Вета Рыскина
Какого мы духа?.


Заглядывая  иногда на христианские сайты, я стала задумываться над тем, как многообразно, видимо, понятие «православный христианин». Конечно, «надлежит быть разномыслию», но, казалось бы,  непреложной для людей, относящих себя к данной категории, должна быть преданность заповедям любви, прощения, милосердия. Ведь именно это главное в Благой Вести, данной нам нашим Господом и Учителем!

Однако зачастую невозможно отыскать даже слабый отголосок темы любви Христовой при оживленном обсуждении на форумах  участниками - православными христианами,  далеко не евангельских тем: о врагах России, о засилье евреев, «кавказцев», о ненавистной Америке и т.д. Имя Иисуса Христа почти никогда при таких обсуждениях не вспоминается.

Сплошь и рядом происходит какая-то нелепая подмена понятий: под православием понимается любовь к России, забота об интересах Отечества, патриотизм, всегда сопряженные с ненавистью к инородцам, иноверцам и всяческим супостатам.

Вот, к примеру, очередная полемика на тему, которую можно назвать условно «Россия прежде всего». На очевидную в своей справедливости реплику одного юного участника о том, что на первом месте для нас должен быть не Православный Царь, а Бог,  следуют возмущенные ответы: «А что ж Царю  не хочешь кланяться, если ты правда православный?»; «Как можно любить Бога, если прежде не любить России?»; «Защищать Веру, Царя и Отечество на Руси всегда было делом единым; без почитания Царя и Отечества Веры Православной не может быть!» и даже такое комическое замечание: «Ну, ты просто кумира себе из Бога создал!»

Вчера, читая отрывок из Евангелия от Луки о сорока днях искушения Христа в пустыне, невольно вспомнила об этой полемике. Ведь как четко все определено:

Лк. 4, 5-8: «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи».

Не стоит ли прислушаться к этим словам тем, кто грезит властью и славой России, величием нашей Державы, Россией – Третьим Римом и т.д.? Ведь ясно сказано, кому предана в этом мире власть над всеми царствами вселенной и слава их, из чьих рук получаешь эту власть, «если поклонишься».

Не ради искушавшего его произнес Иисус такие значимые слова: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи».  Они сказаны для нас, для каждого из тех, кто возьмет крест свой и последует за Ним.

Поэтому, если кто-то думает иначе – имеет право. Даже Бог не посягает на нашу свободу. И люди избирают в качестве идола страну или политическое устройство государства, славу Отчизны или ее военные успехи, Царя или Генералиссимуса, идею «Россия для русских» или «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и т.д., им же несть числа.


Но при чем же тут Господь, в "зраке раба" пришедший на грешную землю и кровью Своей пречистой искупивший нас от греха, учивший любить врагов, говоривший ученикам: "Не знаете, какого вы духа" и "Вложи меч свой в ножны", призывавший: Да будете сынами Отца Вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, молившийся о распинавших Его...

По данным ВЦИОМ 42% опрошенных верующих заявляют, что религия для них – это вера предков, национальная традиция, 32% - что «следование моральным и нравственным нормам». Дальше следуют те, для кого это часть мировой культуры и истории; соблюдение всех религиозных обрядов, участие в церковной жизни, и далее - личное спасение, общение с Богом. Вот такие мы разные…
 
Давайте все же разделять понятия: можно быть пламенным патриотом Отечества, но мы совсем не обязаны "в комплекте" с любовью к Отечеству и ненавистью к его врагам - реальным или мнимым, считать себя еще "православными христианами"! До того времени, когда благословенное учение Господа нашего Иисуса Христа войдет в нашу душу и наполнит ее радостью веры, благоговением перед Божьим творением, смиренным осознанием собственной греховности и пониманием несовершенства других, стремлением изменить себя и прощением грехов окружающих.

И когда это произойдет, поверьте - уже невозможно будет написать на Православном Форуме низменный анекдот с торжествующей концовкой "...встаёт русский - и со словами «Да здравствует Африка!» выкидывает из самолёта двух негров", или снисходительно объяснять, что "по сути" крики Зиг Хайль это всего лишь - Да здравствует Победа. А без Зиг - и вовсе лишь пожелание здоровья человеку или пожелание целостности и процветания своего государства. Что, по логике автора реплики, должно ласкать слух граждан страны, пережившей фашистское нашествие.

На известном Православном Форуме, благодаря которому совершаются очень многие и важные дела милосердия, читаю, к примеру, такие фразы (подписанные именами моих братьев во Христе, с гордым уточнением - «православный христианин»:

 «Капитан Ульман - не преступник, а солдат, выполнявший свой долг»;

 «Судить нужно тех, благодаря кому ч. чувствуют себя хозяевами в наших городах, а не Русского офицера, сражавшегося с теми, кто убивал и продолжает убивать нас... Помоги ему Бог»;

 «Выполняя боевую задачу обязательно кого-то убиваешь»;

 «Поддержите капитана Ульмана» и т.д.

 Вспоминаются строки Булата Шалвовича Окуджавы:

 «Пустые лозунги любви
из года в год теряют цену,
хоть посиней до хрипоты,
хоть бейся головой об стену…»

 …Сегодня была на воскресной Литургии, не в моем «родном» храме, а в том, что поближе к дому. Все радовало: и служба, и проповедь молодого священника удивительно глубокая, и такие родные люди, которые молились рядом, а потом улыбались друг другу во время щедрого окропления на Водосвятном молебне.

 Так ли важно, в конце концов, что эти люди думают в «свободное от храма» время о допустимости убийства мирных жителей капитаном Ульманом? Или о «засилье «черных» в Москве? Или о «еврейском заговоре»? Или о ненавистных католиках и прочих там «сектантах-протестантах»? Действительно ли это важно, или я усложняю проблему, и эти «маленькие особенности» индивидуальных взглядов христиан на жизнь не нарушают нашего единства?

 И хотя испытываю чувство бессилия, сталкиваясь с подобными мнениями православных братьев, но трудно удержаться от попыток понять, поговорить, достучаться, докричаться. Ниже привожу свой ответ в Форуме на высказывания православных «форумчан» по теме суда над капитаном Ульманом, надеясь, что, может быть, это станет поводом  для нашего серьезного разговора на сложную и больную тему.

___________________________________________________________________________

  

Дорогие мои братья во Христе!


Ваши взгляды разделяют многие, люди ожесточились до крайности и если судить о приближении «последних времен» по указанному в Евангелии признаку - «оскудеет в людях любовь», то времена эти не за горами. Я бы не стала отвечать, если бы ни слова рядом с вашими именами: «православный христианин».

Итак: "Группа военных обстреляла автомобиль с шестью гражданскими. Ловили бандитов, но ошиблись. В результате убили старика – директора местной школы. В машине было еще пятеро - учитель той же школы, беременная женщина с родственником, лесник и инвалид. Проверив их документы и посовещавшись по рации с руководством, военные расстреляли всех пятерых, сложили трупы в машину, облили бензином и подожгли. Группу, совершившую расстрел, судил суд гражданских присяжных. И оправдал. В защиту руководителя группы выступает общественность, собираются подписи и проводятся митинги… Трудно требовать от офицера посреди грязи и крови чеченской войны, чтобы он был этичнее и моральнее, чем общество, его туда пославшее. А оно Ульмана не осуждает." (Алексей Мазур: "Дело Ульмана" – симптом больной морали России. http://tayga.info).

Понимаю, что в наше время смешно говорить об отношении к пролитию крови в эпоху раннего христианства и вспоминать эти высказывания:

Разоружив Петра, Господь разоружил всех солдат. Не дозволено ни одно состояние, сопряженное с беззаконными действиями (Тертуллиан);

Копья, коими мы некогда сражались, мы перековали на косы; мы не поднимем больше меч ни на один народ ... ибо Христос сделал нас сынами мира (Ориген);

Ежели неофит или верный согласился стать солдатом, да будет он отвержен: он презрел Бога (Ипполит Римский).

И невозможно уже ссылаться на мученика III века Максимиллиана, упорно твердившего: "Мне нельзя находиться на военной службе, потому что я христианин… Не могу быть воином, не могу творить зла, я христианин".

Со временем отношение христиан к военной службе изменилось, но все же считалось, что убийство даже во время справедливой, оборонительной войны требует очищения.  Василий Великий рекомендовал на три года лишать причастия тех, кто пролил чью-либо кровь на войне, и обычай налагать покаяние на возвратившегося после сражения воина существовал до XI века. Ибо УБИВАЛ. Да, по необходимости, да, защищая людей и Отечество, но убивал, нарушил заповедь «не убий», а это всегда для верующего боль и скорбь.

Но ведь мы с вами говорим об убийстве не вооруженного противника, а мирных, беззащитных людей! Для православного христианина не может не быть значимым краткое и веское, как все его слова, слово Иоанна Крестителя к воинам:  (от Луки 3:14): «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».

Никого не обижайте: Иоанн Креститель не предусмотрел в своих словах ситуацию Ульмана, он не говорит о сознательном убийстве мирных жителей, не объясняет: «Не убивайте невинных. Не убивайте безоружных. Не убивайте беременных женщин». Но его слова всеобъемлющи, они вмещают в себя горе всех невинных жертв.

Не клевещите – казалось бы, при чем здесь воины? Но ведь если вспомнить невинно пострадавших в результате чеченской кампании мирных жителей – убитых, подвергшихся пыткам, брошенных в жуткие фильтрационные лагеря, лишенных свободы, доброго имени, разлученных с близкими, страдающих в колониях от ненависти введенных в заблуждение сокамерников – что было источником их трагедий? Разве не клевета?  Ведь только так и можно назвать незаслуженные обвинения в терроризме, со всеми вытекающими из этого для оклеветанных последствиями.

Довольствуйтесь своим жалованьем – то есть, говоря более современным языком, «не мародерствуйте», не берите то, что вам не принадлежит. Увы, эти слова актуальны, как и 2000 лет назад.

Могу согласиться с тем, что Ульман оказался неким  «показательным козлом отпущения», что его судят за преступление, подобное множеству других, оставшихся безнаказанными, что рядом с ним на скамье подсудимых должен находиться тот его начальник, с кем он согласовывал «акцию», что наказания в большей мере заслуживают те, кто развязывает войны и наживаются на них, для кого убитые с обеих сторон – ничего не значащий побочный фактор.

Но не нужно высоких и пафосных слов: защита Отечества, честь Русского Офицера… Часто высокие понятия существуют для того, чтобы скрыть простой и ясный смысл. Есть конкретный человек, совершивший тяжкий грех, Эдуард Ульман. Господь по своему милосердию дает ему, возможно, шанс искупить этот грех в земной жизни. Сама знаю из переписки с заключенными, в том числе отбывающими пожизненные сроки, каким потрясающе искренним и глубоким бывает покаяние у людей, совершивших изуверские злодеяния, какие случаются возрождения даже самых окаянных душ.

Что же делают те, кто считают Ульмана (а прежде – полковника Буданова, осужденного за убийство чеченской девушки) героем и жертвой несправедливости? Те искренне сочувствующие ему люди, которые стоят в пикетах в его поддержку, собирают подписи в защиту капитана? Что делают они для своего «подзащитного»? Человек, увы, слаб, и даже без такой мощной посторонней помощи склонен к самооправданию. Если и есть у Ульмана царапины на совести, то, ощущая такую поддержку, он с облегчением заглушит в своей душе все сомнения, и вместо покаяния будут у него только горечь обиды, ожесточение, злость, отчаяние, жалость к себе, то есть чувства, совершенно непродуктивные для спасения души.

В судебном заседании Ульман заявил, что факт, изложенный в обвинительном заключении, «имел место». Но слов раскаяния не нашлось ни у него, ни у остальных участников страшного события... Советник Путина, генерал Трошев, заявил, что группа Ульмана заслуживает снисхождения: "Это не значит, что ребята, которые влипли в эту историю, не должны понести наказания. Но - с учетом того, что это война, и психика там совершенно другая". Нормально. Из уст генерала - нормально. Но вот мы, считающие себя православными христианами...

Как горьки слова Христа: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле». И любовь – найдет ли??? Даже те участники форума, которые возражают автору темы, делают это робко и неуверенно. Так, уважаемый Н.Б. пишет: «Если бы Ульман их убил при обстреле машины - у меня бы возражений не было». Поразительно. Но объясните  мне, пожалуйста, в чем же тогда отличие христиан от других людей «века сего»?

В зоне военных действий подобные ситуации случаются: от страха, от неожиданности, у водителя «гражданской машины» может спонтанно возникнуть решение  не останавливаться, попытаться скрыться, поскольку известно, что рискуешь нарваться на беззаконие и жестокость людей в форме. Это происходит иногда просто вопреки логике, ну как, например, на окрик милиционера, требующего остановиться или подойти,  ни в чем не виновный подросток бросается бежать.

Может ли, брат мой Н., православный христианин сказать, что возражений при таком расстреле у него бы не было? По законам военного времени – да, нет возражений. По законам совести, по законам любви Христовой – шрам на сердце навеки и вечное покаяние, до смерти.

 Вета Рыскина, православная христианка…