Константин Семенов
Будем играть в мяч?


А была ль она, братие, эта Русь на Руси?

Эта с тучными нивами,

Эта в пене сирени,

Где родились счастливыми,

Уходили в смирении…

Александр Галич

...О Франсиске из Ассизи рассказывали, как он, будучи в отроках послушни­ком мона­стыря, в минуту досуга играл в монастырском дворе в мяч. Прохо­дивший мимо старший брат во Христе, в шутку или желая проверить, спросил: «Франсиск! Вот ты беззаботно играешь в мяч. Представь себе, ты узна­ёшь, что завтра Конец Света, и ты и мы все погибнем. Что ты станешь делить?»

– Играть в мяч...

 

Все приведенные далее рассуждения уяз­вимы. Я не спе­циа­лист ни в одной об­ласти, о кото­рой идет речь. Руководству­юсь про­читанным, уви­денным, услышан­ным, передуман­ным. И, тем не менее, уверен, что в главном прав. И, по­верьте, это не гордыня...

Прошу извинить некоторый сумбур и невня­тицу в изложе­нии, которых, как ни старайся, не полно­стью избе­жать. Слишком больная и обширная тема. Этот текст  –крик боли. Крик боли редко бывает  внятным...

***

С ноября 1945 г. по октябрь 1946 г. в немецком городе Нюрнберге состоялся меж­дународный суд над главными военными преступниками: правящей вер­хушкой З-го Рейха, гитлеровской Германии. 12 подсудимых были приговорены к смертной казни, остальные – к тюремному заключению. На сути их преступ­лений не останавливаюсь, они общеизвестны.

Впервые в истории человечества преступниками названы не отдельные личности или их группы, а ГОСУДАРСТВО, то есть люди, обладавшие верхов­ной властью в стране…

Суд оказался возможным, т.к. государство совершало преступления и за преде­лами своей страны, то есть, было международным преступником. Ограничься нацисты убийствами, ограблением только народа Германии, суду бы не состояться. Между­на­родный суд по поводу преступлений, творимых внутри страны, невозможен. По край­ней мере, при существующем положении дел. По­рядок должен быть обеспечен и под­держиваем самим народом, то есть общест­вом. Если оно в стране есть. Если живу­щие в ней – не просто обитатели…

Нашей страной и народом правит преступное государство, которое для простоты буду именовать Кесарем. Для меня преступность Кесаря истина, самоочевидная до ба­нальности. Однако, судя по происходящему в стране, она очевидна далеко не для всех. К сожа­лению…

Теперь определюсь в понятиях.

Страна – это Россия, часть планеты Земля с ее землей, водами, лесами, зве­рями-птицами-рыбами, полезными ископаемыми и т.д., полученная нашим народом от Гос­пода …

Народ – мы все: славяне, тюрки, угро-финны, семиты и другие племена и народ­ности, поселившиеся в России испокон веков, в более поздние времена и совсем не­давно.

Кесарь – наши сограждане, осуществляющие высшую власть в стране.

Возможно, есть на Земле государства, которые любят свои народы, свои страны, служат им, заботятся о них. Что касается рос­сийского Кесаря, – на каждую букву рус­ской азбуки найдется, и не одно, ключевое слово, обозначающее его, Кесаря, пре­ступ­ление против страны и народа России и других стран. Преступление политиче­ское, экономическое, уголовное, экологическое... Какие еще бывают? Их – тоже.

Афганистан – вторжение, война...

Байкал – загрязнение уникального природного вместилища чистейшей воды; Бес­лан – нераскрытое убийство скрываемого количества заложников; Бе­жецк (Тверская область) и Благовещенск (Башкирия) – зверства зондеркоманд ФСБ...

Венгрия – вторжение, подавление силой политических прав граждан суве­ренной страны; взрывы домов в Москве и других городах России – событие не расследовано, что позволяет мне подозревать в преступлении Кесаря...

Грозный – уничтожение города в процессе «восстановления конституцион­ного порядка»...

... ...

...Норд-ост… Нераскрытые убийства о. Александра Меня, Галины Старо­войтовой, Сергея Юшенкова, Анны Политковской…

... ...

Названа лишь малая часть самых гнусных, громких мерзостей, совершен­ных Кеса­рем, в том числе и в годы правления новой администрации, и их нельзя ква­лифици­ро­вать иначе, как преступления по отношению к народу своей страны. Иными словами, правя­щая верхушка России является государствен­ным пре­ступником, изменни­ком, преда­телем родины.

Однако, продолжу:

Милиция и другие правоохранительные структуры, представляющие опас­ность для народа...

Нищая, небоеспособная армия…

Да, собственно, чем, каким своим институтом, нынешний Кесарь мо­жет, хотя бы не стыдиться? Медициной? Образованием? Культурой?

Не стану цитировать газеты, журналы и радио, подтверждающие то, что нашей страной и народом правит государство, которое ведет себя в своей стране Атиллой, Чингисханом, Батыем – разрушает, убивает, грабит, на­си­лу­ет...

 

Мне довелось попутешествовать по России и я повидал… Только свиде­тельства, никаких комментариев.

Реки русского европейского севера устланы многими слоями стволов де­ревьев. Мо­левой сплав. Суть его такова. Срубленное, лишенное кроны дерево сбрасывают в воду, и оно плывет по течению до того места, где его выло­вят и пустят в дело. Очень просто и дешево. Не надо тратить время на вязку пло­тов, нанимать плотогонов…

По замыслу Божию плотность некоторых пород дерева: лиственница, бе­реза, дуб – таковы, что бревно идет на дно тут же или за ближайшим по­воротом реки, извили­стой, с отмелями, перекатами, где застревает не­считано плаву­чих стволов. Потери леса при молевом сплаве огромны, но дело не только в них. Дерево в воде гниет, отрав­ляет ее, в реке исчезает рыба самых ценных пород. От затонувшего  и за­стрявшего леса река теряет судо­ход­ность. Но даже заготовленный лес… Впрочем, еще одно свидетельство. По реке Кене (Ар­хангельская область) мы плыли на байдарках вдоль нескончаемо длин­ного, не меньше километра, в несколько рядов, штабеля леса. Высота метров пять-шесть. Многие и многие сотни тысяч кубо­метров. Ясно видно, лес тот пролежал не один год и стал со­вершенно не­пригоден ни для строитель­ства, ни для получения бумаги. Да и дрова из него – полежи он еще некоторое время – никудышные...

...Поезд от Иркутска до Улан-Уде полсуток идет вдоль берега Байкала. Прибойная полоса – в грязной пене, какая бывает на стенках корыта у не­ряш­ливой прачки. Ис­точник пены – техногенный, естественно…

...Вода большинства рек и озер, обитаемой части страны непригодна ни для пи­тья, ни для полива садов-огородов. Она отравлена. Почему-то счита­ется, что проще и дешевле сначала сэкономить на очистных сооружениях, а перед по­дачей в водопровод очищать отравленную воду...

Я помянул лишь одно промилле преступлений нашего госу­дарства перед природой России и малой доли того, что видел своими гла­зами, начиная с со­ветских времен.

 

По совокупности преступных деяний российский Кесарь вполне мог бы занять скамью подсу­димых в, условно говоря, Нюрнберге, за международные преступления, а также, су­дим по 58-й статье, все пункты, за преступления про­тив своей страны и на­рода. Но для то­го, чтобы судить за Венгрию, Чехословакию, Афга­нистан, Ан­голу... междуна­род­ному сообществу необходимо было бы раз­гро­мить его, Кесаря, в войне. Наведение же по­рядка внутри страны силами извне невоз­можно (и это правильно!). По определению, как гово­рят ма­тема­тики. Нам, народу России, рано или поздно при­дется выбирать: быть ли раз­дав­лен­ными Ке­сарем до полного нашего уничтожения или стать гражданским обще­ством, по­ставить Кесаря на место. Причем именно на русском как на самом многочис­ленном народе и лежит главная ответственность...

Не могу не коснуться еще одной вины Кесаря. В России всё откровен­нее и всё на­глее растет, подходит, фашизм. Дрожжами – по­пустительство сверху. Правители де­лают вид, что ничего такого нет. Убийства иноплеменников с Востока, Кавказа, с Кубы; разрешенный марш-парад националистов и за­прет на выступления анти­фашистов. Я не думаю, что Кесарь так слеп и глуп. Вероятно, он так боится нас, народ – знает кошка... – что готов на всё. Вероятно, он хочет поставить нас перед выбором: «мы или они». Вовсе не факт, что мои соплеменники-сограждане не выберут «их». А может, слуги Кесаря уве­рены, что договорятся с фашистами? С огнем играют. Швейк как-то раз заку­рил, сидя на пороховой бочке...

Что касается российских фашистов, то они так любят русский народ, так ненави­дят всё нерус­ское, что даже называют себя «скинхедами», словом, неизвестным ни Далю, ни Оже­гову, ни Ушакову, ни Евгеньевой...

 

Ни слова доброго не найду в адрес КПСС и всего, что творили коммунисты, начи­ная с 1917 года, но если вдуматься, новые правители мало, чем отличаются в лучшую сторону от предыдущих. Те истребляли людей в лагерях, при этих – численность насе­ления в стране падает. Смертность превышает рождаемость. Огромные пространства к востоку от Урала (или даже Волги!) становятся без­людными. Ни один народ не выми­рает сам по себе, без серьез­нейших катаст­рофогенных причин. Простая биология. Так что если народ вы­мирает, значит, виноват Кесарь. Тоже по определению. Как он доби­ва­ется, что нас ста­но­вится меньше, есть ли в этом умысел его, я не ведаю...

Поскольку Кесарю нужны рабочие руки – не чиновники же будут выращивать хлеб, строить, шить, возить и вообще, кормить Россию?! – он планирует мас­сово при­глашать на пустеющие территории, вме­сто вымирающего ко­ренного населе­ния, ус­ловно говоря, «китайцев». Чем «ки­тайцы» лучше, и о чем думает Кесарь, мне тоже не­ведомо. Но если мы, народ России, вымрем, неужто «ки­тайцы» позволят и себя вы­маривать?! Стоит их числу пре­высить некоторую критическую ве­личину,  они ски­нут такого Кесаря к ядрене фене, и – правильно сделают...

...То, что произошло с Россией после советской власти, кратко, но исчерпы­вающе изложено в притче Христовой о семи бесах. При всей бесовской бесчеловечности со­ветского Кесаря, он был, по крайней мере, силен. После свержения власти коммуни­стов, наши, pardon, «демократы», как умели, то есть с огромными огрехами, вымели освободившееся от этого беса жилище, но не на­шли, чем его заполнить. И вот, пожа­луйте, семь бесов, еще более страшных...

***

Теперь зададимся вопросом, а была ль когда на свете Русь Святая, или это сладкая сказка-мечта? То есть, был ли в нашей истории пе­риод, протяженностью хотя бы в одно поколение, когда Кесарь проявлял заботу о своем народе? С тех пор, как повелась земля Русская, он ведет с народом истребительную войну. При князьях – любительски, примитивно. Это называлось междоусобицей.  При объединении в страну война с на­родом стала вестись централизованно, по мере развития науки и промышленности технология истребления людей совершенствовалась. Изменились масштабы...

Кстати, принятие Русью христианства тоже было исполнено Кесарем по имени Владимир Красное Солнышко. У меня нет доказательств, но я оставляю за собой право полагать, что христианизация Руси-России тоже проводилась насильственно, со всеми вытекающими из этого потоками крови. Во всяком случае, в «Повести временн´ых  лет» я не нашел свидетельств того, что в этом важнейшем духовном действии вместе с кня­зем Христову Истину народу несли проповедники-христиане. И в дальнейшем дела Божии в нашей стране управлялись Кесарем. Особенно интенсивно, Иоанном Гроз­ным, Алексеем Тишайшим, Петром Великим, Владимиром Ульяновым, Иосифом Джу­гашвили, Никитой Хрущевым. Так что вопрос Галича, вынесенный в эпиграф – не тяга к знанию, а плач...

 

Но кто, собственно, сказал, что государство возникло для того, чтобы лю­дям было хорошо? Окунемся в еще более глубокую историю... Был славный еврейский пророк Са­муил, который молился Господу, просил дать народу избранному царя.

И сказал Господь Самуилу: послушай голос народа во всём, что они го­во­рят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не цар­ст­вовал над ними... итак, по­слушай голоса их; только... объяви им права царя, который будет царствовать над ними... сынов ваших он возьмет и приста­вит их к колесницам своим и сделает всадни­ками своими, и будут они бе­гать перед колесницами его; и поставит их у себя тысяче­начальни­ками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб, и де­лали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтобы они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и мас­личные сады ваши лучшие возьмет и от­даст слугам своим (чиновникам, значит); и от посевов ваших возьмет десятую часть (если бы десятую!) и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употре­бит на свои дела; от мелкого скота вашего возь­мет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. (1 Цар. 8.7-18)

Не удержусь от ехидного замечания: ни слова об обязанностях правителя по от­ношению к народу. Но народ согласился и кушает это. По сю пору. Bon ap­petite!

 

В связи с только что сказанным не могу не вспомнить дорожный разговор. Мой со­бе­седник оказался человеком начитанным, госу­дарственником по убеж­дению. То есть он совершенно уверен, что интересы го­сударство самоценны, и ради них можно не счи­тать­ся с народом, ко­торым оно управляет. Зашел разговор о роли Ивана Грозного. Мне непререкаемым тоном было ве­щаемо, что упомянутый царь был муд­рый и великий госу­дарст­венный ум, ко­торый всё делал для блага Русского государ­ства. А что до его, якобы, жес­токо­сти, так это всё клевета, он расправлялся только с врагами, и опричнина была ему верным помощником. Касаемо же Малюты Скуратова, то он пал смер­тью героя в Левонскую войну, следовательно, не мог быть подле­цом.

Я его выслушал не перебивая. Молча согласился с тем, что свирепый палач в бою может оказаться героем. Когда мой собеседник кончил и посмотрел на меня, ожи­дая моего во всем с ним согласия, я сказал, что, так уж получилось, бу­квально на днях кон­чил читать из VII тома Памятников литературы древней Руси пере­писку Ивана IV с Анд­реем Михайловичем Курбским, королевой Анг­лии Ели­заветой и Стефаном Бато­рием и Повесть Андрея Михайловича Курб­ского о царствовании великого князя Руси Ивана Ва­сильевича. Мое мнение о том, что Иван IV был человеком изощренно жесто­ким, ковар­ным и пролившим траги­чески много невинной крови только укрепилось. И всё то, что было им за­вое­вано в начале его царствования, было бесславно утеряно, а дея­тельность опричнины привела к тому, что люди из городов стали разбе­гаться по лесам, и Россия пришла в запустение, которое потом обернулось Великой Смутой. И Сталин, которого я тоже полагаю убийцей, не спроста считал Ивана IV своим, можно сказать, учителем.

Мой собеседник тоже оказался вежливым, не прервал меня. Когда же я замолчал, он попросил, не делать ему больно, не трогать Сталина. То был вели­кий человек. Что же до Курбского, то ссылаться на предателя — это даже стран­но, и если бы не его бег­ство, у нас не было рядом Польши. Затем, чтобы показать, что дальнейший раз­говор ему в тя­гость, он отвернулся и прикрыл веки, оставив меня наедине со своими мыс­лями. Впро­чем, может оно и лучше...

 

И Ивану IV и Курбскому, думал я, скорее всего,  до народа русского и его чаяний было еще дальше, чем мне до судьбы марсианских кана­лов. Однако, для меня нет во­проса, кто был предателем – царь, который лю­то казнил всех своих мало-мальски та­лантливых военачальников (в одном из писем к Курбскому он напрямую пишет, что все обязаны подчи­няться бес­прекословно всем его капризам и прихотям, потому что он царь. Если так, то где мудрый государст­венный деятель?), – или один из самых сильных русских полководцев и верных царёвых слуг, кото­рый, имея все ос­нова­ния опасаться мучительной смерти, покинул неверного царя. Я полагаю предателем царя. Приглашаю желающих опровергнуть меня. Первоисточник для формирования моих взглядов я полагаю тот самый седьмой том Памят­ни­ков. Все более поздние пуб­лика­ции — или ссылки на него или искаже­ния.

Что до слов: «у нас бы не было Польши», то они чудовищны! А каких еще стран-народов не должно быть на свете, чтобы нам было хорошо?

***

Кесаря всегда олицетворяет некто один. Иногда это личность, куда чаще – би­бабо на пальцах некоей закулисной группы. Вовсе неважно, как этот один называется: мо­нарх, диктатор, вождь, президент... От этого его суть ни­как не зависит. В любом случае, его власть от Бога. Бог никогда не даст стране правителя хуже, чем на­род заслуживает, – по Своей любви к сотво­ренному Им, и никогда не даст лучше, дабы бисер не был по­пран. Поэтому вздохи монархистов по поводу царя-ба­тюшки мне представляются ро­мантиче­скими слюнями. Не было у нас, повторюсь, царя-ба­тюшки. Все они (кроме, возможно, Феодора Иоанновича) пеклись только о делах Кесаревых...

Замечено, что «начальство», руководители, редко знают дело, кото­рым ру­ководят. Главное, затмевающее всё остальное их качество – жажда, ни­ко­гда не могущая быть до конца удовлетворенной. Жажда власти. За всю мою инженера-механика карь­еру я считанные три раза встретил среди своих руково­дителей людей творческих.

 

В книге Судей есть притча о том, как дере­вья выбирали себе царя. Предлагали са­мым уважаемым: смо­кве, маслине, лозе. Все три отказались. У каждой из них было свое чрезвы­чайно важное, обще­ственно полезное, несовместимое с властью дело. Тогда встал колючий и безлис­тый терновник и сказал: «Я стану вашим царем. Придите, растения, под тень мою» (Суд. 9. 8-15). Всё стало на свои места. Творчество и власть несоче­таемы, возможно, даже абсолютно.

 

Можно ли себе представить, чтобы личности масштаба А.Д. Саха­рова, о. Алексан­дра Меня, Д.С. Лихачева, И.Е. Ре­пина, А.С. Пушкина стремились стать президентом, царем, генсеком, каудильо, фюрером?..

Руководителю государства, учитывая сложность стоящих перед ним задач, необхо­димо специальное образование. Ему дóлжно знать Эконо­мику, Юрис­пруденцию, Ос­новы государственного управления (не знаю, как точно называ­ется эта наука). Не по­вредит знание одного-двух наиболее упот­ребляемых в мировой практике иностран­ных языков. Наверняка, моя интуиция назвала не всё, необходимое главе государства. Кроме того, до заступ­ления на эту должность ему следует иметь опыт управления крупным горо­дом, республи­кой, областью, губернией. При этом от него вовсе не тре­буется решать все госу­дарственные вопросу самому. Это и невоз­можно, и опасно. И перечисленные знания необходимы руководителю, чтобы по­добрать себе помощни­ков, понимать то, что они предлагают, и не дать им управлять собою. Как известно, первоклассный руководитель окружает перво­классными сотруд­никами, а вто­росорт­ный – третьесортными.

Именно поэтому я совершенно уверен, что нынешний российский прези­дент не на месте. Ни по тому образованию, которое он имеет (точнее не имеет), – знание не­мецкого не компенсирует остальных «не имеет» – ни по тому, кем он себя окружил. Очень красноречивое и разоблачительное окружение. Я имею в виду министров обо­роны, здравоохранения, образования, глав служб безо­пасности. Об остальных у меня представления смутные, но, судя по названным, и те звезд с неба не хва­тают. Не умеют или – боятся...

Дело полковника – командовать полком (это порядка 1000 чело­век). Дай ему диви­зию (три полка, плюс приданные службы), может, и по­тянет, но если пойдет речь об армии или фронте – в случае войны катаст­рофа обеспечена.

Не следует думать, что я испытываю недобрые чувства к г-ну президенту или к кому-то из его окружения. Не исключаю, в быту они милые люди. Но ни в одном из них не вижу личности, потому – ничего лич­ного. Они для меня – не­кие функции, а ка­кие могут быть чув­ства к функции? Наш г-н президент, как и подобает первому в та­кой команде, вполне безлик. О таких даже анекдотов не рассказывают. Встреть на улице, пройдешь мимо, не за­метив. Точно такие ви­дишь в витринах магазинов и сало­нов мужской оде­жды. А еще приходит в голову Крошка Ца­хес по прозвищу Цин­нобер Гауфа или дон Рэба Стругацких...

***

Совершенно очевидно, что человек может прожить без государства. Трудно ему бу­дет, много неудобств, и жизнь примитивна. Взять, на­пример, якутов, эвенков, другие малочисленные народы Севера...

 Повторю, че­ловек без Кесаря обойдется, тем более, че­ловек веру­ющий, «ходя­щий под Богом». Кесарь же без человека, без на­рода – ничто. Снова – по определению. И это должны по­нять и мы, и Кесарь. Для общей пользы...

Кесарь обязан служить человеку (всё-таки со времен Второзакония прошло немало лет. У Кесаря было время поумнеть.). И тогда человек станет поддержи­вать своего Ке­саря, помогать ему служить себе. Но в лю­бом слу­чае — сначала деньги, потом стуль­чик. Сначала человек, а уж потом Кесарь. Он должно знать свое место. Будь у нашего Кесаря хоть чуть-чуть мозгов, он бы сообразил, что доброжелательное сотрудничество с народом дало бы ему куда больше профиту.

***

Теперь извечный русский вопрос «кто виноват?», почему мы, рус­ские, и другие народы России, вместе с нами попались в западню на­шего Кесаря? Для разгона повто­рюсь: каждый народ имеет то правитель­ство, которое он заслужил. То есть, мы сами и виноваты в том, что у нас в Рос­сии происходит. Главная наша вина в том, что мы даже не понимаем, что по­ложение России катастрофично.

Я – русский. Во мне около половины украинской крови, не исключены следы поль­ской и, возможно, еще какие-то, мне неведомые. Но, повторяю, я че­ловек русский. По языку, культуре, взглядам, вкусам, образу мышления. И я никогда не от­кажусь от моего народа. Это дает мне моральное право говорить о моем народе то, что я в нем вижу, то, что я о нем думаю. И буду я говорить то, чего не потерплю от сказавшего мне: «вы, русские». Пусть они разбираются со своим народом. И вместе с тем, бывает чрезвычайно ин­те­ресно узнать, что о нас ду­мают другие.

...Года два назад мне попалась книжка «Немцы о русских», составленная ка­ким-то, вероятнее всего, русским немцем по отрывкам из писем и дневников военнослужащих – от рядового до генерала Вермахта, воевавших на Восточном фронте, то есть, против нас. В этих записках не было оценки, анализа нас, только факты, как они были поняты, что и ценно. Были страницы, где меня, русского, гордость брала. Когда немцы призна­вали нашу неприхотливость, вы­держку, смекалку, изобретатель­ность, позволявшие найти выход из самого сложного положения, почи­нить, казалось бы, напрочь сломан­ную машину, оружие и так далее. Но куда чаще мне было стыдно за нас. Немцы пи­шут (не цитирую, а излагаю по памяти): «если бы русские не пили так много, они бы нас “сделали” на два года раньше... По­чему они так много врут?! То, что они врут началь­ству – понятно. Начальство для того и существует. Но для чего ни врут друг другу, без причин и выгод для себя?!.. Русские непредсказуемы. Рус­ский без всякого перехода мо­жет от дикой ярости, чуть не убить готов, впасть в сентиментальность, улыбаться, похлопать по плечу. Русский мо­жет снять с тебя сапоги и тут же отдать последнюю ще­потку табаку...».

А теперь – наблюдённое:

...Лет шесть или семь назад в нашем храме стали кормить нуждающихся. Два раза в неделю. Каждый раз приходят 200-300 че­ловек. Несложные подсчеты показывают, что за всё время мы на­кормили около двухсот тысяч человек. Разумеется, значи­тельная их часть – по­стоянные посетители. Но всё равно, получается для житейской стати­стики ко­личество предостаточное. Так вот, что говорит эта житей­ская стати­стика: по­рядка 90% кормимых – мужчины. Из них не меньше 75% вполне рабо­тоспособного возраста и без признаков увечья. Сла­вянские лица пре­обладает, азиатские и кавказские – ред­кость. Ходил к нам один якут, его судьба мне неизвестна, и один полуту­винец. Он мне расска­зал свою историю, вполне незаурядную, я по­мог ему связаться с представи­тельством Тувы, и он уехал домой. Приходил не­сколько раз и старичок еврей. Наш храм – не единственный, где кормят, и я не думаю, что там состав сильно отли­чен от нашего. Соотношение русских-нерус­ских никак не соответствует нацио­нальному со­ставу Мо­сквы, иноплеменников в Москве в десятки раз больше.

Так вот, глядя на молодых крепких парней, частенько не вполне трезвых, при­лично одетых, при­шедших не работу искать, а есть не заработанный хлеб, с ужасом думаешь, что проис­ходит с моим народом!..

Но! Взять русские народные сказки, наши зеркало и свидетели обвинения! Наш лю­би­мый герой – Иван-дурак, любимый сюжет – никчемушный лоботряс, поймав щуку, раздобыв двоих-из-сумы, скатерть самобранку или женившись на принцессе, стано­вится счастлив и богат. Не затратив никакого труда...

...Интересно, сколько голосов получил бы кандидат на пост высшего руко­води­теля Германии, Великобритании, Канады…, если бы он, обращаясь к из­бирателям, употре­бил выражения из воровского языка. Наш – 72%. Выбор народа – характеристика на­рода, а в нашем случае – свидетель обвинения.

...До чего же в нас, русских, силен Адамов грех. Если выражаться на со­времен­ном уличном языке – «а чего Ты ко мне, собственно, пристал. Не жрал бы я это яб­локо, если бы мне его не дала баба, которую Ты Сам же мне и подсу­нул!». И не в моей пере­даче библейского текста богохульство, а в сути ответа Адама. Главная беда в том, что в наших бедах мы ищем виноватых на стороне. («У русского всегда нерусский виноват»). Но если бы это касалось только «просто­народья»! От од­ного московского священ­ника на проповеди я своими ушами услышал, что, оказыва­ется, в бедах рус­ского народа ви­новаты подстрекатели, как правило, нерусской нацио­нально­сти. Как же надо прези­рать свой народ, чтобы не считать его способным отве­чать за себя и за свои беды! И какую пользу для себя получат духовные чада этого пастыря?

 

Картинка к сказанному.

...За окном автобуса неоглядные дали Клинско-Дмитровской возвы­шенно­сти. За­любуешься. Вдруг – оскорблением оку куча мусора на обо­чине. Мой сосед, почтен­ный муж, бросает презрительно: «Вон, видите? Это всё Запад. Американцы нас нау­чили». Я – на ходу придуманную притчу, не боясь самоого­вора: «Помнится, лет двена­дцать мне было. За­стал меня отец за тем, что я выводил на стене нашего дома некое слово. Батя мой вскипел, аж жуть. Как тебе не стыдно такие мерзости делать? А я ему, мол, я-то причем? Меня Витька научил. Батя, как врежет мне по заднице. Да не один раз. Лупит и при­говаривает: “А ты, скотина, на других-то не сваливай. Лучше бы от Витьки на гитаре учился играть“».

Сосед помолчал, потом недовольно пробурчал: «Я понял, к чему это вы». На этом наше общение и завяло…

 

...Выше я клеймил Кесаря за отравляемый Байкал, загуб­ленные северные реки и так далее. А кто всё это сделал? Чиновники, разуме­ется, кто же еще! А что это за звери такие страшные, российские чиновники? С Марса прилетели, с Луны свалились, с проклятого Запада прокрались?

В 2001 году я проехал на автобусе от Москвы до Парижа и обратно. Ни в Польше, ни в Гер­мании, ни далее везде не увидел ни грязинки, ни мусоринки. Аж противно, плюнуть некуда! Но стоило мне, возвращаясь, въехать на родину – в глаза бро­сились кучи и того и другого. Окраины наших городов, околицы деревень, ов­раги, придо­рожные ка­навы, берега речек завалены пластиком, стеклом, тряп­ками, металлом. Всё это творче­ство народа. Из которого и вышли наши чиновники, которых мы (и я в то числе) так лю­бим ругать, обличать, обвинять. Хотя они, как и сказки и наш выбор правителей – тоже наше зер­кало и наши свидетели обвинения...

...Мы ненавидим Запад и лебезим перед ним. Все вывески в Польше — по-польски, в Германии — по-немецки, во Франции — по-французски. Въезжаю в Россию, над две­рью какой-то задрипанной забегаловки – готической вязью BAR-RESTAU­RANT. Фран­цузы пользуются только своим языком, а мы напропалую пролонгируем консенсусы с эксклюзивным имиджем, ломаем язык об Башкортостан и Кыргызстан. Хорошо, хоть, обходимся без Ингланда, Суоми и Ниппон'а….

Мы обвиняем Запад в том, что он хочет распада и гибели России. Я сильно в этом сомневаюсь. С другой стороны. Иметь соседом огромную, вооруженную допотопным, но страшным оружием страну, населенную диким (да, да, диким, это я о нас, о рус­ских!), ненавидящих других народом и управляемую достойной такого народа вер­хушкой. Вас подобное пýгало не пугáло бы? То-то...

Мы ненавидим всех: евреев, азиатов, кавказцев, африканцев... При этом мы­ сильно оби­жаемся, что нас не любят другие, – на это жалуются приехавшие из Прибалтики, Средней Азии. Даже если допустить, что не­лю­бовь действительно имеет место и отно­сится ко всем русским, она же нас же и ра­зоблачает.  Не любят все? – значит, есть за что. Нор­мальному человеку свойст­венно любить себе подобных, имеется в виду не род­ственное подобие, а видовое. Чем менее цивилизован народ, тем в нем сильнее Творцом, зало­женная любовь в себе подобным. Об этом свидетельст­вуют все исследо­ватели Азии, Африки, Полинезии, обеих Америк. Нелюбовь надо заслу­жить. Слиш­ком часто мы, русские, приехав к дру­гому народу, ве­дем себя там по-хамски. Можно ли ува­жать человека, который, живя среди другого народа, не удо­сужился хотя бы на быто­вом уровне выучить его язык, хотя бы слова вежливости? Либо он полнейшая, за гранью олигофрении, тупица,  либо па­тологический лодырь, но, чаще всего, спесивец, считающий ниже своего достоинства учить язык «всяких чу­рок»...

...Судя по тому, что мы вытворяем, по тому, как мы относимся к другим – мы сами себя ненавидим. Кто не умеет любить другого, – себя не умеет любить...

...Кесарь и его слуги разворовывают страну, но это – свойство народа, из которого и происходят. Мы пьяницы, воры, лентяи и завистники. Наши девчонки начинают ку­рить сызмала, не думая о том, кого они будут рожать...

...Мы раболепствуем перед Кесарем, не научились дос­тойно отстаивать наши права, наше человеческое достоинство. Зато, если стало невмо­готу или, особенно, если Кесарь, как нам показалось, дает сла­бину, взрываемся бунтом, жжем, крушим, убиваем безо всякого разбора. «Бес­смысленно и беспощадно»...

... Мы в массе своей, дикий народ, народ-безбожник и всегда были народом без­божником. На­роду, кото­рый под Богом ходит, никакие Батый, Мамай, Баторий, Напо­леон, Гитлер, Ста­лин и этот наш, теперешний, не страшны. Народ же, славящий Иоан­на VI и тос­кующий по Сталину, не минует катастрофы, если не будет глубочайшего всенарод­ного покаяния. Нам есть, в чем каяться. Всего не перечислишь, но главное, я, думаю, всё же назвал...

Выходит, я ненавижу народ мой? Да, я ненавижу на­род мой за то, что он надру­гался, попрал и продол­жает попи­рать луч­шее, что в нем заложил Бог, то, за что я люб­лю на­род мой. И от этой не­нависти моей к люби­мому на­роду мо­ему плачет душа моя.

Непременно скажут (возражения не придуманы, всё, о чем в этом тексте не один раз с кем-то обсуждал): «Что ты к нам привязался?! А вот американцы (немцы, японцы, евреи) то-то и то-то». Отвечаю: «Не мое дело выни­мать сучец из чьего-то ока. Где бы мне раздобыть трелевочный трактор, разо­брать бурелом в наших очесах? У меня за мой народ душа кровью перепол­нена».

Еще частое возражение-утешение: «Мы не пропадем! Мы народ богоно­сец, бого­избранный, нам Сама Богородица покровительствует». Подлейший, кощунственней­ший и опаснейший самообман, подсунутый нам вра­гом*. Нет мира пассивным, говорит Бог. Ис. 57.21. Нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно. Там же, где-то рядышком. А во Второзаконии вся 28-я глава точнее некуда объяс­няет, что и по­чему у нас, у русских, происходит здесь и теперь. За длинноту ци­таты проще­ния не прошу. Источник – сама Премудрость.

 

Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь ст­а­раться ис­пол­нять все заповеди Его... то придут на тебя все прокля­тия сии и постиг­нут тебя. Про­клят ты будешь в городе и проклят ты бу­дешь на поле. Прокляты будут житницы твои и кладовые твои. Про­клят будет плод чр­е­ва твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. (Не будет, а уже есть!)... Пошлеть Господь на тебя про­клятие, смятение и несчас­тье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь ист­реблен, – и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что оста­вил Меня... И небеса твои, которые над головою тво­ею, сделаются медью, и земля над то­бою железом; вместо дождя Гос­подь даст земле твоей пыль, и прах с неба бу­дет па­дать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен. Предаст тебя Гос­подь на поражение врагам твоим;.. и будешь рассеян по всем царствам зем­ли... Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше...

 

Нет, больше не могу, хотя каждый пункт предупреждения Господня бьет по нам, бьет в десятку. Ни один из 68 стихов не дает промаха...

 

Я как-то недавно оценил, насколько точны слова автора (или переводчика) «Ин­тернационала», партийного гимна коммунистов: «Никто не даст нам из­бавленья: ни Бог, ни царь и не герой».

Бог нам не поможет, ибо «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ис. 59.2.» И тут же, как носом в стену со всего размаху – а как соединиться с Тобой? Господи, научи!

Царь, то есть, Кесарь за­ботится, по­вторюсь, – об укреплении государства, своей власти. А сырьем, средством является тот са­мый народ, который жаждет избавленья.

Герой, как бы мы ни восхищались его действиями (я имею в виду на­стоящего ге­роя), решает, как правило, пусть важную, но частную, так­тиче­с­кую, за­дачу и свиде­тельствует, тоже, как правило, о грубых просчетах, предательстве или без­дарности того, кто призван решать задачи глобальные, стратегические.

Конечно, ограничиться только вопросом «Кто виноват?», как-то не по-рус­ски, да и не по-каковски. Надо же ответить и на вопрос, «Что делать?».

Я знаю, что если бы наш народ был с Богом, ничто ему бы не гро­зило. Но я не знаю, что нужно сделать, чтобы наш народ пришел к Богу. По­этому я не могу ответить на второй вопрос. Я не знаю, что делать...

***

Я не западник и не восточник. Я, если сконструировать слово по подобию, россий­ник. К Западу отношусь с доброжелательным любопытствующим ней­тралитетом. К Востоку, в общем, почти так же, хотя и более отстраненно. Меньше знаю. Но Главная моя боль и забота из земного, после моей личной се­мьи — это Россия. Меня, человека уже немолодого, мирского, судьба моей страны тревожит больше всего потому, что от нее зависит и судьба моего сына, моих внуков, друзей, моего, на­конец, народа. Все ос­тальные страны-земли-государства интересуют только в той мере, в какой от них зави­сит жизнь моей России. Я совершенно согласен с Шота Руставели, который сказал: «кто себе друзей не ищет, тот себе заклятый враг» и пребываю в уверенности в том, что мы должны находить взаимопонимание со всеми цивилизованными странами. В пер­вую очередь, Европы. И не кормить оружием тех, кто противопоставляет свое мрако­бесие основным принци­пам человеколюбия, изложенным и в Биб­лии и в Коране. Как бы нам самим потом от этого оружия не пришлось это са­мое...

 

...События 12 сентября 2002 г. в Нью-Йорке показали, что мир на краю катаст­рофы. Только в том, фантастическом, сказочном, невозможном случае, если все циви­лизованные страны, все народы осознают смертельность опасности, объединят свои усилия, человечество выживет. Осоз­нать это, – значит, всем наибо­лее авторитетным силам всех ми­ровых религий безоговорочно осудить терроризм. Го­сударства должны выбро­сить из головы, что терроризм пресекается вторжением в какие-то страны или их бомбар­дировками. Единое всемирное общественное мнение с одной стороны и специ­альные подразделения с другой должны обезвредить главарей террористи­че­ских организаций. И все должны ясно понимать, что всякая бомба, упавшая на насе­ленный пункт – это пополнение рядов террористов...

 

...О том, что нас ждет, страшно подумать. И это не уныние, а четкое осозна­ние того, чего мы заслуживаем. Я не знаю, как теперь можно прекратить работу чеченской мясорубки. Знаю только, что при продолжении ее работы, она пропустит через себя всю Россию. Россия на грани рухновения. Будет гро­хот на весь мир и – большая кровь. Мне-то ладно, мне 69. Я прожил жизнь та­кую, что ни одна беда: война, голод, репрес­сии – меня жестко не коснулись. Господь милостив ко мне так, что просто стыдно. А за внуков душа стонет.

Так что теперь, может, нам и не рожать? Враг этого и ждет! Пере­стать рожать, зна­чит добровольно лечь под врага. Но ведь рожаем почти наверняка на муки!

Значит –  на муки...

***

Спаситель говорит, что в Него верующие, соль земли. Боюсь, мало их, в Него ве­рующих по-настоящему, как бы Он хотел. Столовая ложка на солдат­ский котел каши останется незаметной. Той же соли, о которой идет речь слишком много не бывает...

В нашем приходе много молодежи до тридцати лет. Думаю, не меньше по­ловины. Смотрю на стенды, на фотографии лиц нашей приходской молодежи, птен­цов гнезда Петрова (Петра Дмитриевского) и – надежда. Гос­поди, помоги им! И – точно знаю, наш приход – не остров Пасхи в Ти­хом океане Русской Православной церкви, а – мате­рик Обе­тование.

***

Самозабвенно бичевать свой народ и ничего не сказать о человеке, как о виде – не­справедливо. Лучше всего человека разоблачает чванливое самодо­вольство, которое так и лезет из его самоназвания. Homo, видите ли, sapiens! Человек, всерьез провоз­глашаю­щий себя разумным, смешон. Когда себя так называет биологический вид, жди ката­строфы. Если то, что мы, человече­ство, вытворяем на земле, созданной Творцом, – ра­зум, то что же та­кое безумие?! Antro­pos oligofrenicus, Antropos monstruozum, Antro­pos criminalicus – вот наше видовое имя, на выбор! От грехов наших всякая тварь Божия стонет...

 

***

...О Франсиске из Ассизи рассказывали... Впрочем, не стану повторять начала. У меня только один вопрос:

– А мы – будем играть в мяч?..

 



* Под «врагом» я всегда подразумеваю врага рода человеческого, сатану. (Примеч. автора)