Сергей Фудель

 

Сергей Иосифович Фудель (1901-1977) — православный богослов, философ, духовный писатель; провел в лагерях и ссылках, в общей сложности, около 30 лет.

Родился в семье тюремного священника Иосифа Фуделя, который дружил с Павлом Флоренским, Константином Леонтьевым, Василием Розановым и другими философами. Круг общения отца повлиял на мировоззрение сына. После окончания Медведниковской гимназии Сергей поступил на философское отделение Московского университета.

В 1922 г. после окончания первого курса был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму за участие в противодействии обновленческому расколу и по 58 статье отправлен в Усть-Сысольск. Здесь ссыльный епископ Афанасий (Сахаров) венчал его с Верой Максимовной Сытиной (1901-1988), которая, будучи его невестой, поехала вместе с ним из Москвы в ссылку. Венцами служили веночки, сплетенные из ивовых прутиков. С тех пор Владыка Афанасий стал одним из самых близких друзей Фуделя. Сергей Иосифович писал о нем: «Старец-епископ был одним из тех редчайших людей, которым хочется поклониться до самой земли...»

В 1933 г. Сергея Фуделя снова арестовали и отправили в Вологодскую область на лесозаготовки, где он находился до 1936 г. Вернувшись, Сергей Иосифович поселился  с семьей в Загорске, работал бухгалтером в артели. Здесь, близ Троице-Сергиевой Лавры, жили также Флоренские, Тихомировы, Новоселовы, Голубцовы, с которыми тесно общался Фудель. Его дом становится местом тайных богослужения и пристанищем скрывавшихся священнослужителей, в частности, архимандрита Серафима (Батюкова).

                 

В 1942 г. Сергей  Фудель был призван в армию, и до 1945 г. служил рядовым в железнодорожных войсках.

В 1946 г. его арестовали в третий раз по делу об «антисоветском церковном подполье», в эту группу входили, в том числе Мария Тепнина, Нина Тропани, Вера Корнилова — подруги мамы о. Александра Меня. Сергей Фудель получил 5 лет ссылки, которую отбывал в Красноярском крае. Вернулся в 1952 г.

                               

С 1955 г. начинается литературная деятельность С. И. Фуделя. Первая работа — «Моим детям и друзьям», затем были — «Путь отцов», «Церковь верных», «Свет Церкви» и др. За каждую из этих книг он мог получить новый срок.

В 1962 г. Владыка Афанасий (Сахаров) благословил Фуделя с семьей поселиться в Покрове. Они купили полдома, и здесь Сергей Иосифович написал почти все свои труды: «Наследство Достоевского», «Начало познания Церкви» (о Павле Флоренском), «Священное предание», «У стен Церкви» и др.

В Покрове Сергей Иосифович служил псаломщиком в Покровском храме. Сергей Иосифович знал семь языков, Вера Максимовна – пять, но пенсии у обоих были мизерные, и они подрабатывали переводами для патриархии. В частности, переводили с английского языка Фому Аквинского, творчество которого Фудель называл духовной пустыней. Исследователи творчества Сергея Фуделя называют его самым сокровенным духовным писателем XX века. В его книгах нет стремления поставить себя над читателем, нет и тени стремления к изысканности слога. По сути, его труды – это исповедь, обращенная к сердцам, духовное завещание – нам.

Сергей Иосифович Фудель умер 7 марта 1977 г. в Покрове от злокачественного заболевания лимфатических узлов; похоронен на покровском городском кладбище. В 1988 г. рядом с ним похоронена его жена В.М. Сытина.

 

---------------

 

Быть в Церкви — это значит вступить на тесный и скорбный путь Христов, и как мало дерзающих на это! Сколь же легче сидеть «около церковных стен» на солнышке, слушать птичек и, покуривая, размышлять без особого труда об этой тесноте и скорбности. Такие мы, как бы верующие.

 

Доказать веру нельзя, можно только показать живым дыханием правды. Убедить можно только убедительностью своего личного счастья в ней, заразительностью своего божественного веселья веры. Только этим путем передается она, и для этой передачи рождаются слова духоносные. Поэтому-то так трудно «наставление Господне». Надо иметь «власть» для наставления, живую и горячую веру и — еще раз скажу — убедительность своего личного счастья в ней.

 

Каждый христианин есть инок – гражданин иного мира. Если человек не ищет духовности, не приобщается Царствию Божию, он еще не христианин, какую бы этикетку он ни носил – монаха или мирянина. Внешнее христианство не есть христианство. Оно есть обмирщение, то есть самая опасная измена христианству, зачеркивание слов Господа, что «Царство Его не от этого мира». И человек, и отдельная историческая Церковь изменяют христианству, если успокаиваются на внешнем, если не стучат в двери духовного Царства. В последней молитве на прощальной беседе Господь говорил: «Не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла». Но тут же Он прибавил: «Они (ученики) не от мира, как и Я не от мира». Значит, надо как-то суметь быть не-от-мирным и в то же время быть в мире.

                                                                                                                   Моим детям и друзьям.

 

 

Надо стараться никому не делать больно. Очень коротка наша жизнь, невероятно коротка, и как-то надо суметь ее прожить с теплом для других. Людям и так уж больно — человек начинает плакать, как только он появляется на свет. Так вот страшно, если мы не уменьшаем, а увеличиваем этот плач. Если человек отдаст отчет на последнем Суде за каждое праздное слово свое, то тем более за каждую Слезу, им вызванную у других… Любовь достигается, а не кладется в карман, как свежий носовой платок. Так и сказано: «Достигайте Любви».

                                                                                                                                Письма к сыну.

 


Из «делать зло, чтобы вышло добро» русский человек сотворил себе дьявольский силлогизм: 1) «не покаешься — не спасёшься»; 2) «не согрешишь — не покаешься», а поэтому 3) «не согрешишь не спасёшься». Путь к спасению стал утверждаться не против греха, а через грех. Как удобно!

 

…смысл жизни страшно прост: стараться всегда и везде сохранять тепло сердца, зная, что оно будет нужно кому-то ещё, что мы всегда нужны кому-то еще.

                                                                                                                                Воспоминания.

 

 

Очень нужно понять, что христианское отречение от мира не только не есть отречение от любви к миру, но, наоборот, ее первое истинное утверждение. Я сознательно сказал «к миру», хотя можно было бы сказать «к людям», и тогда никто не был бы смущен и не привел бы мне текст апостола: «Не любите мира» . Этот текст помнят, не понимая его, а другой текст и не помнят и не понимают: «Бог возлюбил мир». Бог возлюбил, а вот мы не любим, а потому и не хотим соучаствовать в том, о чем говорится дальше в этом тексте: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего». А мы только судим мир с полным сознанием своего судейского права, хотя опять же в этом тексте сказано, что «не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». А как мы можем, не имея любви, отдавать себя за людей? Только святость любви может восходить на Голгофу. Не любить мир означает не любить прежде всего самого себя, свою темноту и грех, это означает прежде всего осознать самого себя как этот самый мир, нелюбящий и темный. И тогда в такой не-любви к миру в человеке начинает восходить заря любви к людям, великого сострадания к миру.

                                                                                                                                 У стен Церкви.