Летопись | Расписание | Крещение |
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА | Исповедь | Катехизация |
Жизнь прихода | Наш храм | Читать и слушать |
Приходские встречи | Контакты | Старый сайт |
Татьяна Рябинина Еще о теме. Сегодня наша задача – собрать и проанализировать то, что мы услышали, продумали, прочувствовали, может быть, открыли для себя в эти дни. Я попробую напомнить о разных поворотах нашей темы, чтобы мы вместе хотя бы вчерне увидели плоды нашей встречи. По сути, все, что мы говорили в эти дни, сводилось к тому, как нам жить в мире и какими нам быть в мире. За порогом храма. По чьим-то воспоминаниям, отец Александр Мень говорил, что надо быть христианином не только при свете свечей, но и при дневном свете, выйдя из храма (цитата не точная). На днях я узнала, что одна из общин «Веры и света» называется «Свеча на ветру» – это и есть образ христианина за порогом храма. Помните, как мы выходим крестным ходом, и за порогом храма наша свечка гаснет. Ветра враждебного мира задувают свечу Рождества и Воскресения. Но именно этот мир так возлюбил Бог, что отдал Сына Своего Единородного, чтоб всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Поставим ударение на слове всякий, ведь не нам судить, кто верующий. Человек мира (ап. Павел говорил о язычниках) судится по закону совести, и на поверку часто его совесть оказывается не менее строгой, чем наша. В немалой мере эта тема взята из быта. Вот звучит литургическое напутствие: «С миром изыдем о имени Господнем» – и мы – за порогом храма. Улица, транспорт, дом, работа, друзья, случайные встречи… Общественно важное и бытовое… Давайте посмотрим на себя, подводя итоги. С миром изыдем. С миром я иду? Долго его храню? Живу именем Господним? Несу его кому-то? – Это решают люди – не мы. Оказываю ли я влияние на жизнь вокруг меня? Не глобальное, но там, куда доходит мое дыхание, мой голос. И это определяют другие – по нам. Так что декларации бессмысленны – надо просто жить. Может быть, главный секрет сегодняшней темы в том, что речь может идти и не о какой-то конкретной деятельности или задаче. Хотя, конечно, блаженны те, кто призван, услышал и нашел свое служение, приносящее видимые результаты и ощутимую радость. Но наше дело – не результаты оценивать, а быть внимательными к тому, как мы живем. Нам сказано: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, сказано: … иго Мое благо, и бремя Мое легко (Матф.11:29,30). Каждый в эти дни спрашивал себя, несу ли я Его бремя, легко ли оно для меня, вижу ли я в нем благо. Ну, не такими словами, но думали мы об этом. А что такое легко или трудно? Мой опыт говорит, что я не тяну, я постоянно срываюсь, часто просто забываю, перед Кем я стою. Значит, для меня бремя Его трудно, а может быть, даже непосильно. Но Тот, перед Кем я стою, как-то вытягивает меня из моего болота. У меня нет мистической одаренности, так Он то человека пришлет, то книжку умную положит перед глазами, то – редчайшее счастье! – пробьет-таки мое нечувствие слезами или радостью. Тогда – легко. Его силой нести Его бремя легко, Его иго дарит счастье Его милостью. О имени Господнем. Мне кажется, первое условие, чтобы нести людям Его Имя, – смириться со своей малостью. Когда я начинала работать, я горела жаждой приобщать к великой литературе. И вот, окраинная школа без всяких «спец», 60-е годы, серые пятиэтажки – мои ученики горят другой жаждой. Я все равно билась за литературу, и не понимала, как они могут не видеть ее красоты. Потом опыт сказал мне: один прочтет «Войну и мир» – великолепно, другой – хорошо, если научится читать хоть что-нибудь, тогда задача моя, чтобы его жизнь не свелась к забиванию козла во дворе, по третьему уже видно, что он будет забивать козла, тут у меня сверхзадача: чтоб этот путь не привел его в тюрьму… Тогда стала возможной и великая литература, и полет, и горение. Но я узнала, что подготовить девочку на филфак не более трудно и не менее важно, чем довести кого-то до уверенной тройки или добиться, чтоб не дразнили и не били олигофрена. Делать то, что ты можешь, и видеть в малой – большую задачу – это и есть благое иго, оно же – счастье. Тогда не делишь на внешних и своих и дальний ценен как ближний. Трудности есть. И они часто кажутся нам непреодолимыми. Но нам поставлены указатели, доступные всем. – Иди, и ты поступай так же (Лк. 10.37) – милосердие к дальнему. – В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему …– несите мир. – В доме же том оставайтесь, …не переходите из дома в дом. (Лук.10:5, 7) – не ищите своего. – И при этом: Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. (Матф.10:16) – мир агрессивен, но вы посланы нести добро. Главное, смотреть на Христа Иисуса. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Иоан.13:15) . И тогда: радость Моя в вас … будет совершенна (Иоан.15:11). Итак, слушать Господа, смотреть на Него, помнить, что Он в нас верит и доверяет нам каждую ситуацию. И быть благодарным за ученичество. Ученики. Иисус ходит по городам и весям, учит, исцеляет, воскрешает, творит чудеса. За Ним стайка учеников. Что они делают? Слушают Его, и они всегда на подхвате. Вот: пять тысяч человек, утомленных дорогой, зноем, своими недугами, – а их 12. Хлопотно и непросто служить этим тысячам людей. Не зря же Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, - ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. Мар.6:31. Он иной раз и нам так говорит, и надо, чтоб мы это слышали, иначе истощание, выгорание. Служение. Рассуждая, как христианину служить миру, мы обычно надеемся на что-то очень конкретное и внушительное. И гложем себя: я много лет в церкви, а моя семья никак не обратится, мои друзья не хотят читать Евангелие. Помню, несколько наших прихожан опекали очень тяжелую больную, совсем далекую от церкви. После ее смерти одна из сестер сказала: «Вот мы год горшки выносили, а душа ушла не примиренной с Богом». Не знаю, а может, получая помощь, она начала задумываться о вере, и мы не знаем, успела ли додумать. Бог это знает. Главное, чтобы через нас не хулилось наше доброе (Рим. 14.16). Ученики делали то, чего от них требовали обстоятельства. И для нас важно быть там, где ты нужен.
Семинар мы выбирали по себе, зная свои проблемы. А давайте попробуем найти нечто корневое, что является ключом к разрешению любой ситуации. Каждая из тем касалась отношений. Даже «Соответствие жизни и веры» и «Чувство бессилия перед злом мира» – это тоже об отношениях, только в более сложном повороте – они о сочетании отношений с миром и с самим собой. В основе всяких отношений лежит живая встреча (мысль владыки Антония). Отношения с человеком тоже нуждаются во встрече. Человек – это целый космос. Его душа вобрала в себя весь мир: печать природы вокруг себя, печать истории в целом и – отдельно – своего времени, культуры, быта, семейных отношений, среды, своего детства, прошлого, тех, кто его любит, кого он любит, кого и чего он боится и так далее. Встреча – это разглядеть в нем эти миры. И тогда нам будет дано увидеть за ним право на особенности, на инаковость, на ошибки и заблуждения. Тогда он перестает быть для меня только источником неудобства и раздражающим фактором. Понимание рождает благодарность. А она по-новому окрашивает нашу жизнь. Нам важно собрать и осмыслить все впечатления нашей встречи, вспомнить ожидания и увидеть результаты. Может быть, сейчас, в нашем общем разговоре об этой встрече, кто-нибудь поделится своим опытом преодоления проблемных ситуаций в своих служениях или отношениях с людьми. Это важно всем: делясь друг с другом, мы можем найти какие-то ключевые принципы отношений. Ведь каждый воспринимал все под своим особым углом зрения. Уж очень широкая у нас сегодня тема: за порогом храма проходит большая часть нашей жизни. Вот вопросы, которые мы предлагаем вам обсудить. - С какими вопросами и ожиданиями Вы приехали и какие открытия были Вами сделаны? - Поделитесь своим опытом разрешения проблемных ситуаций. - В чем Вы видите для себя плод этой встречи?
|