжил Чапнин, зачастую сводятся к «пиару какой-то удачной инициативы» или «барахтанью» в поисках формулировки позиции по тому или иному вопросу.

Главный тезис доклада главного редактора портала «Правая.ру» Ильи Бражникова заключался в том, что тема национального единства стала столь актуальна в обществе в связи с концом господства либеральной идеологии, которая не предложила объединяющего проекта. Поэтому стоит вопрос о достижении национального единства на основе консервативной идеи и консервативных ценностей.

прот. Георгий МитрофановВ заключение заседания прозвучал доклад магистра богословия протоиерея Георгия Митрофанова, члена синодальной комиссии по канонизации святых. Докладчик подверг резкой критике тех, кто занимается историческим мифотворчеством – в том числе многие СМИ, которые считаются православными. В качестве примера такой «лжеправославной» деятельности о. Георгий назвал кампании по канонизации Ивана Грозного, Григория Распутина, и даже маршала Жукова, Сталина и Чапаева. Отдельно докладчик остановился на материалах по канонизации убитого в Чечне солдата Евгения Родионова, которые в основном состояли из газетных публикаций – источника, который в исторической науке считают самым ненадежным. По мнению протоиерея Георгия Митрофанова, мать Евгения Родионова – типичная жертва «православных» СМИ, которые злоупотребляют вторжениями в духовную жизнь человека.

В заключение участники приняли итоговый документ.

Юлия Зайцева, Дмитрий Власов


источник Благовест-инфо
 
   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-