Ирина Якушева
Соло Олега Степурко или "Когда Бог выходит из-за занавески"
Фотографии Сергея Бессмертного


Бог может открываться людям по-разному:кому-то через события, кому-то через книги,а кому-то-через общение с яркими творческими личностями, которые живут с Богом или живут в Боге, не знаю, как точнее выразиться.

Олегу Степурко Бог открылся через общение с о.Александром Менем.Об этом он рассказывал на встрече из цикла «Мой духовный опыт в Церкви», которая проходила 19 декабря 2007г в Культурном центре на Покровке.

Предлагаемый рассказ от первого лица записан мною на диктофон и почти не изменен (сокращен немного). Конечно, на бумаге трудно передать интонации, тембр голоса музыканта, его интригующие «так вот…» и «но…», после которых аудитория слушает, затаив дыхание (Степурко ко всем прочим талантам еще и превосходный рассказчик)…

Но почувствовать атмосферу встречи можно. И в очередной раз удивиться чуду, ибо, как сказал Олег, «когда Бог выходит из-за занавески, это радость, праздник и счастье.

 

 

Мне безумно повезло в этой жизни, как никому другому на свете, я встретил фантастических людей, тех, которых называют людьми века. Одним из них был о.Александр Мень. Мне посчастливилось с ним встречаться, общаться, работать в течение двадцати трех лет. Я нисколько не сомневаюсь, что другой на моем месте сделал бы гораздо больше, чем я, КПД у меня не очень высокий. И то здорово как мне повезло!

И потом я очень рад, что мне удалось встретиться с христианами из Венгрии, они рассказали о движениях в Церкви, которых сейчас огромное количество. И таких встреч было много, все они как подарок Бога.

Я вспоминаю время до встречи с Богом как какую-то черную дыру, потому что это была настолько бессмысленная жизнь, настолько безумная и тяжелая, это была постоянная депрессия, связанная с тем, что я-музыкант джазовый, а джаз тогда нигде не исполнялся, преследовался. Какие-то бездарные проходимцы писали песни про Ленина, а настоящие гении спивались. Тогда я понял, что мне не охота играть в этом «театре абсурда» и решил достать яду. Мой друг принес мне лак, жутко ядовитый, в четырех полиэтиленовых пакетах, я отправил его в дальний конец тумбочки и подумал: вот выход. И дал себе год.

Господь принял мой срок, и в конце года я встретил о. Александра Меня. Познакомил нас джазовый пианист, снимавший дачу в Тарасовке.

Это был 1967 год, пятидесятилетие революции. По радио конопатили мозги песнями про Ленина: «и Ленин, такой молодой»…в мавзолее лежит; на улицах плакаты…Я понял, что все, надо сдаваться, и поехал креститься в Тарасовку.

После этого я начал оживать, потому что началась весна, начали распускаться почки, цветочки расти, бабочки летать. В жизни начались необыкновенные праздник и радость. Все стало иметь смысл.

Мне безумно повезло, что я застал то время, когда о.Александр мог приехать в любой дом. Он пришел освятить мою комнату. Я не знал, о чем говорить со священником и решил, что надо спеть. Христианских песен не было, я нашел какую-то протестантскую, стал ее разучивать. Вот-вот священник должен придти, а у меня левая рука не получается, я думаю: какой кошмар…

Спел, выпили, а говорить не о чем. Евангелие я не читал. И тогда о.Александр пригласил меня в катехизационную группу, которая проходила у него дома.

О.Александр так потрясающе рассказывал о героях Библии, что создавалось такое впечатление, будто он встречался с ними только вчера. И, когда он говорил, сердце загоралось. Как сейчас помню, мы шли после встречи: мороз, градусов пятнадцать, а жарко, как после бани. Сердце радуется, думаешь: Господи помилуй ты сейчас слушал великого святого…

О.Александр был талантлив, он умел находить такие слова, свои мысли, он как гвозди заколачивал в голову. Совершенно невозможно забыть. Более сорока лет прошло, а я помню все.

Он говорил о Христе постоянно, такое было впечатление, что это был его близкий Друг. Он говорил о нем так здорово! Христос был всегда в действии, он мог говорить с кем угодно: с мужчиной, с женщиной, с ребенком, быть всем и для всех.

Вторая ступень духовной жизни началась, когда появились группы. Группа-это как первая любовь. Бежали на встречи, как на свидание с девушкой, потому что все это было втайне, сплошные приключения, как «граф Монте Кристо».

Слово Божье, войдя в нашу жизнь под каким-то фантастическим углом, стало менять нашу жизнь. Вот именно тогда появились необычные плоды и в первую очередь плоды музыкальные.

О.Александр попросил написать музыкальный спектакль для детской воскресной школы. Для этого взяли форму средневековой русской мистерии. Такие мистерии часто устраивались в средние века в храмах. В Успенском соборе снимали паникадило, вешали крюк, и там летал ангел. Зажигали мох, устраивали фейерверки…Это трудно представить в современной церкви, но это было!

Мы взяли «Рождественскую мистерию», поставили на квартире, там играли дети. Пришло такое количество народа! У нас вместо декораций была промазанная бумага, на которой изображались ослы и волы. И один осел был «настоящим»: из одеяла, его играли два ребенка. «Осел» дергал ушами, отвлекая от действия.

Спектакль произвел фурор. Неожиданно я услышал его по Би Би Си. Звукотехники изменили тембры детских голосов, чтобы их невозможно было узнать…

А потом священники в глубинках ставили этот спектакль, переданный по «вражьему голосу».

Тот опыт, который мы делали во время квартирных концертов, пригодился. Случилось чудо: спектакли зазвучали по всей стране. Пришли англичане, дали уйму денег, сняли студию, записали, купили время на TV.Спектакли транслировались на католическое Рождество и православное.

Недавно я ходил на постановку, которую сделал профессиональный театр, фантастически талантливый режиссёр Сергей Воробьёв. Там диалог идет со зрителем. Ирод кричит: «Я царь!», дети кричат в ответ: «Нет!» Я думал: как такое может быть? Спектакль про Бога - и все открыто!

 

(О таком спектакле я читала в замечательной статье Константина Семенова «Олег Степурко-джазист во христианстве». Она есть на сайте нашего храма в разделе «Творчество». Собственно, с нее и началось мое знакомство с творчеством Степурко год назад,когда я пришла в его группу.

Исполняются две песни из «Рождественской мистерии». Дарья Жукова, мама четверых детей, регент церковного хора, специально пришла на эту встречу. У нее высокий детский голос. Они поют с Олегом дуэтом «под минус» (фонограмму без голоса) две песни. Первая о том, как Иосиф с Марией собираются на перепись в Вифлием; вторая -о том, как им не нашлось места в домах.

Либретто написал Сергей Бычков, журналист «Московского Комсомольца». Как сказал Олег, Сергей Бычков сейчас церковный журналист, защитил диссертацию по новейшей истории русской православной церкви..

 Он успел до того, как захлопнулись двери архивов КГБ, собрать огромный материал по новомученикам.

 

 Олег продолжает)

 

А далее дети вошли во вкус. Подошло 600-летие со дня рождения Франциска Ассизского. Это был настоящий «детский святой». Весь мир у него были братья и сестры: братец Цветок, сестра Луна, братец Волк. Сюжет, близкий детям. Ребенку трудно понять раздробленность мира. Мир для него цельный, где все-братья, этот мир дает счастье и надежду и находит отражение в детском сердце.

Мы не признаем перегородок (между разными конфессиями), они не доходят до неба. Все мы - христиане Святой Равноапостольской Церкви.

Спектакль был поставлен в квартире на Остоженке у Андрея Ч. Спектакль получился и свидетельство этого – эта высшая награда – Андрея выгнали с работы. Тогда выгоняли с работы, сажали в тюрьму. Одного знакомого посадили на три года в тюрьму, он сломался. Я бы тоже сломался, потому что это не по силам.

Андрей был ученым, участвовал в изготовлении космического корабля «Буран-Шатл». После этого он стал одним из замечательных людей Церкви: организовал Христианский Молодёжный Центр. Недавно я был на его юбилее, произнес тост за КГБ. Спасибо КГБ, благодаря ему мы лишились ученого, зато приобрели потрясающего катехизатора!

После этого подоспело 600-летие Куликовской битвы. Для ребят сражение, Мамай-это так здорово! Поставили спектакль по Сергию Радонежскому.

Отрок пошел искать жеребят и встретил старца, который предсказал ему, что он будет великим святым. Помните картину Нестерова? Там описан этот эпизод.

 

(Звучит молитва отрока Варфоломея в исполнении Дарьи Жуковой. Пронзительный детский голосок выводит: «Боже, Боже, мой Отец, услышь меня»)

 

Мы устраивали походы в Радонеж семьями. Тогда там не было церкви, и пьяные аборигены удивлялись, что за люди ходят тут с детьми, песни поют.

Один современный западный святой сказал: «Когда я умру, я буду помогать не одной, а двумя руками, потому что здесь я держусь одной рукой, как в троллейбусе за поручень, чтобы не упасть.» То же случилось, когда трагически погиб о.Александр Мень.

Мы писали для фортепиано, не было надежды на оркестровое исполнение, и вдруг пришли рокеры, записали фонограмму. Она исполнялась на концерте, который должен был вести о.Александр Мень. Концерт, в котором впервые встретились рокеры и симфонические музыканты.

Все, о чем мы мечтали, все нам дал о.Александр Мень, и поэтому, когда люди спрашивают про него, я говорю: нам безумно повезло, что сейчас имеем такого святого, который как никто знает нашу жизнь и как никто может нам помочь.

 

О.Александр любил пьесу КР (Константина Романова) «Царь Иудейский». Когда мы поставили спектакль, отца уже таскали на допросы, и мы решили не искушать судьбу, записали спектакль на кассете.

 

(В исполнении Дарьи Жуковой звучит ария жены Пилата, которая только что встречает Христа, впечатление от этой встречи. «Один лишь взгляд ты бросил на меня»,и все изменилось в жизни.

Олег продолжает)

Спектакль заканчивается арией «Слезы, слёзы прочь/минула ночь». Мы очень счастливые люди, какие бы у нас ни были сложности дома, на работе, у нас есть надежда, любовь и радость, поэтому слезы прочь, что бы ни случилось, все равно есть жизнь, которая нас ждет.

 

(Даша и Олег исполняют ликующую песню.

 

Затем Олег снова возвращается к теме походов, так хорошо знакомой многим из присутствующих на встрече. В основном, это шестидесятилетние и старше. Многие-ученики о.Александра Меня. Они жили в той атмосфере, на зависть нам, более молодым, пришедшим к вере намного позже.)

 

Совершенно фантастическими были походы с детьми: шли по маршруту, спускались в овраги, лезли в пропасть. Дети должны были искать буквы: в земле, дупле, в пещере. А из найденных букв сложилась фраза «Бог есть Любовь». Потом был костер. Биологи показали растение и объяснили: если заблудился в лесу, то можно выкопать такие корни и съесть (и дети съели эти корни с удовольствием).Я очень много вижу здесь детей о.Александра Меня, которые находились в этом состоянии. Вот Александр Зорин расскажет об этом походе.

 

(Александр Зорин читает прекрасные белые стихи - импровизацию СОЛО НА ТРУБЕ. ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК. Там есть такие строки:

 

Вырваться, выпутаться из сетей, выйти сквозь стену

просекой в лесу, нам проложенной не лесорубом».

 

 

Рефреном звучат слова соло Олега, соло Олега…

 

И в конце щемяще-грустное:

 

Угомонился лес, и дети уснули

С музыкой в обнимку ,что прикорнула в бауле.

Импровизация кончилась, кончилось лето, песенка спета…

Нет же: губами согрета

В необозримой природе где-то осталась она,

Осталась же где-то…

 

Второе стихотворение Александра Зорина о сольной мелодии Олега на похоронах отца Александра Меня.

Играть на трубе на территории церкви не положено, поэтому соло исполнялось за оградой.

Привожу это стихотворение Александра Зорина полностью.)

 

ПЛАЧ В ОТДАЛЕНИИ

Вышел, сверкая трубою, Олег за ворота.
Встал поодаль от храма.
Кончилась панихида.
И полилась серебряным горлом горькая нота,
взятая у псалмопевца Давида.
Будем же славить достойного голосом трубным.
Будем хвалу ему петь — на псалтири и гуслях.
Место найдем за церковной оградой — хоть бубнам!
Далее органам электрофоническим, пусть их!
Пусть продлятся стенания скорбного Иеремии.
Нынче убит в доме Господнем пророк и священник.
Чувствую, топчутся здесь и те, что убили.
Знают прекрасно, на них не натравят ищеек.
Но вы промахнулись и нынче, дюжие хлопцы!

 Духа Святаго исполнена жизнь
возле погоста.
Если теперь — плачет труба — и рассеются овцы,
 то лишь затем, чтобы жить средь волков мудро и просто.

 

(Александр Зорин продолжает)

 

Когда появились пьесы Олега на сцене, я нисколько не удивился. Для меня это было совершенно естественно, этот переход в огромную аудиторию, внешний мир. Так же естественно как о.Александр Мень вышел в большую аудиторию. Все так и должно быть. Мне совершенно не нравится слово Олега, которое он употребил четыре раза –«повезло». Да, не «повезло», а все было подготовлено, не с неба упало. Эта та самая внутренняя работа, которой мы учились…

 

(Олег улыбается и, продолжая свой рассказ, употребляет слово «повезло» в пятый раз.)

 

Мне безумно повезло. У нас были такие лидеры, которые придумывали фантастические мероприятия. Мы ездили в походы: в Радонеж, и даже - в имение Салтычихи. И вот что удивительно: был человек - садист, и от него ничего ни дворца, ни построек не осталось, камня на камне…

Ведущий написал песню «Если б мы ушли из мира». Мы мечтали о том, чтобы пойти в больницу, в тюрьму…

 Катя Волошина, правнучка писателя, сейчас исполнит эту песню.

 

(Про правнучку писателя-это шутка в духе Олега, но фамилия певицы, действительно, такая.

К этому времени зал окончательно развеселился, и, если не подпевал, то прихлопывал в ладоши и притопывал в такт словам.

Песня исполняется Екатериной и Олегом живо, радостно, ликующе.

 

Потом Олег исполняет песню о преподобном Сергии. В ней есть что-то былинное, напевное, будто звучат гусли.

 

А следующей Олег исполняет песню о св.Серафиме и поясняет)

 

Время, когда нашли мощи святого-это было время путча. Мы стояли живым кольцом, потом радовались, что путч провалился, и какой-то человек сказал: «Что вы переживали, ведь Серафим был с нами, в Москве (в это время привезли мощи святого в Елоховский собор), ничего не должно было случиться плохого»….

 

Отец Александр Мень очень любил Владимира Соловьева, хотел, чтобы я написал оперу «Легенда об антихристе». Он мне разработал все сюжетные линии. Там смысл в том, что юноша засыпает, прилетает ангел, ведет его во времена конца света. Действие происходит в двух временных периодах: в конце 90-х годов в Москве и во времена конца света. И вот какой ход придумал либреттист. Юноше Андрею во сне является София, вручает лилию, посвящает в рыцари. После того, как он побывал в Риме, в Иерусалиме, был свидетелем Собора и битвы с антихристом в долине Армагеддон, в конце спектакля, он просыпается, приходит его мама, а у него в руке живая лилия.

И вот вторая ария Софии, когда мир совсем крушится, когда антихрист всех замордовал, появляется София и его поддерживает.

 

(Звучит ария в исполнении Екатерины Волошиной. Она написана на прекрасные стихи Владимира Соловьева)

 

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все виденное нами,

Только отблеск, только тени

От незримого очами.

 

Такой рафинированный философ не любил оперу и профессиональных композиторов! (Олег улыбается)

Катя - великая девушка, потому что я пишу очень сложную музыку. Не потому что я злодей, не люблю вокалистов, просто я инструменталист и мышление у меня инструментальное. Ну, приходит так, я не виноват, ведь сочинение – это трансляция мелодий из иных миров. Поэты это знают.

Я думал, мои мелодии могут исполнять только оперные певицы, искушенные сложнейшим репертуаром, а тут пришла Катя и спела. У меня был шок. Мне даже не верится, что такие девушки существуют на свете…

 

(Затем Олег рассказывает о Зое Александровне Масловой, которая снимала домик недалеко от о.Александра Меня, туда приходила вся приезжавшая к о.Александру молодежь. Там Олег познакомился со своей женой Людмилой, матерью его двоих детей: сына и дочери).

 

Зоя Александровна - беззаветный человек. Из пенсии в тридцать один рубль она покупала ячневую крупу и кормила кашей молодежь. Она написала книгу об о.Александре Мене.

Песня КОЛОКОЛ написана на ее стихи, это о ней самой.

 

Я боль превозмогу,ударь,

Тебе терпенье обещаю.

Я-колокол,ты-звонарь.

Я о тебе предвозвещаю.

 

(Сильно.И очень мне созвучно.Хотя, какой из меня колокол? Колокольчик, совсем маленький, «колокольчик однозвучный утомительно звенит…»

 

А между тем Олег с Катей поют «Моисей в путь зовет».Под такую музыку хорошо идти в поход с детьми, весело и радостно. Так под прихлопывания и притопывания аудитории заканчивается первая часть часть концерта и наступает вторая, совсем маленькая.)

 

Мне безумно повезло (Олег, улыбаясь, употребляет слово «повезло» в шестой раз),у меня потрясающие ученики. Вот Григорий Шило, один из лучших гитаристов страны.)

(Выходит молодой парень с длинными волосами, с электрогитарой и они с Олегом готовятся исполнить две пьесы. Олег рассказывает)

 

Первая пьеса РЕКВИЕМ, мы его исполняли на вечере памяти о.Александра Меня в библиотеке иностранной литературы.

А вторая называется ДЖАЗОВЫЙ ПАРОХОД, потому что Церковь- это пароход джазовый, там нужно каждый день импровизировать по тому Слову, которое Он нам дает. И, действительно, я каждый день читаю Писание и пытаюсь ответить на вопрос, что Бог хочет сказать мне сегодня.

Еще очень смешно. Я поселил святые персонажи у себя в районе: у меня есть недалеко от дома Никольская церковь, так вот дорога к метро у меня Никольская, я иду по ней и всегда вспоминаю Николая. У метро есть арка под магазином и, поскольку в Никольской церкви есть придел святой Людмилы, в этой арке меня всегда ждет святая Людмила, и я всегда там с ней общаюсь. Даже Генисаредское озеро я завёл. Иду на работу мимо него и думаю: вот здесь придет Господь по воде, чтобы меня спасти.

 

(Далее исполняются пьесы.

 

Первая - нежная,лирическая. Я столько раз слушала ее на подаренном диске и никогда не думала, что это реквием, потому что там нет скорби. В соло флюгельгорна светлая печаль, задумчивость, потом взлет вверх, прорыв в небо…Грусть в длинном гитарном проигрыше, будто падают тяжелые капли- слезы. Затем снова печаль в соло флюгельгорна: ведь душа она здесь поначалу, около земли…А потом взлет, и… прорыв в небо…


Перед второй пьесой снова говорит Олег)

 

Сейчас мы исполним композицию «Джазовый пароход», но… так получилось, что у нас нет барабанщика и функцию ударных исполним мы все вместе. Это не сложно.

 

(В радостной мелодии так и слышится труба парохода. Впечатление, будто все стоим на палубе, слегка покачиваясь из стороны в сторону и пританцовываем, хлопая в ладоши. Пританцовывает и сам Олег. Темп ускоряется, радость, улыбающаяся счастливая публика…Джазовый пароход плывет к Свету.)

 

Вот на этой радостной ноте и хочется закончить (говорит Олег).

 

Он готовится отвечать на вопросы, но их практически нет: и так все понятно. Так творить, так верить…Это и есть чудо. А многие проходят мимо, и этого чуда не замечают…

Я, например, живу среди людей, которым «глубоко фиолетово» творчество Степурко: и джаз, и христианские песни...А,  если и не «фиолетово»,то они о нем ничего не знают.

 И тут я ловлю себя на мысли, что думаю словами Олега «мне безумно повезло»….

Во первых, что я, недавно пришедшая к вере, попала в храм Косьмы и Дамиана, где продолжают традиции о.Александра Меня, где такой замечательный творческий приход.

 

Во-вторых, потому что попала в евангельскую группу Олега Степурко (первоначально планировалась другая группа), и у меня есть возможность слушать его «джазовые импровизации».

И, в-третьих, мне не хочется только «греться в лучах» ярких творческих личностей, хочется пытаться творить самой. Я стала писать после длительного, почти двадцатилетнего перерыва, и творческие люди нашего прихода меня приняли. Для меня большая радость, что мои работы появляются на нашем сайте, и те творческие личности, к которым я отношусь с большим уважением и симпатией, отзываются о них

очень доброжелательно.

И, хотя мне безумно повезло, как и Олегу, я согласна со словами Александра Зорина, что все это не с небо упало, а подготовлено огромной внутренней работой. Раньше я писала о рок музыкантах, теперь пишу о музыкантах джазовых, и, наверно, это «неслучайная случайность»

Как и Олег, я люблю импровизировать на темы Слова. Каждое утро, читая Евангелие, я размышляю, что Он хочет сказать мне сегодня.

В день, когда я села писать эту работу Церковью читались строки из Послания апостола Павла к Евреям (гл 11,ст 8,12,13,14,15,16).Там говорится о людях, которые имели веру подобную вере Авраама.

«Они стремились к лучшему, то есть к небесному, посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом, ибо Он приготовил им город»(Евреям гл11,ст 16).И я подумала, что эти строки об учениках о.Александра Меня, которые не рассеялись после его смерти, как овцы, а продолжают вести других к Свету.

 

И закончить мне хотелось бы на мажорной ноте, как это всегда делает Олег Степурко, моим стихотворением-импровизацией на тему Окуджавы. Оно было прочитано недавно на дне рождения Олега, который мы отмечали всей группой.

 

НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК

 

Когда внезапно возникает
В дверном проеме Степурко,
Вся наша группа расцветает,
И вмиг становится легко.
Внесет мажор ,всегда уместный,
Ведь это у него в крови
"Надежды маленький оркестрик
Под управлением Любви"

Когда усталость и проблемы,
Когда навалится цейтнот,
Он отобьется новой темой
И флюгельгорн не подведет.
"Безделье,-скажет,-неуместно"
Движенье у него в крови
"Надежды маленький оркестрик
Под управлением Любви".

Всем нам, усталым и серьезным
В ладонях радость принесет
И скажет:"не бывает поздно,
Молитесь, и Господь спасет".
Импровизации чудесны,
А потому всегда живи,
"Надежды маленький оркестрик
Под управлением Любви!"

Аватара пользователя
Стафизагрия
(на форуме)

Она же: Якушева Ирина

Обсудить на форуме