Михаил Москвин-Тарханов
Депутат Московской городской Думы,
кандидат юридических наук
РЕЛИГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ.


В настоящее время в обществе снова началась дискуссия о роли месте церкви в государстве, отношения религии и естественных наук. То есть, некая общеевропейская дискуссия, которая шла в XIX столетии, в силу причуд «исторического времени», начинается вновь у нас в XXI веке. Эта дискуссия, с одной стороны, демонстрирует разрыв с тоталитарным единообразием, глубокую плюралистичность общества, а с другой стороны, несет в себе опасность.

С точки зрения верующего в Бога ученого-естественника, законы природы, которые он изучает, есть не просто «свойства материи», а формы реализации замысла Творца, и исследование фундаментальных основ мироздания носит у него порой некий сакральный характер. Как говорил Альберт Эйнштейн, необыкновенно волнует ученого «прикосновение к тайне», к великому Замыслу, лежащему в основе Вселенной. Не случайно великие физики, как правило, не были материалистами, они верили в первичность Высшего разума по отношению к энергии и веществу.

Да и трудно не почувствовать этого, изучая, например, тонкие взаимодействия в мире элементарных частиц, исследуя звезды и галактики, двойные спирали ДНК и даже «просто» молекулы воды, либо поведение клеток и тканей при развитии эмбриона, архитектонику мозга или же поведение птиц. Чем дальше углубляешься в тайны мироздания, тем яснее чувствуешь присутствие высшей силы в мире, тем яснее ощущаешь и что-то высшее в себе. Дух и разум ученого устремляются вслед за мыслью Творца.

Но, выражаясь образно, яблоко с древа познания было съедено нами, мягко говоря, несколько преждевременно, и так уж получается, что малые поверхностные знания в естественных науках удаляют человека от Бога, но, к счастью, глубокие, фундаментальные – приближают обратно.

Не знаю, насколько глубоки были мои познания в биологии, химии и физике, но именно этим путем, атеист и скептик, сотрудник Института молекулярной биологии АН СССР, пришел сначала к вере в Творца, потом, уже через годы - к вере в Спасителя и Евангельские истины, а пятнадцать лет назад стал прихожанином нашего Православного Храма.

Считаю, что борьба науки и веры, которая велась в эпоху Возрождения, была трагическим недоразумением. Молодая наука, не основанная на опыте и методологии, пыталась вторгнуться в надмирные сферы, превращаясь, порой, в магию (астрология, алхимия, хиромантия). Религия, защищаясь и наступая, пыталась на основе произвольно трактуемых текстов Священного Писания и Святого Предания вторгаться в сферу науки, «запрещая» научные открытия, постулируя ложные истины, не выдерживающие проверки опытом.

И в том, и в другом случае, человек самовольно нарушал волю Создателя, либо вторгаясь в сферу религии с ретортой или циркулем, либо вступая с кропилом и кадилом в сферу научных знаний и разума. К сожалению, подобные заблуждения не обходятся нам просто так, за них приходится дорого платить! И, увы, часто кровью…

И вот священнослужители, которые отрицали законы Творца, по которым он создал Мир, теряют авторитет и подвергаются преследованиям атеистов в эпоху Революций. А потом и сами атеисты, отрицающие Бога с позиций якобы «научного знания», терпят крах в своих начинаниях.

И только с недавнего времени ко многим просвещенным людям, таким как православный протоиерей Александр Мень или католический философ Тейяр де Шарден, приходит твердое убеждение, что наука и вера не только не противоречат друг другу, но что они союзники в борьбе с магизмом, безнравственностью и глупостью. А глупость, как пишет протоиерей Александр Шмеман, есть явление самое враждебное человеку, самое демоническое, самое темное. Именно глупость, с которой борются вместе и истинная религия, и истинная наука, порождает тоталитарное магическое сознание, способное разрушить мир.

Апостол Павел пишет, что «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», то есть в недоступном для познания с помощью научных методов. Когда же «естественники» пробуют с помощью метафизики или диалектики умозрительно исследовать это «невидимое», строить гипотезы, более похожие на фантазии, или, тем более, отрицать Бога, то это - греховное желание еще раз попробовать сорвать запретное яблоко с древа познания, выйти за пределы той меры, которую нам щедро отмерил Всевышний в тварном мире.

Когда же религиозные деятели начинают выдавать собственные суждения о законах природы за истинное знание, то это, в одних случаях, просто выглядит нелепо, а в других является бунтом человеческой гордыни и мнимого сакрального знания против воли и замысла самого Творца, который создал мир не таким, как о нем думают некоторые богословы.

Иными словами, по моему убеждению, грубое вторжение религии в естественные науки, равно как и естественнонаучное вторжение в сферы надмирные, религиозные недопустимо. Это, однако, не отрицает тонкого и мягкого сотрудничества естественных наук и религии в познании такого феномена как человек. И тут уже подключаются науки гуманитарные и различные искусства, предметом которых является не совершенный Божий замысел природы, а весьма несовершенные деяния рук человеческих. (Приобретя к 50 годам новую специальность – юриспруденцию, я остро проникся сочувствием к практическим гуманитариям (юристам, экономистам, социологам, политикам) – как же трудно, кажется мне, им поверить в Бога, изучая все это безмерное скопище человеческих ошибок и предрассудков, называемое «цивилизацией»)

В связи с этим, особенно тревожным для меня выглядят заявления некоторых верующих людей о том, что, оказывается, непреложно доказанный закон эволюции, абсолютно не подвергаемый научному сомнению, может быть якобы рассмотрен как некая «гипотеза», альтернативой которой является библейская история сотворения мира в буквальном, наивном и детском ее понимании.

Ведь закон эволюции фундаментален и непреложен, именно его Творец заложил в основу мироздания, именно этот закон является одним из самых фундаментальных и универсальных научных знаниях о мире. Отрицание его из человеческой гордыни и ради ложного умствования - это восстание против Бога-Отца, Творца Вселенной. Неприятие же его слабым умом, готовым воспринять Библию как волшебную сказку, есть просто несчастье человека, торжество невежества, а значит и сил зла. И здесь наш долг помочь заблуждающимся людям понять и по-новому прочитать Книгу Бытия.

А для этого надо попробовать представить себе, что откровение о Сотворении мира и эволюции Вселенной было дано отнюдь не современному человеку, а жителю Палестины бронзового века. Попробуйте-ка, расскажите ему, что в начальный период Творения возникли энергия, материя, пространство, потом путем эволюции космических объектов возникла наша Земля, на ней воздух, океан и суша, потом появились животные и растения, а потом уже человек. Как он этот рассказ воспримет?

Да так, как и написано в Библии: сначала Бог сотворил свет, воду и твердь (неживая материя), потом животных и растения (жизнь), потом венец природы - человека. Из чего состоит тело человека? Из материи, скажем мы, он материален. Ну да, скажет древний палестинец, как земля, как глина, значит, Бог их из глины слепил, и мужчину, и женщину «из ребра мужчины» («из того же теста», скажем мы.)

И пусть невообразимые временные периоды эволюции в Библии стали «днями Бога», но само эволюционное восхождение форм отчетливо прослеживается, хотя и называется отдельными творениями. А как бы мог себе еще это представить человек того времени? Это и нам то трудно, людям с высшим образованием, современным «карликам, стоящим на плечах гигантов», а каково было человеку второго тысячелетия до нашей эры. Откровение, конечно, можно получить, но понять то, что открылось, человек может только на уровне своих представлений и знаний.

Как раз именно библейский рассказ о сотворении мира и доказывает, что Библия не простая книга, что в ней действительно заключено религиозное откровение, понятое неискушенным умом человека древнего мира и дошедшее до нас в неизменном виде.

А вот ни в одном из четырех Евангелий никаких естественнонаучных сведений не содержится. И для нас это особенно важный урок. Вера, она не про строение материи. Она - о спасении и воскресении, о любви к Богу и человеку. Оставим же Божье - Богу, кесарево - кесарю, а архимедово – Архимеду.

И, конечно, ни в коем случае не надо внедрять в школы учебники с изложением двух «теорий» возникновения и развития Вселенной, одной, заведомо истинной, эволюционной, другой, заведомо ложной, креационной. Это то же самое, что начать преподавать в современной школе систему Птолемея (по которой, как известно в центре солнечной системы находится земля, а не солнце), как равнозначную общепринятой системе Коперника. Пусть, де учащиеся сами разберутся кто из них прав.

Может быть, кому-то это и выгодно, но только не верующим православным христианам и нашему обществу, все еще не выздоровевшему от тяжелых болезней «развитого социализма» и «научного атеизма».

Февраль, 2007 г.