Нелли (Елена) Могилевская
«По следам миновавших времен…»

Н.Рубцов


 

 

Великий Устюг. Маленький древний город на севере России. Ровесник Москвы, в этом году отмечалось его 860-летие. С интересной историей, с изумительными храмами и неменяющимся обликом за последние двести лет.

 Для меня это бесконечно милый город, давно зовущий к себе. В нем прошли школьные годы моей мамы, молодость тети Раи, заменившей маме ее родителей. Много лет я мечтала поехать туда, но все что-то или останавливало, или препятствовало. Но «нет ничего случайного на свете»…

(священник Александр Ельчанинов). Осенью прошлого года 9 сентября на вечере памяти Александра Меня в библиотеке иностранной литературы Александр Зорин зачитывал отрывки из писем, приходящих в храм Космы и Дамиана, и просил помочь ему ответить на них. И вдруг я услышала знакомое название – Лодейка. Это то самое село, где до сих пор стоит дом когда-то большой семьи Шарыповых, моего прадеда. Я попросила это письмо, написала в Лодейку. Так познакомилась с ее автором Анатолием Третьяковым. И летом этого года уже ничто не могло мне помешать осуществить мою мечту. Хотелось увидеть деревню Малую Горку, речку Нижнюю Ёргу. Эти названия я слышала с детских лет. Мама и тетя Рая часто вспоминали и, видимо, очень тосковали по родным местам. И я вместе с ними, хотя и не была там никогда. Родилась я в Архангельской области, в таком теперь историческом месте, Плесецке. Но почему-то туда моя душа не стремится. А вот в Устюг – давно. И вот я еду!

 Добираться туда не просто, если нет личного транспорта. Великий Устюг стоит в стороне от железной дороги. Это когда-то он стоял на оживленном водном перекрестке. Около трех веков этот город связывал Москву по рекам Сухоне и Северной Двине через Белое море с Европой, а после освоения Сибири и с востоком. Устюжане оставили заметный след в освоении Сибири: Семен Дежнев, участвовавший в экспедиции Беринга, Ерофей Хабаров (два города на Амуре носят его имя). Устюжские купцы –мореплаватели бывали на Аляске и островах Тихого океана. Василий Шилов составил карту Алеутских островов, за что получил золотую медаль адмиралтейств-коллегии. В конце XVIII века была учреждена Российско-Американская компания, устюжский купец М.Булдаков более 20 лет был ее директором,

 Старинный герб Устюга отражал выгодное географическое положение города : на нем изображен Водолей, сливающий из кувшинов (рек Сухоны и Юга) воду в единый поток, символизирующий Северную Двину.

 После выходы России к Балтийскому и Черному морям и строительства транссибирской магистрали Великий Устюг остался в стороне от больших дорог. Теперь по воде только теоретически можно доехать. Правда, моим родителям еще удалось пройти по Сухоне и Северной Двине от Вологды  до Архангельска. В 1967 году, выйдя на пенсию, они на теплоходе совершили замечательное путешествие по родным местам. Сейчас водный транспорт, кажется, стоит «на приколе».

 Самолеты в Устюг летают два раза в неделю, так что выбирать приходится лишь номер поезда. Ехать нужно до Котласа, дальше автобусом 60 км до Устюга. Дорога отличная, видимо, создание вотчины Деда Мороза помогло созданию хорошей трассы. Это так, между прочим.

 Еду на такси с попутчиками. Говорят о Дне города в ближайшие выходные, о Прокопьевской ярмарке. Спрашиваю о названии. Мужчины не знают. Женщина, бухгалтер из Красавино, рассказывает о Прокопии Праведном, покровителе города. Проезжаем мимо красавинской ткацкой фабрики, которая когда-то славилась тончайшими льняными полотнами. В двадцатые голодные годы, когда закрыли школу в Лодейке, тете Рае пришлось искать работу, и она вместе с вдовой убитого священника пошла работать на эту фабрику. Мама вспоминает эти годы: «Гуляем с подружкой, она забежит в дом попить молочка с хлебом, а мне так хочется молочка!» У тети коровы не было, туго им тогда приходилось. И тетя Рая наша, я ее помню хорошо, умела только детей учить грамоте, а к жизни она была очень плохо приспособленным человеком, была очень неторопливой. А на ткацкой фабрике нужно быть расторопной. Сейчас фабрика влачит жалкое существование, так как лен перестали сеять в этих краях.

 

 

 Из Устюга в Лодейку автобус ходит по вторникам и пятницам. Я приехала в среду вечером, так что в четверг брожу по городу. Прежде всего направляюсь в городской архив, не теряю надежды узнать правду о гибели моего деда, в 1918 году расстрелянного вместе со священником Ерогодской Успенской церкви о. Аркадием.

 Архив размещается в двух церквях Спасо-Преображенского монастыря (XVII-XVIII вв.) на улице Красной, бывшей Преображенской. К сожалению, получила только адрес информационного центра МВД в Вологде.

 На улице Красной почти все дома деревянные. Но вот на углу стоит красивый двухэтажный особняк Кузнецовых.  В основном же каменные купеческие дома стоят на Советской (Успенской) улице. Некоторые из них построены в XVIII веке. 

 В доме купца Усова, на набережной реки Сухоны, находится краеведческий музей. Усов был градоначальником Великого Устюга в течение четырнадцати лет. Недалеко, на улице Шилова стоит дом первого мэра Устюга, купца Захарова. Многие купцы-устюжане занимались благотворительностью и жертвовали городу большие суммы, особенно на строительство храмов. Захаровы пожертвовали городу 40000 рублей.

 На карте Устюга отмечены как памятники истории и архитектуры почти все дома по улицам Красной и Советской с указанием фамилий бывших владельцев. Но потомки ли живут в них – вряд ли…

 В одном из залов музея вижу фотографию выпускниц женского епархиального училища 1914 года. Красивые девушки в форменных платьях с белыми пелеринами. Наверное, такой была и тетя Рая в год окончания училища, в 1906 году.

 На стенде много фотографий устюжан, оставивших заметный след в создании музея. Очень хотелось узнать больше об этих людях. 

 

 Город Великий Устюг в 1988 году был объявлен историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.  Но начало этому было положено в 1910 году, когда в Введенском храме Михаило-Архангельского монастыря было организовано древнехранилище с целью собирания и хранения древних церковных памятников. В 1911 году Священный Синод издал распоряжение о создании таких древнехранилищ во всех епархиях. В Устюге был создан комитет по заведованию хранилищем. Большинство членов комитета окончили духовные академии. После 1917 года собранные экспонаты были переданы во вновь созданный музей северодвинской культуры. Его первым директором был Е.А.Бурцев, а после его смерти в 1924 г. - Николай Георгиевич Бекряшев, выпускник Петербургской академии художеств. Вокруг него объединились лучшие представители устюжской интеллигенции. Именно усилиями  Н.Г.Бекряшева в музей попадали многие предметы из комиссии по изъятию церковных ценностей после 1918 года. 

Эти же люди вели бескомпромиссную борьбу за сохранение архитектурного облика города.

 Н.Г.Бекряшев оставался на посту директора музея до 1938 года, до ареста. Николай Георгиевич был объявлен врагом народа и приговорен к трем годам заключения. Через год он умер в Онежском ИТЛ, на той самой станции Плесецкой Архангельской области, где я родилась…

 В 2000 году устюжане выразили свою запоздалую признательность этому художнику и подвижнику, присвоив ему звание Почетного гражданина Великого Устюга.

 И опять не случайно прошлой весной в Вологде, в одном маленьком музее (не помню в каком) мне попал на глаза  старый историко-краеведческий сборник Великоустюжского музея «Бысть на Устюзе…»(вып.1993 г.). И в нем я прочитала много интересного об этих замечательных людях… .

  

 

 Уже в XIII веке около Устюга было три монастыря: Троице-Гледенский, Михайло-Архангельский, Иоанно-Предтеченский. В Устюге подвизались праведные чудотворцы Прокопий и Иоанн Устюжские. На Набережной Сухоны, недалеко от дома Усова, стоят два храма, посвященные этим святым.

 В середине XIII века в Устюге появился инок Прокопий, принявший на себя в этом городе тяжелый подвиг юродства. По преданию это был богатый варяжский купец Гланда Камбила, часто приезжавший в Великий Новгород. Его привлекали белоснежные православные храмы с золотыми крестами, торжественные богослужения, он часто бывал в пригородных монастырях. И однажды он пришел в Хутынскую обитель, к преподобному Варлааму, поведал о своем желании оставить мирскую суету, раздать богатство нищим и посвятить себя Богу. Здесь в 1287 году иноземец принял православие, получив имя Иоанн, и был пострижен в иноки под именем Прокопия. Но в обители остаться не захотел, так как многие восхищались его смирением, и с благословения игумена он покинул обитель и отправился на восток. Пройдя не одну сотню верст, держась течения рек, добрался до Устюга.

 Прокопий стал первым на Руси юродивым Христа ради. Свой ум и знания он скрывал от людей. Много испытаний ему пришлось вынести, исполняя духовный подвиг. Терпя холод и голод, многие унижения, он молился за своих обидчиков. Однажды ночью ему послышался голос: «Прокопий, молись за грешных людей Устюга, да не поразит их гнев Божий!» Он понял, что ему было послано откровение свыше.

 Прокопий призывал прихожан к покаянию, день и ночь молясь за них, но никто не внимал ему, многие даже смеялись над ним.

 В следующее воскресенье случилась страшная гроза, напугавшая жителей. Они бросились в храм Пресвятой Богородицы, где увидели молящегося Прокопия перед иконой Благовещения Божией Матери (икона «Устюжское Благовещение»). Вскоре гроза утихла, а мрачная туча стала удаляться и верст за двадцать от города разразилась страшным каменным градом, которым был поломан огромный лес.

 Устюг был спасен, во всех церквях служились благодарственные молебны. 

Прокопия называли спасителем города.

 В последние годы жизни он часто сидел на высоком берегу Сухоны, на большом камне и часами следил за рыбачьими лодками, моля Бога даровать им мирное плавание (см. картину Н.Рериха «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится»). Под этим камнем он хотел быть погребенным.

 В ночь на 21 июля 1303 года в Устюге сильно похолодало, и пошел густой снег. Испуганные летним снегопадом, жители не сразу заметили исчезновение Прокопия и лишь на четвертый день нашли его у стен Михайловского монастыря. Похоронили его под тем самым камнем, на котором он любил сидеть.

 Над мощами небесного покровителя города святого Прокопия Праведного в 1668 году был воздвигнут каменный собор на средства устюжского купца Афанасия Гусельникова. Великолепный золоченый резной пятиярусный иконостас этого храма представляет цельное собрание устюжской живописи XVII-XVIII вв.

 В этот храм и к камню, на котором любил сидеть Прокопий Праведный, шли и идут люди с просьбами о защите и исцелении. 

 В храме Прокопия Праведного хранится икона, на которой изображены Прокопий Праведный, Стефан Великопермский и Иоанн Устюжский. Блаженный Иоанн, последовавший за Прокопием по трудному пути юродства во имя Христа, стал еще одним Устюжским чудотворцем. Он родился близ Устюга, в семье благочестивых родителей Саввы и Марии. С юных лет отличался строгой постнической жизнью. После смерти отца дал обет безмолвия и стал юродивым. Умер молодым и погребен близ Успенского собора, главного храма Великого Устюга. Впоследствии над его мощами была построена церковь его имени.

 Среди многих чудес, сотворенных Прокопием Праведным, было предсказание рождения в Великом Устюге просветителя Коми Стефана Великопермского. Когда Марии, дочери благочестивых родителей, было три года, Устюжский Чудотворец предрек, что она станет матерью великого святого.  Действительно, Стефан стал первым епископом Перми, пришел в чужой край зырян, проповедовал на их родном языке, многие из них обращались в христианскую веру. Стефан создал для них зырянскую азбуку и перевел на их язык главные христианские книги. Крещение и просвещение Перми стало настоящим подвигом Стефана Великопермского.

 Наша тетя Рая, Раиса Алексеевна Шарыпова, много лет проработала в Коми учительницей начальной школы и часто вспоминала детей - зырян, старательных и любознательных своих учеников.

 Прокопий Праведный был причислен к лику святых в 1547 году, в год венчания на царство Ивана Грозного, а поселенцы из Великого Новгорода и Великого Устюга основали в Москве храм Вознесения Господня (Малое Вознесение) на Никитской с приделом Прокопия и Иоанна Устюжских.

В 1584 году в память венчания на царство Феодора Иоанновича был построен каменный храм. Императорский дом Романовых считал Прокопия Праведного своим Небесным покровителем.

 

 

 Приближалось главное мгновение, ради которого я ехала в Великий Устюг. Рано утром в пятницу еду в Лодейку. Дорога идет мимо вотчины Деда Мороза, построенной девять лет назад.

 В Лодейке меня встречает Анатолий Третьяков. Автобус останавливается почти у самого шарыповского дома. Дом большой, в пять окон, с мезонином. Но теперь он выглядит иначе, его перестроили в 1975 году. Мезонин стал рушиться и его сняли, пристроили сбоку. Крышу перекрыли, дом обшили досками и покрасили в желтый цвет с зеленой крышей. В доме десятки лет располагается медицинский пункт. Раньше дом этот стоял совсем в другом месте, в деревне Малая Горка.

 Недалеко, на месте разрушенной в 1935 году Ерогодской церкви Успения Божией Матери установлен и освящен Поклонный крест 28 августа 2000 года.

 День был дождливый, поэтому мы заходим к Анатолию в его дом, он дает мне высокие резиновые сапоги с портянками. Идти предстоит по высокой траве, спускаться в овражки, карабкаться вверх. Не теряя времени, мы отправляемся в путь.

 Вот она, Малая Горка. Три дома и банька, вросшая в землю, с заросшим колодцем. Скамеечка возле баньки на самом краю обрыва. И все. В одном из домов живут пенсионеры из Северодвинска. Лет 10 назад они приехали и заняли пустующий дом. В двух других домах не видно никого. Где-то здесь стоял дом моей бабушки, Менькиной Павлы Дмитриевны. И его и другой дом этой семьи давно разобрали на дрова.

 Шарыповский дом стоял еще ниже, у самой речки Нижней Ёрги. Двигаемся дальше и - вот он, конец того канала, который был прорыт братьями Шарыповыми, чтобы замкнуть петлю, которую делала речка.

Канал был длиной метров 500 и шириной метра три. На другом его конце была сооружена плотина.

 Много раз я представляла себе это место. И мама и ее брат рисовали мне план местности, и вот я стою здесь… . Канал зарос , стал совсем узким, несколько досок от мельницы. Еще недавно тут оставались жернова, но куда-то пропали, Анатолий видел их. Он удивительный человек. Для того, чтобы привести меня сюда, он не раз исходил эти места и нашел все то, что осталось от шарыповской мельницы. Старожилы Лодейки рассказывали ему где искать. Без него я не смогла бы все это увидеть...

 В 1893 году община Шарыповых, братья Павел и Алексей со своими семьями переехали сюда из села Опоки, километрах в семидесяти отсюда. Опоки считается самым удивительным местом на реке Сухоне, сухонским чудом, жемчужиной Сухоны. Мне не удалось доехать до туда. 

Неизвестно по какой причине община переехала на Нижнюю Ёргу. Поставили мельницу, чуть выше на поляне построили дом. Вот, глубоко в земле, большой камень, оставшийся от фундамента дома.

 В этом доме жил Алексей со своей большой семьей. Дом Павла стоял выше, на Малой Горке. Того дома уже нет. Дом Алексея Шарыпова перенесли в Лодейку, вероятно, в конце двадцатых годов. После расстрела Виталия Алексеевича Шарыпова в 1918 году в доме оставались семьи двух его братьев и младшая сестра Раиса, которая приняла на себя заботу о его осиротевших дочерях (мать они потеряли в 1914 году). С началом коллективизации  дом и мельницу отобрали, братья с женами уехали один в Архангельск, другой в Ленинград, на завод. Моя мама в это время училась в Устюге в школе, жила у двоюродного брата. После окончания семилетней школы хотела поступить в устюжский медицинский техникум, но ее не приняли … . Только после оформления тетей –учительницей опекунства ( и даже, кажется, удочерения) ей удалось поступить в Ленинградский фармацевтический техникум.

 Двоюродный брат мамы со своим отцом уехал на строительство Турксиба, и потом обосновался в Алма-Ате. Вся семья оказалась раскиданной по всей стране. 

 Из семьи Павла один из сыновей, имевший промтоварную лавку, был сослан в Воркуту. Сам дед Павел чудом избежал этого. Рассказывают, что по дороге в Устюг ему удалось уговорить конвоира отпустить его, старого и немощного, бывшего кузнеца этой деревни.

 По-разному сложились судьбы  членов этой небольшой, но крепкой общины. Моя мама многие годы вела переписку со многими своими родными. Но с некоторыми связь, к сожалению, оборвалась… 

 Уставшие, мы возвращаемся в Лодейку. Анатолий угощает меня вкусным обедом, ухой. Когда-то даже не очень большая Нижняя Ёрга была полна всякой рыбы. Мой дядя рассказывал, как однажды он принес свой улов с реки, а бабушка рассердилась, что слишком много принес. «Ловить нужно только на обед, зачем зря рыбу губить».

 В комнате у Анатолия иконы, на столе Библия и несколько духовных книг. Он показывает мне свои альбомы с фотографиями. Анатолий очень увлечен этим занятием, у него два еще старых пленочных фотоаппарата, с ними он бродит по округе. На снимках - все самые важные события в деревне и школе, где он работает сторожем-дворником. И красивые пейзажи Лодейки, в которой Анатолий живет уже 35 лет после службы в армии. С трех лет он воспитывался в детском доме, его мать была инвалидом с детства, жила «в людях» и только незадолго до смерти получила эту небольшую квартиру в обычном деревенском доме на три семьи, в которой теперь живет ее сын. Помня о своем детдомовском детстве, Анатолий очень переживал о детях из школы, которой руководили родители Михаила Ходорковского, и сразу после ареста написал ему письмо . Теперь они переписываются. Анатолий посылает в Читу местные газеты, описывает жизнь своей деревни. После приватизации совхоза в 1992 году, где Анатолий работал электромонтером, перестали пахать и сеять. Поля заросли травой, кустарниками. Кто-то работает на лесозаготовках на частных предпринимателей, кто-то пьет. Анатолий тоже несколько лет был безработным…

 

 Выглянуло солнце, выходим на крыльцо. Около дома поленицы дров, двухгодичный запас. У крыльца бегает черная лайка по прозвищу Соболь. Подходит его хозяин, старик Менькин, однофамилец моей бабушки, а может быть, дальний родственник. Ему 80 лет. И хотя он не мог быть очевидцем событий 1918 года, все же знает из разговоров в деревне о судьбе моего деда. 

 Идем к автобусной остановке. Время еще есть. Дорога спускается к Сухоне, хотелось подойти к реке, но у меня уже не хватает сил. Мамин брат дядя Сережа рассказывал, что их, детей, летом привозили на каникулы из Устюга на лодке.

 Договариваемся с Анатолием о встрече в Устюге в субботу в День Города.

 

На большой поляне близ Никольской церкви, бывшей торговой площади проходили праздничные торжества. Поздравления от губернатора Вологодской области и от заместителя мэра Москвы. Хороводы, частушки, гармонисты. На улицах устюжские сувениры, изделия изо льна и бересты. Знаменитая «Северная чернь» в каждой сувенирной лавке.

 

 Из сохранившихся каменных храмов Великого Устюга древнейшим является церковь Вознесения. Возведена старанием и казною устюжского купца Никифора Ревякина. Признана лучшим памятником устюжского каменного зодчества.

 Величественный золоченый пятиярусный резной иконостас возведен в 40-50-е годы XVIII века. Царские врата и разделительные колонки украшены резьбой, различной для каждого яруса, благодаря этому особенно нарядной. Завершается иконостас скульптурным «Распятием» и фигурами парных ангелов. Здесь представлена экспозиция, посвященная праведникам Прокопию и Иоанну Устюжским.

 На втором этаже домовая церковь Ревякиных с простым иконостасом столярной работы, но тоже очень праздничным,  и трех ярусная церковь Воскресения Христова. Здесь находятся иконы «Богоматерь Одигитрия» устюжского иконописца Стефана Соколова (1718) и многокрасочное «Вознесение Господне» (1720) .

 Кроме иконописи в XVIII веке устюжские мастера освоили технику объемной деревянной скульптуры, и в трапезной представлена композиция «Пиета», изображающая момент прощания Богоматери с телом Своего Сыны Господа Иисуса Христа, только что снятого с Креста.

 Еще выше внутри колокольни находится придел царевича Димитрия.

Недалеко от церкви Вознесения расположена Церковь Жен-Мироносиц, золотые купола которой видны издалека. В ней размещается выставка новогодних елочных игрушек.

 Главный храм устюжской земли – Успенский собор, XVII-XVIII вв., первый каменный собор на Русском Севере. Цари жаловали деньги на его строительство и украшение. Сейчас закрыт на реставрацию. Иконы из его иконостаса находятся в Михаило-Архангельском соборе и в Русском музее.

 Одним из наиболее известных является иконостас Троицкого собора Троице-Гледенского монастыря. Построен он был «старанием» троицкого игумена Геннадия в 1776-1783 годах, для которого создание иконостаса было главным делом его служения.

 Выполнен иконостас в стиле позднего барокко по рисунку, снятому с иконостаса Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове. Царские врата украшают искуснейше вырезанные цветочные гирлянды и виноградная лоза, над ними резная драпированная занавесь с кистями. На вратах скульптуры Саваофа и Евангелистов.

 В Великоустюжском архиве сотрудниками музея были найдены документы, раскрывающие личность игумена (в том же, выше упомянутом сборнике) и имена тех мастеров, которые создавали иконостас. Это тотемские резчики Богдановы, московский позолотчик Лабзин, устюжские иконописцы купцы Колмогоров и Шергин, и священник Успенского собора Василий Аленев. Игумен Геннадий был похоронен в монастыре, но все монастырские захоронения исчезли, зато сохранилось его детище.

 

 Великоустюжские соборы возрождаются, и может быть, скоро можно будет увидеть их глазами Питирима Сорокина, крупнейшего социолога XX века:

«Яркое солнце играло на крестах и куполах «Мироносицы», и церкви, издали белые и чистые, выстроившись в ряд, стояли, окруженные синевой неба. 

 Это было красиво…Красив Устюг с реки…Весь берег усеян церквами, а там, вдали, одиноко белеется Троицкий монастырь…Зелень, синева неба, белизна зданий, и румяно-золотая гладь Сухоны вместе с звоном колоколов составляли то целое, стройное, успокаивающее душу…»

 

Июль 2007 г. Нелли (Елена) Могилевская