|
|||
список статей
|
МРАК И СВЕТ |
||
|
|||
“Христоссв. Иоанна на кресте”— одна из самых известных картин Сальвадора Дали. В 1951 году художник перешел на позиции католического сюрреализма, и устрашающие образы, рожденные сумраком подсознания, сменились в его творчестве новой интерпретацией христианских символов. Как и многое другое в искусстве Дали, это полотно связано с испанской духовной традицией. Святой Иоанн картины Дали — это Хуан де ла Крус (1542 — 1591), знаменитый поэт-мистик, живший в эпоху Католической Реформы. Он родился в обнищавшей дворянской семье и в молодые годы вступил в Кармелитский монашеский орден, который привлек его своим суровым уставом. Уже будучи монахом, Хуан учился в Саламанкском университете. Огромное влияние на его внутреннюю жизнь оказала дружба с Терезой Авильской, аббатиссой женской ветви Кармеля, писательницей, поборницей преобразования церковной жизни. Она вела трудную борьбу с клерикальными консерваторами, и Хуан, вовлеченный в эту борьбу, оказался в тюрьме. С помощью Терезы он бежал из нее в 1578 году. Но в заключении Хуан написал “Духовные песни”, вошедшие в золотой фонд испанской поэзии. В них, используя образы из библейской Песни Песней, Хуан де ла Крус показал тернистый путь человека к постижению Вечности. Мистицизм Хуана проникнут жаждой единения с божественной Тайной Бытия.
Внутренний опыт говорил ему, что душу, восходящую по ступеням созерцания,
ждут тяжкие испытания, “темная ночь”, которую не каждый может преодолеть.
Абсолютное и земное разделено бездной. Переживание “темной ночи” подобно
смерти. Выдержать ее помогает убежденность, что Абсолют сам идет навстречу
людям. Крестные муки Иисуса Хуан осознает как страдание Неба, сходящего
на землю. На крутых ступенях духовного пути в человеке выжигается все
земное, тогда как Крест Христов — это уничижение Божественного. С суровым учением Хуана де ла Круса связан смысл картины Дали. Дали знал трагичность жизни. Понимал, что Хаос скрыт не только в бездне, но и в человеке Безжалостно вскрывал он мир подсознания, показывая Хаос, который шевелится в его сумрачных закоулках. В картине “Христос св. Иоанна” он противопоставляет ему гармонию духа, гармонию, которая достигается через борьбу и страдание, через крест — крест человека и крест Бога, соединяющий их.
|
|||
|
|
|
|