Отличия греческого и русского богослужений

Обсуждение правил и традиций церковной жизни. Вопросы, ответы, разъяснения

Модераторы: fanciulla, Вульфович Филипп, МарияЛыпенко, appeal

Отличия греческого и русского богослужений

Сообщение Алексей30 » 08 май 2012, 10:05

Дорогие форумчане! Предлагаю вашему вниманию интервью с русским священником, который живет и работает в Афинах. Привожу здесь наиболее заинтересовавшие меня пассажи. Полную версию интервью можете прочитать по адресу http://www.taday.ru/text/867374.html

"Давайте не будем лукавить, русское богослужение – пышное, с излишествами. Греческое богослужение отличает простота. Эта же простота и единодушие наблюдается во взаимоотношениях прихожан и духовенства. В России священник или архиерей скорее представляют некую «касту», т.е. когда человек попадает в клир, это, как правило, отделяет его от прихожан. Здесь такого представить себе невозможно. Да, есть уважение к священному сану, но барьеров в общении сам факт священства не создает...

Кажущаяся нашему человеку дерзость подходить к Святым Дарам без обязательной исповеди – это на самом деле древнейшая традиция Церкви. Одно дело взять благословение духовника на Причастие и совсем другое – исповедоваться ему. Ведь даже отходя от исповеди и направляясь к Святой Чаше, человек не в состоянии удержаться от хотя бы мысленных грехов. А стоять половину Литургии, иногда – дольше, в ожидании исповеди и после бежать к Причастию – крайне вредно для того, кто пришел на встречу с Самим Господом. Во-первых: нарушается сакральность, теряется понимание исповеди как Таинства. Во-вторых: прихожанин фактически не присутствует на Литургии (а ведь каждое слово Литургии – крайне важно и действенно для души и сердца верующего!), постоянно думая о том, что сказать, как ничего не забыть и успеть причаститься...

Исповедь совершается подробно и не наскоком. Именно духовник, регулярно исповедующий человека, определяет, как часто ему причащаться и дает на это свое благословение. Мы приезжая из России и находясь на богослужении в храме поражаемся, что нет, столь привычных для нас очередей к исповеди, взмыленных священников, спешащих всех накрыть епитрахилью. И поэтому когда мы видим, что люди спокойно и чинно, но не без южного темперамента, подходят к Чаше, то делаем выводы, что здесь исповеди вообще не существует. На самом деле желающий исповедоваться приходит в определенный день и час, когда принимает его духовник...

Важно, что духовник непременно обладает духовным опытом. Почему здесь не дают право исповедовать новорукоположенному иерею. Потому что при всей образованности, при всех уникальных своих возможностях он не обладает самым важным: опытом духовничества."
Алексей30
Гость форума *
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 22 апр 2012, 16:25
Настоящее имя: Алексей

Re: Отличия греческого и русского богослужений

Сообщение Анна Я. » 09 май 2012, 14:25

...
Последний раз редактировалось Анна Я. 11 июл 2012, 14:39, всего редактировалось 1 раз.
Анна Я.
Пользователь **
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 14 мар 2011, 11:00
Настоящее имя: Анна

Re: Отличия греческого и русского богослужений

Сообщение Вульфович Филипп » 11 июл 2012, 10:38

**********СООБЩЕНИЕ ОТ МОДЕРАТОРА *******************************

Уважаемая Анна!
Слово "клирик" в отношении к православному духовенству звучит неуважительно.
Оно и так довольно грубое, но в данном контексте, на мой взгляд, совсем не уместно.

Слово "клир" другое, оно вполне допустимо, так как принято в церковном обиходе.

Пожалуйста исправьте свое сообщение, иначе оно будет удалено.
Вульфович Филипп
Форумчанин ***
 
Сообщения: 507
Зарегистрирован: 23 окт 2008, 17:34
Настоящее имя: Фил

Re: Отличия греческого и русского богослужений

Сообщение Helena » 11 июл 2012, 14:50

Вульфович Филипп писал(а):**********СООБЩЕНИЕ ОТ МОДЕРАТОРА *******************************

Уважаемая Анна!
Слово "клирик" в отношении к православному духовенству звучит неуважительно.
Оно и так довольно грубое, но в данном контексте, на мой взгляд, совсем не уместно.

Слово "клир" другое, оно вполне допустимо, так как принято в церковном обиходе.

Пожалуйста исправьте свое сообщение, иначе оно будет удалено.

Уважаемый модератор Филипп!
Вы ошибаетесь.
Употребление слова "клирик" по отношению к православному духовенству имеет, скорее, официальный оттенок, но никак не "неуважение".
См., например, на сайте Московской Патриархии:
"7 апреля 2012 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который в этом году совпал с Лазаревой субботой, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине. В этот день отмечался престольный праздник центрального алтаря храма. Архипастырю сослужили благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев, клирики храма и сотрудники ОВЦС в священном сане."
"В ответном слове митрополит Иларион сказал:
"...Это очень важно, но, к сожалению, не всегда так бывает. Ведь иной раз богослужение совершается только теми клириками, которые находятся в алтаре, с участием певчих на клиросе, а молящиеся остаются как бы пассивными зрителями и слушателями того, что происходит на клиросе, в алтаре и на солее. На самом деле, весь храм является тем царственным священством, тем родом избранным и народом святым (см. 1-е Пет. 2:9), который участвует в богослужении...""
"После богослужения, по благочестивому обычаю, владыка Иларион, сопровождавшие его клирики и прихожане выпустили в небо голубей на Тверской площади близ храма."

http://www.mospat.ru/ru/2012/04/07/news60987/

Однако соглашусь, что стилистически фраза Анны несколько неудачна, и лучше было бы написать во втором случае "священники".
Helena
Форумчанин ***
 
Сообщения: 254
Зарегистрирован: 22 окт 2007, 00:31
Откуда: Москва


Вернуться в Традиции, обряды, правила

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1