Александр Кремлев
Мысли о группах


Был ли Иисус гражданином мира? Да, конечно, ибо евангельская весть, как и спасение – для всех, ибо нет во Христе “ни еллина ни иудея”. И на крест Он взошел, дабы призвать к себе всех – без различия пола, цвета и культурной среды. И в то же время мы знаем, что Спаситель родился в конкретной еврейской семье, оставался в послушании у родителей, строил людям дома (вдумайтесь, профессия-то какая) и, наконец, создал Церковь как семью братьев и сестер, объединенных общим отцовством. С тех пор жизнь в Церкви немыслима без общины, и даже отцы-пустынники, уединяясь в молчании, не порывали молитвенной связи с народом Божиим. Думается, что здесь лежит и ответ на вопрос всех времен и народов: а возможно ли спасение вне Церкви? Вопрос очень сложен, если речь идет о принадлежности к “правильной” организации и детски прост, когда Спаситель открывается нам через братьев и сестер: “ так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф 25.40).

Когда-то на лекции отцу Александру Меню прислали записку, “Что делать, если приходится выбирать между самосовершенствованием и служением ближнему”? Ответ был гениален и прост: “самосовершенствоваться в служении ближнему”. И это не компромисс, не вариант совмещения при недостатке времени и сил. Это единственный путь, позволяющий выйти за пределы себя; все остальные тренинги духовного роста, разговоры “об умном”, “о высоком”, “о духовном” – лишь попытка повысить некий свой потенциал своими силами и для себя. Самоудовлетворение после них может быть запредельным, и польза, наверное, есть, да только такой христианин подобен мужу, качающему гири, пока жена таскает сумки. Нет уж, чур меня с этим духовным ростом, мне бы научиться брата моего услышать, да новичку на группе место дать.

А слышать друг друга – особое искусство. Часто мы слышим не человека, а свое мнение о том, что он говорит. Еще труднее молчать, оно и понятно, говорить учимся первые четыре года, молчать – гораздо дольше. А как слушать человека, если он не интересен? Подход “послушай меня, а потом я тебя” истощает группу на третьем докладчике. Значит, человек должен быть интересен, а кто интересен? А кто ближний? То-то: тот, к кому я сам в состоянии испытывать живой интерес.

Конечно, проще всего сказать: неинтересных людей нет (есть мало чая). Знакомый психотерапевт поделился как-то “Знаешь, давно заметил, только тогда что-то получается в работе, когда, глядя на человека, могу вдруг сказать: А какой же он (она) красивый!”. А где у нас сила чтобы глядеть глазами любви? Не желания, не вожделения, а благоговения перед чудом Господним? Только в Духе оно и возможно, только в молитве, явной или сокровенной сердечной, хотя бы и без слов.

Тут – главная мистерия группы. Группа – аккумулятор Духа. Идя на встречу, никогда не знаешь, что откроется, и с чем столкнешься. Можешь нарваться на чье-то несогласие и эта линия напряжения – ценнейший дар, явный указатель на золотую жилу, которую сам до сих пор не заметил (это только ремесленники от психологии придумали, что защита – плохо). Можешь вдруг через чью-то реплику, через вопрос открыть новый пласт смысла в давно известном тексте. Так мы долго думали, что “свяжете и развяжете” это про прерогативы апостолов, а оказалось – про узловые линии нашей судьбы, про камни, которые надо собирать, не откладывая на потом.

Группа учит заботиться и помнить друг о друге. И вдруг выясняется – не смейтесь – что без интереса и любви это нельзя. Вообще, одними человеческими силами нельзя. Понуждать себя любить – столбовая дорога мизантропии. Группа требует смелости: если брат твой чувствует, что ты его услышать не готов, что тебе это может быть больно и страшно – смолчит и закроется. Группа требует терпения и чуткости, если брат твой не готов, если слова твои ему соблазн – лучше смолчать: необходимость отреагирования агрессии придумали те, чье упование целиком на этой земле и в этой ситуации. Группа требует искренности… Да много чего требует, чего нет у нас за душой и только в Духе получаем, так что тут уж поневоле станешь верующим.

Кто может объединиться в пределах одной группы? Должны ли они отражать возрастную, половую, культурную или иную стратификацию? Мне немного стыдно, что моя группа чисто молодежная. Понимаю, что иначе пока не получится, хотя видел продуктивные примеры содружества самых разных возрастов – от младших школьников до пенсионеров. Думаю, что это естественно, как естественно быть на земле вместе старым и молодым, мужчинам и женщинам. Похоже, что возможность объединять разных людей зависит от того, насколько группа “христианская”. Если пламя горит, если градус веры высок – у всех будет “одно сердце и одна душа” (Деян 4.32). И наоборот: чем больше группа – “клуб по интересам”, тем одномернее, тем специфичнее состав. Как повысить "градус" - вопрос особый. Чисто по человечески не получается, хотя от ведущего очень много зависит.

Нельзя вести группу без личного интереса. Если для тебя самого это не спасение, не глоток воздуха – то и другому она никогда им не станет. И если думаешь, что кому-то встречи с тобой нужнее, чем тебе (клиент типа) – вранье это все, насколько ты его опустил, настолько же и сам опустился.

Что совсем нельзя – преследовать свои интересы. Парадокс? Отнюдь. Как только общность христиан становится твоим делом, "бизнесом", проектом, как только реализация очередной программы, мероприятия (сколь угодно благотворительного) оказывается важнее летящих щепок – группа умерла. Она еще может гальванизировать на твоей личной харизме, но Богу тут ловить уже нечего. Живого роста в этом болоте ждать не приходится, зато пышным букетом расцветают “психологические механизмы”.

Раз уж вспомнили к ночи про психологию, хочется напомнить прозвучавшие на кратовской встрече слова одной из ведущих: “мы понимаем теперь, что у нас давно сама собой сложилась группа поддержки и это, оказывается, не плохо”. Группа сама вырабатывает четкий баланс “библейского” и “сегодняшнего”. Говорить только на богословские темы – вернейший способ группу “засушить”. Начать обсуждать злободневные переживания в удалении от библейского текста – уходит измерение веры, уходит сила Слова, зато накапливаются те самые проблемы, которые потому и проблемы, что не решаются в плоскости повседневного бытия (об этом хорошо у Шмемана). Святая цель группы – слить одно и другое: нет ничего сиюминутного и случайного когда мы на евангельском пути (“и один волос не упадет”). И нет ничего отвлеченно–библейского в этой Книге, вся она про наше сегодня. Достигается этот баланс живой интуицией группы, но и про долг ведущего нельзя забывать. Он – не верховный арбитр и не “старший брат”, но человек, ответственный за жизнь группы, уровень разговора и просто порядок, упускать это непозволительно.

Пышное цветение психологических практик сегодня – естественный процесс переключения внимания с покорения природы внешней на свои сокровенные глубины. И то правда – давно пора. На Западе этот этап стартовал на рубеже 70-х годов прошлого века (см., например, Ирвин Ялом. Групповая психотерапия). В нем немало механически перенесенного технологизма, есть наивная вера, что дай нам правильные знания о своей природе, тут мы и жить станем правильно. Но есть и замечательное стремление разобраться в себе, есть поиск и есть открытие, что “Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рим 7.19), и никакое знание этой проблемы не решает. Если на первом этапе был соблазн заменять ублюдочные интроекты (установки, стереотипы etc.) типа “нельзя носить ребенка на руках, а то сядет на шею” на менее ублюдочные (“детей надо постоянно и требовательно любить, чтобы они гармонично развивались”), то сегодня этот путь уже не удовлетворяет. Все верно, но самое психологическое, самое “правильное” знание вне живого движения души оборачивается мертвящим занудством (опять же см. Шмемана, они в Америке с этим раньше столкнулись). Обучение лишь выводит на некий нулевой уровень, необходимый, но не достаточный, мы же в этот мир явились, чтобы летать. Ответ дает владыка Антоний: настоящий помощник в пути – тот, кто помогает человеку раскрыть его собственные, уникальные духовные дары, а не клонирует в ученике свою духовность. Это смирение друга жениха: дары не от него, дары от Духа, и мы снова возвращаемся к необходимости слышать, просить, видеть глазами любви красоту поруганной иконы. Таков эмпирический закон: надо услышать человека, чтобы он услышал себя. И необходимо прислушиваться к другим, чтобы услышать голос Духа. А значит, группа неизбежна, как тот самый генератор, а вернее антенная система…

Это не отменяет психологию. Это просто на порядок интереснее.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-