Преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы)
Преподобномученица Мария родилась в 1876 году, а преподобномученица Матрона – в 1882 году в селе Варюковка Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьян Наума и Платониды Грошевых; у них было четыре дочери и сын. Как-то в молодости три дочери – Мария, Матрона и Пелагия – посетили некоего старца, которого многие почитали за подвиги и прозорливость, и спросили его, как им жить. Марии и Матроне старец сказал: «В монастырь, в монастырь...», а Пелагии: «В нечестивую семью, в нечестивую семью, замуж». В 1909 году сестры Мария и Матрона поступили послушницами в Александро-Мариинский монастырь. Мария проходила послушание портнихи, а Матрона – на монастырском хуторе. Пелагия вышла замуж в семью совершенно неверующих людей. В семье этой царили разногласия и распри, но терпение и кротость Пелагии склонили ее мужа к вере. Он стал ходить в храм и даже пел на клиросе. После революции Александро-Мариинский монастырь был закрыт, и сестры вернулись в дом отца. Затем переселились в церковную сторожку при храмах во имя Казанской иконы Божией Матери и великомученицы Параскевы в селе Туголес Шатурского района Московской области. Оба храма были расположены на высоком холме среди моря хвойного леса. Здесь послушницы подвизались двадцать лет. У сестер был огород и корова. Они пекли для храма просфоры, были алтарницами, убирались в храме, а в оставшееся время подрабатывали – стегали одеяла. Ласковых и приветливых сестер в селе все любили. Своих племянниц они с детства приучили молиться и помогли им полюбить богослужение и храм. Одну из племянниц они научили читать Псалтирь, и впоследствии, когда все храмы в округе были закрыты, она читала Псалтирь по усопшим. Председатель местного сельсовета, безбожник Василий Языков, люто ненавидел храм. Перед богослужениями он выходил на дорогу и старался угрозами разогнать идущих в церковь крестьян. В 1931 году арестовали и дали пять лет ссылки в Казахстан священника Казанско-Пятницкого прихода Назария Грибкова. Председатель Языков приехал в село с милиционерами, чтобы разорить храм. Требовали ключи от храма у старосты Василия Занина. Тот ключей не отдал. В следующий раз милиция арестовала старосту, но по дороге в Шатуру он бросил ключи в снег. Их нашла, по предварительной договоренности с ним, сестра послушниц Пелагия. Послушницы тайно перенесли из храма в свою келью некоторые богослужебные предметы, спасая их от безбожников. После закрытия храма Мария и Матрона стали ходить в храм во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Петровском, что в пятнадцати километрах от села Туголес. Здесь около сорока лет служил протоиерей Александр Сахаров[1], благочинный Шатурского района. В селе же Туголес служба в храмах за отсутствием священника не совершалась. Деревянную колокольню Пятницкого храма Языков разрушил, а в самом храме разместил цех по разливу лимонада. В 1933 году в Казанский храм в Туголесе был направлен вернувшийся из заключения священник Георгий Колоколов, а в 1936 году, к великой радости прихожан, в храм вернулся священник Назарий Грибков; в 1937 году в храм был направлен служить псаломщик Петр Царапкин[2]. В ноябре 1937 года обоих священников и псаломщика арестовали, и богослужение в храме прекратилось. Против всех арестованных лжесвидетелем выступил председатель сельсовета Василий Языков. Теперь сестры остались единственными в округе «церковницами», кто мог почитать Псалтирь по умершему родственнику, наставить в вере, в исполнении церковных правил и научить молиться. В феврале 1938 года аресты возобновились. Священников на свободе почти не осталось, и арестовывали уже мирян. 15 февраля 1938 года Языков написал, что сестры Грошевы враждебно настроены к советской власти, что на религиозные праздники ходят по домам колхозников и в некоторых совершают богослужение. Что они говорили: «Завтра Господский праздник, лучше идти в церковь молиться Богу, а не в колхозе работать». Что вместе с ними восемь колхозниц ходят молиться Богу в церковь за 15 километров. Что в дома колхозников монашки приносят церковные книги и читают им о рождении Иисуса Христа, о сотворении Богом мира, о рае, о Страшном Суде. 26 февраля 1938 года власти арестовали послушниц и заключили в тюрьму в городе Егорьевске. – Скажите, – спросил следователь послушницу Марию, – бывали ли случаи, когда вы вместе с Матроной Грошевой созывали к себе на дом колхозниц и устраивали у себя богослужения, особенно под религиозные праздники? – Таких случаев не было, – ответила Мария, – но бывали случаи, когда колхозники заходили к нам поговорить о чем-либо или взять какую-нибудь вещь, необходимую для покойника, например, покрывало. Я лично читаю Псалтирь над умершими. – Скажите, бывали ли случаи, когда вы ходили по домам колхозников и вместе с религиозной пропагандой занимались антисоветской деятельностью, направленной на срыв работы в колхозе? – Я специально для указанной цели по домам колхозников не ходила, но в отдельных случаях ходила в дома читать Псалтирь, но никакой подрывной работы против колхозов я не веду и против власти ничего не говорю. – Вспомните случай, происшедший в ноябре, когда вы вместе с сестрой Матроной Грошевой совершали в домах богослужение и высказывали свое недовольство советской властью, называя большевиков антихристами. – Этого я не помню, и случай с антисоветскими высказываниями я отрицаю. – Вы говорите, что у себя на дому вы богослужений не совершали, а между тем при обыске в вашем доме были обнаружены церковные книги, кресты, чаши, ризы и другие принадлежности религиозного культа. Почему же вы не говорите истины? – Да, я подтверждаю, что у меня указанные предметы были обнаружены, но они принадлежат церкви, у меня хранятся с момента ареста священников и закрытия церкви, но ни я, ни моя сестра на себя выполнение обрядов не брали, за исключением чтения Псалтири. – Скажите, признаете вы себя виновной в антисоветской деятельности и агитации, направленной на подрыв советской власти и колхоза? – Нет, в этом я себя виновной признать не могу.
Тогда же была допрошена и ее сестра Матрона. – Расскажите, чем вы сейчас, проживая при церкви села Туголес, занимаетесь? – спросил следователь. – Вот уже двадцать лет, как я и моя сестра Мария, прислуживаем во время богослужений в церкви и живем на церковные средства. – Бывают ли у вас в доме колхозники и какие у вас с ними идут разговоры? – В дом к нам иногда заходили разные лица; приезжающие издалека оставались у нас ночевать. Но вот уже три месяца, как закрыта церковь по случаю ареста священника, и потому на ночлеге у нас никого не бывает. Между нами ведутся разговоры на религиозные темы. – Вам предъявляется обвинение в том, что вы вместе с Марией Грошевой занимаетесь антисоветской агитацией. Признаете ли вы себя в этом виновной? – Контрреволюционной агитацией я не занималась и виновной себя в этом не признаю, но разговоры на религиозные темы мы ведем. – Скажите, вы совершаете у себя на дому богослужения? Кто к вам ходит? И ходите ли вы по домам колхозников с целью совершения богослужений? И высказываетесь ли против колхозов и советской власти? – Богослужений на дому у меня не бывает, но колхозникам или кто приходит я рассказывала о Христе. По домам колхозников для совершения церковных обрядов я не ходила и недовольства советской властью не высказывала. О том, что в праздничные дни нужно молиться, я говорила, и что работа в колхозе подождет, это верно, но в этом я никакой агитации не усматриваю. Имея цель помолиться Богу, я после закрытия церкви у нас в селе Туголес ездила в церковь села Петровского Шатурского района. Со мной ездили и другие лица, в том числе и колхозники.
11 марта 1938 года тройка НКВД приговорила послушниц Марию и Матрону к расстрелу, и они были перевезены в Таганскую тюрьму в Москве. Послушницы Мария и Матрона Грошевы были расстреляны 20 марта 1938 года и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. [1] Священномученик Александр (Сахаров). Прославлен Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память празднуется 20 ноября/3 декабря.
[2] Священномученики Георгий (Колоколов) и Назарий (Грибков) и мученик Петр (Царапкин). Прославлены Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память празднуется 26 ноября/9 декабря |