Молитва. Своя или чужая?
Недавно я в очередной раз возвратился
к словам Иисуса «Я есть путь и истина и жизнь» и попытался понять для себя, что
же тут стоит за словом ИСТИНА. И мне представилось, что это слово здесь
означает РЕАЛЬНОСТЬ. Господь есть самая великая реальность, рядом с которой все
остальное призрачно и зыбко и под вопросом.
Мне кажется, что молитва – это еще
и попытка заглянуть в реальность, попытка высунуться из нашего призрачного и
суетного мира, попытка найти Бога и найти себя.
Молитва – встреча с великой
реальностью – это самый необходимый для нас (жизненно необходимый) вид общения.
И совершенно интимный. Общение с любимым всегда интимно. Но удивительно, что мы
впускаем в наше интимное столько чужого интимного (молитвы, составленные
другими). Может быть, только с поэзией происходит похожая вещь.
Молитва – это выражение наших отношений
с Господом. Но ведь эти отношения такие разные – у таких разных нас.Разве можно
делать их однотипными, единообразными? И нужно ли это?
Так много сказано в Писании об
этих отношениях – какими они должны быть (и Возлюби Господа Бога твоего всем
сердцем твоим, и восторженные строки Псалмов и такие удивительные слова про
Страх Господень у Иисуса сына Сираха). И каждый из нас сам, по-своему выбирает,
как ответить на Божью любовь.
Для Господа необыкновенно важна наша искренность и
неповторимость. Так как же это можно примирить с чужой молитвой?
Господь создал нас всех разными и ждет от каждого своей личной
речи, ответа, движения, душевного порыва к Нему. Может быть, все великое
множество псалмов и молитв, составленных подвижниками и святыми, предназначено
для того, чтобы мы обрели свою собственную речь к Нему.
И сразу возникает еще вопрос –
наша молитва должна быть неизменной или должна меняться?
Конечно, чрезвычайно трудно постоянно
импровизировать, и у каждого из нас, наверное, возникает сложившаяся схема
молитвы, установившаяся последовательность прошений, благодарений. Но когда я повторяю
почти не меняющийся текст, опасно, что привычные слова произносятся механически,
почти бездумно – и какой уж тут живой контакт!
Так что же важнее для Господа (а,
значит, и для нас!) – чтобы мы неизменно, по расписанию, повторяли почти не
меняющийся текст или чтобы мы входили в общение с Ним только тогда, когда не
можем не сказать Ему что-то важное, личное и совершенно необходимое для нас именно
в данный момент? Ведь молитва это не присутствие на утренней перекличке…
Попробуем сопоставить это с нашим
личным опытом общения с любимым человеком. Честно говоря, мне страшно
представить себе, как это можно говорить любимой по утрам каждый день
«ятебялюблюятебялюблюятебялюблю», а потом до вечера переключаться на другие
дела.
Но не менее страшно выпасть из
общения с Богом.И, похоже, что все-таки единственно верный вариант – молиться
по расписанию. Хотя с виду это абсолютно противоречит поведению любящего, но
зато позволяет неизменно возвращаться к общению с Господом независимо от
обстоятельств и сложностей нашей жизни. А эта неизменность так важна для
создания и укрепления наших отношений с Ним. И Господь, который знает насквозь все
наши повадки, наши особенности и возможности, оставил нам указания о ежедневном
произнесении определенных молитвенных текстов. И сказано это было и в Ветхом
Завете:
Итак, положите сии слова Мои в
сердце ваше и в душу вашу, … и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты
сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь…
и в Евангелии:
Молитесь же так: Отче наш…
А некоторые тексты (Псалмы, например) стали частью Писания
(то есть, фактически были утверждены Господом).
Так все-таки: своё или чужое?
Конечно, «казенный» текст часто так трогает – и это
замечательно! Множество мест в чужой молитве приводит нас в волнение. Слово –
поистине волшебная вещь. Даже известное тебе, даже тысячу раз повторенное, оно
имеет над тобой удивительную власть. Если ты впустил его в себя, оно может тебя
изменить, переформировать, перемять. Чужое слово может оказаться спусковым
крючком, от которого в нашем сердце возникает пожар. Написанное слово,
литература оказывают на нас сильнейшее действие – именно помещая нас внутрь
текста. Наверняка Господь Сам принимал участие в создании многих таких
«спусковых крючков».
И вот что удивительно.
Мы все такие разные, но слабости наши такие одинаковые.
Мы идем к Богу разными путями, но падаем одинаково.
Мы призваны к единству в любви, но соединяет нас чаще всего слабость и грех. И
потому покаянная молитва для каждого из нас более чем уместна.
Молитва это одновременно и лупа, лампа – чтобы увидеть, осознать,
вспомнить наше недолжное, и спичка – чтобы зажечь наше горючее, зажечь наше
сердце. И в этом отношении «чужой» текст может быть исключительно важным и
нужным.
Но мало только повторять чужие
слова. Надо делиться с Богом. Надо пытаться Его согреть, как ни
дико это звучит. И вполне уместный вопрос: когда мы молимся, мы делаем это только
для себя или и для Бога? Конечно, мысль о том, что мы можем как-то
подействовать на Его состояние, может показаться крамольной, но стоит вспомнить
великую заинтересованность, великое небезразличие Господа к нам и нашей жизни.
Давным-давно моя подруга Ира Коротина занималась русским
языком с соседской маленькой девочкой, и приучила ее перед занятиями молиться.
И вот эта девочка, молясь, говорила: «Господи! Пусть у Тебя всё будет хорошо!»
Многое, что мы хотим и можем сказать Господу, мы говорим не
словами. Наши поступки, наша жизнь есть наш ответ (а иногда и наш вопрос Ему).
В общении с любимым человеком говорят глаза, молчание, есть тысячи способов
выразить тепло. Это физика знает только три способа передачи тепла
(теплопроводность, конвекция, излучение), а у нас их навалом.
«Моё, а не чужое»… а что
же у меня самое «моё»? Это не обязательно слова (еще попробуй придумай такие!)
Самое «моё» – это моя жизнь. Если бы суметь – хоть иногда! – приносить Ему
кусок своей жизни, как приносят молитву. Меня всегда очень трогала история о средневековом
жонглере, который жонглировал у алтаря святой Девы – такая естественное,
искреннее желание подарить что-то свое.
Молитва это не обязательно слова,
но и слова любви тоже. А слова любви не читаются по бумажке. Они могут быть
нескладными, но они непременно должны быть своими.
Наше молитвенное расписание
включает обязательные утренние и вечерние молитвы. Я думаю, что в промежутке
надо множество раз мысленно обращаться к Господу, как мы обращаемся к любимому
человеку: «Эй, я люблю Тебя!»
Так чего же мы хотим от молитвы? – конечно, встречи с
Господом, встречи во всем том, что сейчас со мной творится. Понятно, что:
-
Эта встреча состоится (или не состоится) на Его условиях.
-
Никакой заранее заготовленный текст молитвы не может стать
магическим заклинанием: щелк! и все произошло.
-
И главное – к этой встрече надо готовить не Бога, а себя.
А готовить себя можно по-разному, в том числе, «проходя»
через чужой текст, так, чтобы увидеть в этом кусочке чужой жизни – путь, узкие
врата. Ведь каждая чужая молитва (в том числе Псалмы) это опыт удавшейся
встречи, это как вспышка. И наш жизненный опыт говорит, что искать надо под
фонарем – по крайней мере, в начале.
И еще. Молитва это не только
попытка встречи. Это еще и ежедневная встряска себя, попытка проснуться,
вынырнуть из суеты и бега по кругу, заглянуть в великую реальность, о которой
мы уже говорили.
И все же, все же, все же… Все
равно – раньше или позже, внятно или невнятно, словами или как-то иначе,… но
непременно у нас должно возникнуть, вырваться, родиться наше личное,
неповторимое обращение к Господу. Вот это и будет полнота наших отношений.
А уж какой дивный пример личной
молитвы и полноты отношений – Псалмы! В отличие от многих иных молитв, здесь мы
имеем букет всех оттенков человеческой жизни: боль, радость, нетерпение,
протест, порой даже самоуверенность, восторг… и все это совершенно без всякого
стеснения. Псалмопевец абсолютно не старается выглядеть чинно и достойно, он
повторяется, он отвлекается от разговора с Богом и обращается к соплеменникам.
Он кричит: «Это я, Господи!». Он упивается счастьем, что Господь его пастырь.
Он, говоря сегодняшним молодежным языком, «тащится» от Заповедей Божьих. И он
не лукавит, как это часто бывает с нами – со мной.
В завершение давайте еще раз
попробуем просуммировать, чем для нас ценны чужие молитвы, насколько могут
выразить нас чужие слова, чужие переживания, в чем мы, такие уникальные! такие ни
на кого не похожие! солидарны с другими:
-
Наши падения, наши слабости на удивление однообразны, схожи.
-
Нам всем необходима ежедневная «встряска».
-
Мы можем «заражаться» от других радостью о Господе и уверенностью
в Его любви и милости.
И еще. Господь сказал каждому
из нас:«Я хочу владеть всем сердцем твоим и всем разумением твоим».
И чужие слова могут нам сильно помочь – помочь достучаться до нашего сердца и
нашего разумения. И это, может быть, есть самая великая помощь человека
человеку –
помочь придти к Богу.
Аминь.
|