О скорбях
искать на странице
 
 

к началу раздела>>

ПРЕЛИСЛОВИЕ

Апостол Павел в Послании к Римлянам (гл. 5) показывает источники и степени возрастания, через которые проходит духовный путь христиан, в том числе и терпение скорбей: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой находимся и хвалимся надеждою славы Божьей. И не этим только хвалимся, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорбей происходит терпение, от терпения опытность, от опытности – надежда; а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Рим.5, 1-5.

О СКОРБЯХ

«Есть два рода скорбей», - говорит Ефрем Сирин: «Скорбь по Богу и скорбь мирская; скорбь мирская тяжела, и не обещает вознаграждения; а скорбь по Богу с собою приносит утешение и, еще паче укрепляет в обетовании жизни вечной. Подвергаясь первой, поспешай превратить ее во вторую».

«Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли» - говорит преподобный Никон Оптинский.

Преподобный Амвросий Оптинский пишет, что скорби бывают внешние и внутренние. Внутренняя скорбь значит, например, памятозлобствовать или терпеть отсечение своей воли. О скорбях внешних можно прочитать у Ефрема Сирина: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил» (Амос. 3, 6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани».

ПРИЧИНЫ СКОРБЕЙ

Ефрем Сирин объясняет причины скорбей так: «Все от Бога – и благое, и скорбное; но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. По благоволению, когда живем добродетельно; ибо угодно Богу, чтобы живущие добродетельно украшались венцами терпения; по домостроительству, когда, впадая в прегрешения, бываем, вразумляемы чтобы не были мы осуждены с миром, как говорит Апостол: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11, 32).; по попущению же, когда и вразумляемые не обращаемся. Попускает же Бог и совершенно оставляет тех, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе. Тогда Бог предает их в превратный ум, т.е. попускает их свободе делать непотребное (Рим. 1, 28).

У Иоанна Кассиана читаем, что есть еще причина, по которой иным посылаются некоторые страдания, как знаем из Писания, именно: «да явятся чрез то слава и дела Божии.» Так в Евангелии говорится о слепорожденном: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.» (Иоан. 9, 3). И о болезни Лазаря: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». (Иоан. 11,4).

Максим Исповедник о причинах скорбей пишет так: «Пяти ради причин, говорят, от Бога попускается нам быть боримыми от демонов: первая причина, чтобы мы, будучи боримы и противоборствуя, дошли до умения различать добродетель от греха; вторая, чтобы мы борьбою и трудом снискав добродетель, имели ее твердою и неизменной; третья, чтобы, преуспевая в добродетели, мы не высоко о себе мудрствовали, но научились смирениомудрию; четвертая, чтобы, испытав делом, сколь зол грех, – совершенной возненавидели его ненавистью; наконец пятая и важнейшая та, чтобы, сделавшись бесстрастными не забывали мы своей немощи, и силы Помогшего нам.»

Марк Подвижник поясняет, что «Господь для пользы нашей попускает на нас скорби и делает нам чрез то много добра: во-первых чрез это обнаруживаются тайно владеющие нами (злые) мысли, по обнаружении же их, Господь подает нам и смиренномудрие истинное и непритворное, потом дарует нам и избавление от суетного возношения и совершенное открытие всякого таящегося в нас зла. Достоверно знайте, что если мы не переносим постигающих нас скорбей с верою и благодарением, то не можем познать скрытого в нас зла; если же явно не познаем его, то ни настоящих злых помыслов не можем отвергнуть, ни очищения от прежних зол взыскать, ни относительно будущего не можем получить твердой уверенности.»

Антоний Великий говорит о причине скорбей праведников так: «Это делает Он для того, чтоб добродетельные люди не вознеслись гордостью и чтобы через то совсем не погибла цена их добродетели, чтобы не лишились они уготованных им благ, и не сделались чуждыми благодати Божией.»

«Вина всякого скорбного случая (встречающегося с нами)», - пишет Марк Подвижник – «суть помыслы каждого из нас: мог бы я сказать, что и слова и дела, но так как они не происходят прежде мысли, потому я приписываю все помыслам. Помысел предшествует, а потом чрез слова и дела образуется между нами (и ближними нашими) общение. Общение же бывает двух родов: одно происходит от злобы, а другое от любви. Чрез общение мы воспринимаем друг друга, даже и тех, кого не знаем, а за принятием на себя (ближнего) необходимо следуют скорби, как говорит Божественное Писание: поручаяйся за своего друга, врагу предает свою руку (Притч. 6, 1). Так каждый терпит постигающее его не за себя только, но и за ближнего – в том, в чем он принял его на себя.

ПРЕОДАЛЕНИЕ СКОРБЕЙ

Преподобный Анатолий Оптинский объясняет, что «Лучшее от них (скорбей) средство не утешение, а терпение, а утверждаю тебя в той мысли, что кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломона не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть и грех».

Нил Синайский говорит: «в скорбях наипаче будь благодарен, потому что чрез них яснее ощущается благодать заступления. Так благодарением прогоняя печаль от постигающих тебя скорбей, не омрачишь ты блистательной красоты мужественного благодушия».

Исаак Сирин говорит: «прежде нежели найдет на тебя скорбь, молись Богу; и во время горести найдешь Его – и Он услышит тебя».

Преподобный Варсонофий Оптинский советует в скорбях чаще посещать храм Божий.

Авва Исайя пишет: «Помысел и всякую скорбь, всякое желание ваше и всякое подозревание не укрывайте в себе, открывайте свободно Авве своему и, что услышите от него, то с верой старайтесь делать».

Марк Подвижник предупреждает: «Во время скорби смотри за приражениями сластолюбия. Ибо, как оно обещает утешение в скорби, то легко можно склониться на приятие его».

Преподобный Макарий Оптинский говорит: «Только опасайся ропота и малодушия, ибо через них те же самые скорби тяжелее бывают»

Об искушении в скорбях Исаак Сирин пишет: «Есть иной род искушения - малодушием по недостатку терпения. Когда угодно Богу подвергнуть человека большим скорбениям, то Он попускает впасть ему в руки малодушие. И оно порождает одолевающую его силу уныния, в котором ощущает он подавление души – и это есть вкушение геенны, потому что отсюда источаются тысячи искушений: смущение, раздражение, хула, жалоба на судьбу, превратные помыслы, переселение из одной страны в другую и тому подобное.

Преподобный Антоний Оптинский говорит, что не надо искать самому себе скорбей, «которых ты искать не обязан», а «ищи Иисуса, Жениха нашего, Питателя нашего, Надежду нашу, Жизнь и Свет очей наших! И не постыдимся»

ПУТЬ в СКОРБЯХ

Исаак Сирин отмечает, что часто причиною наших скорбей бывает нерадение: «Сам ты не позаботился взыскать врачевства от этого. Врачевство же от всего этого одно – смиренномудрие сердца. По мере смиренномудрия дается терпение в бедствиях; по мере терпения облегчается тяжесть скорбей, и приемлется утешение; по мере утешения увеличивается любовь к Богу. А по мере любви увеличивается радость о Духе Святом. Бог не отъемлет искушений у рабов Своих, но дает им терпение в искушениях за их веру и предание себя в Его волю».

«Если бы мы старались о смиренномудрии», - пишет Марк Подвижник, «то не было бы нужды в наказании нас, ибо все злое и скорбное, случающееся с нами, приключается нам за возношение наше. Если на Апостола, чтобы он не превозносился, попущен был ангел сатаны, да пакости ему деет, тем более на нас, когда превознесемся, сам сатана попущен будет попирать нас, пока мы не смиримся».

УТЕШЕНИЕ В СКОРБЯХ

Апостол Павел утешает нас словами: «сын мой! Не пренебрегай наказаниями Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же останетесь без наказания, которое всем общее то вы - незаконные дети, а не сыны. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12,5-11)».

Преподобные Варсонуфий и Иоанн ободряют нас: «Что изнемогаешь в скорбях, как человек плотской? Или не слышал ты, что предстоят тебе скорби? И разве не знаешь, что многи скорби праведным (Пс. 33, 20) – и они испытываются ими, как золото в горниле? Итак, если мы праведны, то подчиним себя благодушно испытанию скорбями; если же грешны, то потерпим оные, как достойные того.

«Бог близок к скорбящему сердцу того, кто к Нему вопиет в скорби. Если и подвергает иногда в телесном лишениям и иным скорбям; но к душе скорбящего являет Господь великое человеколюбие, соразмерно с жестокостью страданий в скорби его», - говорит Исаак Сирин

Ефрем Сирин ободряет нас словами: «Бог не допускает душе, уповающей на Него и терпеливой, быть искушаемою в такой мере, чтобы дойти ей до отчаяния, то есть впасть в такие искушения и скорби, которых не может она перенести (1 Кор. 10, 13). И лукавый не в такой мере искушает душу и тяготит ее скорбью, в какой хочет, но в какой попущено ему Богом. Пусть только душа переносит все мужественно, держась упования по вере и ожидая от Бога помощи и упования; и невозможно, чтобы она была оставлена».

В Апокалипсисе апостол Иоанн пишет о тех кто прошел через скорби: «Они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7, 14-17).


   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-