СТАТЬИ
искать на странице
 
список статей
Отец Александр отвечает
на вопросы
 
Скачать статьи в ZIP - 114кб

 

Последние годы жизни о. Александра Меня были наполнены непрерывными встречами с людьми, выступлениями в учебных заведениях, театрах, домах культуры. Чувствуя скоротечность времени, он стремился использовать для проповеди всякую возможность. Принципом о. Александра была искренность и открытость к любым мнениям и любым вопросам. Для него не было запретных тем, все, что волновало людей - церковные правила, искусство, семья, оккультизм - было достойно разговора и самого исчерпывающего ответа. Его ответы никогда не готовились, это был плод импровизации, живого творчества, воплотившего эрудицию, добрый юмор, непреклонность истинного исповедника своей веры.

В настоящее время выходит новая книга, где собраны ответы о. Александра Меня на многочисленные вопросы слушателей.

Если человек родился в день определенной иконы, например, Божией Матери Знамения, имеет ли это для человека значение как символ?
Я думаю, что здесь есть какая-то таинственная связь, и каждый должен ее понять и задуматься над направлением и смыслом своей судьбы.

Как научиться понимать и чувствовать икону?
Только настоящая любовь учит этому, а не искусство. Допустим, у вас умер любимый человек, а у вас нет его портрета, сохранилась только маленькая карточка старенькая из паспорта, но она вам все равно очень дорога, потому что это тот, кого вы любите. Поэтому для меня даже плохая икона Христа имеет значение.

Благодать - это обозначение всех божественных энергий или лишь одна, особая?
Мы обычно называем благодатью то, что дает именно Иисус Христос. Какие-то Божьи дары, конечно, существуют во всякой вере, но “благодать” - это специфически христианский термин. Это дар Иисуса Христа.

Скажите о черных людях - как они воруют энергию и что с ними делать?
Даже если бы я жил в XVI веке, я бы не сказал: жгите их на костре. Воруют, друзья мои, то, что плохо лежит! Кто разбазаривает свою энергию неразумно, у того и подбирают.

Разъясните, пожалуйста, притчу о расточительном управителе.
Это притча о том, что человек должен помнить, как быстро проходит жизнь. В этой притче Христос говорит нам всем о том, что время коротко, жизнь коротка, в каждый момент Он может призвать нас и мы должны будем дать ответ. Но мы ленивы, мы беспечны, мы не используем своих земных возможностей для того, чтобы посеять семена вечности. И вот Он рассказывает историю про одного управителя богатого дома. Когда он узнал, что скоро вернется хозяин и готовится его прогнать, он опечалился: нищенствовать стыжусь, работать уже не умею (мы знаем, как это бывает у чиновников). Что же делать?
Управитель был сообразительным человеком, и он решил путем небольшого обмана завоевать себе позиции, хотя бы малые. Он вызывает одного из тех людей, которые должны были его господину, и спрашивает: сколько ты должен моему господину? Столько-то? Ну, давай напишем вполовину меньше. Вызывает второго: сколько должен? - Перепишем меньше. И те, конечно, счастливые ушли. А этот аппаратчик-шустрила думал про себя: вот когда хозяин прогонит меня на улицу, я приду к ним и скажу: ты помнишь, сколько я тебе сократил? Может, ты мне поможешь хотя бы на первых порах? Махинации этого человека дошли до его господина, и это его немножко рассмешило, как и вас. Он даже похвалил управителя за сообразительность, пожалел его и оставил на месте. И, рассказав эту немножко смешную историю, Христос сказал: посмотрите, как люди стремятся всеми силами выйти из трудного житейского положения! Они изобретают все что хочешь, даже вот такую штуку. А сыны Царствия, то есть мы, когда речь идет о нашей духовной жизни, о том, что будет с нами в вечности, - мы спим, мы откладываем на потом. Христос нам ставит этого управителя в пример не для того, чтобы мы поступали так, как он, а для того, чтобы мы понимали, что и у нас есть Господин, которому мы должны дать отчет. И чтобы мы приложили все усилия, чтобы предстать перед Ним достойным образом.
“Приобретайте друзей богатством неправедным”, - говорит Он. Всякое богатство, то есть излишество, Христос называл неправедным. Но Он говорил, что хотя бы не гноите это излишество у себя, а приобретайте друзей, то есть что-то делайте людям. Возможно, какие-то детали притчи либо ускользнули от евангелиста, либо при переписке куда-то делить, поэтому не все понятно, но общий смысл такой: посмотрите на людей мира сего, как энергично они добиваются своих земных временных целей и как вяло и нецелеустремленно мы идем к своим высоким и важным духовным целям.