Затруднения в молитве.

У нас всех бывает время, когда легко молиться, когда «сердце горит». Митр. Антоний писал, что когда нам плохо или когда очень хорошо, молитва как будто сама идет. А в другие периоды часто молитва происходит с трудом. Об этом мы как раз поговорим – о затруднениях в молитве.

Какие причины этих затруднений? Причины разные, есть среди них объективные и субъективные.

Сначала отмечу те проблемы, которые связаны с нашими ошибками и ложными представлениями.

1.           Грех и чувство вины за него. Когда чувствуешь, что сердце твое не чисто, трудно открыться Богу, общаться с Ним.

2.           Ложное смирение – это когда я думаю, что я недостоин общения с Богом, кто я, чтобы Он меня слушал или мне отвечал.

3.           С этим связано ложное представление о Боге как о далеком надмирном Владыке, который только считает наши грехи и наказывает.

4.           Ошибочное отношение к молитве; при этом молитва воспринимается как вычитывание правил (даже термин есть «молитвенное правило»), которое необходимо обязательно выполнить. В этом есть и магическое отношение.

5.           Эгоизм в молитве, когда Бог воспринимается только как Податель благ. Вообще любая корысть искажает молитву. Например, в более тонком случае - поиск в молитве услаждения, эйфории.

6.           Ложная духовная направленность – это когда я приписываю себе, а не Богу, заслуги в молитве и вообще духовной жизни. Тогда целью становится самоутверждение.

7.           И, наконец, надо отметить чрезмерную эмоциональность, когда напором на чувства подменяется углубление в молитву. Или если отсутствие чувств я воспринимаю как неудачу в молитве.

Все эти препятствия можно преодолеть, просто изменив свое отношение к молитве, и этому (правильному отношению) как раз посвящено основное содержание всех докладов и групп. А я хочу остановиться на, можно сказать, объективных проблемах, которые свойственны всем.

О. Александр Мень в книге «Практическое руководство к молитве» рассматривает эти затруднения и пишет, как им противостоять.

 

Рассеянность он называет главным препятствием к молитве. Рассеянность – это посторонние мысли во время молитвы.

Причины рассеянности:

- житейские дела и зацикленность на них;

- реальные проблемы наши или наших близких;

- порабощенность нашей души, греховность.

Рассеянность свойственна всем, даже самым «сильным» молитвенникам, и полностью победить ее невозможно. Но ей следует активно сопротивляться. Главное – чтобы рассеянность не завладела нашим «я», чтобы мы все еще стремились к Богу. Если мы страдаем от посторонних мыслей — это верный признак того, что мы не побеждены. Борьбе с помыслами посвящено много текстов учителей молитвы, в частности, в «Добротолюбии». Не все помыслы плохи, но если они сейчас мешают молитве, то с ними надо бороться.

Как бороться с рассеянностью?

1)    уяснять истоки наших скрытых стремлений, направлять их в нужное русло или брать под контроль;

2)    если рассеянность не исчезает, отнестись к ней как к испытанию — терпеливо, без раздражения;

3)    если это блудные или кощунственные мысли, надо напомнить себе, что они являются демоническим искушением («это не мое»)

4)    если помыслы вызываются проявлениями нашего существа (чревоугодие, лень, чувственность, излишнюю игру воображения) то бороться с их бесконтрольными порывами, устремлять свой дух к Богу;

5)    включать в молитвенную сферу все измерения своего существа: взгляд направить на икону, воображение — на евангельские события, можно зажечь свечу, занять особое положение, сложить руки и т.п.;

6)    если молитву нарушает серьезное беспокойство или тревога о ком-то, то пусть эта забота и тревога включатся в самую нашу молитву, и тогда помеха превратится в помощь молитве;

7)    отсекать помыслы еще на периферии сознания (так войска противовоздушной обороны должны сбивать ракеты противника «на дальних подступах к охраняемым объектам»).

 

Сухость сердца – это состояние, когда не чувствуется благодати, когда молитва кажется бессмысленной. Это такое духовное окостенения, которое ощущается особенно остро по контрасту с благодатными моментами.

Возможные причины сухости:

- физическое или нервное переутомление;

- какой-либо грех или ошибка;

- испытание от Бога ради упражнения в терпении и верности.

Как преодолевать сухость? О. Александр предлагает следующее:

1)           устранить (или ослабить) ее причину: избегать переутомления;

2)           если это результат греха – осознать его и принести искреннее покаяние, а к сухости отнестись как к заслуженному испытанию;

3)           если невозможно найти грех, который вызвал сухость, тогда следует терпеливо ждать, когда это состояние минует;

4)           иногда помогает вдумчивое произнесение молитвы «Отче наш», двукратное или троекратное чтение одной из молитв или повторением молитвы Иисусовой по четкам (один круг).

Святой Франциск Сальский писал: «Бог дает вначале духовные радости для того, чтобы отвлечь человека от земных наслаждений и побудить его стремиться к духовной любви. Иногда Бог потом отнимает эти утешения, чтобы научить нас более твердому благочестию среди испытаний и искушений».

Какова бы ни была причина сухости, она косвенно может помочь продвинуться по духовному пути. Не надо в этих случаях отчаиваться, напрягаться — нужно сохранять мир, помня, что Господь не оставляет нас даже в периоды бесчувственности и немощи.

 

Напряжение – еще одно препятствие к молитве.

Если мы постоянно напряжены, это отражается и на молитве. Бывает даже, что некоторые люди, не напрягаясь в жизни, молятся в напряжении. Молитва протекает на фоне различных видов напряжения: тела, чувств, ума. Энергия, которую это напряжение концентрирует, стремится захватить сознание и отвлечь внимание от Бога.

У некоторых молитва связывается с нездоровым возбуждением и духовным напряжением, которые прямо противоположны молитве. При этом мы ищем только озарений, душевных состояний, забывая, что Бог — основная первопричина нашей молитвы. Молитва — это в гораздо большей степени Божие действие на нас, чем наши собственные усилия.

Как противостоять напряжению при молитве:

1)           постараться успокоиться к началу молитвы;

2)           можно использовать специальные средства, помогающими достичь внутренней тишины: соответствующая музыка, медленные движения, молитвенное положение тела;

3)           надо стремиться в молитве только к Богу и для Него отрекаться от своей воли, стараться не искать в молитве ни познания, ни благодати;

4)           кроме того, сама молитва способствует установлению тишины и покоя во всем существе (конечно, молитва существует не для достижения этого покоя, а только для славы Божией, но это плод молитвы).

Не следует приходить в отчаяние и уныние от обилия возникающих при молитве помех. Это неизбежно и в каком-то смысле может даже оказаться полезным для души. Старец Макарий Оптинский учил, что «молитва без развлечения (рассеяния) — есть дело совершенных... А если бы всегда имели молитву чистую без развлечений, то... не избежали бы тщеславных и гордых помыслов, от врага наносимых».