Татьяна Семчишина
Впечатления о подростковом лагере 2006.


Лагерь. Для меня – четвертый. Как и каждый из предыдущих – неповторимый, не похожий ни на что. И все-таки – этот лагерь был для меня особенным. Своей гармоничностью, теплой атмосферой и – своей наполненностью.

Подготовки лагеря давались с трудом. Наверное, по-другому и не могло быть – мы, готовившие этот лагерь, были очень требовательны.

Хотелось, чтобы было по-настоящему. Чтобы было по-честному. Не учить жить. Не наставничать. Не врать. Не прятаться за «правильными» словами и «правильными» ответами. Быть собой. Говорить о сложностях и разочарованиях. Задавать вопросы, на которые сами пока не нашли ответов.

Не так давно читала книгу Виктора Франкла «Человек в поисках смысла» – и в очередной раз убедилась, что любые мысли и суждения «о высоком» отзываются в сердце только тогда, когда остро ощущаешь, нутром чувствуешь, что за этими словами что-то стоит. Когда слова подкреплены опытом, они не выглядят пафосно, не набивают оскомину и не вызывают протеста. Потому что человек знает, что говорит. И именно такой честности – честности живого опыта - хотелось в лагере.

Быть честным сложно – слишком заманчиво и удобно нацепить на себя имидж «взрослости» и начать поучать. Да, мы старше. Да, в чем-то опытнее и можем этим поделиться. Но это не делает нас выше и не дает права смотреть на наших ребят сверху вниз.

Быть честным самим с собой, честным перед Богом и перед людьми непросто. Но этой правды жизни очень не хватало.

Процесс подготовки стал отдельным этапом «долагерной» жизни: накануне, за день до начала лагеря, ездили на базу – нужно было отвезти вещи, реквизит и разложить по домикам конверты (каждого ждала подписанная лично ему открытка, песенник, молитвенник и шоколадка). И по возвращении в Москву было очень четкое ощущение: один лагерь закончился сегодня; второй – начинается завтра.

Мы начинали лагерь без названия (за время подготовок оно так и не родилось). Его формат напоминал прошлогодний: несколько параллельных линий в отсутствие объединяющего сюжета. Лагерь-мозаика.

В этом лагере многое было первый раз. У нас было свое радио «Exist FM», где ведущие выступали в роли диджеев и могли поделиться любимыми песнями в программе «Музыка жизни», а ребята сами вызвались делать ежедневные выпуски новостей.

У нас была часовня – место для утренней молитвы и вечерних серьезных встреч, которые, логично проистекая одна из другой, впервые стали самостоятельным элементом программы.

Первая встреча (она завершала второй день лагеря) была посвящена заповедям блаженства. Сначала каждый пытался сформулировать в одной фразе смысл 10 заповедей блаженства. Задание сложное, без однозначного ответа – но тем и интересное. Вот несколько вариантов:
- полнота жизни - в доверии Богу;
- вы счастливы, когда понимаете, что у вас нет и не было ничего, кроме Меня;
- будьте хотя бы частично как Иисус и будете блаженны;
- по-настоящему живет тот, кто настоящий, тот, кто никогда не врет;
- ищущие блаженства никогда его не найдут;
- истинная радость - в стремлении к Небу;
- состояние "все хорошо" и счастье - вещи разные, часто противоположные;
- блаженны те, кто творят добро вне зависимости от чужого мнения, ищущие только правду и только своим сердцем;
- не бойся жить по-настоящему свободно и открыто к миру и людям, даже если
все остальные считают, что это неправильно.

А потом мы по группам писали свою заповедь блаженства – нужно было продолжить фразу «По-настоящему счастлив тот, кто…». Обсуждение получилось очень интересным – наша группа после долгих дискуссий остановилась на варианте «По-настоящему счастлив тот, кто умеет любить».

Вторая вечерняя встреча была посвящена Христу, воплотившемуся Богу, и отношениям с Ним. Начиналась она с необычного задания – предлагалось поразмышлять и потом обсудить: если бы я был Богом и смотрел сейчас на свою человеческую жизнь – то что бы я себе (человеку) сделал, дал, изменил? Посидели в тишине – рассказала ребятам, как расплакалась над чистым листом, так ничего на нем и не написав (потому что я ничего бы не стала менять) – расплакалась с благодарным чувством за все, что со мной сейчас происходит, за радости и сложности, которые иногда так сложно принять, но без которых не было бы меня такой, какая я есть сейчас.Потом говорили – о любви, которой не хватает в жизни, о том, что значит «умение любить» (вечерний разговор накануне не давал покоя). За обсуждениями в группах последовали несколько рассказов ведущих о любимых отрывках из Евангелия, о действиях, словах или реакциях Христа, которые особенно «цепляют», которые особенно дороги. В конце встречи – еще несколько минут в тишине. Передавали друг другу икону Спаса – так чтобы каждый мог посмотреть изображенному Христу в глаза.

В пятый день лагеря к нам приезжал отец Георгий. Во время обеда батюшка все время норовил встать в общую очередь на раздачу и есть вместе со всеми – еле уговорили пообедать в более комфортных условиях, в домике (только-только закончился проливной дождь и на улице даже негде было присесть). Как обычно – он отвечал на вопросы (в этот раз было особенно много вопросов, касающихся конкретных житейских ситуаций), потом беседовал и исповедовал желающих, служил молебен. Запомнилось, что отец Георгий много говорил о молитве, о доверии, о том как важно суметь отдать ситуацию Богу.

Следующий вечер – встреча о Воскресении Христовом. Свечи, икона Спасителя в белоснежной драпировке. Сидим на полу. Смотрим фрагменты фильма о Туринской плащанице – немом свидетеле реальности происходившего. Несколько ведущих говорят о том что Смерть и Воскресение Христа значат лично для них. О том, что даже из самого сильного горя есть выход. О победе добра над злом. Читаем Евангелие «Я с вами во все дни до скончания века».

Зажигаем свечи – молимся и поем. Каждый уходит, когда посчитает нужным. Чувство единения – мы действительно были одной семьей. Мы были все вместе – и перед Богом.

Кроме вечерних серьезных встреч, которых, как я уже сказала, было четыре (включая приезд батюшки), ежедневно по утрам, после завтрака и мытья посуды, мы читали Евангелие. Собирались всем лагерем в беседке или под навесом и один из ведущих (каждый день – новый человек) предлагал для размышления тему, которая ему самому близка и интересна.

Обычно беседа проходила очень живо, в форме вопросов и ответов, зачитывался связанный с заданой темой отрывок из Евангелия, который мог сопровождаться небольшими комментариями и примерами из жизни. Наверное, было бы амбициозно называть это «проповедью» - просто каждый день была возможность познакомиться с опытом конкретного человека, пытающегося применять Евангельские истины в своей жизни.

После утреннего чтения Евангелия чаще всего проходили тематические обсуждения по группам - о чувствах/эмоциях; о мировоззрении; об общении (в нашей группе – о плюсах/минусах виртуального и реального общения); о природе и об отношении к окружающему миру. Иногда собирались по вечерам - обсуждали прошедший день, делились впечатлениями и пожеланиями.
Для меня, как для ведущей, очень важна была свобода и гибкость в ведении группы. Да, заранее (на подготовках) проговаривались темы обсуждений, обозначались основные вехи и несколько направлений, по которым можно «раскачать» тему, чтобы посмотреть на вопрос с разных сторон. Остальное – на усмотрение и инициативу ведущего, ведь группа – это живой организм, со своими настроениями и своей внутренней жизнью.
Обсуждения в нашей группе проходили по-разному. Иногда ребята только слушали и задавали вопросы, иногда разворачивались жаркие дискуссии (как например, о реальном и виртуальном общении). И в этом тоже была свобода для ее участников (хочешь говоришь – хочешь слушаешь): формат открытой беседы, а не урока, в котором ведущий направляет ведомых от заданной точки к единственно правильному выводу и ответу.

Не менее важной, чем свобода и гибкость, была обстановка, располагающая к искренности и доверию – например, во время довольно сложного обсуждения об эмоциях, которое категорически стопорилось и «не шло», сказать «вот, я сейчас переживаю из-за того, что разговор у нас с вами не клеится; давайте каждый скажет, что он сейчас чувствует и чего хочет». Чувства трудно фиксировать, для их описания требуется определенный навык (сформулировать «что я сейчас чувствую» - не такая уж простая задача, часто идет скатывание на «о чем я сейчас думаю»), сложно над ними размышлять. И этот мини-опыт был очень важным и для ребят, и для меня самой – попробовать описать свое состояние, даже (и тем более), когда оно в целом негативное, когда испытываешь отвращение или скуку – попробовать, во-первых, признать свои чувства, во-вторых, описать их, а в-третьих, говорить о своих желаниях и потребностях. Обсуждение пошло вразрез с планируемым – в какой-то момент каждый просто высказал свое недовольство или свою усталость, озвучил свое ощущение дискомфорта, а потом я распустила группу и пригласила желающих попить чайку в домике.
Пришли все. Мы очень здорово поговорили – просто о жизни, и, думаю, это нас еще больше сблизило.

Еще одной линий, логически проходящей через весь лагерь, были кружки. В этом году их было пять: традиционный танцевальный, кружок под условным названием «за жизнь» (разговоры об ответственности человека, о том, что такое вера, что такое жизнь в Церкви и для чего нужно то и другое), киноклуб (мы успели посмотреть фильмы «Макс», «Прогулка», «Пролетая над гнездом кукушки» - после просмотра последнего завязалось интересное обсуждение), мультипликационный (за семь дней ребята сделали настоящий пластлиновый мультфильм про наш лагерь!) и кружок спонтанного самовыражения, который предполагал импровизацию в различных формах – музыка, слово, движение и изображение. И каждый раз – потрясающие открытия: и не только о новых знакомых, но и о себе, и о друзьях, кого, казалось бы, знаешь сто лет. На кружке, посвященном самовыражению в музыке каждый пел свое имя (волнительное и трепетное занятие, между прочим) – и как каждый раскрылся, какой фейерверк звуков, какая неожиданная палитра эмоций: нежные трели в исполнении крутого парня или зажигательный драйв – от умиротворенной сосредоточенной девушки; потом пробовали прислушиваться к заданному ритму и к друг другу и импровизировать на различных музыкальных инструментах или голосом (послушать со стороны – настоящая этно-группа!). На самовыражении в движении – изображали пластику разных животных и танцевали с закрытыми глазами. На «слове» - читали Остера, Кэрролла, затем при помощи одного слога (у каждого был свой) интонацией рассказывали остальным о каком-то важном событии в своей жизни. Еще планировали попробовать самостоятельно написать танку – но, к сожалению, помешал дождь. Больше всего меня поразило задание на кружке, посвященном изображению – из любых подручных материалов (цветная бумага, краски, карандаши, мелки, кусочки тканей, фольга, бусинки, веревочки, веточки, перья, цветки и т.д.) нарисовать/сделать/изобразить свою сущность, то, что ты из себя представляешь. То, что получилось, не поддается описанию – настолько яркая индивидуальность каждого, удивительная красота души (не важно – десяти-, пятнадцати- или двадцатилетнего), перед которой просто замираешь в восхищении. Отдельное спасибо Гале с Денисом и Лене с Натой, что кружок спонтанного самовыражения (а по факту – настоящий кружок открытий) состоялся.

Помимо тематической линии, линии вечерних встреч и кружков, в лагере были традиционные костер, концерт и дискотека, а также несколько мероприятий, сюжетно не связанных с общей канвой – просто уж очень хотелось их провести.
Одним из них стал «Конгресс инопланетян» - яркое действо с переодеваниями и возможностью выразить себя. Сначала каждый из участников получил шанс наконец-то узнать, с какой он на самом деле планеты, потом предоставлялось время, чтобы найти своих «сородичей» и при помощи грима, бумаги и всего, на что хватит фантазии, привести себя в соответствующий галактическим масштабам мероприятия вид.

После этого каждая планета показывала как ее жители здороваются/прощаются, как пользуются общественным транспортом, каким видом спорта увлекаются и как рекламируют самый популярный товар. В заключении конгресса – напутствие землянам и хоровод по орбитам.

Конгресс получился очень веселым и доставил море удовольствия всем в нем участвующим. Часто взрослые боятся таких инопланетных слетов, боятся выглядеть смешно из страха потерять перед ребятами авторитет. Ну и зря - совместное веселье, освобождение и самореализация через такую по-детски простую радость, делает нас ближе и позволяет лучше друг друга узнать. Ведь потребность побыть на какое-то время ребенком, безобидно пошалить, побегать, понаряжаться есть и у подростков, и у взрослых. Так почему же ее не реализовать?

Забавно, но так совпало, что именно в день проведения инопланетянского конгресса мне исполнилось 25. Телефон разрывается от поздравлений и пожеланий типа «первая серьезная дата, пора подводить первые итоги и ставить новые цели», а я бегаю в полиэтилене, с фольгой в волосах, заводной крысой на поясе и пускаю мыльные пузыри. Вот вам и первая серьезная дата :)

Еще одним запоминающимся событием стал телемост, проходивший в день, посвященный общению. Его основная идея заключалась в том, чтобы расположить людей с противоположными точками зрения в разных помещениях, провести между ними дебаты, так, чтобы каждый получил возможность аргументировать свою позицию и ответить на контраргументы опонентов.

Накануне ребятам предлагалось из списка тем выбрать наиболее интересную (одну или несколько):

- оправдано ли применение государством смертной казни как высшей меры наказания?
- эвтаназия: проявление сострадания или убийство?
- реалити-шоу: подглядывание в замочную скважину или возможность увидеть людей такими, какие они есть?
- нужны ли мне запреты?
- следование моде: поддержание имиджа или возможность воспитания вкуса и выработки собственного стиля?
- я и моя страна: должны ли мы что-то друг другу?

Наибольший отклик и интерес вызвали две: о смертной казни и об эвтаназии.

Честно говоря, мы, готовившие этот телемост, волновались. Опасались, что столкновения мнений, главной интриги телемоста, может не получиться. Мы продумывали провокационные вопросы для тех, кто «за» и «против» смертной казни, пытались предугадать логику рассуждения тех и других, чтобы таким образом в какой-то момент, если не опровергнуть ее, то по крайней мере дать повод задуматься и допустить возможность правоты другой стороны.

Результат превзошел все ожидания. Нужно отдать должное технической стороне воплощения этой идеи, которая была реализована просто блестяще (и это тоже дало свой эффект). Вроде бы сейчас уже трудно удивить какими-то достижениями прогресса, но когда сидишь в зале и видишь на экране находящихся в другом помещении опонентов и не просто видишь, а можешь с ними разговаривать – это вызывает какой-то детский восторг. По крайней мере, у меня – совершенно точно :). Получается как бы возможность поговорить с «человеком из телевизора» и на самому какое-то время побыть «человеком из телевизора».

И конечно, главная составляющая успеха телемоста, - это наши ребята, поразившие своими взглядами, суждениями, убеждениями и умением их остаивать. Ведущим телемоста практически ничего не пришлось делать – только успевай передавать слово - такие дебаты развернулись!

Мы проговорили полтора часа – и даже не успели закончить обсуждение смертной казни (а по пессимистическому прогнозу, если тема «не пойдет», было запланировано еще и обсуждение эвтаназии) – желающих высказаться было еще очень много, но из-за духоты в помещении приняли решение завершить дискуссии. Повторное голосование после телемоста показало, что часть участников удалось переубедить: соотношение «за»/ «против» смертной казни по сравнению с началом обсуждения изменилось с 30% к 70% до 25% к 75%.

Вообще, гибкость, о которой уже упоминалось, была характерна не только для ведения групп, но и для всей программы лагеря в целом.

Придумано было довольно много и какие-то мероприятия приходилось сокращать, а от каких-то идей и вовсе отказываться. Не всегда это было просто сделать – особенно если речь шла о собственных задумках, которые так хотелось реализовать. Это был важный опыт смирения и «отпускания», позволивший вносить изменения по ходу отдельных мероприятий и таким образом реагировать на усталость, настроение участников или «незапланированную» погоду. Не цепляясь за свои детища, выбирая наиболее подходящий для данного момента поворот событий (паузу, тот или иной элемент программы), мы становились более чуткими, более открытыми и это давало чувство свободы, такое ценное для меня.

Сейчас, по прошествии нескольких месяцев, я думаю о том, чем же стал для меня этот лагерь. Лагерь, благодаря доверию и поддержке команды подаривший возможность попробовать свои силы. Лагерь, приоткрывший новое о мире, о тех, кто рядом уже не первый год, и от тех, кто стал дорог и близок за эти восемь прожитых вместе дней.
Вспоминаю наших ребят – и на сердце светло и радостно. Что я могу им дать? Искреннюю заинтересованость, опыт принятия со стороны взрослого (более старшего). Выслушать, помолчать вместе, обнять и подержать за руку, когда плохо. Танцевать до упаду, дурачиться, бегать, прыгать, играть в сокс или во фрисби, от души смеяться и радоваться, когда хорошо.

Быть рядом, быть собой и дать возможность другому быть собой тоже. Это и просто, и сложно одновременно. Но в этом, как я думаю и как ощущаю, - весь смысл свободы, вся глубина взаимоотношений между людьми. И в этом Бог.

Мы провели лагерь без названия – что оказалось символичным: лагерь подарил ощущение наполненности. Той наполненности, когда слова не нужны.

Название «Возвращение» появилось уже после его завершения. Оно тоже не случайно. Лагерь действительно стал возвращением. Возвращением – к себе, к отношениям, которых так не хватает и по которым тоскую. Отношениям с Богом. Отношениям друг с другом.

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-