Юлия Зайцева
Православная семья в современном мире


 Конференция о проблемах семьи состоялась в рамках XI Рождественских чтений

Москва, 4 февраля, Благовест-инфо. Что такое воцерковленная семья сегодня? В чем особенности жизни православной семьи в современном мире? Какова роль духовника в окормлении православной семьи? Как приобщать детей к жизни Церкви? Эти вопросы были вынесены на обсуждение на конференции "Семья в современной Церкви: проблемы и пути их решения", которая состоялась 1 февраля в рамках XVI Рождественских чтений по инициативе Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) при Свято-Даниловом монастыре.

ЦДРМ не первый год проводит конференции по актуальным проблемам церковной жизни и  пастырской практики, и форма их, как правило, традиционна: доклады и обсуждения. Новаторство последней конференции состоит в том, что организаторы не предлагали докладчиками вопросы заранее. Самые острые проблемы были сформулированы на встрече молодежи из разных епархий – участников XVI Рождественских чтений. Работая в малых группах, представители приходов, молодежных православных организаций и просто заинтересованные в теме молодые люди составили целый список вопросов, на которые на следующий день, 31 января, подробно отвечали православные семейные психологи -- сотрудники психологического центра "Семейное благо" при храме в честь иконы Божьей Матери "Живоносный источник" И.Н. Мошкова, Г.В. Слобин; руководитель семинара "Школа православной семьи" Е.М.Рогачевская; сотрудники ЦДРМ Н.Суполкина; Е.В.Бобрикова.

 

архимандрит Алексий (Поликарпов)А 1 февраля на вопросы о семье с готовностью отвечали известные московские пастыри, приходские священники и монашествующие. Обсуждение вел ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин. На вопросы отвечали: наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), руководитель ЦДРМ игумен Иоасаф (Полуянов), директор Школы молодежного служения ЦДРМ игумен Петр (Мещеринов), игумен Иона (Займовский), клирик храма Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади о.Игорь Фомин, клирик храма во имя прп.Андрея Рублева в Раменках о.Александр Никольский, священник из Одинцово Николай Комаров.

 

Архимандрит Алексий начал с грустного пастырского наблюдения: зачастую «с Церковью в семью приходит не мир, а раздоры». Воцерковляясь, женщина учит своего мужа «ходить по одной половице». Жить по канонам Церкви необходимо, считает наместник, однако надо учитывать особенности каждого члена семьи, бережно относиться к сложившимся «хорошим традициям семьи». По его словам, мир уходит из семьи, когда воцерковившийся супруг решительно требует от другого различных ограничений во время постов. Архимандрит Алексий специально остановился на нежелательности жесткого ограничения супружеских отношений во время поста – оно возможно только по взаимному согласию супругов.

 

иг.Иоасаф (Полуянов),Игумен Иоасаф считает, что «церковность» семьи невозможно оценить по внешним признакам: частота причащений, строгость постов и т.д. Главное для христианской семьи– избежать столь частого встречающейся «духовной шизофрении», когда «в храме – это одна семья, а за порогом – совсем другая». В семье, избавленной от такого раздвоения, и ребенок «чувствует себя самим собой». В верующей семье каждому нужно «сравнивать свою жизнь с Христом, а не с жизнью окружающих».

 

иг.Петр (Мещеринов),Главная мысль выступления о.Петра (Мещеринова) – отсутствие общинной жизни в Церкви приводит к тому, что христианская семья замыкается в рамках частной жизни. Основы христианской жизни взращиваются именно в семье. Однако созидание «атмосферы семьи как малой церкви» сталкивается с немалыми проблемами. В первую очередь, это сильное влияние на Церковь светских стандартов: «стадность, акультурность, гламур» активно противостоят той «особой культуре восприятия», которой требует православие. Вместе с тем, по словам о.Петра, для подлинно христианской семьи опасен номинализм – «отрыв семьи от реальности», замыкание в пределах церковной среды.

Создавать христианскую атмосферу в семье – значит воспитывать «свободу и ответственность, подлинную культуру, уважение и порядочность». «Воцерковление – реализация Евангелия», -- определил выступавший. Он надеется, что созданию «критической массы» таких семей поможет их «неформальная общность», регулярное общение. В идеале, надо создать в каждом приходе «детскую среду» -- не противопоставленную «взрослой», но совершенно особую, во главе с приходскими педагогами.

 

о.Игорь ФоминО.Игорь Фомин тоже убежден, что христианская семья не может «ограничиваться стенами храма». У него есть свой «индикатор» воцерковленности семьи: «Христианство – религия радости, а не покаянного плача. Правильно воцерковленную  семью видно по тому, насколько радость живет в семье, а не посты, молитвы, правила». Разумеется, священник не преуменьшает значения церковных установлений, но предупреждает, что их недостаточно, тем более – для воспитания детей: «Если Господь не является сутью нашей жизни, если у родителей Бог-- «в баночке», можно достать в нужный момент, а потом поставить обратно, -- дети уходят из Церкви. Правила духовной жизни нам даны как позвоночник. Надо нарастить все остальное!»

 

Дети в храме – эта тема оказалась одной из наиболее востребованных. Архимандрит Алексий призвал священников быть «более терпеливыми» по отношению к маленьким детям во время богослужения. Он привел пример, который кажется ему оптимальным: в США, в храме Антиохийской православной Церкви, ему понравилась застекленная детская комната на втором этаже. Детей было не слышно, но оттуда можно было видеть весь ход церковной службы. Об устройстве специальных детских комнат при храме не раз говорилось на конференциях ЦДРМ http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9979 , однако игумен Петр (Мещеринов) считает, что, в отсутствие общинной жизни наших приходов, устройство таких помещений – дело далекого будущего.

 

Пример самого Данилова монастыря и ЦДРМ только подтверждает эту связь: именно из активной общинной жизни здесь выросла так называемая «детская» литургия http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=16538 . Игумен Иоасаф подробно рассказал участникам Рождественских чтений о «детской» литургии, подчеркнув, что необходимо донести до детей «понимание Евхаристии как дара, к которому надо подготовиться». По словам о.Иоасафа, главная особенность такой литургии – «ответственность детей за богослужение, уборку и украшение храма, пение, чтение и т.д.». За такой литургией вместе с детьми молится вся семья, а после богослужения устраивается общая трапеза или семейный праздник. О.Иоасаф особенно рекомендовал сделать воскресный день праздничным, и после церковной службы всей семьей отправиться в зоопарк, кафе и т.д. Архимандрит Алексий добавил, что во время таких богослужений целесообразно произносить проповедь сразу после чтения Евангелия.

 

Было очевидно, что идея «детской» литургии вдохновила молодых священников – участников заседания, и о.Иоасаф подчеркнул, что важно в таких начинаниях заручиться благословением священноначалия. Заместитель руководителя ЦДРМ Юрий Белановский, со своей стороны, отметил, что регулярное служение «детской» литургии (в Даниловом монастыре это происходит примерно раз в месяц) дает «уникальную возможность общения православных семей на межприходском уровне», что особенно актуально для мегаполисов.

 

 По мнению Сергея Чапнина, в воцерковлении детей нет мелочей: например, большое значение имеет «дружба со священником», который каждого ребенка знает по имени. О.Игорь вспомнил, как радовались дети в одном из приходов, когда вместе с «теплотой» после причастия им раздавали птичек, выпеченных из остатков просфорного теста. Он не сомневается, что каждый приход способен заинтересовать детей, что во многом зависит от настоятеля, а также от того, насколько сами прихожане-родители могут побудить настоятеля к этому. Последняя деталь связана с непростой проблемой обратной связи прихода и настоятеля – «эта традиция утрачена  вместе с выборностью священников», отметил о.Игорь. Будучи отцом четверых детей, он на собственном опыте знает, что взрослым нужно поддержать детскую молитву «обо всем – о зайчике, о трамвайчике», чаще молиться вместе с ребенком. Священник предостерег от того, чтобы «пугать Богом, пугать отцом». О.Петр также убежден, что по отношению к детям нужно «соизмерять догматическую строгость с любовью», не давить на ребенка идеей «заслуживания «трудодней» для рая».

 

 

Много вопросов вызвал разговор о роли духовника для православной семьи. Все священнослужители призывали не преувеличивать роль духовника в жизни семьи и не перекладывать на него семейные проблемы. Важно помнить о самостоятельности семьи, которая опирается на «резервы благодати», полученной в таинстве брака, отметил о.Петр. Игумен Иона (Займовский) поднял важную тему личной ответственности христианина. Он считает, что задача духовника – «возвращать человека к его ответственности». По наблюдениям о.Ионы, православные супруги зачастую навязывают священнику «некую благочестивую игру», но он не должен за них принимать решения. В этом случае верующим надо понимать, что «отстраненность священника – тоже пастырский метод». Кроме того, священники могут использовать «ресурс психотерапии», направляя своих чад к профессионалам-консультантам, – это «важный инструмент, который Церковь не должна сбрасывать со счетов».

 

Редко услышишь слова, подобные сказанным о.Игорем: духовник «должен приносить радость в семью». Он полагает, что ответственность самого духовника велика. Так, если священник призывает православных жен к многодетности, он должен в полной мере нести реальную ответственность за свои призывы, вплоть до готовности содержать этих детей в случае необходимости!

По мнению о.Иоасафа, настоящий духовник «идет рядом с семьей или чуть-чуть впереди; он как духовный мост, соединяющий ищущего человека с Богом».

 

о. Александр Никольский  Такой духовник должен помочь семье выстроить верную иерархию. Если семья – «малая церковь», то муж – «духовник семейной церкви» (о.Петр). В противном случае, когда в семье «понижен авторитет мужа» или его затмевает авторитет духовника, такую семью можно считать «больной», отметил о.Александр Никольский. По его словам, задача духовника – «поддерживать авторитет мужа», причем о.Александр имеет в виду совершено конкретные вещи. Так, он не считает для себя зазорным поговорить с мужем или женихом своей прихожанки за пределами храма, понимая, что «для нецерковного человека зайти в храм – настоящий подвиг».

 

Можно ли говорить о «семейном апостолате мужчин», учитывая «духовную инфантильность» многих из них? Можно ли считать грехом его подчинение жене, отказ от ответственности за семью, если он не в состоянии взять на себя роль главы семьи? Естественно, что в этом контексте встал вопрос о воспитании мальчиков в православных семьях, о примере отца, о детских и семейных лагерях и походах и т.д.

 

 Было также отмечен дефицит хорошей церковной литературы о семье; церковные лавки предлагают, в основном, книжки о монашеских подвигах. Это неудивительно: по словам о.Петра, «монашество из частного чина церковной жизни превратилось в некую самодовлеющую идеологию, подчинение которой вменяется чуть ли не в обязанность всем христианам». Однако участники конференции согласились с мнением о.Александра: семья также создает все условия для аскетического подвига. «Чего стоит семейное служение многодетных матерей – это просто настоящая аскетика в монашеских проявлениях!» -- считает о.Александр. По словам о.Игоря, «убрать свое Я» – вполне аскетическая задача для каждого члена семьи. Говоря о проявлениях аскетики, о.Петр предложил «сместить ее острие»: он считает, что не меньшее значение, чем воздержание в пище, сейчас имеет «информационное воздержание» -- сознательное ограничение в просмотре телевизора, в блужданиях по Интернету и т.д.

 

иг.Иона (Займовский)Поднимались также вопросы о поиске супруга, в том числе – о создании семьи верующим и неверующим или христианами разных конфессий. Ключевая рекомендация была дана о.Иоасафом: «Главное – правильно понять себя: кем я сам хочу остаться в браке?» Были бегло рассмотрены разные ситуации и примеры, высказано пожелание выработать некие общие рекомендации «от церковного опыта». А по наблюдениям о.Ионы даже выходит, что иногда православному «обрядоверу полезно жить с неверующим». «Я не считаю, что такие браки недопустимы – это помогает человеку творчески осмыслить свои отношения с Богом», -- заключил игумен.

В результате работы конференции "Семья в современной Церкви: проблемы и пути их решения" ее участниками был подготовлен материал для начала работы над документом, освещающим базовые вопросы организации церковной работы со всей семьей, особенно с молодыми семьями, и молодыми людьми, желающими создать семью на основе православных ценностей. Материалы конференции вскоре можно будет прочитать на сайте ЦДРМ http://conf.cdrm.ru/

 

 

Обсудить на форуме