ВЛ. СОЛОВЬЕВ И ДАРВИН
У Вл. Соловьева - выдающегося нашего религиозного философа - можно прочесть, что Дарвин - величайший представитель "позитивно-научного мировоззрения", поскольку является автором теории происхождения видов путем естественного подбора (отбора - Д. С.), т. е. теории, точно определившей "один из важнейших материальных факторов мирового процесса" (Соловьев В. С. Красота в природе. // С. с. в 2 т., т. 2. М., изд-во "Мысль", 1988, с. 384). Меня всё удивляло, как это автор "Чтений о богочеловечестве" с таким пиететом отзывается о создателе теории, основанной на неких "МАТЕРИАЛЬНЫХ" факторах эволюции. Но вот я прочел у о. Сергия Булгакова про Вл. Соловьева, что он оказался "способен поставить живое заблуждение выше мертвой истины" (Булгаков С. Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996, с. 155). Как это понять? Может быть так: "мертвая истина" - это идея Дарвина о том, что истина - сильный всегда побеждает слабого, благодаря чему оставляет потомство, наделенное более прогрессивными наследственными признаками. Поэтому, например, примитивные синезеленые водоросли могли послужить первичными предками для появления в конечном итоге высокоорганизованных существ - людей. И хотя Вл. Соловьев в той же работе подчеркивает, что "способность различным способом прельщать самку имеет в известных случаях большее значение, чем способность побеждать других самцов в открытом бою", но ведь все равно побеждает сильнейший: с помощью ли удара рогов, или их роскошно-ветвистой привлекательностью для самки.
Так вот, всем содержанием форума "Дарвинизм и антидарвинизм" я стремился показать, что "право сильного" не является определяющим фактором прогрессивной эволюции, и дарвинизм - как раз и есть "мертвая истина". А в чем же "живость" заблуждения Вл. Соловьева? Я думаю, например, вот в таком факте. На олимпийских играх во время соревнований в беге на длинной дистанции одной из спортсменок стало плохо, и она упала. Увидев это, другая спортсменка (между прочим, из другой страны) остановилась, сошла, как говорится, с дистанции и помогла занемогшей бегунье добраться до места, где ей была оказана помощь. А ведь именно в спортивных соревнованиях проявляется истина - в борьбе за первое место побеждает сильнейший. А тут сильный человек помог слабому вопреки своим интересам. Вл. Соловьев, очевидно, считал, как и Дарвин, что в живой природе, как и в капиталистическом обществе, основа прогресса - бескомпромиссная конкуренция. Но есть нечто важное, что может действовать сильнее социального "естественного отбора". Это - христианство. Вл Соловьев пишет: "Порицать и мешать другим легко. Попробуйте сами сделать лучше, создать христианство живое, социальное, вселенское. Если мы не по имени только, а на самом деле христиане, то от нас зависит, чтобы воскрес Христос в своем человечестве" (там же, с. 156).
В живой природе олимпийских соревнований в беге не бывает, но есть главный фактор эволюции - "разумный замысел". А он предусматривает и внешнее вмешательство в ход эволюции и в пресловутый "естественный отбор". Конечно, проводить параллели между конкуренцией организмов в природе и людей в обществе, переносить биологические "истины" и "заблуждения" на человеческую жизнь - дело довольно условное. Но мне кажется, что о. Сергий, отметив указанную выше особенность творческих воззрений Вл. Соловьева, заставляет задуматься и о нашей современной жизни.