Летопись Расписание Грядущее
Крещение Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине



Дорогие братья и сестры!
Просим вас в виду продолжающихся опасений пандемии коронавируса исполнить следующую просьбу. Если кто-то из вас, посещавший наш храм не дай Бог!, заболеет коронавирусом, то сообщить об этом в храм по телефону дежурных по храму (8-495-629-41-04). При этом сказать фамилию, имя, отчество, дату начала заболевания и контактный телефон. Это нужно для того, чтобы у нас была бы собственная статистика. Соответственно с этим мы будем строить всю нашу приходскую жизнь.
Храни вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.

Дорогие друзья!
Расписание на сентябрь смотрите на сайте храма в разделе РАСПИСАНИЕ.
При этом, конечно, просим всех вас придерживаться санитарных правил, которые пока не отменяются, чтобы снизить до минимума вероятность распространения коронавирусной инфекции (маски, перчатки и пр.).
На поздней Литургии организуется трансляция богослужения он-лайн, а также через динамики во дворе храма. Так что при большом числе прихожан в храме (свыше 80 чел.), желательно перемещаться во двор.
Продолжаем молиться о скорейшем избавлении человечества от этой напасти. Храни вас Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.

Дорогие друзья!
На этой же странице сайта, в конце первой трети этой страницы сайта, а также по ссылкам в конце этого объявления, после слов "Горячо рекомендую", Вы можете читать тексты замечательных лекций недавно скончавшегося прихожанина нашего храма, Бориса Михайловича Балтера. А также можете послушать его замечательные лекции о Библии по ссылке "Обзор книги Бытия"/ Горячо рекомендую.
Обзор книги пророка Исайи. Книга Иова, Обзор Книги Бытия


22 сентября 2021

Седмица 14-я по Пятидесятнице
Праведных Богоотец Иоакима и Анны
2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13. Мк., 18 зач., IV, 35-41.
Прп. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30.
Богоотцов: Гал., 210 зач. (от полу́), IV, 22-31. Лк., 36 зач., VIII, 16-21

Друзья! 19 сентября состоялась поездка братьев и сестер храма вместе с диаконом Александром Константиновым в приют для бездомных дом трудолюбия "Ной". Для многих людей, пришедших с улицы и старающихся наладить свою жизнь, эти дома являются местом восстановления физических, душевных и духовных сил. В наших поездках в "Ной" мы не только привозим помощь, но и общаемся.

Помолившись вместе с братьями и сестрами, д.Александр рассказал о возможности для любого человека искреннего разговора с Богом в молитве. Говоря о восприятии нами Бога как Бога любви; как Того, Кто относится к нам по-человечески, д.Александр сказал о том, что взаимоотношения с Ним могут быть живыми, несмотря на многие трудности и ошибки в жизни. И как важно в сегодняшнем дне жить так, чтобы и тот, кто рядом, почувствовал твою поддержку.

После выступления д.Александра братья и сестры задавали вопросы и рассказывали примеры из своей жизни; мы вместе пили чай, общались. Спасибо большое за гостеприимство руководителю дома Николаю Сухопарову и всем братьям и сестрам дома "Ной" (Щитниково, находящемся в Балашихе М.О.). Братья и сестры приюта благодарили за привезённые им вещи, собранные прихожанами нашего храма.

В «Ной» приходят люди, в основном не имеющие одежды, да и для работы на стройках нужна дополнительная сменная одежда. Очень нужны мужские вещи. Желающие помочь могут принести в храм мужскую одежду и обувь, термокружки, бритвы, очки, постельное бельё, полотенца (можно б/у в нормальном состоянии), подписав пакет «для «Ноя» диакону Александру Константинову» и оставив у дежурных храма или передать Ирине Казьминой (тел.89653627680).

СПАСИБО всем, кто помогает «Ною»!


 


 

21 сентября 2021

Седмица 14-я по Пятидесятнице
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56.
Лит. - Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28

 

Рождество Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы и Приснодевы Марии

 



 


 

20 сентября 2021

Седмица 14-я по Пятидесятнице
Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы
2 Кор., 195 зач., XII, 10-19. Мк., 16 зач., IV, 10-23,
и за вторник (под зачало): 2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2. Мк., 17 зач., IV, 24-34.
Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2.

ПОМНИМ
И ДА ВОСКРЕСНЕТ
РАБ БОЖИЙ АЛЕКСАНДР ТАЛЛЕР

Дорогие друзья, братья сестры!
26 сентября 2021, в воскресение, в 14:00,
После Божественной Литургии и Поминальной Литии,
В Трапезной храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине
(Москва, Столешников переулок, дом 2)
На сороковины
Состоится встреча друзей
Раба Божьего Александра Таллера (1926 – 2021);
Деятельный до последнего дня жизни
Учёный с мировым именем,
Разработчик современных действующих систем
Стандартизации технического проектирования и конструирования,
Он был и остаётся уникумом, – абсолютным нестандартом, –
Любимцем и неподражаемым,
Отдавшим огонь и горечь своей любви (не всегда разделённой)
В поэтических строках нам;
В воскресный день церковного праздника «Воскресения Словущего»
Никому никогда не разрешавший обращаться к нему на “Вы”,
Пройдя уникальный путь верного москвича и прихожанина нашего храма
Длиною целых 95-и лет самого тяжкого всех веков века,
От самого своего крещения в 1926 в нашем храме до своего отпевания в нём в 2021,
В наших молитвах, словах и воспоминаниях
Да воскреснет из мертвых наш дорогой Сашуля!

фото: ( _шедевр_ ) АЛЕКСАНДР ТАЛЛЕР ~ ( _гениального_ ) Георгия Колосова
текст Артема Киракосова



Дорогие слушатели Общедоступного Православного университета, основанного отцом Александром Менем! Поздравляем вас с началом нового учебного года!
День открытых дверей состоится 26 сентября в 14 ч. в конференц-зале нашего храма.
Приглашайте ваших друзей, ждем всех!

 


 

19 сентября 2021

Неделя 13-я по Пятидесятнице
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV)
Утр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8.
Лит. - 1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24. Мф., 87 зач., XXI, 33-42.
Архангела: Евр., 305 зач., II, 2-10. Лк., 51 зач., X, 16-21




Дорогие друзья!
Христианский культурный центр "Встреча" возобновляет свою работу после летнего перерыва.

Приглашаем вас 22 сентября, в среду, в 19:00 на очередную встречу

КЛУБА ПАЛОМНИКОВ И ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ.

Тема встречи - "АЛТАЙ - КРАЙ СИЛЫ И СВОБОДЫ".

Ведущие - Ирина Глазова и Ольга Столярова

 



 


 

17 сентября 2021

Седмица 13-я по Пятидесятнице
Собор Воронежских святых
2 Кор., 192 зач., XI, 5-21. Мк., 15 зач., IV, 1-9.
Свв.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 67 зач., XII, 32-40

XXXI Ежегодная конференция памяти протоиерея Александра Меня

Музейная экспозиция
27 сентября 2021
15:00—19:00

На сайте Иностранки >>

Вот уже тридцать один год как не стало отца Александра Меня — выдающегося просветителя, духовного автора, пастыря, «миссионера племени интеллигентов», как назвал его академик Сергей Аверинцев.
Все эти годы «Иностранка» является одним из центров сохранения памяти и изучения наследия убитого пастыря. Именно в залах Библиотеки состоялась когда-то первая международная конференция, именно здесь, в Овальном зале, проходили памятные вечера в сентябре и январе каждого года. Именно сюда в 2019 году были доставлены для экспонирования предметы, связанные с жизнью, служением и творчеством отца Александра.

В текущем году «Иностранка» предлагает вам присоединиться к мероприятиям в рамках XXXI-ой Ежегодной памятной конференции, которая пройдет в очном и заочном формате в помещениях музейной экспозиции «Александр Мень — свидетель Пути, Истины и Жизни».

Чтобы не упустить события конференции и принять в них участие, приглашаем вас заранее зарегистрироваться на мероприятия. Количество мест для очного посещения ограничено, однако всем будет доступна возможность следить за трансляцией на различных платформах интернет-вещания: сайте Культура.рф и YouTube Библиотеки иностранной литературы.

Следите за дополнениями и публикациями о мероприятиях конференции на сайте Библиотеки и в социальных сетях.



Недавно в киоск храма поступила с некоторой задержкой (как мы уже сообщали, по причине, вызванной поломкой типографского оборудования) бумажная версия августовского номера (№152) «Приходской Газеты». Электронная версия была размещена на сайте храма ранее.

Рубрика «Обращение к приходу» на этот раз почти полностью отдана о. Александру Меню. Он рассказывает о двух важнейших для христиан праздниках - Преображения и Успения, отмечая, что оба «приходятся на конец церковного года, когда уже приближается осень. Не случайно в этот день мы приносим плоды земли для освящения: они напоминают нам о нашем совместном труде, о труде каждого во имя Божие, по благословению Божию, во славу Божию. Осень — время плодов, время жатвы, и поэтому праздник Преображения как бы для нас и праздник нашей жатвы». И завершает отец Александр свое обращение такими словами: «Когда мы с вами живем и действуем на земле, память смертная напоминает нам о том, что мы должны что–то внести в этот мир, что–то оставить после себя, что–то сделать для людей!..»

Опубликована статья Гоши Великанова, который, напомним, погиб, спасая незнакомого человека из-под колес электрички. Великанов оставил после себя незаурядное публицистическое наследие, что подтверждает и данная публикация. В номере также помещены интересные материалы о летнем приходском подростковом лагере, очередная колонка Михаила Завалова под названием «Загадка смирения», заметка о проведении в нашем храме Пасхи во время карантина, рассказ Софии Руковой о ее книге для детей «В ожидании Спасителя...», фрагменты из получившего огромный резонанс труда иеромонаха Иоанна Гуайты «Монах в карантине», продолжение путевых заметок В. Грудского о поездке по Святой земле и ряд других.


Презентация книги Брониславы Поповой
«Отец Бруно Рейндерс "Кто спасёт одну жизнь, спасёт весь мир"»

В презентации принимают участие:
· Протоирей Александр Борисов,настоятель Храма святых Космы и Дамиана в Москве
· Юрий Табак, известный российский публицист, историк, религиовед и переводчик. Автор нескольких книг и многочисленных статей в областях библеистики, иудаики, иудейско-христианских отношений
· Наталья Ликвинцева, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына
· Ирина Языкова, искусствовед, кандидат культурологии, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ), преподаватель Коломенской духовной семинарии, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви
· Сергей Самыгин, бельгийский предприниматель в России, потомок князей Мещёрских
· Бронислава Попова, автор

Книга рассказывает об отце Бруно Рейндерсе(1903–1981), бельгийском монахе-бенедиктинце,который во время немецкой оккупации спас 390 евреев - детей и взрослых - обречённых на депортацию и смерть.

До войны отец Бруно одобрял политику рейха в отношении евреев. Но в один день его взгляды изменились: он увидел, как толпа немцев издевалась над стариком-евреем. Это вызвало у него ужас и отвращение.

Он стал спасать евреев.Спасти – это значит спрятать у чужих людей,дать новое имя, обеспечить одеждой, деньгами,продовольственными карточками, успокоить ребёнка, внушить, что война скоро кончится и родители вернутся.

Он плыл против течения, против тоталитарного государства.
Десятки раз на велосипеде он пересекал Бельгию из конца в конец, чтобы увидеть «своего» ребёнка, утешить его, передать весточку от родителей. Самого отца Бруно разыскивало гестапо. Ему пришлось покинуть монастырь, скрываться под чужими именами,лгать, воровать продовольственные карточки и спасать, спасать...

Отец Бруно в 1964 году удостоился звания «Праведник народов Мира».

Вход свободный (при соблюдении антиковидных мер)


 


 

15 сентября 2021

Седмица 13-я по Пятидесятнице
Прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7. Мк., 13 зач., III, 20-27.
Мч.: Рим., 99 зач., VIII, 28-39. Ин., 50 зач., XV, 1-7

 


 

12 сентября 2021

Неделя 12-я по Пятидесятнице
Перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского (1724).
Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского (1652)
Утр. - Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16-20.
Лит. - 1 Кор., 158 зач., XV, 1-11. Мф., 79 зач., XIX, 16-26.
Блгв. кн. Александра: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30

 


 

11 сентября 2021

Седмица 12-я по Пятидесятнице
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Утр. - Мф., 57 зач., XIV, 1-13. Лит. - Деян., 33 зач., XIII, 25-32. Мк., 24 зач., VI, 14-30

 


 

10 сентября 2021

Седмица 12-я по Пятидесятнице
Обретение мощей прп. Иова Почаевского (1659).
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих
2 Кор., 184 зач., VII, 10-16. Мк., 9 зач., II, 18-22,
и за субботу: 1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26-29. Мф., 82 зач., XX, 29-34.
Прпп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23

 


 

9 сентября 2021

Седмица 12-я по Пятидесятнице
Прп. Пимена Великого (ок. 450).
2 Кор., 183 зач., VII, 1-10. Мк., 5 зач., I, 29-35.
Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12

Проповедь на Литургии 5.09.2021 (прот. Александр Борисов)

Проповедь на Литургии 28.08.2021 (прот. Александр Борисов)

 


 

8 сентября 2021

Седмица 12-я по Пятидесятнице
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56.
Лит. - 2 Кор., 182 зач., VI, 11-16. Мк., 4 зач., I, 23-28.
Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28

 


 

 


 

7 сентября 2021

Седмица 12-я по Пятидесятнице
Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI).
2 Кор., 180 зач., V, 15-21. Мк., 3 зач., I, 16-22.
Апп.: Тит., 300 зач., I, 1-4; II, 15 - III, 3, 12-13, 15. Мф., 11 зач., V, 14-19

Дорогие, мы начинаем запись в новую группу нашей Воскресной школы – для детей 5-6 лет.

Встречи будут проходить в светлице ПО СУББОТАМ в 10.20, начиная с 18 сентября.

Первые пять встреч нашего курса особенно важны для всего дальнейшего, поэтому крайне желательно, чтобы ребенок их не пропустил. Заинтересованных просим писать на ватсап +79629427324 или +79671573119. Подробную информацию о группе 5-6 лет см. на сайте храма - пройдя по ссылке, нужно пролистать вниз почти до конца, информация о группе для 5-6 лет размещена после таблицы «РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ». Вот еще видео о предыдущем выпуске группы нашего храма, включающее «интервью с бананом» о. Иоанна (Гуайты):

Просим по возможности распространить эту информацию. Марина Филипенко, Лена Антонова, Лена Мурашева

 


 

6 сентября 2021

Седмица 12-я по Пятидесятнице
Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца (1479)
2 Кор., 179 зач., V, 10-15. Мк., 2 зач., I, 9-15.
Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16.


9 сентября в Семхозе будет организован обед для паломников.
Желающих пообедать просим заранее записаться в киоске храма



 


 

5 сентября 2021

Неделя 11-я по Пятидесятнице
Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы
Утр. - Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15-25.
Лит. - 1 Кор., 141 зач., IX, 2-12. Мф., 77 зач., XVIII, 23-35.
Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28



 


 

4 сентября 2021

Седмица 11-я по Пятидесятнице
Грузинской иконы Божией Матери (1650).
1 Кор., 123 зач., I, 3-9. Мф., 78 зач., XIX, 3-12


 


 

3 сентября 2021

Седмица 11-я по Пятидесятнице.
Ап. от 70-ти Фаддея (ок. 44)
2 Кор., 177 зач., IV, 13-18. Мф., 100 зач., XXIV, 27-33, 42-51

Конференция памяти о. Александра Меня
4-5 сентября 2021 г.

«Отец Александр Мень и интеллигенция»

Суббота, 4 сентября
с 12 до 17 ч. в 14 ч. - чай
1. О. Александр Борисов. «Иметь, что сказать»
2. О. Димитрий Сизоненко (Zoom). «Христианство только начинается»
3. О. Владимир Зелинский (Zoom). «Наследие отца Александра Меня и его три послания»
4. Евгений Рашковский. «К определению понятия и статуса интеллигенции»
5. О. Олег Батов. «Обязанность понимать (М.Гаспаров)»
6. О. Виктор Григоренко. «Дом прот. Александра Меня в Семхозе»
7. О. Филипп Парфенов. «Интеллигенция и интеллигентность»
8. Ирина Языкова. «Отец Александр Мень и художники»
9. Наталья Большакова-Минченко (Запись). «Моя задача - делать хлеб»
10. Ольга Бухина (Zoom). «Отец Александр и будущая интеллигенция: молодежь прихода»

Воскресенье, 5 сентября
с 14 до 18 ч. в 16 ч. - чай
1. Алексей Сомов. «Отец Александр Мень, развитие и преподавание библеистики в России»
2. Владимир Илюшенко (Запись). «Александр Мень – воспитатель христианской интеллигенции»
3. Наталья Ликвинцева. «Оцерковление культуры: от опыта Матери Марии к опыту отца Александра Меня»
4. Светлана Долгополова. «Работать хорошо»
5. Олег Устинов (Zoom). «Прот. Александр Мень и интеллигенция Загорска»
6. Людмила Улицкая. «Пути, которые мы выбираем»
7. Роза Адамянц. «Творческое наследие отца Александра Меня»
8. Павел Мень. «Братская любовь»
9. Андрей Черняк. ««Кредо» отца Александра как призыв к интеллигенции»
10. Карина Черняк. «Носите бремена друг друга»


 


 

2 сентября 2021

Седмица 11-я по Пятидесятнице
Прор. Самуила (XI до Р.Х.).
2 Кор., 175 зач., IV, 1-6. Мф., 99 зач., XXIV, 13-28

Выход в свет печатной версии ПГ №152 и поступление ее в киоск храма задерживается
из-за технической неисправности типографского оборудования

Читать >>

 


 

1 сентября 2021

Седмица 11-я по Пятидесятнице
Донской иконы Божией Матери
2 Кор., 173 зач., III, 4-11. Мф., 96 зач., XXIII, 29-39.
Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 106 зач., XXI, 12-19

Желающим приехать в Семхоз на литургию рекомендуем электричку,
которая отбывает с Ярославского вокзала в 8:05


 


 

31 августа 2021

Седмица 11-я по Пятидесятнице.
Иконы Божией Матери именуемой "Всецарица".
2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23-28.
Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 63 зач., XII, 2-12 .

 


 

30 августа 2021

Седмица 11-я по Пятидесятнице
Мч. Мирона пресвитера (250). Прп. Пимена Угрешского (1880).
2 Кор., 171 зач., II, 3-15. Мф., 94 зач., XXIII, 13-22

Дорогие друзья!

 

Закончилось лето и начинается новый Церковный год. Мы снова будем праздновать в сентябре Рождество Богородицы, которое напоминает нам и о нас самих, что мы рождаемся, чтобы стать носителями образа Божия. Как и писал ап. Павел: "…уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2,20). Снова будем поклоняться Кресту Христову в Праздник Воздвижения Креста Господня, испрашивая у Господа сил и благодати для нашей жизни.

В сентябре мы также вновь будем вспоминать мученическую кончину (9-го сентября 1990 г.) замечательного Божьего служителя - протоиерея Александра Меня, который своими книгами и общественными выступлениями многим тысячам людей помог обрести веру в Господа Иисуса Христа в знаменательное время воспоминания 1000-летия Крещения Руси (988 г.).

Желание моего сердца привести в этом письме несколько выдержек из лекции о. Александра, которая была прочитана 25 января 1989 г. в Доме культуры Московского завода автоматических линий. Лекция называлась "ДВА ПУТИ ПОНИМАНИЯ ХРИСТИАНСТВА". Я полагаю, что содержание этого выступления о. Александра очень важно для всех нас и сейчас, спустя 31 год после его кончины.

 

"В «Братьях Карамазовых» Достоевский пишет о двух полярных фигурах: старец Зосима и его антагонист Ферапонт. Старец Зосима написан Достоевским как светлый образ, как носитель широких, просветленных взглядов на мир, на человеческую судьбу, на отношение человека к вечности, к Богу. Некоторые литературоведы считают, что этот образ написан со знаменитого старца Амвросия Оптинского. Монастырь в Оптиной пустыни не был типичным, он был исключением в истории нашей Церкви.

Именно поэтому туда стремились представители культуры. Там были и Хомяков, и Киреевский, и Достоевский, и Соловьев, и Лев Толстой, и Леонтьев, и Сергий Булгаков, и многие другие. Старцев и насельников этой обители волновали те проблемы, которые волновали культурные слои общества того времени. Именно поэтому и Толстой, и Достоевский могли обсуждать со старцами не только свои личные проблемы, но и общечеловеческие, общекультурные проблемы. Да, это было исключение. И вот именно поэтому Достоевский создал своего Зосиму, оглядываясь на Оптину пустынь, видя в ней как бы открытый вариант, открытое понимание православия, открытое понимание христианства.

Но в том же монастыре, который описан в романе, мы видим другого человека — старца Ферапонта, прославленного аскета, могучего старика, который ходил босым, в солдатской шинельке, препоясанного, как нищий. Он ненавидел старца Зосиму и даже в день его смерти не постеснялся прийти с обличением к его гробу.

В рамках одного православия, одной Церкви, одной культуры, одного монастыря сталкиваются две — причем сталкиваются очень резко — две как бы совершенно антагонистические стихии. Вот этот феномен, созданный писателем, и дает нам как бы первый намек на то, что внутри христианской культуры не все однообразно, не все может быть сведено к чему-то единому.

Не буду сейчас говорить о тех разделениях христианского мира, которые произошли на протяжении двадцати столетий. Коснусь пока только того, что связано с той культурой, в которой мы с вами выросли, воспитаны и которая нам ближе и понятнее всего.

Православная культура опиралась на два источника. Первый источник был изначальный, самый главный. Это Евангелие. Это учение и провозвестие о Богочеловечестве. То есть о тайне вечного и тайне человека. Это учение о том, что человек есть исключительно важное и высокое существо для Творца. Это учение о том, что человек возвышается над всем мирозданием, потому что сама Вечность вошла с ним в контакт. Потому что он создан по образу и подобию Творца, потому что в нем как бы живет некая программа будущего: развития от существа, родственного животным, до существа, родственного Небу.

Но была и другая традиция. Она родилась еще до христианства — традиция аскетической практики. Исключительно важная традиция. Она включала в себя богатейший опыт самонаблюдения, богатейший опыт внутреннего делания, то есть духовной работы по возрастанию человеческой личности. Но эта аскетическая традиция, шедшая главным образом из Индии и Греции, принятая Церковью через несколько столетий после явления Христа, эта традиция стала рассматривать окружающий мир как нечто чуждое, внеположенное ему, как то, от чего нужно отшатнуться и бежать.

И вот, сосредоточившись на словах ап. Иоанна, правда, вырванных из контекста, «не любите того, что в мире» (1Ин.2,15), эта тенденция стала заявлять свои права сначала в монашеских кругах, в особых течениях Церкви, но потом, набирая силу все больше и больше, благодаря своему внутреннему духовному заряду, она незаметно стала господствующей, почти заслоняющей Богочеловеческое начало и источник. Но если в этом Послании ап. Иоанна сказано «не любите мира», то в Евангелии того же ап. Иоанна сказано, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего», чтобы спасти его. Вот в этом противоречии, в этой диалектике мы должны различать два понятия мира.

И вот неотмирное, чуждающееся окружающего бытия, истории, творчества, культуры христианство развивалось своим путем. И в истории отечественной культуры происходит столкновение этих двух линий. Столкновение, которое переходит в антагонизм. Для светского общества начала XIX века вот это неотмирное христианство отождествилось с самим православием.

Поэтому мирскому была предоставлена почти вся инициатива. Социальная справедливость, устройство общества, такие мучительные проблемы, как крепостное право, все это было в сфере государства, отброшено от Церкви. Это как бы потеряло для христиан всякий интерес. Так появилось равнодушие к этому преходящему миру, и возник горький внутренний раскол.

Весь XIX век этот раскол углублялся. Даже писатели-христиане, такие, как Достоевский, уже плохо знали настоящую церковную традицию. Возникли даже два языка, как бы чуждых друг другу, — церковный и светский.

В то время, в николаевскую эпоху, появился известный деятель русской культуры, архимандрит Федор Бухарев. Он выпустил книгу «Православие и его отношение к современности». Он первым поднял вопрос о том, что вот эти два понимания надо соединить, что проблемы, которые волнуют человечество: культура, творчество, социальная справедливость и многое другое, — эти проблемы не безразличны для христианства. Напротив, в решении этих проблем духовные идеалы Евангелия могут сыграть немаловажную роль: они могут стать внутренним источником для решения этих вопросов. Но на Бухарева набросились, его травили в прессе и он не был услышан.

Затем появился Толстой, который поставил вопрос совершенно иначе. Для него традиционное понимание христианства как некоей суммы традиций, выросших на основе Евангелия, это только груз бесполезный, балласт веков. Он предложил все это отбросить для того, чтобы вернуться к изначальному ядру. Толстой как мыслитель никогда не был христианином, у него было иное мышление, скорее восточное, ближе к восточным учениям Индии и Китая. Поэтому его столкновение с богословием и с Церковью нельзя считать признаком столкновения двух пониманий христианства, а только как бы побочным феноменом.

Далее появляется Владимир Соловьев. Великая фигура на горизонте мировой философии. Универсальная личность, такие рождаются раз в столетие. И он в своих «Чтениях о Богочеловечестве» поставил вопрос так: неужели Благая Весть Христова — это только методика для спасения индивидуальной души? Только некий личный путь для человека, который совершенствуется, чтобы после смерти иметь вечное блаженство? Ведь фактически тогда такая точка зрения не отличалась бы от некоторых других религиозных систем. В конце концов, аналогичное мы находим и в исламе, и в восточных религиях. Соловьев же посмотрел совершенно с иной точки зрения: христианство есть та линия, которая соединяет высшее и низшее, божественное и человеческое. А если это Богочеловеческое, значит, нет ничего в истории, что было бы безразлично для духовности. Значит, христианский идеал может впитать в себя все, может впитать в себя и социальные проблемы, и нравственные проблемы общества, и даже проблемы искусства. Он создавал великий синтез, чтобы два понимания христианства нашли в себе единство.

Его последователем уже в XX веке стал знаменитый наш соотечественник Николай Бердяев — крупнейший ум, мыслитель светлый и смелый. Бердяев написал несколько статей, которые имели заголовок, тождественный названию нашей сегодняшней беседы, — «Два понимания христианства».

Он заострил и сформулировал эту тему. Он поставил две позиции: спасение и творчество. Эти позиции как бы враждуют между собой. Одна часть христиан считает, что самое главное — это просто внутреннее совершенствование и тем самым движение к спасению — и все остальное отбрасывают. Творчество осталось в миру, осталось за пределами Церкви, осталось как бы обездуховленное, лишенное того света, который был заключен в импульсе Евангелий. И получилось странное: человек стал унижаться. Великое слово «смирение», о котором говорит нам Христос, превратилось в синоним компромисса, жалкого примиренчества, в согласие со злом. 

Согласие со злом — это, в конце концов, работа в пользу зла. Отсюда неприятие любого протеста, неприятие любого смелого шага. Смиряться значит признавать зло. И хотя Христос говорит о себе, что Он кроток и смирен сердцем, Он никогда со злом не учил мириться. Здесь происходило уничижение человека, которое Бердяева необычайно задевало. Он говорил, что вера, духовность должны поднимать человека, распрямлять его, потому что человек есть образ Божий и высочайшее существо. В Евангелии есть проповедь и о человеке, о величии человека, на которого падает небесный свет.

Поэтому Бердяев трактовал смирение совершенно иначе: как открытость ко всему, как готовность принять иную точку зрения, как готовность слушать и слышать голос человека и голос Божий. Это антипод гордыни. Гордыня слышит только самое себя. Гордыня замкнута в себе, она, как говорится, пожирает самое себя, живет в своем мире, в своей тюрьме. И вот Бердяев пытался найти единство между этими противоположностями, которые разрывали Церковь.

Почему нам важно знать об этом сегодня? Всем — верующим и неверующим. Потому что сегодня, когда мы возвращаем в нашу культуру утраченные, полузабытые ценности, вместе с ними возвращаются и ценности, созданные Русской Православной Церковью и христианством в целом на протяжении веков. И люди, которые недостаточно ясно представляют себе все богатство и глубокую противоречивость христианского феномена, думают, что христиане — это нечто однородное, что Церковь — это нечто такое, что имеет свое определенное официальное мнение, имеет определенно разработанную систему идеологии с теорией и практикой.

И они будут обескуражены, когда увидят, что внутри этого исторического потока есть множество самых различных и противоречивых течений. И это надо учитывать. Это надо учитывать и тем, кто хочет идти по пути христианства, и тем, кто интересуется им просто как феноменом культуры, кто хочет понять его и объективно разобраться во всем.

Антагонистические, казалось бы, несоединимые моменты неотмирного, отрицающего культуру христианства, и другого, которое стремится участвовать в творчестве, на самом деле были когда-то в Церкви соединены. А было это давно. Когда христианство впервые вышло на арену античного мира, перед ним встал вопрос: как быть со всем этим наследием? С философией, искусством, литературой, вообще со всем огромным зданием античной культуры? Сказать, что все это мусор? Что все это изжито? Что все это надо выбросить? Многие люди так и говорили. Многие готовы были пойти по этому пути.

Но основной ответ классиков христианской мысли, которых называют представителями патристики или Отцами Церкви, был позитивным. Христианство может и должно быть открытым ко всем этим проблемам. Поэтому Отцы Церкви чаще всего были выдающимися писателями, мыслителями, поэтами, социальными деятелями своего времени. Они не считали, что эти вещи чужды или недостойны христианства.

Поэтому вы можете найти у Иоанна Златоуста не только рассуждения о несправедливости, но вы найдете и в его жизни попытки бороться с социальным угнетением, несправедливым распределением материальных благ.

Вы найдете у Блаженного Августина знаменитое высказывание о том, что государство, живущее без закона, в принципе ничем не отличается от шайки разбойников. Это было написано в IV веке. Вы найдете у Василия Великого специальную работу о значении для христианской молодежи языческой литературы. Вы найдете у Григория Богослова (тоже IV век) чудесные юмористические письма, стихи, которые он писал своему другу.

Но часто в этой ориентации происходила подмена. В огромном наследии Отцов Церкви есть особая глава, особый раздел — это наследие пустынников, наследие монашествующих. Оно было собрано в огромном сборнике «Добротолюбие». Это прекрасная, по-своему вечная книга, которая очень много может дать людям. Но вот эта традиция «Добротолюбия» стала восприниматься как единственная. А ведь она была рассчитана на людей, которых называли иноками.

«Инок» — это значит «ведущий иной образ жизни». Это тот, кто живет сознательно вне мира вовсе не потому, что он презирает мир, а потому что он лично для себя избрал эту особую дорогу. И вот тогда-то началась такая аберрация сознания: наследие Святых Отцов стало восприниматься как отрицающее культуру, хотя на самом деле это было совсем не так.

Возвращение сегодняшнего христианского мышления (сегодняшнее, я понимаю, — на протяжении последних ста лет) к традициям Отцов Церкви и есть возвращение христианства к открытой модели, принимающей участие во всем движении человеческого общества.

Вот я не знаю, что такое «светское». Это условный исторический термин. Потому что во всем живет высокая духовность. Или — не живет. И очень важно, что нет литературы духовной и недуховной, «светской», а есть духовная и бездуховная, хорошая и плохая. И истинно хорошая литература всегда может быть соотнесена с вечными проблемами.

Это же касается всех видов искусства и самых различных видов творчества. Христианство ничего этого не боится. Оно стоит открыто. И внемирная суженная модель — это наследие прошлого. Это средневековье в дурном смысле слова, увы, еще живущее теперь. Оно нередко привлекает неофитов, которым кажется, что они становятся истинными христианами, если надевают черный платочек и ходят какой-то особой птичьей походкой. Ничего этого не требуется. Это лишь пародия, это карикатура.

Внешнее и внутреннее находятся в очень сложном соотношении. Есть тенденция, которая говорит: у меня все духовное вот тут, внутри, мне ничего не надо из внешнего. Но это глубокая ошибка, потому что человек все свои переживания так или иначе выражает. И он не может остаться бесплотным духом, который равнодушно стоит и только где-то в глубине души переживает. Нет. Все выражается, воплощается, воплощается в жест, мимику; переживание вместе — души и тела.

Но, в то же время, у внешнего, скажем, у обряда, есть некое коварство, есть некий подводный камень, а именно: тенденция превращаться в самодовлеющее начало. Очень хорошо, когда человек, сосредоточившись перед лицом Божиим, осенит себя крестным знамением. Но постепенно он может о главном забыть и продолжает креститься.

Это неспецифическая опасность. Фарисейский механизм работает в любом духовном движении. Потому что внешнее всегда проще. Поэтому фарисеи евангельских времен соблюдали тысячи обрядов, но внутреннее, духовное у них оставалось часто мертвым. И такое фарисейское внешнее благочестие живет где угодно и когда угодно. В диалектике двух элементов: внешнего и внутреннего, открытого миру и в то же время сосредоточенного, — заключается самая глубинная истина Писания. И когда мы всматриваемся в нее, мы находим в итоге главную формулу, последнюю формулу.

Духовное сообщество людей, идущих к высшей цели, несомненно, представляет собой все-таки некое обособленное целое, и в то же время это сообщество открыто всем и всему миру. Основание Церкви уходит в древние ветхозаветные времена. Когда Бог призвал Авраама, Он сказал ему: отделись, выйди из своей страны, из дома своего отца, стань странником. Обособление. И в то же время ему было сказано: но через тебя благословятся все племена и народы земли.

Вот эта антиномия, этот парадокс Библии, он остается живым и сейчас. Да, тот, кто хочет глубинно, духовно развиваться, должен выстраивать ограду вокруг своей души. Иначе шум мира все заглушит. Но в то же время тот, кто не хочет превратить это в маленькую резервацию, в душный лампадный мирок, в котором дух не может жить, тот человек не должен делать эту ограду абсолютной. Это как вдох и выдох. Это как общение с многими и общение с одним. Это как уединение и общение. Это как день и ночь. Это как то, что соединяется вместе.

Таким образом, вывод, по крайней мере для меня, ясен: ни одно из двух пониманий христианства не является заблуждением, а каждое берет какую-то одну сторону и ее развивает. В синтезе— полнота и жизнь.

Флоренский, известный богослов и философ, говорил, что целокупная истина, падая в наш мир, раскалывается на противоречивые части, и мы видим только вот этот расколотый мир, а где-то в высшем измерении соединяется парадоксальное, несоединимое, антиномичное. Такова тайна жизни. Такова тайна двух пониманий христианства.

Я бы хотел, чтобы после этого маленького экскурса вы почувствовали, что многообразие, противоречивость в лоне христианской Церкви, тем более противоречивость между различными христианскими исповеданиями — протестантами, католиками, православными — это не есть распад, разлом, а лишь проявление частей целого, единого целого, до глубины которого надо дойти. Тогда соединится то, что нам кажется несоединяемым. Тогда источник, глубинный источник духовной жизни будет питать не только отдельную душу или кучку отдельных душ в их внутренних переживаниях, а выйдет за пределы только личностного, станет для нас силой общественной, силой социальной, силой, которая поможет нам жить в этом мире и нести в этом мире свое человеческое достоинство и свет, который каждый получил в той степени, в которой он к нему приобщен.

И мне кажется, что такой плюрализм, такое столкновение различных представлений и создаст важную предпосылку для жизненности христианства. И, может быть, промыслительно, что оно раскололось на различные течения, потому что без этого, наверное, было бы что-то однородное, принудительное.

Как будто зная склонность людей к нетерпимости, Бог разделил их, что бы каждый на своем месте, в своем саду выращивал свои плоды. И придет время для того, чтоб эти плоды соединились в едином потоке, в котором сохранилось бы все лучшее, что есть в духовной культуре человечества и в человеке — образе и подобии Божием."

 

Всем нам желаю здоровья, сил и помощи Божией во всех наших делах и планах. Особенно, конечно, желаю благословения Божия всем учащимся школ и вузов, а родителям мудрости и терпения, чтобы помогать своим детям, большим и маленьким, максимально реализовать все заложенные в них возможности для успешного возрастания в познании Пути, Истины и Жизни.

Всегда ваш, протоиерей Александр Борисов.

30 августа 2021 г.


29 августа был киноклуб нашей психологической службы храма.

Тема: "Любовь к врагам" по фильму Дзеффирелли "Ромео и Джульетта".

Давно не встречались, было радостно всех видеть. Начали разговор о такой не естественной, а, как учат отцы церкви, сверхъестественной Любви, как упорно отворачиваются от этой любви герои и как все они оказались бессильны перед Ней. Насладились совместным просмотром и обсуждением. Поделились опытом, как справляться с сильными негативными чувствами. Перед началом просмотра для погружения в тему встречи своими откликами и мыслями поделились наши священники о. Пётр и о. Филипп.

Следующая встреча киноклуба планируется в октябре.

 


 

29 августа 2021

Неделя 10-я по Пятидесятнице
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944)
Утр. - Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1-14.
Лит. - 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Мф., 72 зач., XVII, 14-23.
Образа: Кол., 250 зач., I, 12-18. Лк., 48 зач. (от полу́), IX, 51-56; X, 22-24.

Поздравляем прот. Александра Кузина с 75-летием
Многая и благая лета!





Катехизация в этом году начнется в четверг 30 сентября в 18.30
лекцией диакона Александра Константинова







 


 

28 августа 2021

Седмица 10-я по Пятидесятнице
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56.
Лит. - Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.





 


 

27 августа 2021

Седмица 10-я по Пятидесятнице
Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского (1091).
2 Кор., 169 зач., I, 12-20. Мф., 91 зач., XXII, 23-33,
и за субботу (под зачало): Рим., 119 зач., XV, 30-33. Мф., 73 зач., XVII, 24 - XVIII, 4.
Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23.





 


 

к началу страницы

 

Август 2021
Июль 2021
Июнь 2021
Май 2021
Апрель 2021
Март 2021
Февраль 2021
Январь 2021
Декабрь 2020
Ноябрь 2020
Октябрь 2020
Сентябрь 2020
Август 2020
Июль 2020
Июнь 2020
Май 2020
Апрель 2020
Март 2020
Февраль 2020
Январь 2020
Декабрь 2019
Ноябрь 2019
Октябрь 2019
Сентябрь 2019
Август 2019
Июль 2019
Июнь 2019
Май 2019
Апрель 2019
Март 2019
Февраль 2019
Январь 2019
Декабрь 2018
Ноябрь 2018
Октябрь 2018
Сентябрь 2018
Август 2018
Июль 2018
Июнь 2018
Май 2018
Апрель 2018
Март 2018
Февраль 2018
Январь 2018
Декабрь 2017
Ноябрь 2017
Октябрь 2017
Сентябрь 2017
Август 2017
Июль 2017
Июнь 2017
Май 2017
Апрель 2017
Март 2017
Февраль 2017
Январь 2017
Декабрь 2016
Ноябрь 2016
Октябрь 2016
Сентябрь 2016
Август 2016
Июль 2016
Июнь 2016

Архив до июня 2016

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Грядущее

Крещение

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт