|
Фотографии Георгия Колосова
12 октября 2005 года в московском Музее Архитектуры открылась большая
выставка известного и признанного в России и за рубежом мастера
фотографии Георгия Колосова, в последние годы занимающегося любимым
делом во время свободное от работы сторожем в московском храме Косьмы
и Дамиана в Шубине. Имея некоторый опыт в устроении собственных
фотовыставок, конечно не сравнимый с опытом Георгия, я заключил,
что записи зрителей, которые обычно содержатся в книге отзывов,
когда она есть, можно разделить на пять категорий:
1)
хвалебные,
2) ругательные,
3) конструктивные,
4) глупые,
5) не имеющие отношение к делу.
Самая интересная - третья категория, даже, если она содержит критику.
Это отзывы, из которых видно, какое именно впечатление производят
работы автора на зрителя, какие рождают ассоциации и к чему побуждают.
Кажется, Мейерхольд сказал, что искусство - это побуждение к действию.
С
этой точки зрения работы Георгия обладают несомненной силой. Думаю,
что они способны пробудить творческие импульсы у людей, занимающихся
самыми разными видами и жанрами искусства. Я, как фотограф, пытаюсь
настроиться на видение автора, непохожее на моё собственное, и чему-то
научиться. У меня, например, так сложилось, что из потока чисто
хроникальной фотографии (интересующие меня события, люди и объекты)
я по одиночке выделяю кадры, которые, как мне кажется, отражают
мой творческий взгляд. А у Георгия всё - творчество, кажется, что
иначе он и не снимает. Конечно, я не стремлюсь к подражанию, каждый
видит по своему. Я, например, люблю цвет, а Георгий принципиально
предпочитает чёрно-белую фотографию. Думаю, что бессмысленно спорить,
какое изображение лучше - цветное или чёрно-белое. Всё зависит от
того, как человек мыслит, будь то автор или зритель: цветными образами
или чёрно-белыми. Если чёрно-белыми, то цвет - ненужное излишество,
это что-то вроде раскрашенной скульптуры.
Мне кажется, что фото-серии Георгия обладают интересным свойством,
выводящим их за рамки фотографии, как вида творчества. Для фотографии,
всё-таки, более свойственно умещать содержание в рамки одного кадра.
В работах Георгия, исключая портреты, оно
распределено по всей серии, и выделить один законченный кадр довольно
трудно. Автор погружает нас в какой-то поток сознания и создаёт
иллюзию движения, свойства - фотографии изначально не присущего.
На мой взгляд видение Георгия кинематографично. Существует аудиовизуальная
форма средняя между фотографией и кино, это - слайд-фильм. В отличие
от кино изображение в нём не движется, но в отличие от фотографии
он имеет протяжённость во времени и, к тому же обычно сопровождается
звуком. То, что мы видим на выставке, напоминает что-то среднее
между фотографией и слайд-фильмом.
Но это всё касается формы. Можно снимать всё моноклем, избегая
проработки мелких деталей; можно снимать так, что будет отчётливо
видна каждая пылинка. Но самое главное, как мне кажется, и в нас,
и в том, что мы делаем, это душа. В работах Георгия производит большое
впечатление их одушевлённость и ярко выраженный индивидуальный взгляд
на окружающий мир.
В этот юбилейный для автора год хочу пожелать ему долгих лет насыщенной
творческой жизни, новых поисков и открытий.
Выставка продлится по 12 ноября.
Сергей Бессмертный, фотограф, немало лет проработавший
в кино и кое что сделавший в форме слайд-фильма.
|