Исповедница Ираида Тихова

Ираида Осиповна Тихова родилась в 1896 году в селе Котово Мышкинского уезда Ярославской губерния в благочестивой крестьянской семье. Ираида была младшим, седьмым ребёнком в семье. Её отец был старостой Успенской церкви села Котова. Окончила три класса сельской школы. С детства хотела стать учительницей, однако из-за бедности семьи получать знания ей приходилось путём самообразования. В 1917 году знакомится с архимандритом Серафимом (Самойловичем), настоятелем Угличского Покрово-Паисьевского монастыря, расположенного в двух километрах от Котова.

В 1918 году поступила на годичные курсы при учительской семинарии в Угличе, на которые принимались люди, имеющие начальное образование. Занималась со всем усердием. По окончании курсов только три девушки сдали всё зачеты, среди них была и Ираида. В 1919 году, окончила курсы, и с ноября работала учительницей в школе селе Архангельское в 11 километрах от города. Обучение длилось четыре года, число учеников колеблется от семидесяти до ста. Она делит их на две группы. Нет ни тетрадей, ни перьев, ни карандашей. Молодая учительница с горечью пишет об этом в своём дневнике и чудом изыскивает средства, чтобы приобрести для детей все необходимое.

Из дневника.

«1919 год. 12 ноября. Вот и курсы кончились, то, к чему я так стремилась, достигнуто, я учительница сельской школы... Кажется, все так отвечает моему душевному настроению: прекрасная по виду и внутри школа, хорошие приветливые детки. Когда я в первый раз спросила их: „Детки, желаете перед уроком молитву прочитать?“ — все закричали: „Желаем, желаем“...

 

5 декабря. В школу явился ученик семи лет, просится учиться, я говорю ему: ты мал, а он отвечает: „Я буду шибче расти и догоню ребят“. Я ему: вот мы будем читать, а ты что же будешь делать? „Я послушаю“. Ну, послушай, послушай, посадила его за парту, и куда бы я ни повернулась, его маленькие черненькие глазенки везде следили за мной... В обед я дала ему букварь — старенький, говорю, а он отвечает: „С меня и этот хорош“.

1920 год. 11 марта. Сколько силы, глубины, красоты в слове „учитель“. А отвечаем ли мы вполне своему званию? Нет и нет! То невыдержанность характера, неуместный гнев, то лень по-настоящему заниматься. Господи, помоги исправиться. Стремлюсь, стремлюсь, а силы воли нет. <...>

На третий день Пасхи, 1 апреля, наша духовная радость еще усугубилась. Наш бедный сельский храм посетил и отслужил в нем Пасхальную вечерню и утреню преосвященный Серафим, епископ Угличский и Мышкинский. Той радости, того духовного торжества при совершении этой службы в нашем храме я не могу и выразить. Господи, помоги нашему архипастырю-отцу стоять до конца его жизни верным руководителем Церкви Христовой, помоги ему, Всевышний! Смотря и слушая такого высоконравственного человека, невольно как-то заражаешься той горячей верой в Бога, которою он сам горит. Появляется надежда и на наше воскресение в эти дни, дни полного отречения, богоотступничества, злобы, ненависти, коварства. Помоги ему, Матерь Божия, разогреть в нас веру, так крепко заледеневшую в нас».

В 1922 году училась в Угличе на вечерних богословских курсах, организованных епископ Угличским Серафимом (Самойловичем). В этом же году она приняла большое участие в помощи арестованным по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей епископу Серафиму и его сподвижникам. К тому времени Ираида стала одной из ближайших помощниц епископа Серафима.

Была регентом хора в Успенской церкви в селе Котове и одним из активных членов церковноприходского совета и церковной общины. После выхода Декларации митрополита Сергия в 1927 году примкнула к «непоминающим», отказываясь петь в церковном хоре, чтобы не поминать за богослужением заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

В 1931 году была арестована, ей предъявлялись обвинения в поддержке осуждённого духовенства. Была приговорена к трём годам исправительно-трудовых лагерей. После освобождения ей было отказано в восстановлении на работе в местной школе. В 1934 году была арестована по обвинению в «антисоветской деятельности», 24 дня находилась в заключении, после чего была освобождена за недоказанностью обвинения. Вернувшись в Котово, она поступила учительницей в школу близлежащего села Покровские Горки. Школа эта ранее принадлежала закрытому мужскому Покровскому монастырю.

В 1930-е годы Ираида Тихова стала связной между близкими по духу церковными деятелями, находящимися в различных местах заключения и ссылках, а именно: митрополитом Кириллом (Смирновым), архимандритом Неофитом (Осиповым), митрополитом Иосифом (Петровых), епископом Афанасием (Сахаровым), монахиней Ксенией (Красавиной) и архиепископом Серафимом. Круг личного и письменного общения Ираиды Тиховой был весьма широк. Нередко контакты между видными церковными деятелями осуществлялись именно через неё. Организовывала помощь этим людям, собирала посылки и передачи и ездила к ним в ссылку, в том числе для передачи писем от одних к другим.

В 1941 году после создания Угличской ГЭС школа и остатки монастыря были затоплены. К преподаванию больше не возвращалась, была регентом хора Успенской церкви селе Котово.

В начале 1938 года познакомилась в Угличе с освобождённым из заключения епископом Василием (Преображенским) и пригласила его жить в своём доме. Поселившись в апреле 1942 году в селе Котове, епископом Василий договорился с местным священником Константином Соколовым служить в будние дни для небольшого круга верующих вечерню и литургию, на которых Ираида Тихова регентовала и пела. Также был организован евангельский кружок, а позднее в бане при доме Ираиды Осиповны был устроен домовый храм.

5 ноября 1943 года была арестована. Вместе с ней были арестованы епископ Василий, иеромонах Дамаскин (Жабинский), а также родственники Ираиды Тиховой: её брат Иван Осипович, сёстры Анна и Серафима, тётка Васса Ивановна Тиховы. Обвинялась в антисоветской агитации, в том, что она являлась участницей нелегальной антисоветской церковной организации «Истинно Православная Церковь», занималась активной антисоветской деятельностью, участвовала в организации подпольной домашней церкви. При обыске в её доме были изъяты антиминс, панагия, два серебряных креста, две иконы, полное архиерейское облачение и вся церковная утварь, необходимая для богослужения.

Ираида Осиповна предъявленные обвинения отвергла. Ей было указано, что в антисоветской деятельности ее изобличают свидетели. «Пускай изобличают, — ответила она, — я по-прежнему буду говорить одно и то же, так как антисоветской деятельности у меня не было.

– Вам зачитываются показания одного из свидетелей о ваших клеветнических измышлениях против руководителей советского правительства...

– Это ложь. Против руководителей правительства и руководителей советской власти я никогда ничего не говорила. Являясь глубоко верующей, я проводила только активную церковную работу».

7 октября 1944 года приговорена к ссылке в Коми АССР сроком на 5 лет. Жила в Сыктывкаре и работала на кожевенно-обувном комбинате на выделке тюленьих шкур. Работа была очень тяжелой: ей приходилось очищать тюленьи шкуры от жира. В 1945 году из ссылки написала письмо в НКВД, где просила о пересмотре дела, но получила отказ.

6 ноября 1948 года была освобождена. После окончания ссылки некоторое время оставалась в Сыктывкаре. Потом вернулась в Котово. Ее здоровье было подорвано, болели отмороженные руки и ноги. Вела благочестивую жизнь, предоставляла в своем доме приют для странников, послушниц и монахинь, многие из которых только недавно освободились из ссылок и концлагерей.

В 1954–1955 годах Успенская церковь была закрыта. Приехавшая из Углича комиссия изъяла ценности и утварь. После этого храм подвергался периодическому разграблению. Ираида Осиповна хранила ключи от церкви у себя и делала всё возможное, чтобы воспрепятствовать её разорению: прогоняла назойливых туристов, заменяла сломанные замки новыми. Но остановить разрушение церкви было не в её силах.

С 1955 года ухаживала за парализованным после аварии братом-лётчиком, переселившись с ним в баньку, которую легче было протопить зимой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скончалась 7 августа 1967 года в селе Котово. Похоронена на сельском кладбище рядом с могилами родных, возле развалин Успенской церкви.

6 октября 2001 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви причислена к лику новомучеников и исповедников Российских в лике исповедницы.