Константин Семенов
Братия без Иосифа
(МОЯ СОЛОВЕЦКАЯ БОЛЬ)


Яко светильницы явистеся всесветлии/ во отоце* окияна моря/ преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе:/ вы бо крест Христов на рамо вземше,/ усердно Тому последовасте,/ и чистотою Богови приближившеся,/ отонудуже силами чудес обогастистеся./ Темже и любезно притекаем ко святым мощам вашим, и умильно глаголем:/ о преподобнии, молите Христа Бога//спастися душам нашим.

 

Этот тропарь звучит на каждой утренней службе Соловецкого Свято-Преображенского Ставропигиального монастыря. Монахи не поют в мирском значении этого глагола. Молятся их души...

До Рождества Христова 2006 года выделялся силой голос архимандрита Иосифа (Братищева), наместника монастыря...

 

В первые мои приезды на архипелаг я каждый день обходил монастырь, не по разу. В нынешнем, 2006-м, году мне, к моему удивлению, это оказалось необязательным. Соловки стали привычными, родными – почти буднями. Как, там, у Васи Тёркина: «Ну, война... Так я же здесь». Не всегда будни – нечто унылое, скучное, будничное. От нас зависит сделать будни – радостными. Умиротворенно, привычно радостными. Мне, не сочтите бахвальством, удалось,.. надеюсь. И я не забываю – даже дома, в Москве, не только в утренних и вечерних молитвах, а так, случайно, по наитию – благодарить Господа за великую мне, недостойному, оказанную Им честь – потрудиться во славу Его именно там. И просить о продолжении...

 

***

Вряд ли найдется человек в России, который бы не знал слово Соловки. Но для многих это – прежде всего первый крупный концлагерь советской власти, где разрабатывалась и совершенствовалась технология массового убийства государством своих сограждан. Затем эту технологию внедряли, приспособляя к конкретным условиям, во всех других учреждениях того же назначения, и они образовали целый архипелаг на территории России. Или – континент...

Для человека верующего Соловки – слово заветное.

Увидевшего впервые Соловки поражают. Его взор, разум, всю плотскую составляющую. Мощь крепостных стен и башен, графика храмов, крестов...

Тем же, кто бывает в монастыре не раз и подолгу, всё труднее и труднее пересказать словами, что в нас там происходит. Внешнее: архитектура, скиты, окрестности, иное – уступает глубинной, мистической сущности того грандиозного явления в русском православном христианстве, которое определяется словом Соловки. И тогда – точно по апостолу Павлу: «Знаю человека во Христе, который... восхищен был до третьего неба... и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». 2 Кор. 12, 2-4.

Мне довелось поездить по России, побывать во многих наших святынях, и до Соловков я думал, что для святости сравнительная степень неуместна. На Соловках убедился, – более чем. Соловецкий монастырь – не просто одна из многочисленных святых обителей России. Соловки – и символ и суть Русского Севера. И, конечно же, именно он, Русский Север наиболее целостно воплощает всю Россию. Не будь у нас Русского Севера, что бы уже с Россией нашей стало?! Особенно при нынешних правителях. Соловки – Святая Святых Русского Севера, значит и России. То есть, так: Соловки – Святыня. Остальные – тоже святыни...

Трудясь там, в монастыре, хочешь – не хочешь, ощутишь, как душу твою питает святость места, начинаешь осознавать себя не просто участником – частью, делателем его истории.

Не всегда та история была славной. Известны тёмные годы, когда монахи пили-воровали-блудили и злобно гнали обличителей. В том числе, Никона, будущего Патриарха, тогда – молодого инока. Случались и трагические, грозные события: обстрел обители английскими фрегатами во время Крымской войны (1854 г.); двумя столетиями раньше – связанное с неприятием монастырем исправленных книг, начало раскола, – восьмилетнее «соловецкое сидение», которое закончилось захватом крепости царскими войсками и поголовным истреблением насельников обители. Из приблизительно пятисот уцелели двое или трое...

История святыни – это мало кому в миру известные гиганты: Савватий, Зосима и Герман Соловецкие, Иов и Елеазар Анзерские, великий молитвенник и труженик Филипп, новомученик Петр Воронежский, сонм всех новомучеников и исповедников Соловецких... Читаешь Соловецкий Патерик и – горло перехватывает. Порою рыдания с трудом удерживаешь. Неприлично, вроде. Мужик, не молодой, технарь...

***

Пятое лето наблюдаю, как меняются, становятся рафинадно белыми пошарпаные, с обвалившейся штукатуркой, стены корпусов монастыря. Всё это старания москвичей, студентов физфака МГУ – замечательных наших мальчишек и девчонок. Уже не первое десятилетие приезжают они сюда в составе студенческих строительных отрядов, и вкладывают в свой труд всю свою душу. Делают всё добротно, с любовью. Самому приходилось работать рядом, видел. Смотреть бы да радоваться...

Да вот незадача – острова, обжитые монахами Савватием и Зосимой; монастырь, основанный Германом; здания, построенные Филиппом, – не принадлежат монастырю. Владелец монастыря – Государство, монахи – лишь арендаторы. Представитель Государства – музей, живущий на территории обители. На широку ногу живущий. Мощные латунные таблички на кабинетах музея. Роскошь отделки коридоров. Евроремонт помещений, куда довелось заглянуть. Крепкие молодцы-SECURITI. Не всякий банк-офис-игорный дом так. От кого боронятся? А ощущение такое, что затраты соизмеримы, если не превышают тех, что идут на приведение в порядок наружных стен корпусов обители. Внутри – в лучшем случае убран мусор. А музейные экскурсоводы – только об архитектуре монастыря, ГУЛАГ'е со всеми скорбными подробностями, и два-три слова упоминания об обители...

 

В августе 2004 года на Соловках состоялось совместное совещание паломнической службы «Радонеж» и музея, где рассматривались пути увеличения туристско-экскурсионной нагрузки на архипелаг и – в первую очередь – на монастырь. Из обители на совещание не позвали никого. Нескольких пришедших из околомонастырской общественности попросили удалиться. Те отказались: почему вопросы, касающиеся будущего обители, обсуждаются без ее представителей? Тогда совещание стало принимать решения кулуарно.

Наместник монастыря о. Иосиф направил письмо Алексею II, а губернатор Архангельской области – в Правительство. Оба выражали протест портив намерения превратить святыню в туристско-развлекательный центр.

 

Некоторое отступление...

Мне не ведомы времена в истории России, когда Государство делало что-нибудь во благо народа и страны. Народ и страна всегда были ему средством утверждения своей власти, воспроизводимым сырьем для удовлетворения своих нужд, утоления алчности своих чиновников. Соловкам ли не быть особо лакомой приманкой?

Вся история взаимоотношений человека и Бога показывает: сближение Церкви с Государством опасно для Церкви. Оно тут же подчинит ее своим интересам. Бог через пророка Самуила пытался убедить народ избранный не ставить между собою и Ним царя, предупредил, какие тот будет иметь права, не имея никаких обязанностей (1 Цар. 8.7-18).Из расхожей фразы «всякая власть от Бога» никак не следует, что Он сторонник власти Кесаря как таковой. Иоанн IV и Филипп, Алексей Михайлович и Никон – история трагедий гигантов святости. Упразднение Петром I патриаршества... Ну, да что там! Большинство из вас историю знает лучше, чем я.

 Даже будь глава государства и представители высшей власти людьми верующими, им лучше оставаться прихожанами своего, пусть отдельного, храма и не смешивать служение Богу с государственной службой.

И чем больше я обо всём этом думаю, тем бóльшая меня охватывает тревога за нашу, за мою Русскую Православную церковь. И – за наши, за мои Соловки...

 

***

Положение осложняется тем жёстким испытанием, которое нынче переживает обитель. В начале 2006-го года в день Крещения Господня, уже после освящения воды в Святом озере, был поражен обширным инсультом наместник монастыря архимандрит Иосиф. Больного срочно доставили в Архангельск. Врачи оценили состояние больного как безнадежное, но по настоянию Алексия II провели операцию, успешно, после чего о. Иосифа направили для реабилитации в Германию, в специализированную клинику.

В моем представлении Иосиф – личность, без преувеличения сравнимая с Филиппом, который за 18 лет игуменства в Соловецком монастыре успел: возвести комплекс-колосс Спасо-Преображенского собора с сопредельными храмами; проложить по Большому Соловецкому и Муксаломскому островам дороги; облагородить леса; соединить каналами несколько десятков озер в единую навигационную систему; устроить солеварни.

Обитель была возобновлена в 1990 г.. О. Иосиф принял ее в 1992 г. и именно он поднимал святыню из мерзости запустения после 70-ти лет хозяйничанья Государства: ОГПУ, а потом воинской части. О. Иосифу удалось восстановить и освятить Спасо-Преображенский, Филипповский и Благовещенский храмы, ввести в действие ряд корпусов и служб, возродить часть скитов, реставрировать храмы на Секирной горе и на горе Голгофе (остров Анзер), организовать столярную и авторемонтную мастерские, завести небольшое коровье стадо, огороды...

Построить монастырь на чистом месте – не легче ли, чем поднять его после семи упомянутых десятилетий? Особенно если сравнить соотношение сил. При Филиппе обитель насчитывала чуть ли не пять сотен насельников, численность ее росла в течение двухсот лет. Туда потоком шли пожертвования со всей России, в том числе и от царствующих особ.

Возрождение Соловков начинали единицы, да и ныне там всего три десятка насельников, включая послушников и постоянных трудников. Надо учесть климат. Зимой там сыро и ветрено, а многие из новых поселенцев – народ с юга...

В о. Иосифе сочетается молитвенник, заботливый отец и – крепкий рачительный хозяин. Все насельники монастыря – труженики, молитвенники, неплохие хозяйственники, заботливые отцы. Но среди них о. Иосифу замены – нет (прошу простить за смелость утверждения, но я в этом уверен). Отец Иосиф – фигура, с ним считаются «наверху», у него – серьезные шансы отстоять монастырь. Без отца Иосифа трудно собрать силы сопротивления воедино. Не в кулак, а – большой, указательный и средний пальцы щепотью; безымянный с мизинцем – плотно к ладони...

Все Соловки – на острове и по всей России молятся об о. Иосифе, его скорейшем исцелении и возвращении на оток океан-моря. Поправка идет медленно. На время начала работы над текстом – конец октября 2006 г. – он был еще в Германии и уже ходил, без палочки. 10 ноября о. Иосиф прибыл в Москву. Но по состоянию здоровья говорить о его возвращении на архипелаг – рано...

 

Именно поэтому кроме молитв нужно всем миром сопротивляться натиску врага*, то есть принимать деятельное участие в жизни обители. Прошу принять сказанное, как неприкрытый агитпроп. Приезжайте на Соловки. С начала июня по середину октября. Лишним никто не окажется. Не на два-три дня. Потрудиться, помолиться, прочувствовать, дома другим рассказать о святыне, убедить, что она – неприкосновенна для маммоны: бизнеса и наживы.

Приезжайте самостоятельно, без Радонежей. Много дешевле и – никакой поддержки тур-паломническим фирмам. Дай им волю – ужо они настроят дымных келий по уступам гор – ночные клубы, бары, казино... (Для того ли Савватий и Зосима на самодельной лодке четверо суток гребли по неласковому Белому морю, жили в шалашах, а Герман и его сотоварищи строили первые храмы и стены обители, и далее, по Патерику?!). Это же так крруто – просадить за вечер две-три годовых пенсии среднестатистического россиянина в 150 километрах от Полярного круга. Под рев шторма на Белом море. Или при свете полярного сияния. Тут тебе не какие-то, там, острова Фиджи. Разве мало тех, кому осквернить Святыню – особая сладость? Отстоять ее – наше, всего русского православия дело...

Да и путь Москва-Соловки один. И для Радонежей и для самостоятельного трудника-паломника: Мурманским поездом до ст. Кемь (сутки), автобусом до гавани (полчаса), катером 3,5 часа до архипелага. Где нас ждут, где без нас не обойдутся, не выстоят...

Ноябрь-декабрь 2006

 



* Оток – на русском языке того времени – остров. (Примеч. автора)

* Врагом я называю князя мира сего и его бесобратию. (Примеч. автора)