В. Хейфец

На пути из смерти в жизнь

 

Давайте поговорим о движении. О самом важном движении человека, на которое указывает ивритское слово корбáн. Мы переводим его как «жертвоприношение», но корень этого слова кирýв означает «подходить», «приближаться» или «находиться рядом». Жертвоприношение в Ветхом Завете это путь сближения человека с Богом.
Как и народ Израиля, мы ищем путь, приближающий нас к Господу.
Приход Иисуса, Воплощение и всяЕго земная жизнь как прожектором высветили для нас этот путь. Давайте попробуем в него всмотреться.
Задумаемся о том, чего Господь ждет от нас,.. как мы связаны с Ним… И кто мы…

Жертва Господня. Я есть путь…

Самый невероятный, самый громадный шаг для сближения человека с Богом был сделан самим Господом.

Бог вышел навстречу блудному сыну-человечеству, не дождавшись его возвращения.
Иисус пробил Своим телом гору человеческого греха, отгородившую людей от Бога.
Он стал сияющей дверью: «кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет».

Но созданный Иисусом путь к Отцу это не просто «войдет и выйдет», это «кто Мною войдет и выйдет». От нас требуется в каком-то смысле совпадение с Иисусом – следование Его путем, путем жертвы и отдачи.

И необыкновенно важный момент, что Господь пришел к нам как Иисус-человек.

Мы привыкли это воспринимать как Его желание и готовность разделить нашу судьбу, наши страдания, взять на Себя груз наших грехов, соединить с Собой через Причастие.

Но есть еще одна сторона в том, что Он проходит Свой путь именно так – Он говорит нам: «Вот путь, по которому должен и МОЖЕТ идти человек, вот чего ждет от вас Господь».
И как глухой отголосок, звучат в подтверждение этому слова Пилата «Се, Человек».

Иисус зовет нас с Собой к Отцу и говорит нам «делай как Я».Он говорит: «Пройти можно только тесными вратами. Вы должны протискиваться по этому пути, обдирая шкуру, отвергаясь себя и постепенно становясь такими, о которых Я говорилв Нагорной проповеди. Путь к Отцу есть путь к Его образу существования – отдаче себя.Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется. Эта дверь – прорезанный в стене крест, за которым сияет свет, и вам надо продираться сквозь него».

Но вот что непонятно: воплотившийся Бог приближается к человеку как-то странно, обходя сферу человеческих дел и забот.
Освобождение народа Израиля – самый жгучий вопрос для многих и многих, готовых отдать жизнь свою «за други своя», – Его как будто вообще не занимает.
Он говорит человеку, просящему о насущном: «Кто поставил Меня судить или делить вас?». Он говорит: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов».
Он, любящий, видящий человека насквозь, как будто не хочет войти в то, что занимает и волнует людей. Он не вовлекается в решение политических проблем, борьбы со злом, с несправедливостью…
Для меня самого мучительно такое Его отстранение от земных дел, от наших сегодняшних дел, когда зло – вот оно, бурлит рядом… И хочется взмолиться Ему, как это сделали Его ученики: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?»

А Он об этом молчит. И это молчание слишком красноречиво, чтобы не задуматься о его причине. Может быть, причина такова:

Все эти наши заботы и проблемы бесконечно далеки от Божьего замысла о пути человека. Наш мир, наши отношения настолько деформировались и искривились, что на путях этого мира, в рамках отношений этого мира Его действию нет места. Он остается вне этого пространства, снаружи. Вместе с больными, слабыми, изгоями этого мира.

Так где же действует Он? Куда Он зовет нас?

Его мир, Его пространство – это наши отношения с Ним и наши отношения друг с другом, без всякой политической или социальной подкладки – просто наши личные отношения, в которые мы впускаем Его с нежностью, оберегаем Его и даем Ему простор.

Именно здесь и должен проявиться тот удивительный потенциал, который заложил в нас Создатель.
Именно здесь должен быть центр наших интересов и усилий.
Именно на этом поле человек сможет совершить главное.
Именно на этом поле человеку суждена главная Встреча.
Иисус отдает Свою жизнь, чтобы помочь нам выбраться из нашего искривленного мира.

А как мы отвечаем? Нас потрясает Его жертва, мы радуемся и при этом остаемся в том же пространстве. Мы как будто получили «новую жизнь» в привычной нам захватывающей и никчемной компьютерной игре. Мы как будто говорим «Какое счастье, мы спасены, мы выкуплены, Господь любит нас. Так на чем мы остановились?»

И Он смотрит на нас с грустью и с любовью.

Главноеизмерение человеческой жизни – движение к Богу.
И искупительная жертва Иисуса открывает нам этот путь.

Мнененравится слово ИСКУПЛЕНИЕ. Это слово– производное от нашего расхожего «за все надо платить» и сводит эту великую тайну к разряду человеческих отношений. Лучшесказать СПАСЕНИЕ, примирение, приятие.

Великое и непостижимое событие Спасительного Креста глубже, шире человеческого слова ИСКУПЛЕНИЕ, и так важно успеть понять, к чему мы призваны, и постараться это выполнить.

Наши великие учителя положили свою жизнь, чтобы мы это постигли, и вот –

Путеводитель от Иоанна

Мы знаем, что Иоанн написал свое Евангелие очень поздно. Уже несколько десятков лет назад написаны три Евангелия, уже больше полувека существует Церковь.
И, наверное, опыт этих лет выявил что-то очень важное и существенное, что не успели сказать синоптики. И вот, глава 17 от Иоанна, Тайная Вечеря, Первосвященническая молитва Иисуса. Он молит Отца об учениках и шесть раз подряд в нескольких стихах произносит слово «едино». Как будто вбивает это слово – как гвоздь:

Чтобы они были едино, как и Мы...

Да будут едино, как Мы едино…

Так и они да будут в Нас едино…

Ни в одном из трех других Евангелий вообще нет слова«едино».

В своем Евангелии и в своих Посланиях Иоанн не устает повторять «любите друг друга».Ни в одном из трех других Евангелий вообще нет этих слов.

Спасибо Иоанну, эти слова пришли к нам через него, и Святой Дух поставил на них печать «Утверждаю».

…Чтобы они были едино, как и Мы …Что это значит?
Иисус зовет нас стать капельками Его океана любви, капельками, которые соединяются, сливаются друг с другом, переливаются друг в друга, как лики Троицы.

Нам сказано, что есть необходимая особенность пути человека к Богу, и особенность эта определяется волшебной приставкой «СО»: Со-единение, Со-чувствие, Со-страдание.

Волшебная приставка.

Господу нужно наше соединение.

Человечество создано как единый организм, как гигантская грибница, объединенная не природным образом, а вольной волей людей, из которых оно состоит.

Ветви на лозе – прекрасный образ соединения, о котором говорит Иисус. Наверное, человечество было с самого начала задумано именно так. Но нам дана свобода – и первый же рожденный человек убил своего брата. И страшные искажения человеческих отношений (насилие, борьба за власть) деформировали наш мир. И зловеще звучит с детства знакомый лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Не этого ждет Господь. Он хочет, чтобы человеческое соединение осуществлялось через наши отношения тепла и участия (не будем лишний раз употреблять слова «любовь», которое так истрепалось).

Отношения – это живые нити, соединяющие людей.

Так часто в Писании говорится об этом.
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Мы привыкли понимать это таким образом, что эти двое или трое собраны для молитвы или хвалы или чтения Его слова. Наверное, это так, но не только это.

Иисус не устает повторять нам: «Любите друг друга!» И когда мы – двое или трое – соединяемся именно так, то Он говорит «Да» и соединяется с нами.
Он посреди нас в той любви, которую мы смогли создать.
Жан Ванье замечательно сказал: «Иисус хочет жить в нашем сердце, чтобы через нас любить других людей».
Наше соединение, установление тех отношений между людьми, которые Он заповедал, – это и есть самое главное действие человеческое, которым творится Божье дело. Прорастание нитей, соединяющих нас. Все держится на этом. И как на ткацком станке, Господь снует как челнок среди этих наших нитей, наших соединений, скрепляя их и давая им новое качество – соединение в любви – в Нем! И если мы протягиваем Ему наши жизни, наши сердца, то и происходит то самое «осуществление ожидаемого».

Деление и умножение.

Дальше. Вспомним:«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Но ведь это означает умножение жизни! Ты отдаешь себя, прорастаешь в других, то есть ты делишься своей жизнью, и эта жизнь чудесным образом умножается, и ты при этом продолжаешь жить во множестве других людей. И у каждого из них происходит не раздвоение личности, а расширение сердца. Отдавать – значит получать много больше,
это чудо есть основа жизни, которую дал нам Господь, основа жизни вечной.

Человеческое соединение несет в себе Божественный отсвет.
Это процесс, в чем-то близкий сотворению человека Богом.
В обоих случаях творящий вкладывает в другого часть себя, «делится» собой.
И из этого «деления» (звучит как «разделение») вырастает «соединение», умножение.
Деление, которое ведет к умножению – замечательная Божественная арифметика.
И каждый, впустивший в себя другого, изменяется,

он сам становится другим,
он несет других и носим другими,
он в новых отношениях,
и в них просвечивает Божье отношение к людям.

В сердце каждого из нас уже присутствует Господь (это в нас как бы впечатано), но если мы Его там не замуровали, если мы даем Ему там свободу, дарим нежность, то Он изменяет наше сердце, расширяет его, помогает нам открывать его для других.

Как же ткутся нити, соединяющие нас? Что мы можем дать другому? Только одно – открыть ему: ты дорог в очах моих. И если мы это делаем искренне, то дальше все происходит чудесным образом и без нашего видимого участия. Тот, кто свел нас, довершает наше соединение, укрепляет нити, связывающие нас.

И эти нити остаются и после нашей смерти, Он дает вечную жизнь этому союзу.
Единственное, что Ему нужно для этого – наше искреннее согласие.

Нам неведома Божья цель такого нашего соединения, но подумаем вот о чем.
Ученые, моделирующие искусственный интеллект, обнаружили, что нейронные сети демонстрируют необыкновенные возможности. Может быть, система множества человеческих сердец, соединенных вместе, бьющихся в унисон и переливающих друг в друга тепло и любовь, способна на еще более невероятные действия.

И еще о приставке СО:И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.

Я уверен, что Тютчеву эти слова были продиктованы свыше. Эти слова как будто из Евангельского текста. Со-чувствие. В этом слове как будто склеиваются способность ощутить чужую беду, неравнодушие к другому (даже если и не понимаешь этого другого), приязнь к другому, участие.
Это благодатная нить, которая соединяет сердца людей и сберегает нас от равнодушия.

Вспомним рассказ о Суде у Матфея. Две группы людей: одни кормили алчущих, принимали странников, посещали больных – то есть проявляли сочувствие, а другие (возможно, вполне приличные люди, которые любят своих детей и близких, молятся замечательно) без этого сочувствия вполне обходились.
Но именно сочувствующие делают то, чего ждет от людей Господь.

Давайте еще раз задумаемся: кто же мы? «Что есть человек, что Ты помнишь его?»Вспомним таинственные слова из 81 Псалма:

Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы.

Мы – родные Господу.
В каждом из нас заложена Его искра, Его частица. Господь раздал нам Себя.
Как же Ему не относиться к нам, как к родным, если мы Его часть?

Через вложенный в нас Его кусочек идет наша с Ним связь, как через плату Wi-Fi.
И если эта связь работает, если она не экранирована нашей толстой кожей и нечувствием, то при Его приближении эта Его искра должна так же заиграть в нас, как заиграл младенец во чреве Елисаветы при приближении Марии с еще не родившимся Сыном.

Помните: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Потому и не успокоится, что Его частица в нас неотступно стремится соединиться с Ним.

Свобода воли потому и дарована нам, что в нас вложена частица Того, Кто есть абсолютная свобода.

Он распределил Свое вещество по миллиардам и миллиардам людей, «отрывая от Себя». Мы стали в какой-то степени Его телом еще до пришествия Христа. Он создал громадную систему, соединенную Его присутствием, Его тканью – ни много ни мало Божественную систему. Наверное, в нас заложено много больше Божественной природы, чем мы решаемся себе представить.

И вот, когда Он пришел к нам как человек Иисус, Он зовет нас к Его промыслу, Его деланию («делай, как Я»), Он зовет нас делиться своей жизнью с другими людьми, как Он поделился с нами, Он зовет нас продолжать Его дело. И это Его дело – соединение людей в любви – и есть столбовой путь к Нему, к совпадению с Ним.

Наша солидарность с Богом, пришедшим «нас ради человек», должна проявиться в том, что и для нас побуждение «ради человек» станет главным движущим мотивом всех наших действий и поступков.

А вот уже не теория, а живая жизнь, и вот вопрос:

Сколько отдавать брату моему?

Жертва в человеческих отношениях это отдача.
В какой степени, в какой мере нужно(можно) отдавать свою жизнь?
И есть ли вообще эта мера?

В общинах «Веры и Света» я видел замечательных молодых женщин, умных, красивых, добрых, которые пришли туда и все свои силы расходуют на наших особенных людей,
так что на личную жизнь, на создание своей семьи сил и времени уже не хватает,
и так оно все и остается, и помощь другим поглощает их жизнь целиком.
Одна из мам наших больных детей говорила мне об этом с горечью: «Володя, это неправильно, не должно так быть!»
А как надо?

У меня нет однозначного ответа, я преклоняюсь перед этими прекрасными людьми, я счастлив, что общаюсь с ними, и при этом мне безумно жалко, что они столь многого лишены. У меня нет ответа, но я вижуих ответ, я вижу, как они своей жизньюотвечают на этот вопрос:

В какой мере надо отдавать свою жизнь?

Их ответ: Эта мера – мера открытости твоего сердца.

У Бродского есть такая строчка«понимавшему жизнь, как пчела на горячем цветке»,и в ней как будто звенит острота понимания жизни в ееполноте, понимания того, чего сейчас от тебя ожидает жизнь.

И если ты, как пчела на горячем цветке, остро ощущаешь, что ты сейчас на нужном месте, на том самом месте, то ты не будешь взвешивать и мерить, а будешь действовать, отдавать и радоваться. Радоваться.

А если будешь «насильно», натужно расширять свое сердце и даже «тело свое отдашь на сожжение», ты не будешь ощущать РАДОСТИ – а радость это вернейший показатель, что ты на правильном пути. И если ее нет, то надо остановиться.

Вообще в слове ЖЕРТВА есть трагическая окраска, гораздо теплее говорить ОТДАЧА.
А отдача это такой источник радости! Я думаю, каждый, кто бывал на наших рождественских ярмарках «Веры и Света», подтвердит – сколько там радости!

И эта радость открывает возможность быть еще ближе с теми, кого Господь нам дает, и любоваться ими, как любуется ими Господь. И ощутить нежность к ним.
И понимать, что каждый из нас – это
послание для всех остальных.

Дорожные знаки

Вернемся к теме нашей дороги, нашего пути к Нему, из смерти в жизнь. Долгая эта дорога. Господу известна наша человеческая рассеянность и слабость, и потому в Синайском ОткровенииОн сказал Своему народу:

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих…

И мы тоже осознаем нашу рассеянность и безответственность, и потому вдоль нашей дорогик Нему имеет смысл расставить множество напоминаний – дорожных знаков.

Каждыйможет сам выбрать для себя персональные таблички.Давайте подумаем.
Я бы выбрал два транспаранта. Один –Учитель здесь и зовет тебя.
А другой:Вот немощный. Станешь ему ближним? Или пройдешь мимо, как тот левит?..

И если будут такие транспаранты постоянно гореть у нас перед глазами, и если мы удержим свое сердце открытым, то дай Бог, мы не проспим свою жизнь и не собьемся с дороги, про которую Исайя говорил:

«идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся».

Господи, помоги нам,чтобы после нас остались не развалины человеческих отношений, а светлые постройки и мосты.

Господи, дай нам так ощутить Твое присутствие, чтобы у нас, как у пчелы на горячем цветке, захватывало дух от немыслимой полноты жизни и благодати.

Аминь.