искать на странице
 
 


в начало раздела>>

Настоятель домового храма МГУ
поддерживает позицию Бенедикта XVI

Скандал вокруг цитаты об исламе, приведенной Папой Бенедиктом XVI на лекции в Регенсбурге, прокомментировал настоятель церкви св. Татьяны - домового храма МГУ, протоиерей Максим Козлов, сообщает Regions.ru со ссылкой на публикацию в газете "Татьянин день".

Как отмечает Максим Козлов, в последние дни произошло сразу несколько событий, которые побуждают нас задуматься о христианской идентичности, об основах нашей веры, о межконфессиональных и межрелигиозных отношениях. Скончалась известная писательница, журналистка, один из самых неравнодушных и ярких авторов западно-европейских масс-медиа последних десятилетий Ориана Фаллачи, отечественный читатель знает ее по единственной, хронологически последней ее книге "Ярость и гордость".

18 сентября после более чем пятилетнего перерыва в Белграде собралась смешанная комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической и поместными Православными церквами. Диалогу, который был прерван в 2001 году после встречи в Балтиморе, США из-за нежелания прежнего Римского Папы Иоанна Павла II решать вопросы об униатах на Украине и в других православных странах.

Наконец, 12 сентября в городе Регенсбурге, у себя на родине, нынешний римский понтифик Бенедикт XVI произнес в Университете перед ученым сообществом лекцию, посвященную теме соотношения веры и разума, веры и насилия, христианства и эллинизма.

Из этих трех событий наиболее сильную реакцию во внешнем мире неожиданно вызвала речь Папы. Речь, подчеркивает Максим Козлов, была произнесена в христианской стране, на богословском факультете, обращена к ученым людям, но из нее пожелали услышать только одну цитату, приведенную Папой, цитату из диалога византийского императора Мануила II Палеолога с неким мусульманином.

Нельзя не заметить, что трагической иронией сегодняшних дней является то, что исламисты, выступающие против приведенной Папой цитаты о Пророке Мухаммеде, сами нагляднейшим образом ее иллюстрируют - желая насилием добиться уважения к себе. Как будто угрожая жизни или потрясая возможными терактами, можно заставить полюбить своего Бога или воспитать уважение к своей вере.

В последующей части лекции Бенедикт XVI подробно останавливается на роли греческого наследия для церковной мысли, усвоении эллинизма христианством, показывает трагические для западной религиозной традиции последствия деэллинизации, которая началась уже в эпоху зрелой схоластики и потом шла по нарастающей в богословской традиции западных Церквей.

Для нас, православных, на взгляд настоятеля храма св. Татьяны, именно эта часть выступления Бенедикта XVI должна являться очень важной: он, по сути, свидетельствует, что именно традиция эллинизма является тем депозитом, тем сокровищем веры, которая объединит всех христиан исторических Церквей и которая, в значительной мере, именно в западной традиции была утеряна. Но об этом никто не говорит, ведь это же богословие, над этим же надо размышлять, надо знать, кто такие Платон и Федон. А вот упоминание имени Мухаммеда в цитате вызвало бурю в мусульманском мире.

Были призывы убить-уничтожить-стереть в порошок, морально уничтожить - заставить извиниться, а по сути дела, заставить Папу произнести ключевую формулу "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк его". Таким образом, в той истерике, которая возникла в мусульманском мире, мы видим оборотную сторону того либерального террора, который навязывался на протяжении последних десятилетий секулярным гуманизмом: не смейте говорить о каких-то темах, личностях, фигурах, ориентациях иначе как с восторгом.

Но теперь возникает еще один протест - нельзя иначе как с восторгом высказаться о мусульманах, нельзя процитировать средневековый источник, который является реальным отражением того, что реально происходило, потому что Константинополь через несколько десятилетий будет взят и разграблен, Айя-София будет превращена в мечеть. Процитировать теперь становится опасным даже для главы крупнейшей из христианских Церквей.

Бенедикт XVI и Ватиканская администрация, дали те или иные пояснения, комментарии и прочее, отказались напрямую извиниться, а в сущности признать Мухаммеда пророком подлинной богооткровенной религии, которого мы, христиане, должны почитать и уважать. Сделано то, о чем каждый, сознательно исповедующий себя христианином, не может не порадоваться, то, что дает нам очень большую надежду: от дурного, фальшивого, лицемерного и неискреннего экуменизма минувших десятилетий мы переходим к тому экуменизму, о котором в свое время в темплтоновской речи говорил Александр Исаевич Солженицын.
…………………………………………………………………………………………………..

Христианство, конечно, религия веротерпимости, что было подчеркнуто, в частности, в последующих заявлениях Бенедикта XVI. Христианин не может не испытывать уважения к сознательной глубокой религиозности иноверного человека. Египетский крестьянин или индонезийский рыбак, малазийская девочка или умудренная опытом мать семейства в Марокко, естественно, вызывают в нас больше приязни и уважения, чем разнузданные и обколотые наркотиками соотечественники в Москве или во Владивостоке или чем истаскавшийся в словоблудии журналист либерального издания, неважно, в Лондоне или Санкт-Петербурге. Но это уважение к религиозности и естественное признание того, что ислам есть монотеистическая религия (в этом смысле более близкая христианству, чем язычество) не предполагает никак того второго шага - религиозной индифферентности, согласия с дурным секулярно-либеральным тезисом о равенстве всех религий. Перед законом они равны. Но христианин, если он хочет таковым остаться, никогда не скажет, что все религии равны и что все пророки истинны, что у каждого своя правда. Правда - одна, и мы знаем, Кто - эта правда: Тот, кто сказал "Я есмь Путь, Истина и Жизнь".

В этом смысле есть надежда, что начавшийся (примечательно, что Белграде), миром незамеченный очередной раунд богословского диалога между православными поместными Церквами и Римско-католической церковью не станет просто собранием академических богословов, резолюции которых войдут в очередной раз в архив. Может быть, он окажется актом исполнения слов Христовых о достижения того единства, которое не есть единство лукавых компромиссов и отказов от истины, а единство людей, осознающих себя в корабле Церкви Христовой.

Этот корабль обстреливают сейчас со всех сторон, востока и запада, чтобы его потопить, чтобы он не мешал жить одним под паранджой, другим так, как им хочется, с кощунством над крестом Христовым. И в этом смысле, как бы парадоксально это ни казалось, по одну сторону баррикад оказываются те, кто расстреливает женщин за отказ от паранджи (как это описывает Ориана Фаллачи), и те, кто раздевается догола, чтобы глумиться над религиозными символами. Потому что для тех и других религия любви и свободы, которую принес Христос, неприемлема, она им не дает жить, как им того хотелось бы и так как они - и либералы от атеизма, и фанатики от религии - хотят заставить нас жить. Мы не имеем права согласиться", подчеркивает протоиерей Максим Козлов.


Источник: [maranatha.org.ua] Дайджест новостей

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-