Ирмосы

Канона Рождества Христова Косьмы Маюмского

1 – й глас

1.Христос раждается – славите! /

Христос с Небес  – срящите! /

Христос на земли – возноситеся!/

Пойте  Господеви, вся земля, /

И веселием  воспойте, людие, //

Яко прославися.

 

Христос рождается, — славьте!

Христос с небес, — встречайте!

Христос на земле, — воспряньте!

Пой Господу, вся земля,

и с веселием воспойте, люди:

ибо Он прославился.

3.

Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну/

И в  последняя от Девы/

Воплощенному безсеменно,/

Христу Богу возопиим: /

Вознесый рог наш, //

Свят еси, Господи.

 

Прежде веков от Отца

рожденному не по закону тленного естества, Сыну

и в последние времена без семени воплотившемуся от Девы,

Христу Богу воскликнем:

возвысивший достоинство наше

свят Ты, Господи!

 

4. Жезл из корене  Иессеова/

И цвет от него, Христе, /

От Девы прозябл еси, /

Из горы\, Хвальный,

Приосененныя чащи/

Пришел еси, воплощся от Неискусомужныя,/

Невещественный и Боже, //

Слава силе Твоей, Господи.

 

Христе — отрасль от корня Иессеева

 и цвет от него, —

 родился Ты от Девы;

от горы, осененной чащею,

пришел Ты, прославляемый,

и воплотился от безмужной,

невещественный и Бог.

Слава могуществу Твоему, Господи!


5.

Бог Сый мира, Отец щедрот,/

Великаго Совета Твоего Ангела,/

Мир подавающа, послал еси нам; /

Тем Богоразумия к свету наставльшеся, /

От нощи утренююще, //

Славословим Тя, Человеколюбче.

 

Бог мира, Отец милосердия,

Ты послал нам вестника великого совета Твоего,

дарующего мир.

Посему мы, быв приведены к свету богопознания,

в ночи начиная утренние молитвы,

славословим Тебя, Человеколюбче.


6.

Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, /

Якова прият; /

В Деву же всельшееся Слово/

И плоть приемшее пройде,

Сохраншее нетленну: /

Егоже, бо не пострада истления, //

Рождшую сохрани неврежденну.

 

Иону, как младенца, морской зверь исторг из чрева

таким,  каким принял;

и Слово, вселившись в Деву и принявши плоть,

родилось, сохранив Ее невредимою;

ибо Оно, без плоти зачатое,  

сохранило Родившую Его непричастною страданию.


7.

Отроцы, благочестию совоспитани, /

Злочестиваго  веления небрегше, /

Огненнаго прещения не убояшася, /

Но, посреде пламене стояще, пояху: //

Отцев Боже, благословен еси.

 

Отроки, воспитанные в благочестии,

презрев нечестивое повеление,

не устрашились угрозы огнем,

но, стоя среди пламени, пели:

Боже отцов, благословен Ты!

 

 

 

8.

Чуда преестественнаго/

Росодательная изобрази пещь образ:/

Не бо, яже прият, палит юныя, /

Яко ниже огнь Божества – Девы, /

В Нюже вниде утробу. /

Тем, воспевающе, воспоем: /

Да благословит тварь вся Господа//

И превозносит во вся веки.

 

Образ чуда сверхъестественного

явила росоносная печь;

ибо не опалила юношей, которых приняла.

Так и огонь Божества не повредил утробы Девы,

в которую сошел.

Посему, ликуя, воспоем:

вся тварь да благословляет Господа

и превозносит во все века.

 

9.

Таинство странное вижу и преславное: /

Небо – вертеп, престол Херувимский – Деву, /

Ясли – вместилище, /

В нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, //

Егоже, воспевающе, величаем.

 

Вижу необычайное и возвышенное таинство:

пещера – это Небеса; Дева – это престол херувимский;

ясли – место малое,

в котором возлежит ничем не вместимый Христос Бог.

Его мы, воспевая, величаем.