|
к началу раздела>>
ЦЕЛОМУДРИЕ
«Чистота (целомудрие) также называется бесстрастием. И справедливо;
ибо она есть предначатие общего воскресения и нетления тленных.
Кто желает представить Господу тело целомудренным и сердце чистым,
тот должен сохранять безгневие и воздержание, потому что без сих
двух добродетелей весь труд наш будет бесполезен» Иоанн Лествичник.
Ефрем Сирин поясняет – «Не будь нерадив о добродетели целомудрия,
но всеми силами старайся иметь в себе святыню (чистоту). Стяжай
себе девственность, чтоб вселился в тебя Дух Святой. Не внимай срамным
пожеланиям и суетным ласкам; храни себя чистым, и если начнет в
тебе возгораться греховное пламя, угашай его слезами и молитвою
к Господу, любящему тех, кои ищут святыни и работают Ему в ней».
Святой Иоанн Кассиан на примере Священного Писания рассуждает о
целомудрии – «Ибо говорить св. Павел, воля Божия есть освящение
ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел
соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения,
как язычники незнающие Бога (1 Фес 4, 3-5). Немного ниже св. Павел
еще прибавляет, опять называя целомудрие святостью: Ибо призвал
нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак, непокорный непокорен
не человеку, но Богу Который и дал Духа Своего Святого (там же –
ст. 7. 8). Видишь ли, какими в простых словах похвалами превознес
он сию добродетель! Во первых, ей собственно приписывает святость,
потом утверждает, что ею сосуд тела нашего освобождается от всякой
нечистоты; в третьих, что, извергши срамную нечистоту, сосуд сей
будет пребывать в чести, как святыня; наконец, что есть самое высшее
ее преимущество, чрез нее обитателем сердца нашего будет Дух Святой».
Максим Исповедник пишет чтобы достичь целомудрие нужно преодолевать
лень как телесную так и душевную - «Изнуряй плоть свою постом и
бдением; и не леностно упражняйся в псалмопении и молитве; и освящение
целомудрия низойдет на тебя, нося с собою любовь».
Ефрем Сирин говорит об этом так - «Оградись от того, что противоположно
добродетели. Если ты постишься, и безумно смеешься, то легко тебя
запнуть. Если на молитве плачешь, а в обществе ведешь себя по мирскому,
то скоро уловят тебя в сети. Если при целомудренном поведении ты
беспечен, то не умедлишь пасть. Покаяние должно приносить от всего
сердца». Далее он замечает что – «Если ты целомудрен; не превозносись
своим воздержанием, но в смиренномудрии моли Господа, чтоб до конца
был твоим Хранителем. Ибо нередко внезапное вторжение четвероногих
(Пес. 2,15) в виноградник вдруг губило плод по нерадению стража».
Очень поэтично и глубоко говорит об истинном целомудрии Исаак Сирин
– «Целомудр не тот, в ком, во время борьбы, труда и подвига, прекращаются
срамные помыслы, но тот, кто истинностью сердца своего уцеломудривает
зрение ума своего, не позволяя ему простираться к непотребным помыслам.
– И тогда как честность совести его взором очей свидетельствует
о верности его (закону чистоты), стыд, как завеса висит в сокровенном
вместилище помыслов, и непорочность его, как целомудренная дева,
соблюдается Христу верою».
|