|
Скандал вокруг цитаты об исламе, приведенной Папой Бенедиктом XVI
на лекции в Регенсбурге, прокомментировал настоятель церкви св.
Татьяны - домового храма МГУ, протоиерей Максим Козлов, сообщает
Regions.ru со ссылкой на публикацию в газете "Татьянин день".
Как отмечает Максим Козлов, в последние дни произошло сразу несколько
событий, которые побуждают нас задуматься о христианской идентичности,
об основах нашей веры, о межконфессиональных и межрелигиозных отношениях.
Скончалась известная писательница, журналистка, один из самых неравнодушных
и ярких авторов западно-европейских масс-медиа последних десятилетий
Ориана Фаллачи, отечественный читатель знает ее по единственной,
хронологически последней ее книге "Ярость и гордость".
18 сентября после более чем пятилетнего перерыва в Белграде собралась
смешанная комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической
и поместными Православными церквами. Диалогу, который был прерван
в 2001 году после встречи в Балтиморе, США из-за нежелания прежнего
Римского Папы Иоанна Павла II решать вопросы об униатах на Украине
и в других православных странах.
Наконец, 12 сентября в городе Регенсбурге, у себя на родине, нынешний
римский понтифик Бенедикт XVI произнес в Университете перед ученым
сообществом лекцию, посвященную теме соотношения веры и разума,
веры и насилия, христианства и эллинизма.
Из этих трех событий наиболее сильную реакцию во внешнем мире неожиданно
вызвала речь Папы. Речь, подчеркивает Максим Козлов, была произнесена
в христианской стране, на богословском факультете, обращена к ученым
людям, но из нее пожелали услышать только одну цитату, приведенную
Папой, цитату из диалога византийского императора Мануила II Палеолога
с неким мусульманином.
Нельзя не заметить, что трагической иронией сегодняшних дней является
то, что исламисты, выступающие против приведенной Папой цитаты о
Пророке Мухаммеде, сами нагляднейшим образом ее иллюстрируют - желая
насилием добиться уважения к себе. Как будто угрожая жизни или потрясая
возможными терактами, можно заставить полюбить своего Бога или воспитать
уважение к своей вере.
В последующей части лекции Бенедикт XVI подробно останавливается
на роли греческого наследия для церковной мысли, усвоении эллинизма
христианством, показывает трагические для западной религиозной традиции
последствия деэллинизации, которая началась уже в эпоху зрелой схоластики
и потом шла по нарастающей в богословской традиции западных Церквей.
Для нас, православных, на взгляд настоятеля храма св. Татьяны,
именно эта часть выступления Бенедикта XVI должна являться очень
важной: он, по сути, свидетельствует, что именно традиция эллинизма
является тем депозитом, тем сокровищем веры, которая объединит всех
христиан исторических Церквей и которая, в значительной мере, именно
в западной традиции была утеряна. Но об этом никто не говорит, ведь
это же богословие, над этим же надо размышлять, надо знать, кто
такие Платон и Федон. А вот упоминание имени Мухаммеда в цитате
вызвало бурю в мусульманском мире.
Были призывы убить-уничтожить-стереть в порошок, морально уничтожить
- заставить извиниться, а по сути дела, заставить Папу произнести
ключевую формулу "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк
его". Таким образом, в той истерике, которая возникла в мусульманском
мире, мы видим оборотную сторону того либерального террора, который
навязывался на протяжении последних десятилетий секулярным гуманизмом:
не смейте говорить о каких-то темах, личностях, фигурах, ориентациях
иначе как с восторгом.
Но теперь возникает еще один протест - нельзя иначе как с восторгом
высказаться о мусульманах, нельзя процитировать средневековый источник,
который является реальным отражением того, что реально происходило,
потому что Константинополь через несколько десятилетий будет взят
и разграблен, Айя-София будет превращена в мечеть. Процитировать
теперь становится опасным даже для главы крупнейшей из христианских
Церквей.
Бенедикт XVI и Ватиканская администрация, дали те или иные пояснения,
комментарии и прочее, отказались напрямую извиниться, а в сущности
признать Мухаммеда пророком подлинной богооткровенной религии, которого
мы, христиане, должны почитать и уважать. Сделано то, о чем каждый,
сознательно исповедующий себя христианином, не может не порадоваться,
то, что дает нам очень большую надежду: от дурного, фальшивого,
лицемерного и неискреннего экуменизма минувших десятилетий мы переходим
к тому экуменизму, о котором в свое время в темплтоновской речи
говорил Александр Исаевич Солженицын.
…………………………………………………………………………………………………..
Христианство, конечно, религия веротерпимости, что было подчеркнуто,
в частности, в последующих заявлениях Бенедикта XVI. Христианин
не может не испытывать уважения к сознательной глубокой религиозности
иноверного человека. Египетский крестьянин или индонезийский рыбак,
малазийская девочка или умудренная опытом мать семейства в Марокко,
естественно, вызывают в нас больше приязни и уважения, чем разнузданные
и обколотые наркотиками соотечественники в Москве или во Владивостоке
или чем истаскавшийся в словоблудии журналист либерального издания,
неважно, в Лондоне или Санкт-Петербурге. Но это уважение к религиозности
и естественное признание того, что ислам есть монотеистическая религия
(в этом смысле более близкая христианству, чем язычество) не предполагает
никак того второго шага - религиозной индифферентности, согласия
с дурным секулярно-либеральным тезисом о равенстве всех религий.
Перед законом они равны. Но христианин, если он хочет таковым остаться,
никогда не скажет, что все религии равны и что все пророки истинны,
что у каждого своя правда. Правда - одна, и мы знаем, Кто - эта
правда: Тот, кто сказал "Я есмь Путь, Истина и Жизнь".
В этом смысле есть надежда, что начавшийся (примечательно, что
Белграде), миром незамеченный очередной раунд богословского диалога
между православными поместными Церквами и Римско-католической церковью
не станет просто собранием академических богословов, резолюции которых
войдут в очередной раз в архив. Может быть, он окажется актом исполнения
слов Христовых о достижения того единства, которое не есть единство
лукавых компромиссов и отказов от истины, а единство людей, осознающих
себя в корабле Церкви Христовой.
Этот корабль обстреливают сейчас со всех сторон, востока и запада,
чтобы его потопить, чтобы он не мешал жить одним под паранджой,
другим так, как им хочется, с кощунством над крестом Христовым.
И в этом смысле, как бы парадоксально это ни казалось, по одну сторону
баррикад оказываются те, кто расстреливает женщин за отказ от паранджи
(как это описывает Ориана Фаллачи), и те, кто раздевается догола,
чтобы глумиться над религиозными символами. Потому что для тех и
других религия любви и свободы, которую принес Христос, неприемлема,
она им не дает жить, как им того хотелось бы и так как они - и либералы
от атеизма, и фанатики от религии - хотят заставить нас жить. Мы
не имеем права согласиться", подчеркивает протоиерей Максим
Козлов.
Источник: [maranatha.org.ua] Дайджест новостей
|