Ольга Лашкова
Нечаянная Радость в Москве


 В нашем городе – Москве – хранится множество святынь, спасенных из огня пожаров и войн, от уничтожения богоборческой властью. Особенную часть этих сокровищ составляют почитаемые с давних времен чудотворные иконы Божией Матери. Их история тесно сплетена с историей Москвы и всей России, а порою и других стран. И когда прослеживаешь путь икон от времени их создания до нынешнего дня, то возникает ощущение, что они ведут за собой, и приоткрывается прошлое, высвечивается связь времен. В этой статье сделана попытка кратко описать историю иконы с нежным, дающим надежду названием «Нечаянная Радость».

 

  Вот какой рассказ приводит святитель Дмитрий Ростовский в своей книге «Руно орошенное». (На этот сюжет в XVIII веке была написана широко известная ныне икона Божией Матери «Нечаянная Радость».)

Один человек, нераскаянный грешник, имел дерзновенную привычку каждый день молиться перед образом Божией Матери с Младенцем на руках, обращаясь к ней с архангельским приветствием: «Радуйся Благодатная...». Однажды, собираясь на особо греховное дело, он произнес перед образом эту молитву. И вдруг пугающее видение потрясло его: изображение на иконе ожило, и на ладошках Младенца открылись глубокие кровоточащие раны. «О Господи, кто это сделал?» воскликнул пораженный ужасом нечестивец. И строгий голос ответил ему: «Ты и прочие грешники своими грехами снова распинаете Моего Сына». И тогда открылась несчастному вся глубина его падения. В слезах стал он молить Богородицу о даровании ему прощения. Матерь Божия обратилась к Своему Сыну Иисусу Христу и просила помиловать грешника, но Господь не исполнил Ее прошения. По-видимому, слишком тяжелы были грехи этого человека... Но Богородица не отступала, умоляя Сына о прощении грешника. Она хотела преклонить колени. Но Господь упредил Ее желание и сказал Матери: «Ныне прощаются ему грехи ради Тебя». И стало легко и радостно на сердце этого человека – он обрел нечаянную радость прощения…

 

Старинная чудотворная икона Богородицы «Нечаянная Радость» – одна из святынь Москвы находится в храме Пророка Илии Обыденном. Есть небольшая одноименная икона и в нашем храме Святых бессребреников Космы и Дамиана…

 На иконе изображен стоящий в киоте образ Богородицы. Получается икона в иконе: Матерь Божия держит на левой руке Своего Сына, и Младенец Христос поднял вверх Свои маленькие ручки. Лик Богородицы обращен к грешнику, который, стоя на коленях, простирает к Ней руки с мольбой о помиловании. Под образом надпись, излагающая историю спасения грешника...

Этот образ имеет множество списков, разошедшихся по всей России. Он прославлен чудотворениями, везде почитаем и любим, ведь Нечаянная Радость – это Сама Богородица, безмерно любящая, неотступно пребывающая в молитве перед Своим Божественным Сыном о всем роде человеческом, не оставляющая людей без надежды на прощение самых тяжелых грехов, дарующая нечаянную радость встречи, веры, любви.

 

Начнем историю иконы «Нечаянная Радость» с храмов Нижнего кремлевского сада и с очень отдаленных времен...

Если смотреть на кремлевскую стену, стоя на Боровицком холме, то справа угловой башней окажется Водовзводная, называемая так потому, что в 1633 году в ней была устроена водовзводная машина, качавшая воду из Москвы-реки в водоем наверху башни, откуда по трубам поступала она в кремлевскую царскую усадьбу. Слева от нее располагается небольшая, казалось бы, ничем не примечательная Благовещенская башня. До 1930-х годов над ней возвышался крест, потому что эта башня служила колокольней небольшой церкви Благовещения, разместившейся у самой стены в Нижнем саду Кремля.

До постройки же церкви в этой башне были проездные ворота, выходившие на берег Москвы-реки. Их называли иногда Портомойными, потому что через них выходили на реку прачки стирать царское белье. После, в XVI веке, в башне устроили тюрьму. Со стороны же Кремля, около нее, в те же времена находился царский Житный двор, и каждую осень тысячи возов из государевых имений везли в амбары жито, сено, овес и всякие запасы, а в остальное время года у этих амбаров толпились разного рода государевы люди, получавшие здесь хлебное жалование.

 

Есть такое предание: однажды (во времена Ивана Грозного) в башню-тюрьму был заключен воевода, муж «вельми благочестивый», но несправедливо обвиненный в каком-то преступлении. Все его усилия доказать свою невиновность были тщетны, и грозный царь уже утвердил ему смертный приговор. Заключенный, превозмогая страх и тоску, проводил день и ночь в молитве, прося помощи у Господа, Богородицы и святых. И молитва его была услышана. Ночью, в сонном видении, явилась ему Божия Матерь и велела подать царю прошение о помиловании, но узник не решился на это. Тогда Богородица явилась снова, обещая ему покровительство и помощь. Ободренный узник обратился к царю с прошением. В ответ разгневанный царь послал к нему стражников, чтобы учинить расправу. И тут посланцы царя узрели чудо: на кирпичной стене башни, обращенной к царскому дворцу, явственно проступила икона, на которой было изображено Благовещение Пресвятой Богородицы. Объятые страхом посланники доложили об этом царю, и он, пораженный чудом, даровал узнику свободу.

 

Чудесно явленная икона привлекала к себе молящихся, и вскоре у башни построили деревянную часовню, которая простояла более полтораста лет. А в 1731 году императрица Анна Иоанновна приказала построить на этом месте каменную церковь во имя Благовещения так, чтобы явленная икона находилась внутри церкви, а башня служила бы колокольней. Архитектор Г.Шедель возвел очень простое здание – вытянутое вверх, под четырехскатной крышей, увенчанное маленькой главкой на тонкой шейке. С восточной стороны к нему примыкала алтарная абсида, справа – трапезная с притвором и крыльцом, к которому вела лестница из Нижнего сада. Ворота башни были заложены наглухо, в ней устроили придел святого Иоанна Милостивого (в день его памяти на Руси было утверждено патриаршество), над ним повесили колокола, а на шатре установили крест. Явленная на стене икона Благовещения в церкви (считается всё же, что она XVII века) сохранялась долгое время. Она была оправлена в драгоценную ризу. Есть сведения, что в 1891 году ее обследовали реставраторы и были поражены яркими красками этого образа.

 

  На протяжении XVIII и XIX, а также в начале ХХ века москвичи, прогуливающиеся по Кремлю, любили, обозрев виды Москвы с края Боровицкого холма, спуститься по широким лестницам в Нижний сад и посетить расположенные там церкви. Широкая дорога, проходящая через весь сад у подошвы горы, всегда темноватая и сыроватая под нависающей кручей с громоздящимися куполами соборов, приводила к уже известной нам церкви Благовещения и шла дальше вдоль кремлевской стены в маленькую церковку Константина и Елены, стоящую на пригорке. Эта небольшая, уютная церковь, построенная на месте деревянной боярином Ильей Милославским в 1651 году, стала приходской для причта Успенского собора. Их семьи жили рядом в маленьких домиках. Церковь особенно пострадала после наполеоновского нашествия, и ее хотели упразднить, но по указу императора Николая I она была возобновлена и освящена митрополитом Филаретом (Дроздовым).

 

В храмах Нижнего сада находились два образа «Нечаянная Радость», которые почитались особо. Икона, написанная в XVIII веке, из царского дворца была помещена в храм Благовещения, где и пребывала на почетном месте, в местном ряду слева от царских врат. И в храме Святых Константина и Елены тоже имелась одноимённая икона. Настоятелем его был одно время (с 1874 по 1892 год) известный московский священник протоиерей Валентин Амфитеатров. С именем этого пастыря связан расцвет Константино-Еленинской церкви. «Подвижническая деятельность отца Валентина преобразила жизнь этой церкви, которая в предшествующие годы не имела прихода. В основе его подвига прежде всего был самозабвенно-жертвенный священнический и пастырский труд. Отец Валентин на протяжении 18 лет без диакона служил здесь Божественную литургию, и его служение было необыкновенным по силе духовно-молитвенного напряжения». Большое число молящихся собирали молебны с чтением акафиста перед чудотворным образом «Нечаянная Радость». Икона так прославилась чудесами, происходившими по молитвам перед ней, что и храм стали называть по имени иконы «Нечаянная Радость», которая находилась в нем до его закрытия в 1918 году...

Упоминание о двух кремлёвских иконах «Нечаянная Радость» есть в дневнике императора Николая II. Во время посещения Москвы в 1903 году царская семья жила в Кремле и поклонялась кремлёвским святыням. Побывав в храмах Нижнего сада, царь записал в дневнике о чудотворной иконе «Нечаянная Радость» в одном из них и одноимённой чтимой иконе – в другом, к которой прикладывалась императорская чета…

 

 

Марина Цветаева оставила память о чудотворном образе в стихах:

 

 К Нечаянныя Радости в саду

 Я гостя чужеземного cведу. –

 

 Червонные возблещут купола,

 Бессонные взгремят колокола,

 

 И на тебя с багровых облаков

 Уронит Богородица покров,

 

 И встанешь ты, исполнен дивных сил…

 – Ты не раскаешься, что ты меня любил.

 

Стихотворение датировано 31 марта 1916 года. Шла Первая мировая война, приближалась революция – Россия стояла на пороге таких потрясений, которые неузнаваемо изменят облик и дух старой Москвы, унесут ее неповторимый уют и обаяние. Но воспоминания, сохранившие для нас ту, ушедшую Москву, запечатлены в цикле стихов Марины Цветаевой, которые обращены к Осипу Мандельштаму. Его поэзию Цветаева очень высоко ценила («наш дар – неравен»), в них она «дарила ему Москву», называя его «мой странный и прекрасный брат», «гость чужеземный» (Осип Эмильевич жил в Петербурге, который любил и воспевал, и впервые приехал в Москву). Интересно отметить, что Нечаянной Радости – церкви, а может быть, иконе, – в стихах Цветаевой отведено особое место, в ряду самых почитаемых святынь.

В том же году Мандельштам ответил Цветаевой своими «московскими» стихами, вот строки из них:

 

 Успенский, дивно округлённый,

 Весь удивленье райских дуг,

 И Благовещенский, зелёный,

 И, мнится, заворкует вдруг.

 

 Архангельский и Воскресенья

 Просвечивают, как ладонь, –

 Повсюду скрытое горенье,

 В кувшинах спрятанный огонь

 

Так встреча двух молодых поэтов в Москве, их прогулка «к Нечаянной Радости в саду» привела к появлению замечательных стихов, посвящённых древней столице. Впереди их поэзию ожидал блистательный путь («путь комет поэтов путь»), а самих поэтов – тяжелейшая земная судьба.

 

Тяжелая судьба ожидала и кремлевский Нижний сад, его храмы. Богоборческие власти сделали всё, чтобы стереть «Нечаянную Радость» с лица земли. Была уничтожена могила отца Валентина Амфитеатрова на Ваганьковском кладбище, а церкви Благовещения на Житном дворе и Константина и Елены разделили участь многих церквей и монастырей, разрушенных в 1930-е годы. В Нижний сад в наши дни прохода нет. Выглядит он без своих храмов скучно и уныло. Пуста площадка у Благовещенской башни, крест на которой заменили флажком, на месте Константино-Еленинского храма построено служебное здание.

Но эти церкви можно найти на картинах художников, запечатлевших Нижний сад Кремля в прошлом. Они выглядывают из-за стены Кремля, запечатлённого со стороны Москвы-реки, их можно разглядеть во всем своеобразии на старинных гравюрах панорамы столицы, открывающейся с Кремлевского холма...

 

  Храм Пророка Илии Обыденный, в котором в наши дни находится чудотворная икона «Нечаянная Радость»(из кремлевской Константино-Елененской церкви; однако, есть упоминания о том, что она – из церкви Благовещения на Житном дворе), был перестроен в начале XVIII века. Тогда снесли первоначальную маленькую деревянную церковь, возведенную обыденкою, то есть в один день, и соорудили небольшой каменный храм.. Сюда совершались с давних пор крестные ходы из Успенского собора Московского Кремля. Обычно это происходило летом, во время засухи, когда святому пророку Илии молились о «даровании благопотребного ведра и благорастворенного воздуха», а также в день празднества пророку. Крестный ход обычно возглавляли царь и патриарх. Так, в книге выходов царя Алексея Михайловича за 1665 год написано «июня в 4 день ходил великий государь в ход, за кресты, к святому пророку Илии Обыденному, что за Пречистенскими воротами, молил о дожде».

 В XIX веке храм расширили, пристроили к нему трапезную и колокольню, и церковь приобрела тот вид, которым мы любуемся и сегодня.

 

После закрытия церквей Нижнего сада икона «Нечаянная Радость» побывала в нескольких храмах, закрывавшихся один за другим. В конце концов ее передали в храм Воскресения в Сокольниках, где собрались многие святыни из уничтоженных церквей. Прихожане Обыденской церкви во главе со своим настоятелем протоиереем Александром Толгским обратились к патриарху Сергию о даровании их храму иконы «Нечаянная Радость». И незадолго до своей кончины патриарх благословил перенести этот образ в храм Пророка Илии. Икона была перенесена 2/15 июня 1944 года.

Через некоторое время образ был помещен в новую красивую ризу, о чем на ней имеется надпись «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма Святого пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А.В. Толгском». Патриарх Алексий I почитал эту икону и храм, называя себя его прихожанином. Часто пребывал в этом храме и патриарх Пимен. Было время, когда он служил здесь по пятницам вечерню с акафистом иконе «Нечаянная Радость»...

 

В начале 1990-х годов пришло время, которое потребовало переосмысления всех жизненных ценностей. Тогда главным приобретением для многих сердец стала вера во Христа, и вновь осветились для нас фаворским светом древние святыни нашего города, являя то, что мы, казалось, забыли и потеряли. Слова «Нечаянная Радость», икона Богородицы с этим названием снова стали значимы, вновь обрели свой глубокий, проникновенный смысл...

И в новые времена, в новом тысячелетии мы, как и наши предки, припадаем к иконе «Нечаянная Радость» с молитвой к Богородице о самых насущных наших нуждах, о близких людях, о нашем городе и нашей стране.

 Ольга Лашкова

 

 

Молитва Божьей Матери перед иконой «Нечаянная Радость»

О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, царствующаго града сего и святаго храма сего Покрове, всех сущих во гресех и скорбех, бедах же и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие, от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но нечаянную радость покаяния тому даровала еси, и усердным к Сыну Твоему ходатайством сего ко прощению грешника преклонила еси, тако и ныне не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред цельбоносным образом Твоим преклоняющимся, да коегождо потребе нечаянную радость дарует. Да вси на небеси и на земли ведают Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского, и сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со безначальным Его Отцем и единосущим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ОБЫДЕННОГО

2-й Обыденский пер., 6

По преданию первая деревянная церковь была возведена в 1592 году за один день по обету Василия III. Отсюда и пошло название "обыденный". По другой версии, оно связано со спешным восстановлением храма, сожженного поляками в 1611 году, после их разгрома войсками Д.М.Пожарского в августе 1612 года.

Каменная церковь с Петропаловским приделом построена в 1702-1706 годах на средства думного дьяка Гавриилы Деревнина.

Существующая трапезная выстроена по проекту Ф.К.Соколова в 1818-1819 годах по проекту архитектора А.С.Каминского в 1865-1868. Тогда же на средства П. и С. Третьяковых построена и новая колокольня.

Храм скромен, лаконичен, строг. Он представляет собой характерный для начала XVIII века тип: "восьмерик на четверике". Апсиды подняты на высокий подклет над крутым спуском к Москве-реке. Восьмерик венчает глава на стройном граненом барабане. Углы объемов акцентируют колонки, характерные для нарышкинского стиля.

Главный престол посвящен пророку Илие; южный придел - святым апостолам Петру и Павлу, северный - святым Симеону и Анне. Хромовая икона - пророка Илии XVI века. Главной святыней считается чудотворная икона "Нечаянная радость" из церкви св.Константина и Елены в Кремле. От первоначального иконостаса сохранились фрагменты узорной резьбы и иконы местного ряда конца XVII - начала XVIII веков (среди которых них - иконы "Казанской Богоматери", "Нерукотворный образ Спасителя", "Усекновение главы Ионна Предтечи" - работы Симона Ушакова). Иконостасы приделов исполнены в 1860-е годы. Оформление интерьера относится к 1887 году (иконы художника А.Морозова). В церкви находятся иконы из Зачатьевского монастыря и из храма Христа Спасителя.

В 1875 году на средства Коншиных при церкви организована школа для детей.

Храм издавна пользовался большим почитанием. Здесь любил молиться царь Алексей Михайлович. В советское время церковь не закрывалась и была популярна в творческих слоях московского общества.