|
«Видел я, однажды - говорит св. Антоний, - все сети врага, распростертые
по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас,
говорящий мне: смиренномудрые.Почему внушал потом: если подвизаемся
добрым подвигом. То должно нам крайне смириться перед Господом,
чтобы Он, ведающий немощь нашу, покрывал нас десницею Своею и хранил;
ибо если вознесем гордостью, Он отнимет покров Свой от нас, и мы
погибнем» (см. Иак. 4,5-10, 1 Петр 5 5-6), Кол. 3,12).Святые отцы
говорят о двух видах смирения:«Смирения два, так же как и две гордости.
Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, осуждает его и
бесчестит, как ничего не значущаго, а себя считает выше его. Такой
если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало по
малу приходит и во вторую гордость, которая гордиться и против Самого
Бога и приписывает себе свои подвиги и добродетели, а не Богу, как
будто он сам собою совершил их, своим знанием и умом, а не помощью
Божией. Из этого видеть можно, в чем состоят два смирения. Первое
смирение состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее и по
всему превосходнее себя, - или почитать себя ниже всех (т.е. - «
Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться.
Смиренно считать себя всегда, до самой смерти, способным ко всякому
греху, к малому и большому». (Преп. Никон Оптинский)).Второе же
смирение состоит в том, чтобы свои подвиги приписывать Богу.» (Авва
Дорофей).Как же научиться смирению и где его взять:
Христос открывает нам это - «Возьмите иго Мое на себя и научитесь
от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» Мф. 11, 29.
Прп. Никон Оптинский пишет, что «Смирение – это нечто великое и
божественное», и видимо, поэтому Авва Дорофей предупреждает, что
«Никто не может выразить словами, что такое смирение, и как оно
рождается в душе, если не узнаете сего из опыта».Исаак Сирин говорит
– «Если спросит кто, как приобрести смирение – ответ ему: довольно
ученику соделаться подобным учителю своему, - рабу подобным господину
своему (Мф. 10,25). Смотри, как являет смирение Тот, Кто заповедал
это и дарует это дарование, - подражай Ему и приобретешь его». О
подражание Христу учит Апостол Павел:
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу;
но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным
человекам и по виду став как человек;
смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной
Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных
и преисподних,
и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога
Отца.
Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только
в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего,
со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему
благоволению.» Фил. 2, 5-13.
Духовное восхождение к смирению, как пишет Амвросий Оптинский,
начинается с – «познания глубокой нашей немощи душевной и телесной»
это подтверждает Нагорная Проповедь Христа – «Блаженны нищие духом,
ибо их есть Царство Небесное».
Вторая степень есть самоукорение т.е. во всяком неприятном и прискорбном
случае обвинение себя, а не других.
Третья степень - благодарное терпение встречающихся и постигающих
нас скорбных искушений.
От этих трех степеней рождается четвертая – начало смирения, если
первые три были растворены верою и молитвенным расположением и обращением
ко Господу» (преп. Амвросий Оптинский).
Словами Макария Оптинского это означает, что когда «молишься ли,
постишься ли или исполняешь послушание - все делай ради Бога и не
думай, что делаешь хорошо» (т.е. не превозносись добрыми делами).
Так же у апостола - «И все что вы делаете, словом или делом, все
делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и
Отца» Кол. 3,17.Естественно получать награду за свои труды, хотя
бы похвалу, и внутренне этого всегда ждешь, хотя внешне скрываешь,
но с духовным трудом не так - «Старайтесь во всяком случае о исполнении
заповедей Христовых и познавайте свою немощь, а познавши оную, смиряйтесь,
но не ищите награды за исполнении заповедей, а считайте себя должною
исполнять оные, но недостойною награды» (преп. Лев Оптинский). Христос
иллюстрирует это притчей - «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего,
по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись,
служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет
ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не
думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы
рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.»
Лук. 17, 7-10Признаки смирения:«Совершенное смиренномудрие состоит
в том, чтобы сносить укоризны и поношения, и прочее. Это служит
и признаком того, что человек коснулся и совершенной молитвы , -
именно то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял»
(св. Варсонофий и Св. Иоанн).«Не тот показывает смирение, кто сам
себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный
другим, не уменьшает своей любви к нему...» (Иоанн Лествичник).«Смиренные
люди в духе ни на кого и мысленно не досадуют, но себя считают во
всем виновными и грешными и ни на кого не ропщут, но за все Бога
благодарят» (преп. Антоний Оптинский).«Смотрите, чтобы кто кому
не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо
такова о вас воля Божья во Христе Иисусе» 1 Фес. 5, 15-18.
Способы приобретения смирения:
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих
вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и
гонящих вас» Мф. 5,44. наверное, это самое важное и самое трудное
в обретение смирения попробовать просто помолиться за тех, кто вас
притесняет, обижает, лишает каких то благ, не делает того, что вы
хотите, но мне кажется это самый короткий и верный путь к смирению
- попробуйте и «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь
без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.» 2 Пет.
1,8.Св. Максим Исповедник пишет о двух способах приобретения смирения
- «Смиряется и тот, кто благодарит за блага, и тот, кто сокрушается
о своих прегрешениях: один считая себя недостойным дарованных благ,
а другой, умоляя о получении прощения прегрешений» Смирение помогает
нам устоять в трудные жизненные моменты -«когда приходит холодность
и рассеянность, смущаться этим не должно, а должно в это время более
укорять себя перед Господом и смиряться, считая себя грешнейшим
паче всех человек» (преп Иосиф Оптинский).«Смирение во время брани
доставляет нам помощь и придает силы к поднятию тягости терпения,
а во время мира и покоя от браней – защищает нас от гордости и удерживает
от падения.» (Авва Исайя).«Кротость и смирение такие добрадетели,
без которых не точию Царствия Небесного наследовать, но ни счастливым
быть на земле, ни душевного спокойствия ощутить в себе невозможно,
а посему усердно молитесь ко Христу Богу, чтобы Он Сам научил вас
смирению и кротости.» (преп. Антоний Оптинский).«Страх Господень
научает мудрости, и славе предшествует смирение». Притч. 15,33
«За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь»
Притч. 22,4
«Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным» Сир 3,19.
В приобретении смирения духа помогает смирение плоти:
« всячески ее «плоть» утруждали, смиряли постом, бдением, молитвой;
посредством сего смирялась и душа» (преп. Иосиф Оптинский)
« Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает
награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются
от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И
потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только
бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим,
самому не остаться недостойным». (1 Кор. 9: 24-27).
Макарий Великий говорит, что так разумно нужно вести дело поста,
что как бы иметь желание пребывать в теле сто лет; но при этом так
обуздывать душевные движения,- забывать обиды, отгонять печаль,
ни во что ставить скорби и потери, - если бы мог умереть каждый
день.
Смирение делает дух кротким (бесстрастным, или целомудренным),
а «от бесстрастия рождается Любовь» (Св. Максим Исповедник)
« пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до
того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день
суда, потому что поступаем в мире сем как Он» 1 Иоан. 4, 16- 17.
|