Михаил Москвин-Тарханов
Прикосновение к тайне.


Уважаемая редакция!
В настоящее время, когда реализуется национальный проект "Образование", параллельно проявляются опасные и давно известные тенденции к пересмотру фундаментальных научных взглядов на эволюцию мира и происхождение человека, опираясь на догматическое понимание текстов священных книг христиан, иудеев и мусульман.

При этом рядом деятелей предлагается внедрить в школьное образование наряду с эволюционной (научной) теорией развития мира, креационную (ненаучную) теорию поэтапного творения мира.Это происходит не только в станах мусульманской Азии и Восточной Европы (Сербия, Украина), но даже в США. Так, недавно широко обсуждалась инициатива комиссии по образованию ассамблеи штата Канзас (США). Члены комиссии проголосовали за равное преподавание как эволюционистской, так и креационной точек зрения на эволюцию, после чего 38 лауреатов Нобелевской премии подписались под заявлением с просьбой не пересматривать преподавание теории Дарвина в школах, ссылаясь на то, что представления об эволюции нельзя преподносить в качестве гипотезы. С таим же успехом можно было бы в качестве альтернативной коперниковской поместить в учебник астрономии гелиоцентрическую теорию Птолемея в изложении, например, Космы Индикоплова (черепаха, слоны, киты), или в учебник химии "теорию флогистона" Р.Бойля, или же в учебник физики "теорию мирового эфира" М.Фарадея на правах альтернативных, полноценных, современных научных теорий, а не как истории развития научной мысли. Птолемей, Бойль и Фарадей были великими учеными, их взгляды сыграли свою роль и ушли в прошлое. Так же ушли в 19 веке в прошлое вместе с великим Кювье и креационистские взгляды на естественую историю. И вот ужас, в 21 веке их снова поднимают на щит "протестантские ваххабиты" в США  и новые "православные мичуринцы" в нашей стране.

Такие попытки является, на мой взгляд, звеном в общем антинаучном походе ретроградов в наши дни: против генной инженерии, вакцинации, трансплантации органов и прочих достижений медицины и биологии. Этот поход, с одной стороны, пытается вмешиваться в нормальное развитие науки и образования, а с другой стороны, консолидирует научную общественность против средневековых догматиков. А это уже (здесь и таится особая опасность), в свою очередь, позволяет некоторым бессовестным ученым проводить аморальные и опасные эксперименты с человеческим материалом, "примазавшись" к общей борьбе "против реакции" и "спрятавшись за спину" подлинных научных авторитетов. Таким образом, настоящая биологическая наука и образование страдают, а негодяи, ведущие опасные для человечества и аморальные разработки, наоборот, процветают.

Я, будучи некогда ученым (молекуляная биология), и являясь сегодня православным христианином, после обсуждения проблемы с передовыми, разумно мыслящими единоверцами  написал небольшую статью с позиций собственного христианского научного мировоззрения, предназначая ее первоначально для ограниченного круга пользователей. Но мне также показалось, что она может представлять интерес и для экспертного сообщества, тем более, что сама проблема является значимой и для правильной реализации национального проекта "Образование", и для развития биологической науки, и для установления нормальных отношений в системе "научное сообщество" - "христианская общественность" в ходе становления гражданского общества в России.

В связи с вышеизложенным прошу Вас рассмотреть возможность размещения статьи (прилагается) в Вашем издании.

С уважением

М.И.Москвин-Тарханов

 

Мнения экспертов

Прикосновение к тайне

Михаил Москвин-Тарханов

 Депутат Московской Городской Думы

 

В настоящее время в обществе снова началась дискуссия о роли месте церкви в государстве, отношения религии и естественных наук. То есть, некая общеевропейская дискуссия, которая шла в XVII - XIX столетиях, в силу причуд 'исторического времени', начинается вновь у нас в XXI веке. Эта дискуссия, с одной стороны, демонстрирует разрыв с тоталитарным единообразием,   глубокую плюралистичность общества, а с другой стороны, несет в себе опасность.

С точки зрения верующего в Бога ученого-естественника, законы природы, которые он изучает, есть не просто 'свойства материи', а формы реализации замысла Творца, и исследование фундаментальных основ мироздания носит у него порой некий сакральный характер. Как говорил Альберт Эйнштейн, необыкновенно волнует ученого 'прикосновение к тайне', к великому Замыслу, лежащему в основе Вселенной. Не случайно великие физики, как правило, не были материалистами, они верили в первичность Высшего разума по отношению к энергии и веществу.

Да и трудно не почувствовать этого, изучая, например, тонкие взаимодействия в мире элементарных частиц, исследуя звезды и галактики, двойные спирали ДНК и даже 'просто' молекулы воды, либо поведение клеток и тканей при развитии эмбриона, архитектонику мозга или же поведение птиц. Чем дальше углубляешься в тайны мироздания, тем яснее чувствуешь присутствие высшей силы в мире, тем яснее ощущаешь и что-то высшее в себе. Дух и разум ученого устремляются вслед за мыслью Творца.

Но, выражаясь образно, яблоко с древа познания было съедено нами, мягко говоря, несколько преждевременно, и так уж получается, что малые поверхностные знания в естественных науках удаляют человека от Бога, но, к счастью, глубокие, фундаментальные - приближают обратно.

Не знаю, насколько глубоки были мои познания в биологии, химии и физике, но именно этим путем, атеист и скептик, сотрудник Института молекулярной биологии АН СССР, пришел сначала к вере в Творца, потом, уже через годы - к вере в Спасителя и Евангельские истины, а пятнадцать лет назад стал прихожанином Православного Храма.

Считаю, что борьба науки и веры, которая велась в эпоху Возрождения, была трагическим недоразумением. Молодая наука, не основанная на опыте и методологии, пыталась вторгнуться в надмирные сферы, превращаясь, порой, в магию (астрология, алхимия, хиромантия). Религия, защищаясь и наступая, пыталась на основе произвольно трактуемых текстов Святого Писания и Священного Предания вторгаться в сферу науки, 'запрещая' научные открытия, постулируя ложные истины, не выдерживающие проверки опытом.

И в том, и в другом случае, человек самовольно нарушал волю Создателя, либо вторгаясь в сферу религии с ретортой или циркулем, либо вступая с кропилом и кадилом в сферу научных знаний и разума. К сожалению, подобные заблуждения не обходятся нам просто так, за них приходится дорого платить! И, увы, часто кровью:

И вот священнослужители, которые отрицали законы Творца, по которым он создал Мир, теряют авторитет и подвергаются преследованиям атеистов в эпоху Революций. А потом и сами атеисты, отрицающие Бога с позиций якобы 'научного знания', терпят крах в своих начинаниях.

И только с относительно недавнего времени ко многим просвещенным людям, таким как, например, православный протоиерей Александр Мень или католический философ Тейяр де Шарден, приходит твердое убеждение, что наука и вера не только не противоречат друг другу, но что они союзники в борьбе с магизмом, безнравственностью и глупостью. А глупость, как пишет в своих дневниках протоиерей Александр Шмеман, есть явление самое враждебное человеку, самое демоническое, самое темное. Именно глупость, с которой борются вместе и истинная религия, и истинная наука, порождает тоталитарное магическое сознание, способное разрушить мир.

Апостол Павел пишет, что 'вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом', то есть в недоступном для познания с помощью научных методов. Когда же некоторые 'научные атеисты' пробуют с помощью вульгарной диалектики умозрительно вторгаться в это 'невидимое', строить сомнительные гипотезы о Вселенной, выдавать эти плоды умствований за законы мироздания, то это - греховное желание еще раз попробовать 'сорвать запретное яблоко с древа познания', выйти за границы познания, которые нам щедро отмерил Всевышний в тварном мире.

Когда же деятели различных религиозных конфессий выдают собственные наивные суждения о законах природы за истинное знание, то это, в одних случаях,   просто выглядит нелепо, а в других является бунтом человеческой гордыни, мнимого сакрального знания против воли и замысла Творца, который создал мир не таким, как о нем думают отдельные богословы.

Иными словами, по моему убеждению, грубое вторжение религии в естественные науки, равно как и естественнонаучное вторжение в сферы надмирные, религиозные недопустимо. Это, однако, не отрицает тонкого и мягкого сотрудничества естественных наук и религии в познании такого феномена как человек. И тут уже подключаются науки гуманитарные и различные искусства, предметом которых является не совершенный Божий замысел природы, а весьма несовершенные деяния рук человеческих. (Приобретя к 50 годам новую специальность - юриспруденцию, я остро проникся сочувствием к практическим гуманитариям (юристам, экономистам, социологам, политикам) - как же трудно, кажется мне, им поверить в Бога, изучая нагромождение человеческих ошибок и предрассудков, являющееся тяжким бременем человеческой цивилизации)

В связи с этим, особенно тревожным для меня выглядят заявления некоторых верующих людей о том, что, оказывается, непреложно доказанный закон эволюции, абсолютно не подвергаемый научному сомнению, может быть якобы рассмотрен как некая 'гипотеза', альтернативой которой является библейская история сотворения мира в буквальном, наивном и детском ее понимании.

Ведь закон эволюции фундаментален и непреложен, именно его Творец заложил в основу мироздания, именно этот закон является одним из наиболее универсальных научных знаний о мире. Отрицание его из человеческой гордыни и ради ложного умствования - это восстание против Бога-Отца, Творца Вселенной. Неприятие же его слабым умом, готовым воспринять Библию как волшебную сказку, есть просто несчастье человека, торжество невежества, а значит и сил зла. И здесь наш долг помочь заблуждающимся людям понять и по-новому прочитать Книгу Бытия.

А для этого надо попробовать представить себе, что откровение о Сотворении мира и эволюции Вселенной было дано отнюдь не современному человеку, а жителю Палестины бронзового века. Попробуйте-ка, расскажите такому человеку, что в начальный период Творения возникли энергия, материя, пространство, потом путем эволюции космических объектов возникла наша Земля, на ней воздух, океан и суша, потом появились животные и растения, а потом уже человек. Как он этот рассказ воспримет?

Да так, как и написано в Библии: сначала Бог сотворил свет, воду и твердь (неживая материя), потом животных и растения (жизнь), потом венец природы - человека. Из чего состоит тело человека? Из материи, скажем мы, он материален. Ну да, скажет древний палестинец, как 'прах земной', что-то вроде глины, из которой Бог лепит и мужчину, и женщину 'из ребра его' ('из того же материала', как сказали бы мы сегодня).

И пусть невообразимые временные периоды эволюции в Библии стали 'днями Бога', но само эволюционное восхождение форм отчетливо прослеживается, хотя и называется отдельными творениями. А как бы мог себе еще это представить человек того времени? Это и нам то трудно, людям с высшим образованием, современным 'карликам, стоящим на плечах гигантов', а каково было человеку второго тысячелетия до нашей эры. Откровение, конечно, можно получить, но понять то, что открылось, человек может только на уровне своих представлений и знаний.

Как раз именно библейский рассказ о сотворении мира и доказывает, что Библия не простая книга, что в ней действительно заключено религиозное откровение, понятое неискушенным умом человека древнего мира и дошедшее до нас в неизменном виде.

А вот ни в одном из четырех Евангелий никаких естественнонаучных сведений не содержится. И для нас это особенно важный урок. Вера, она не про строение материи. Она - о спасении и воскресении, о любви к Богу и человеку. Оставим же Божье - Богу, кесарево - кесарю, а архимедово - Архимеду.

И, конечно, ни в коем случае не надо внедрять в школы учебники с изложением двух 'теорий' возникновения и развития Вселенной, одной, заведомо истинной, эволюционной, другой, заведомо ложной, креационной. Это очень опасно для российского образования, все еще не выздоровевшего от болезней 'диалектического материализма' и 'научного атеизма'.

Ведь креационистские взгляды, попав в школьные учебники с подачи 'средневековых христиан' и подвергнувшись критике разума, причинят тем самым вред делу христианского возрождения России, а принятые детскими умами некритически, нанесут вред образованию, подобно тому, как это в сталинское время сделала 'мичуринская биология' Т.Д.Лысенко.

1 февраля 2007