Ирмосы
Канона Рождества Христова Косьмы Маюмского
1 – й глас
1.Христос раждается – славите! /
Христос с Небес – срящите! /
Христос на земли – возноситеся!/
Пойте Господеви, вся земля, /
И веселием воспойте, людие, //
Яко прославися.
Христос рождается, — славьте!
Христос с небес, — встречайте!
Христос на земле, — воспряньте!
Пой Господу, вся земля,
и с веселием воспойте, люди:
ибо Он прославился.
3.
Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну/
И в последняя от Девы/
Воплощенному безсеменно,/
Христу Богу возопиим: /
Вознесый рог наш, //
Свят еси, Господи.
Прежде веков от Отца
рожденному не по закону тленного естества, Сыну
и в последние времена без семени воплотившемуся от Девы,
Христу Богу воскликнем:
возвысивший достоинство наше
свят Ты, Господи!
4. Жезл из корене Иессеова/
И цвет от него, Христе, /
От Девы прозябл еси, /
Из горы\, Хвальный,
Приосененныя чащи/
Пришел еси, воплощся от Неискусомужныя,/
Невещественный и Боже, //
Слава силе Твоей, Господи.
Христе — отрасль от корня Иессеева
и цвет от него, —
родился Ты от Девы;
от горы, осененной чащею,
пришел Ты, прославляемый,
и воплотился от безмужной,
невещественный и Бог.
Слава могуществу Твоему,
Господи!
5.
Бог Сый мира, Отец щедрот,/
Великаго Совета Твоего Ангела,/
Мир подавающа, послал еси нам; /
Тем Богоразумия к свету наставльшеся, /
От нощи утренююще, //
Славословим Тя, Человеколюбче.
Бог мира, Отец милосердия,
Ты послал нам вестника великого совета Твоего,
дарующего мир.
Посему мы, быв приведены к свету богопознания,
в ночи начиная утренние молитвы,
славословим Тебя,
Человеколюбче.
6.
Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, /
Якова прият; /
В Деву же всельшееся Слово/
И плоть приемшее пройде,
Сохраншее нетленну: /
Егоже, бо не пострада истления, //
Рождшую сохрани неврежденну.
Иону, как младенца, морской зверь исторг из чрева
таким, каким принял;
и Слово, вселившись в Деву и принявши плоть,
родилось, сохранив Ее невредимою;
ибо Оно, без плоти зачатое,
сохранило Родившую Его
непричастною страданию.
7.
Отроцы, благочестию совоспитани, /
Злочестиваго веления небрегше, /
Огненнаго прещения не убояшася, /
Но, посреде пламене стояще, пояху: //
Отцев Боже, благословен еси.
Отроки, воспитанные в благочестии,
презрев нечестивое повеление,
не устрашились угрозы огнем,
но, стоя среди пламени, пели:
Боже отцов, благословен Ты!
8.
Чуда преестественнаго/
Росодательная изобрази пещь образ:/
Не бо, яже прият, палит юныя, /
Яко ниже огнь Божества – Девы, /
В Нюже вниде утробу. /
Тем, воспевающе, воспоем: /
Да благословит тварь вся Господа//
И превозносит во вся веки.
Образ чуда сверхъестественного
явила росоносная печь;
ибо не опалила юношей, которых приняла.
Так и огонь Божества не повредил утробы Девы,
в которую сошел.
Посему, ликуя, воспоем:
вся тварь да благословляет Господа
и превозносит во все века.
9.
Таинство странное вижу и преславное: /
Небо – вертеп, престол Херувимский – Деву, /
Ясли – вместилище, /
В нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, //
Егоже, воспевающе, величаем.
Вижу необычайное и возвышенное таинство:
пещера – это Небеса; Дева – это престол херувимский;
в котором возлежит ничем не вместимый Христос Бог.
Его мы, воспевая, величаем.