Мученица Кира Оболенская

Кира Ивановна Оболенская (1889–1939) принадлежала к древнему роду князей Оболенских. В семье было 7 детей. В 10 лет Кира была определена в Смольный институт благородных девиц, одно из самых привилегированных учебных заведений России. В 1904 г. она успешно, с наградой, заканчивает институт и, несмотря на свое княжеское происхождение, становится учительницей. К этой работе ее побуждало искреннее стремление по-христиански служить людям. Работала она не в привилегированных учебных заведениях, а исключительно в рабочих районах. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым.

1914 г. Первая мировая война, на фронте погибают ее братья Вадим и Борис. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь.

1917 г. Революция, затем Гражданская война. В 1920 г. погибает еще один ее брат – Юрий, офицер Добровольческой армии, четвертый брат – Павел арестован ЧК, но ему чудом удалось бежать из-под ареста, и перебраться во Францию. В том же 1920 г. умирает ее отец, князь Иван Дмитриевич Оболенский.

В 1920-х гг. Кира Оболенская становится членом Александро-Невского братства[1], образовавшегося сразу после закрытия Лавры в 1919 г. Для мирян братство было общиной, которую уже не всегда можно было найти в храмах. Кира становится одной из самых активных членов Братства.

Первый арест Киры Оболенской последовал 14 сентября 1930 г. Дело, по которому она проходила, было озаглавлено «Оболенская Кира Ивановна и другие». На допросе она открыто и безбоязненно говорила о своем отношении к советской власти. В обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». В следственном деле она называется «бывшая княжна», ей были приписаны следующие намерения: «проникать на работу в наши культурные и учебные заведения, и там взращивать в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию». На допросе Кира Ивановна заявила: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности».

Киру Оболенскую осудили на пять лет исправительно-трудовых лагерей. После вынесения приговора Кира Ивановна была выслана этапом из Ленинградской тюрьмы в Белбалтлаг в городе Кемь в Архангельской области, а затем переведена в Свирьлаг в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. В лагере она работала педагогом и медсестрой, работала много и усердно, за что была освобождена досрочно.

За нее ходатайствовала даже сестра Ленина, знавшая Киру по педагогической работе. Оболенская была освобождена в 1934 г., на год раньше, и поселилась на 101 километре, в Ленинградской области, въезд в город ей был запрещен. Здесь она работала учительницей, библиотекарем, медсестрой. И за отличную работу даже удостоилась наград.

В 1936 году Кира Ивановна переехала в город Боровичи, где стала преподавать иностранные языки в неполной средней школе. Боровичи в то время были местом ссылки духовенства и мирян из Ленинграда и окрестностей. Кира Ивановна общалась со всеми верующими людьми, гонимыми советской властью. Здесь встретились две Петроградские мученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора: княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская[2]. Они были поистине духовно близки друг другу, и обстоятельства их мученического подвига невероятно, удивительно схожи.

21 октября 1937 г. ее вновь арестовало НКВД. Боровичи, где тогда жила Оболенская, в то время были местом ссылки духовенства и церковных активистов из числа духовенства и мирян. Здесь жил на поселении после освобождения из лагеря Ленинградский владыка архиепископ Гавриил (Воеводин). Арестовали всех, по делу проходило 60 человек, всем инкриминировали антисоветскую организацию, боровшуюся за установление фашистского строя.

На допросе следователь устроил Оболенской очную ставку с одним из не выдержавших давления священников, согласившимся дать против нее показания. Органы надеялись, что это сломит дух арестованной. Но она стояла твердо, все отрицала и протокол не подписывала. Даже архиепископ Гавриил не выдержал давления и поставил свою подпись под сфабрикованными показаниями. Но Кира Оболенская виновной себя не признала. Тройка НКВД приговорила ее к расстрелу.

17 декабря 1937 г. приговор был приведен в исполнение

В 2003 г. Церковь причислила Киру Ивановну Оболенскую к лику Новомучеников и исповедников Российских.



[1] Александро-Невское братство – объединение мирян и священнослужителей РПЦ, созданное для препятствовать закрытию Александро-Невской Лавры и защитить монастырские святыни. основано 1 февраля 1918 г. в день убийства в Александро-Невской Лавре прот. Петра Скипетрова, одного из первых петербургских новомучеников. У истоков Александро-Невского братства стояли три молодых иеромонаха – два брата Егоровы: Лев и Гурий (в 1960–1961 гг. митрополит Ленинградский и Ладожский), а также Иннокентий (Тихонов). В братстве состояли представили всех сословий – от рабочих до университетских профессоров. Покровительство братству оказывал петроградский митрополит Вениамин (Казанский).

Помимо защиты святынь братство занималось подготовкой и образованием молодых священнослужителей в условиях ограничения и запрета духовного образования; образованием и просвещением мирян в виде лекций и бесед; издательством книг и пособий; благотворительностью; социальной помощью бедным и находящимся в больницах; заботой об арестованных и заключенных; сохранением института монашества в условиях массового закрытия существовавших обителей. Активно откликнулось братство на охвативший страну после окончания Гражданской войны голод.

 

 

[2] Екатерина Андреевна Арская (18751937), мученица, расстреляна по приговору НКВД в один день с Кирой Оболенской, 17 декабря 1937 г.