Константин
Семенов
Будем играть в мяч?
А была ль она, братие, эта Русь на Руси?
Эта с тучными нивами,
Эта в пене сирени,
Где родились счастливыми,
Уходили в смирении…
Александр Галич
...О Франсиске из Ассизи рассказывали, как он, будучи в отроках послушником монастыря, в минуту досуга играл в монастырском дворе в мяч. Проходивший мимо старший брат во Христе, в шутку или желая проверить, спросил: «Франсиск! Вот ты беззаботно играешь в мяч. Представь себе, ты узнаёшь, что завтра Конец Света, и ты и мы все погибнем. Что ты станешь делить?»
– Играть в мяч...
Все приведенные далее рассуждения уязвимы. Я не специалист ни в одной области, о которой идет речь. Руководствуюсь прочитанным, увиденным, услышанным, передуманным. И, тем не менее, уверен, что в главном прав. И, поверьте, это не гордыня...
Прошу извинить некоторый сумбур и невнятицу в изложении, которых, как ни старайся, не полностью избежать. Слишком больная и обширная тема. Этот текст –крик боли. Крик боли редко бывает внятным...
***
С ноября 1945 г. по октябрь 1946 г. в немецком городе Нюрнберге состоялся международный суд над главными военными преступниками: правящей верхушкой З-го Рейха, гитлеровской Германии. 12 подсудимых были приговорены к смертной казни, остальные – к тюремному заключению. На сути их преступлений не останавливаюсь, они общеизвестны.
Впервые в истории человечества преступниками названы не отдельные личности или их группы, а ГОСУДАРСТВО, то есть люди, обладавшие верховной властью в стране…
Суд оказался возможным, т.к. государство совершало преступления и за пределами своей страны, то есть, было международным преступником. Ограничься нацисты убийствами, ограблением только народа Германии, суду бы не состояться. Международный суд по поводу преступлений, творимых внутри страны, невозможен. По крайней мере, при существующем положении дел. Порядок должен быть обеспечен и поддерживаем самим народом, то есть обществом. Если оно в стране есть. Если живущие в ней – не просто обитатели…
Нашей страной и народом правит преступное государство, которое для простоты буду именовать Кесарем. Для меня преступность Кесаря истина, самоочевидная до банальности. Однако, судя по происходящему в стране, она очевидна далеко не для всех. К сожалению…
Теперь определюсь в понятиях.
Страна – это Россия, часть планеты Земля с ее землей, водами, лесами, зверями-птицами-рыбами, полезными ископаемыми и т.д., полученная нашим народом от Господа …
Народ – мы все: славяне, тюрки, угро-финны, семиты и другие племена и народности, поселившиеся в России испокон веков, в более поздние времена и совсем недавно.
Кесарь – наши сограждане, осуществляющие высшую власть в стране.
Возможно, есть на Земле государства, которые любят свои народы, свои страны, служат им, заботятся о них. Что касается российского Кесаря, – на каждую букву русской азбуки найдется, и не одно, ключевое слово, обозначающее его, Кесаря, преступление против страны и народа России и других стран. Преступление политическое, экономическое, уголовное, экологическое... Какие еще бывают? Их – тоже.
Афганистан – вторжение, война...
Байкал – загрязнение уникального природного вместилища чистейшей воды; Беслан – нераскрытое убийство скрываемого количества заложников; Бежецк (Тверская область) и Благовещенск (Башкирия) – зверства зондеркоманд ФСБ...
Венгрия – вторжение, подавление силой политических прав граждан суверенной страны; взрывы домов в Москве и других городах России – событие не расследовано, что позволяет мне подозревать в преступлении Кесаря...
Грозный – уничтожение города в процессе «восстановления конституционного порядка»...
... ...
...Норд-ост… Нераскрытые убийства о. Александра Меня, Галины Старовойтовой, Сергея Юшенкова, Анны Политковской…
... ...
Названа лишь малая часть самых гнусных, громких мерзостей, совершенных Кесарем, в том числе и в годы правления новой администрации, и их нельзя квалифицировать иначе, как преступления по отношению к народу своей страны. Иными словами, правящая верхушка России является государственным преступником, изменником, предателем родины.
Однако, продолжу:
Милиция и другие правоохранительные структуры, представляющие опасность для народа...
Нищая, небоеспособная армия…
Да, собственно, чем, каким своим институтом, нынешний Кесарь может, хотя бы не стыдиться? Медициной? Образованием? Культурой?
Не стану цитировать газеты, журналы и радио, подтверждающие то, что нашей страной и народом правит государство, которое ведет себя в своей стране Атиллой, Чингисханом, Батыем – разрушает, убивает, грабит, насилует...
Мне довелось попутешествовать по России и я повидал… Только свидетельства, никаких комментариев.
Реки русского европейского севера устланы многими слоями стволов деревьев. Молевой сплав. Суть его такова. Срубленное, лишенное кроны дерево сбрасывают в воду, и оно плывет по течению до того места, где его выловят и пустят в дело. Очень просто и дешево. Не надо тратить время на вязку плотов, нанимать плотогонов…
По замыслу Божию плотность некоторых пород дерева: лиственница, береза, дуб – таковы, что бревно идет на дно тут же или за ближайшим поворотом реки, извилистой, с отмелями, перекатами, где застревает несчитано плавучих стволов. Потери леса при молевом сплаве огромны, но дело не только в них. Дерево в воде гниет, отравляет ее, в реке исчезает рыба самых ценных пород. От затонувшего и застрявшего леса река теряет судоходность. Но даже заготовленный лес… Впрочем, еще одно свидетельство. По реке Кене (Архангельская область) мы плыли на байдарках вдоль нескончаемо длинного, не меньше километра, в несколько рядов, штабеля леса. Высота метров пять-шесть. Многие и многие сотни тысяч кубометров. Ясно видно, лес тот пролежал не один год и стал совершенно непригоден ни для строительства, ни для получения бумаги. Да и дрова из него – полежи он еще некоторое время – никудышные...
...Поезд от Иркутска до Улан-Уде полсуток идет вдоль берега Байкала. Прибойная полоса – в грязной пене, какая бывает на стенках корыта у неряшливой прачки. Источник пены – техногенный, естественно…
...Вода большинства рек и озер, обитаемой части страны непригодна ни для питья, ни для полива садов-огородов. Она отравлена. Почему-то считается, что проще и дешевле сначала сэкономить на очистных сооружениях, а перед подачей в водопровод очищать отравленную воду...
Я помянул лишь одно промилле преступлений нашего государства перед природой России и малой доли того, что видел своими глазами, начиная с советских времен.
По совокупности преступных деяний российский Кесарь вполне мог бы занять скамью подсудимых в, условно говоря, Нюрнберге, за международные преступления, а также, судим по 58-й статье, все пункты, за преступления против своей страны и народа. Но для того, чтобы судить за Венгрию, Чехословакию, Афганистан, Анголу... международному сообществу необходимо было бы разгромить его, Кесаря, в войне. Наведение же порядка внутри страны силами извне невозможно (и это правильно!). По определению, как говорят математики. Нам, народу России, рано или поздно придется выбирать: быть ли раздавленными Кесарем до полного нашего уничтожения или стать гражданским обществом, поставить Кесаря на место. Причем именно на русском как на самом многочисленном народе и лежит главная ответственность...
Не могу не коснуться еще одной вины Кесаря. В России всё откровеннее и всё наглее растет, подходит, фашизм. Дрожжами – попустительство сверху. Правители делают вид, что ничего такого нет. Убийства иноплеменников с Востока, Кавказа, с Кубы; разрешенный марш-парад националистов и запрет на выступления антифашистов. Я не думаю, что Кесарь так слеп и глуп. Вероятно, он так боится нас, народ – знает кошка... – что готов на всё. Вероятно, он хочет поставить нас перед выбором: «мы или они». Вовсе не факт, что мои соплеменники-сограждане не выберут «их». А может, слуги Кесаря уверены, что договорятся с фашистами? С огнем играют. Швейк как-то раз закурил, сидя на пороховой бочке...
Что касается российских фашистов, то они так любят русский народ, так ненавидят всё нерусское, что даже называют себя «скинхедами», словом, неизвестным ни Далю, ни Ожегову, ни Ушакову, ни Евгеньевой...
Ни слова доброго не найду в адрес КПСС и всего, что творили коммунисты, начиная с 1917 года, но если вдуматься, новые правители мало, чем отличаются в лучшую сторону от предыдущих. Те истребляли людей в лагерях, при этих – численность населения в стране падает. Смертность превышает рождаемость. Огромные пространства к востоку от Урала (или даже Волги!) становятся безлюдными. Ни один народ не вымирает сам по себе, без серьезнейших катастрофогенных причин. Простая биология. Так что если народ вымирает, значит, виноват Кесарь. Тоже по определению. Как он добивается, что нас становится меньше, есть ли в этом умысел его, я не ведаю...
Поскольку Кесарю нужны рабочие руки – не чиновники же будут выращивать хлеб, строить, шить, возить и вообще, кормить Россию?! – он планирует массово приглашать на пустеющие территории, вместо вымирающего коренного населения, условно говоря, «китайцев». Чем «китайцы» лучше, и о чем думает Кесарь, мне тоже неведомо. Но если мы, народ России, вымрем, неужто «китайцы» позволят и себя вымаривать?! Стоит их числу превысить некоторую критическую величину, они скинут такого Кесаря к ядрене фене, и – правильно сделают...
...То, что произошло с Россией после советской власти, кратко, но исчерпывающе изложено в притче Христовой о семи бесах. При всей бесовской бесчеловечности советского Кесаря, он был, по крайней мере, силен. После свержения власти коммунистов, наши, pardon, «демократы», как умели, то есть с огромными огрехами, вымели освободившееся от этого беса жилище, но не нашли, чем его заполнить. И вот, пожалуйте, семь бесов, еще более страшных...
***
Теперь зададимся вопросом, а была ль когда на свете Русь Святая, или это сладкая сказка-мечта? То есть, был ли в нашей истории период, протяженностью хотя бы в одно поколение, когда Кесарь проявлял заботу о своем народе? С тех пор, как повелась земля Русская, он ведет с народом истребительную войну. При князьях – любительски, примитивно. Это называлось междоусобицей. При объединении в страну война с народом стала вестись централизованно, по мере развития науки и промышленности технология истребления людей совершенствовалась. Изменились масштабы...
Кстати, принятие Русью христианства тоже было исполнено Кесарем по имени Владимир Красное Солнышко. У меня нет доказательств, но я оставляю за собой право полагать, что христианизация Руси-России тоже проводилась насильственно, со всеми вытекающими из этого потоками крови. Во всяком случае, в «Повести временн´ых лет» я не нашел свидетельств того, что в этом важнейшем духовном действии вместе с князем Христову Истину народу несли проповедники-христиане. И в дальнейшем дела Божии в нашей стране управлялись Кесарем. Особенно интенсивно, Иоанном Грозным, Алексеем Тишайшим, Петром Великим, Владимиром Ульяновым, Иосифом Джугашвили, Никитой Хрущевым. Так что вопрос Галича, вынесенный в эпиграф – не тяга к знанию, а плач...
Но кто, собственно, сказал, что государство возникло для того, чтобы людям было хорошо? Окунемся в еще более глубокую историю... Был славный еврейский пророк Самуил, который молился Господу, просил дать народу избранному царя.
И сказал Господь Самуилу: послушай голос народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними... итак, послушай голоса их; только... объяви им права царя, который будет царствовать над ними... сынов ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать перед колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтобы они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим (чиновникам, значит); и от посевов ваших возьмет десятую часть (если бы десятую!) и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. (1 Цар. 8.7-18)
Не удержусь от ехидного замечания: ни слова об обязанностях правителя по отношению к народу. Но народ согласился и кушает это. По сю пору. Bon appetite!
В связи с только что сказанным не могу не вспомнить дорожный разговор. Мой собеседник оказался человеком начитанным, государственником по убеждению. То есть он совершенно уверен, что интересы государство самоценны, и ради них можно не считаться с народом, которым оно управляет. Зашел разговор о роли Ивана Грозного. Мне непререкаемым тоном было вещаемо, что упомянутый царь был мудрый и великий государственный ум, который всё делал для блага Русского государства. А что до его, якобы, жестокости, так это всё клевета, он расправлялся только с врагами, и опричнина была ему верным помощником. Касаемо же Малюты Скуратова, то он пал смертью героя в Левонскую войну, следовательно, не мог быть подлецом.
Я его выслушал не перебивая. Молча согласился с тем, что свирепый палач в бою может оказаться героем. Когда мой собеседник кончил и посмотрел на меня, ожидая моего во всем с ним согласия, я сказал, что, так уж получилось, буквально на днях кончил читать из VII тома Памятников литературы древней Руси переписку Ивана IV с Андреем Михайловичем Курбским, королевой Англии Елизаветой и Стефаном Баторием и Повесть Андрея Михайловича Курбского о царствовании великого князя Руси Ивана Васильевича. Мое мнение о том, что Иван IV был человеком изощренно жестоким, коварным и пролившим трагически много невинной крови только укрепилось. И всё то, что было им завоевано в начале его царствования, было бесславно утеряно, а деятельность опричнины привела к тому, что люди из городов стали разбегаться по лесам, и Россия пришла в запустение, которое потом обернулось Великой Смутой. И Сталин, которого я тоже полагаю убийцей, не спроста считал Ивана IV своим, можно сказать, учителем.
Мой собеседник тоже оказался вежливым, не прервал меня. Когда же я замолчал, он попросил, не делать ему больно, не трогать Сталина. То был великий человек. Что же до Курбского, то ссылаться на предателя — это даже странно, и если бы не его бегство, у нас не было рядом Польши. Затем, чтобы показать, что дальнейший разговор ему в тягость, он отвернулся и прикрыл веки, оставив меня наедине со своими мыслями. Впрочем, может оно и лучше...
И Ивану IV и Курбскому, думал я, скорее всего, до народа русского и его чаяний было еще дальше, чем мне до судьбы марсианских каналов. Однако, для меня нет вопроса, кто был предателем – царь, который люто казнил всех своих мало-мальски талантливых военачальников (в одном из писем к Курбскому он напрямую пишет, что все обязаны подчиняться беспрекословно всем его капризам и прихотям, потому что он царь. Если так, то где мудрый государственный деятель?), – или один из самых сильных русских полководцев и верных царёвых слуг, который, имея все основания опасаться мучительной смерти, покинул неверного царя. Я полагаю предателем царя. Приглашаю желающих опровергнуть меня. Первоисточник для формирования моих взглядов я полагаю тот самый седьмой том Памятников. Все более поздние публикации — или ссылки на него или искажения.
Что до слов: «у нас бы не было Польши», то они чудовищны! А каких еще стран-народов не должно быть на свете, чтобы нам было хорошо?
***
Кесаря всегда олицетворяет некто один. Иногда это личность, куда чаще – бибабо на пальцах некоей закулисной группы. Вовсе неважно, как этот один называется: монарх, диктатор, вождь, президент... От этого его суть никак не зависит. В любом случае, его власть от Бога. Бог никогда не даст стране правителя хуже, чем народ заслуживает, – по Своей любви к сотворенному Им, и никогда не даст лучше, дабы бисер не был попран. Поэтому вздохи монархистов по поводу царя-батюшки мне представляются романтическими слюнями. Не было у нас, повторюсь, царя-батюшки. Все они (кроме, возможно, Феодора Иоанновича) пеклись только о делах Кесаревых...
Замечено, что «начальство», руководители, редко знают дело, которым руководят. Главное, затмевающее всё остальное их качество – жажда, никогда не могущая быть до конца удовлетворенной. Жажда власти. За всю мою инженера-механика карьеру я считанные три раза встретил среди своих руководителей людей творческих.
В книге Судей есть притча о том, как деревья выбирали себе царя. Предлагали самым уважаемым: смокве, маслине, лозе. Все три отказались. У каждой из них было свое чрезвычайно важное, общественно полезное, несовместимое с властью дело. Тогда встал колючий и безлистый терновник и сказал: «Я стану вашим царем. Придите, растения, под тень мою» (Суд. 9. 8-15). Всё стало на свои места. Творчество и власть несочетаемы, возможно, даже абсолютно.
Можно ли себе представить, чтобы личности масштаба А.Д. Сахарова, о. Александра Меня, Д.С. Лихачева, И.Е. Репина, А.С. Пушкина стремились стать президентом, царем, генсеком, каудильо, фюрером?..
Руководителю государства, учитывая сложность стоящих перед ним задач, необходимо специальное образование. Ему дóлжно знать Экономику, Юриспруденцию, Основы государственного управления (не знаю, как точно называется эта наука). Не повредит знание одного-двух наиболее употребляемых в мировой практике иностранных языков. Наверняка, моя интуиция назвала не всё, необходимое главе государства. Кроме того, до заступления на эту должность ему следует иметь опыт управления крупным городом, республикой, областью, губернией. При этом от него вовсе не требуется решать все государственные вопросу самому. Это и невозможно, и опасно. И перечисленные знания необходимы руководителю, чтобы подобрать себе помощников, понимать то, что они предлагают, и не дать им управлять собою. Как известно, первоклассный руководитель окружает первоклассными сотрудниками, а второсортный – третьесортными.
Именно поэтому я совершенно уверен, что нынешний российский президент не на месте. Ни по тому образованию, которое он имеет (точнее не имеет), – знание немецкого не компенсирует остальных «не имеет» – ни по тому, кем он себя окружил. Очень красноречивое и разоблачительное окружение. Я имею в виду министров обороны, здравоохранения, образования, глав служб безопасности. Об остальных у меня представления смутные, но, судя по названным, и те звезд с неба не хватают. Не умеют или – боятся...
Дело полковника – командовать полком (это порядка 1000 человек). Дай ему дивизию (три полка, плюс приданные службы), может, и потянет, но если пойдет речь об армии или фронте – в случае войны катастрофа обеспечена.
Не следует думать, что я испытываю недобрые чувства к г-ну президенту или к кому-то из его окружения. Не исключаю, в быту они милые люди. Но ни в одном из них не вижу личности, потому – ничего личного. Они для меня – некие функции, а какие могут быть чувства к функции? Наш г-н президент, как и подобает первому в такой команде, вполне безлик. О таких даже анекдотов не рассказывают. Встреть на улице, пройдешь мимо, не заметив. Точно такие видишь в витринах магазинов и салонов мужской одежды. А еще приходит в голову Крошка Цахес по прозвищу Циннобер Гауфа или дон Рэба Стругацких...
***
Совершенно очевидно, что человек может прожить без государства. Трудно ему будет, много неудобств, и жизнь примитивна. Взять, например, якутов, эвенков, другие малочисленные народы Севера...
Повторю, человек без Кесаря обойдется, тем более, человек верующий, «ходящий под Богом». Кесарь же без человека, без народа – ничто. Снова – по определению. И это должны понять и мы, и Кесарь. Для общей пользы...
Кесарь обязан служить человеку (всё-таки со времен Второзакония прошло немало лет. У Кесаря было время поумнеть.). И тогда человек станет поддерживать своего Кесаря, помогать ему служить себе. Но в любом случае — сначала деньги, потом стульчик. Сначала человек, а уж потом Кесарь. Он должно знать свое место. Будь у нашего Кесаря хоть чуть-чуть мозгов, он бы сообразил, что доброжелательное сотрудничество с народом дало бы ему куда больше профиту.
***
Теперь извечный русский вопрос «кто виноват?», почему мы, русские, и другие народы России, вместе с нами попались в западню нашего Кесаря? Для разгона повторюсь: каждый народ имеет то правительство, которое он заслужил. То есть, мы сами и виноваты в том, что у нас в России происходит. Главная наша вина в том, что мы даже не понимаем, что положение России катастрофично.
Я – русский. Во мне около половины украинской крови, не исключены следы польской и, возможно, еще какие-то, мне неведомые. Но, повторяю, я человек русский. По языку, культуре, взглядам, вкусам, образу мышления. И я никогда не откажусь от моего народа. Это дает мне моральное право говорить о моем народе то, что я в нем вижу, то, что я о нем думаю. И буду я говорить то, чего не потерплю от сказавшего мне: «вы, русские». Пусть они разбираются со своим народом. И вместе с тем, бывает чрезвычайно интересно узнать, что о нас думают другие.
...Года два назад мне попалась книжка «Немцы о русских», составленная каким-то, вероятнее всего, русским немцем по отрывкам из писем и дневников военнослужащих – от рядового до генерала Вермахта, воевавших на Восточном фронте, то есть, против нас. В этих записках не было оценки, анализа нас, только факты, как они были поняты, что и ценно. Были страницы, где меня, русского, гордость брала. Когда немцы признавали нашу неприхотливость, выдержку, смекалку, изобретательность, позволявшие найти выход из самого сложного положения, починить, казалось бы, напрочь сломанную машину, оружие и так далее. Но куда чаще мне было стыдно за нас. Немцы пишут (не цитирую, а излагаю по памяти): «если бы русские не пили так много, они бы нас “сделали” на два года раньше... Почему они так много врут?! То, что они врут начальству – понятно. Начальство для того и существует. Но для чего ни врут друг другу, без причин и выгод для себя?!.. Русские непредсказуемы. Русский без всякого перехода может от дикой ярости, чуть не убить готов, впасть в сентиментальность, улыбаться, похлопать по плечу. Русский может снять с тебя сапоги и тут же отдать последнюю щепотку табаку...».
А теперь – наблюдённое:
...Лет шесть или семь назад в нашем храме стали кормить нуждающихся. Два раза в неделю. Каждый раз приходят 200-300 человек. Несложные подсчеты показывают, что за всё время мы накормили около двухсот тысяч человек. Разумеется, значительная их часть – постоянные посетители. Но всё равно, получается для житейской статистики количество предостаточное. Так вот, что говорит эта житейская статистика: порядка 90% кормимых – мужчины. Из них не меньше 75% вполне работоспособного возраста и без признаков увечья. Славянские лица преобладает, азиатские и кавказские – редкость. Ходил к нам один якут, его судьба мне неизвестна, и один полутувинец. Он мне рассказал свою историю, вполне незаурядную, я помог ему связаться с представительством Тувы, и он уехал домой. Приходил несколько раз и старичок еврей. Наш храм – не единственный, где кормят, и я не думаю, что там состав сильно отличен от нашего. Соотношение русских-нерусских никак не соответствует национальному составу Москвы, иноплеменников в Москве в десятки раз больше.
Так вот, глядя на молодых крепких парней, частенько не вполне трезвых, прилично одетых, пришедших не работу искать, а есть не заработанный хлеб, с ужасом думаешь, что происходит с моим народом!..
Но! Взять русские народные сказки, наши зеркало и свидетели обвинения! Наш любимый герой – Иван-дурак, любимый сюжет – никчемушный лоботряс, поймав щуку, раздобыв двоих-из-сумы, скатерть самобранку или женившись на принцессе, становится счастлив и богат. Не затратив никакого труда...
...Интересно, сколько голосов получил бы кандидат на пост высшего руководителя Германии, Великобритании, Канады…, если бы он, обращаясь к избирателям, употребил выражения из воровского языка. Наш – 72%. Выбор народа – характеристика народа, а в нашем случае – свидетель обвинения.
...До чего же в нас, русских, силен Адамов грех. Если выражаться на современном уличном языке – «а чего Ты ко мне, собственно, пристал. Не жрал бы я это яблоко, если бы мне его не дала баба, которую Ты Сам же мне и подсунул!». И не в моей передаче библейского текста богохульство, а в сути ответа Адама. Главная беда в том, что в наших бедах мы ищем виноватых на стороне. («У русского всегда нерусский виноват»). Но если бы это касалось только «простонародья»! От одного московского священника на проповеди я своими ушами услышал, что, оказывается, в бедах русского народа виноваты подстрекатели, как правило, нерусской национальности. Как же надо презирать свой народ, чтобы не считать его способным отвечать за себя и за свои беды! И какую пользу для себя получат духовные чада этого пастыря?
Картинка к сказанному.
...За окном автобуса неоглядные дали Клинско-Дмитровской возвышенности. Залюбуешься. Вдруг – оскорблением оку куча мусора на обочине. Мой сосед, почтенный муж, бросает презрительно: «Вон, видите? Это всё Запад. Американцы нас научили». Я – на ходу придуманную притчу, не боясь самооговора: «Помнится, лет двенадцать мне было. Застал меня отец за тем, что я выводил на стене нашего дома некое слово. Батя мой вскипел, аж жуть. Как тебе не стыдно такие мерзости делать? А я ему, мол, я-то причем? Меня Витька научил. Батя, как врежет мне по заднице. Да не один раз. Лупит и приговаривает: “А ты, скотина, на других-то не сваливай. Лучше бы от Витьки на гитаре учился играть“».
Сосед помолчал, потом недовольно пробурчал: «Я понял, к чему это вы». На этом наше общение и завяло…
...Выше я клеймил Кесаря за отравляемый Байкал, загубленные северные реки и так далее. А кто всё это сделал? Чиновники, разумеется, кто же еще! А что это за звери такие страшные, российские чиновники? С Марса прилетели, с Луны свалились, с проклятого Запада прокрались?
В 2001 году я проехал на автобусе от Москвы до Парижа и обратно. Ни в Польше, ни в Германии, ни далее везде не увидел ни грязинки, ни мусоринки. Аж противно, плюнуть некуда! Но стоило мне, возвращаясь, въехать на родину – в глаза бросились кучи и того и другого. Окраины наших городов, околицы деревень, овраги, придорожные канавы, берега речек завалены пластиком, стеклом, тряпками, металлом. Всё это творчество народа. Из которого и вышли наши чиновники, которых мы (и я в то числе) так любим ругать, обличать, обвинять. Хотя они, как и сказки и наш выбор правителей – тоже наше зеркало и наши свидетели обвинения...
...Мы ненавидим Запад и лебезим перед ним. Все вывески в Польше — по-польски, в Германии — по-немецки, во Франции — по-французски. Въезжаю в Россию, над дверью какой-то задрипанной забегаловки – готической вязью BAR-RESTAURANT. Французы пользуются только своим языком, а мы напропалую пролонгируем консенсусы с эксклюзивным имиджем, ломаем язык об Башкортостан и Кыргызстан. Хорошо, хоть, обходимся без Ингланда, Суоми и Ниппон'а….
Мы обвиняем Запад в том, что он хочет распада и гибели России. Я сильно в этом сомневаюсь. С другой стороны. Иметь соседом огромную, вооруженную допотопным, но страшным оружием страну, населенную диким (да, да, диким, это я о нас, о русских!), ненавидящих других народом и управляемую достойной такого народа верхушкой. Вас подобное пýгало не пугáло бы? То-то...
Мы ненавидим всех: евреев, азиатов, кавказцев, африканцев... При этом мы сильно обижаемся, что нас не любят другие, – на это жалуются приехавшие из Прибалтики, Средней Азии. Даже если допустить, что нелюбовь действительно имеет место и относится ко всем русским, она же нас же и разоблачает. Не любят все? – значит, есть за что. Нормальному человеку свойственно любить себе подобных, имеется в виду не родственное подобие, а видовое. Чем менее цивилизован народ, тем в нем сильнее Творцом, заложенная любовь в себе подобным. Об этом свидетельствуют все исследователи Азии, Африки, Полинезии, обеих Америк. Нелюбовь надо заслужить. Слишком часто мы, русские, приехав к другому народу, ведем себя там по-хамски. Можно ли уважать человека, который, живя среди другого народа, не удосужился хотя бы на бытовом уровне выучить его язык, хотя бы слова вежливости? Либо он полнейшая, за гранью олигофрении, тупица, либо патологический лодырь, но, чаще всего, спесивец, считающий ниже своего достоинства учить язык «всяких чурок»...
...Судя по тому, что мы вытворяем, по тому, как мы относимся к другим – мы сами себя ненавидим. Кто не умеет любить другого, – себя не умеет любить...
...Кесарь и его слуги разворовывают страну, но это – свойство народа, из которого и происходят. Мы пьяницы, воры, лентяи и завистники. Наши девчонки начинают курить сызмала, не думая о том, кого они будут рожать...
...Мы раболепствуем перед Кесарем, не научились достойно отстаивать наши права, наше человеческое достоинство. Зато, если стало невмоготу или, особенно, если Кесарь, как нам показалось, дает слабину, взрываемся бунтом, жжем, крушим, убиваем безо всякого разбора. «Бессмысленно и беспощадно»...
... Мы в массе своей, дикий народ, народ-безбожник и всегда были народом безбожником. Народу, который под Богом ходит, никакие Батый, Мамай, Баторий, Наполеон, Гитлер, Сталин и этот наш, теперешний, не страшны. Народ же, славящий Иоанна VI и тоскующий по Сталину, не минует катастрофы, если не будет глубочайшего всенародного покаяния. Нам есть, в чем каяться. Всего не перечислишь, но главное, я, думаю, всё же назвал...
Выходит, я ненавижу народ мой? Да, я ненавижу народ мой за то, что он надругался, попрал и продолжает попирать лучшее, что в нем заложил Бог, то, за что я люблю народ мой. И от этой ненависти моей к любимому народу моему плачет душа моя.
Непременно скажут (возражения не придуманы, всё, о чем в этом тексте не один раз с кем-то обсуждал): «Что ты к нам привязался?! А вот американцы (немцы, японцы, евреи) то-то и то-то». Отвечаю: «Не мое дело вынимать сучец из чьего-то ока. Где бы мне раздобыть трелевочный трактор, разобрать бурелом в наших очесах? У меня за мой народ душа кровью переполнена».
Еще частое возражение-утешение: «Мы не пропадем! Мы народ богоносец, богоизбранный, нам Сама Богородица покровительствует». Подлейший, кощунственнейший и опаснейший самообман, подсунутый нам врагом*. Нет мира пассивным, говорит Бог. Ис. 57.21. Нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно. Там же, где-то рядышком. А во Второзаконии вся 28-я глава точнее некуда объясняет, что и почему у нас, у русских, происходит здесь и теперь. За длинноту цитаты прощения не прошу. Источник – сама Премудрость.
Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его... то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты будешь в городе и проклят ты будешь на поле. Прокляты будут житницы твои и кладовые твои. Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. (Не будет, а уже есть!)... Пошлеть Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что оставил Меня... И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля над тобою железом; вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен. Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим;.. и будешь рассеян по всем царствам земли... Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше...
Нет, больше не могу, хотя каждый пункт предупреждения Господня бьет по нам, бьет в десятку. Ни один из 68 стихов не дает промаха...
Я как-то недавно оценил, насколько точны слова автора (или переводчика) «Интернационала», партийного гимна коммунистов: «Никто не даст нам избавленья: ни Бог, ни царь и не герой».
Бог нам не поможет, ибо «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ис. 59.2.» И тут же, как носом в стену со всего размаху – а как соединиться с Тобой? Господи, научи!
Царь, то есть, Кесарь заботится, повторюсь, – об укреплении государства, своей власти. А сырьем, средством является тот самый народ, который жаждет избавленья.
Герой, как бы мы ни восхищались его действиями (я имею в виду настоящего героя), решает, как правило, пусть важную, но частную, тактическую, задачу и свидетельствует, тоже, как правило, о грубых просчетах, предательстве или бездарности того, кто призван решать задачи глобальные, стратегические.
Конечно, ограничиться только вопросом «Кто виноват?», как-то не по-русски, да и не по-каковски. Надо же ответить и на вопрос, «Что делать?».
Я знаю, что если бы наш народ был с Богом, ничто ему бы не грозило. Но я не знаю, что нужно сделать, чтобы наш народ пришел к Богу. Поэтому я не могу ответить на второй вопрос. Я не знаю, что делать...
***
Я не западник и не восточник. Я, если сконструировать слово по подобию, российник. К Западу отношусь с доброжелательным любопытствующим нейтралитетом. К Востоку, в общем, почти так же, хотя и более отстраненно. Меньше знаю. Но Главная моя боль и забота из земного, после моей личной семьи — это Россия. Меня, человека уже немолодого, мирского, судьба моей страны тревожит больше всего потому, что от нее зависит и судьба моего сына, моих внуков, друзей, моего, наконец, народа. Все остальные страны-земли-государства интересуют только в той мере, в какой от них зависит жизнь моей России. Я совершенно согласен с Шота Руставели, который сказал: «кто себе друзей не ищет, тот себе заклятый враг» и пребываю в уверенности в том, что мы должны находить взаимопонимание со всеми цивилизованными странами. В первую очередь, Европы. И не кормить оружием тех, кто противопоставляет свое мракобесие основным принципам человеколюбия, изложенным и в Библии и в Коране. Как бы нам самим потом от этого оружия не пришлось это самое...
...События 12 сентября 2002 г. в Нью-Йорке показали, что мир на краю катастрофы. Только в том, фантастическом, сказочном, невозможном случае, если все цивилизованные страны, все народы осознают смертельность опасности, объединят свои усилия, человечество выживет. Осознать это, – значит, всем наиболее авторитетным силам всех мировых религий безоговорочно осудить терроризм. Государства должны выбросить из головы, что терроризм пресекается вторжением в какие-то страны или их бомбардировками. Единое всемирное общественное мнение с одной стороны и специальные подразделения с другой должны обезвредить главарей террористических организаций. И все должны ясно понимать, что всякая бомба, упавшая на населенный пункт – это пополнение рядов террористов...
...О том, что нас ждет, страшно подумать. И это не уныние, а четкое осознание того, чего мы заслуживаем. Я не знаю, как теперь можно прекратить работу чеченской мясорубки. Знаю только, что при продолжении ее работы, она пропустит через себя всю Россию. Россия на грани рухновения. Будет грохот на весь мир и – большая кровь. Мне-то ладно, мне 69. Я прожил жизнь такую, что ни одна беда: война, голод, репрессии – меня жестко не коснулись. Господь милостив ко мне так, что просто стыдно. А за внуков душа стонет.
Так что теперь, может, нам и не рожать? Враг этого и ждет! Перестать рожать, значит добровольно лечь под врага. Но ведь рожаем почти наверняка на муки!
Значит – на муки...
***
Спаситель говорит, что в Него верующие, соль земли. Боюсь, мало их, в Него верующих по-настоящему, как бы Он хотел. Столовая ложка на солдатский котел каши останется незаметной. Той же соли, о которой идет речь слишком много не бывает...
В нашем приходе много молодежи до тридцати лет. Думаю, не меньше половины. Смотрю на стенды, на фотографии лиц нашей приходской молодежи, птенцов гнезда Петрова (Петра Дмитриевского) и – надежда. Господи, помоги им! И – точно знаю, наш приход – не остров Пасхи в Тихом океане Русской Православной церкви, а – материк Обетование.
***
Самозабвенно бичевать свой народ и ничего не сказать о человеке, как о виде – несправедливо. Лучше всего человека разоблачает чванливое самодовольство, которое так и лезет из его самоназвания. Homo, видите ли, sapiens! Человек, всерьез провозглашающий себя разумным, смешон. Когда себя так называет биологический вид, жди катастрофы. Если то, что мы, человечество, вытворяем на земле, созданной Творцом, – разум, то что же такое безумие?! Antropos oligofrenicus, Antropos monstruozum, Antropos criminalicus – вот наше видовое имя, на выбор! От грехов наших всякая тварь Божия стонет...
***
...О Франсиске из Ассизи рассказывали... Впрочем, не стану повторять начала. У меня только один вопрос:
– А мы – будем играть в мяч?..
|