Заметки на полях статьи М.И.Москвина-Тарханова
Публикация на сайте нашего храма статьи Михаила Ивановича
Москвина-Тарханова – событие не совсем обычное. Затронутые в ней
темы интенсивно обсуждаются в светской прессе, однако в православных
СМИ рассуждать о модернизации до сих пор, похоже, не было принято.
Что же до Сталина, Петра Великого и Ивана Грозного, которых Михаил
Иванович ставит в один ряд, их имена, особенно последнее, встречаются
на некоторых православных сайтах в совершенно иных контекстах.
Мне кажется, что обсуждение статьи на церковном сайте может иметь
значение, выходящее за рамки жизни одного прихода.
Вместе с тем, в силу многоаспектности темы я не готов
высказаться по ней в целом, но хочу поделиться некоторыми разрозненными
соображениями. Мне близка озабоченность Михаила Ивановича тем,
что лозунг модернизации может обернуться совершенно разными действиями
и последствиями. Относительно близок я к автору статьи и в восприятии
позиции КПРФ и фигуры Сталина. Однако не все в статье меня удовлетворяет,
и об этом нижеследующие заметки.
Большая часть статьи посвящена оценке успехов и неудач
Ивана IV, Петра I и Сталина.
Однако в сегодняшнем массовом сознании они присутствуют не столько
как реальные исторические деятели, сколько в качестве символов
«твердой руки». Предположим, что каждый убедится, какой ценой
доставались победы и какими тяжелыми были поражения, например,
в Ливонской войне. Более того, допустим, что в результате некой
информационной кампании образ грозного самодержца заместится фигурой
закомплексованного сироты, в детстве на всю жизнь зараженного
подозрительностью и жестокостью, а образ непобедимого генералиссимуса
– фигурой сухорукого, рябого интригана, который раз за разом истреблял
недавних друзей и соратников. Допустим даже, что акцент будет
сделан на существенной для любого православного человека причастности
Ивана к убийству святителя Филиппа, Сталина – к истреблению новомучеников
и закрытию (куда больше, чем открытию) храмов, а Петра – к упразднению
патриаршества. Да и частная, в том числе семейная, жизнь всех
троих предстанет такой, как была, т. е. мягко говоря, далекой
от христианского идеала. Можно, наконец, продемонстрировать, что,
по сути, те черты и достижения, которые особо ценятся поклонниками
этих исторических фигур, были присущи также Диоклетиану.
Однако, во-первых, картина, написанная в одних только
темных тонах, окажется лишь немногим менее уязвимой, как написанная
в подражание иконе. Если не пренебрегать фактами, придется признать,
что Иван, Петр и Сталин были людьми незаурядными и непосредственно
причастными не только к преступлениям, но и к великим событиям.
Одно другому не противоречит: не скажу о гении, а политические
таланты со злодейством совместны, о чем свидетельствует история
не одной только нашей страны. Во-вторых, спрос на благотворную
«твердую руку» вряд ли уменьшится от того, что на роль ее символа
придется подыскать какую-то иную фигуру. Да и ревностных почитателей
не убедишь. Вспомним хотя бы псевдоиконы с изображениями Распутина
и того же Ивана Грозного или миф о том, как Сталин якобы приказал
облетать осажденную Москву с иконой подлинной.
В том-то и дело, что Иван Грозный и Сталин «живее всех
живых» не в истории, а в мифе. Как писал о. Александр Мень, «миф
– это тот язык, на котором древний человек говорит о самом важном
для себя», причем «миф не есть форма только древнего мышления»
(Мень А. Магизм и единобожие. М.: Жизнь с Богом, 2009, стр. 407
и 408). В книге отца Александра эти слова присутствуют, так сказать,
в позитивном контексте, но надо ли пояснять, что в истории было
множество разрушительных мифов? Отношение к Ивану и Сталину (в
меньшей степени к Петру) страстное в точном значении слова. Это,
кстати, касается не только почитателей, но и части обличителей.
Является ли закон о «десталинизации» или целая программа, разработку
которой инициировал президентский совет по правам человека, самыми
подходящими средствами от страстей?
Страстное чаяние «твердой руки» не придумано КПРФ и напрямую
не связано ни с какой «консервативной модернизацией». Те, кто
испытывают такое чаяние, по большей части стоят далеко в стороне
от споров о модернизации и относятся к числу людей, не слишком
хорошо вписывающихся в тенденции, с которыми она ассоциируется.
Попросту говоря, это униженные и оскорбленные, которых так много
в нашей стране. Им мало что досталось от «нефтегазовой» стратегии
развития», и вряд ли они многое найдут для себя в любых «сочетаниях
дирижизма и либерализма, кейнсианства и монетаризма, политической
демократии и авторитаризма», о которых пишет Михаил Иванович.
Не естественно ли для людей, оказавшихся в подобных обстоятельствах
и не имеющих твердой духовной опоры, ожидать, что «барин приедет,
рассудит» и, конечно, жестоко покарает обидчиков? Не естественно
ли искать примеры в деятельности тех, кто к любому вельможе относился
не лучше, чем к холопу? Ну а история подсказывает, что достигалось
это за счет приравнивания первого ко второму, а не наоборот. Не
думаю, что среди электората КПРФ много читавших письма Ивана Грозного,
но если прочитают, наверное, утвердятся в выборе кумира.
Чаяние не просто справедливого, а непременно беспощадного
земного суда свойственно дохристианскому сознанию и даже может
быть по-своему плодотворным (я советовал бы почитать об этом в
«Размышлениях о псалмах» Клайва Льюиса). Весь вопрос в том, кто
мыслится на роль судии, пусть даже правосудие предполагается в
посюсторонней жизни. Тут пролегает грань между ветхозаветным и
языческим сознанием. В ветхозаветном присутствует «Мне отмщение…»,
а отсюда прямой путь к тому, как прочитал этот стих ап. Павел:
«Не мстите за себя, возлюбленные…» (Рим, 12:19). А языческое сознание
рождает антропоморфный образ предводителя расправы, в которой
обиженному хотелось бы лично поучаствовать. Предводитель должен
иметь лицо и имя, но при этом обладать сверхчеловеческими способностями.
Потребность в таком образе настоятельна, и ее удовлетворяет миф,
а уж какие имена «приклеены» к его героям, не столь существенно.
Так что же делать? Не берусь предложить панацею, но ясно,
что закон и просветительская «десталинизация» не устранят ту почву,
на которой растет миф о Сталине и его предшественниках. В почве
этой присутствуют два слоя: условно говоря, материальный и духовный.
Первый связан с характером экономической жизни. В нем очень многое
неприемлемо, но простых решений нет. Это безусловно относится,
в том числе, к идее «вернуть народу недра и полезные ископаемые».
Тут я согласен с Михаилом Ивановичем. Ведь именно за счет доходов
от нефти, газа и других ископаемых в огромной мере финансируются
пенсии, здравоохранение и т.п. Что значит «вернуть»? Раздать по
ваучерам или продать на сторону? А потом что станем делать? Да
и без модернизации действительно не обойтись. Кончится нефть,
на что-то ведь жить надо. Значит, необходимо вкладываться в инвестиции
и поощрять тех, кто берет на себя риски или трудится производительнее
других. Знаю, что сегодняшняя наша экономика поощряет не столько
тех, кто помогает развитию, сколько близких к начальству. Это
правда, и сложившийся порядок вещей обязательно надо менять, но
это не получится за один день, кто бы не находился во власти.
О материальном слое почвы следовало бы сказать гораздо
больше. Но есть еще духовный слой. Сотворению кумиров и архаичному
мифу о суровом властителе-мстителе по-настоящему способно противостоять
только учение о единственном Господе и Спасителе, прибежище всех
труждающихся и обремененных. Противостоять, конечно, не для того,
чтобы оправдывать «все действительное», а чтобы взглянуть на него
с позиций Евангелия. Тут я возвращаюсь к началу своих заметок.
В статье Михаила Ивановича есть что обсуждать с христианских позиций.
Я же только поверхностно коснулся некоторых аспектов темы.
В заключение короткое замечание о термине «консервативная
модернизация». В нынешних дискуссиях он фигурирует в двух разных,
хотя подчас смешиваемых значениях. Оба связаны с традициями, но
далеко не одинаковыми. В одном случае это традиция модернизировать
страну рывком, принуждением сверху. Хрестоматийные примеры – реформы
Петра и советская индустриализация. Кстати, Ивана Грозного, который
взнуздал Россию не меньше чем Петр и Сталин, едва ли можно назвать
модернизатором в том смысле, в каком этот термин используется
в науке. Модернизация рывком имеет преимущество в скорости, но
таит огромные риски, поскольку практически неизбежно порождает
структурные перекосы в экономике и социальной жизни. В частности,
и Петр, и Сталин формировали «авангард» экономики за счет закабаления
и ограбления крестьянства, что до сих пор нам аукается, в том
числе, в духовной сфере.
В другом значении «консервативной» признается такая модернизация,
которая не рвет с национальными и религиозными традициями, а на
них опирается. Это нечто прямо противоположное выбору Петра и
Сталина. Зато именно так модернизировались страны Западной Европы,
пореформенная дореволюционная Россия и нынешние «азиатские тигры».
В рамках подобного варианта власть не столько собирает ресурсы
в кулак и принуждает к изменениям, сколько поощряет инициативу.
Этот вариант перспективнее, если только его преимущества не выступают
оправданием пассивности и отсутствия внятной социально-экономической
политики.
Заметки получились длинноватыми, и все же я затронул
лишь немногое из того, что надо бы обсудить в связи со статьей
М.И.Москвина-Тарханова. Надеюсь на продолжение диалога.
Леонид Максимов.
|