искать на странице
 
 

к началу раздела>>
к содержанию>>

Андрей Рублев в Италии

11-18 сентября в итальянском монастыре Бозе проходила XIII Международная конференция, посвященная православной духовности. Ее организатор — экуменическая община Бозе, руководимая Энцо Бьянки, при содействии Московского Патриархата, Греческой Православной церкви, Католической церкви и других поместных церквей. Конференцию благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Текст его приветствия передал и зачитал Лонгин, епископ Саратовский. Были также зачитаны и приветствия других глав церквей.

13 лет подряд в Бозе в сентябре проходят международные богословские конференции на темы православной духовной традиции — греческой и русской. Так в прошлом году греческая сессия была посвящена св. Афанасию и монашеской традиции Афона, а русская — Иисусовой молитве в русской духовной традиции XIX в. (Материалы этой конференции опубликованы в журнале «Церковь и время» №1 (30) за 2005 г.). Годом раньше на конференции в Бозе обсуждали духовное наследие аввы Дорофея и газских отцов, а также — Поместный собор РПЦ 1917-18 гг.

В этом году темой греческой сессии было «Духовное наследие преп. Иоанна Дамаскина», а русской — «Андрей Рублев и иконописные традиции». Мне посчастливилось быть участником русской сессии, на которую съехались ведущие специалисты из разных стран мира — иконоведы, богословы, филологи, историки.

С докладами выступили епископ Венский и Австрийский Илларион, профессора Московского Университета — О. С. Попова и Э. С. Смирнова, сотрудник Московского Кремля, А. И. Яковлева, Л. Нерсесян из Третьяковки, игумен Лука (Головков), возглавляющий иконописную школу при Московской духовной академии, о. Николай Озолин из Свято-Сергиевского богословского института в Париже, итальянские специалисты — Н. Каучишвили, С. Сильвестрони. Среди участников конференции были о. Михаил Фортунато (почти пятьдесят лет прослуживший регентом в храме Успения в Лондоне, у владыки Антония Сурожского) и его супруга Мариамна Михайловна, иконописец, ученица Л. А. Успенского, Елена Мень, дочь о. Александра, иконописец, ныне живущая в Италии, о. Виктор Григоренко, настоятель храма преп. Сергия Радонежского в Семхозе, Лилия Ратнер, художник, преподаватель Общедоступного Православного Университета, основанного о. Александром Менем, А. М. Копировский, преподаватель Свято-Филаретовского института, о. Владимир Зелинский, богослов, филолог, переводчик, ныне живущий в Италии, священники из Киево-Печерской лавры и профессора Киевской духовной академии, священники из Владимира и Саратова, монахи из Шеветоньского монастыря в Бельгии, епископы, священники и монахи из Греции, Болгарии, Румынии, Германии, Англии и многие, многие другие, чьи имена могли бы украсить любую конференцию. И я, как участник этой замечательной встречи, могу сказать, что это был поистине форум единства, потому, что интерес к иконе, который сегодня возрастает во всем мире, причем не только в странах с православной культурой, но и среди католиков и протестантов, объединил всех. Собственно эти конференции в Бозе и устраиваются, прежде всего, для общения христиан разных конфессий, которых объединяет общий духовный и научный интерес.

Маленькая деревушка Бозе расположена в красивейшем месте в предгорьях Альп, между Миланом и Турином, возле городка Маньяно. Тридцать пять лет назад, сюда пришел Энцо Бьянки и создал христианскую общину, известную теперь на весь мир.

В общине живут и мужчины, и женщины, католики, протестанты и даже несколько православных. Сам Энцо Бьянки не придумывал ничего такого, что могло бы показаться с точки зрения традиционного христианства экстравагантным, все получилось само собой. Будучи еще студентом в Турине, Энцо Бьянки мечтал жить вместе с братьями по вере в общине, как жили первые христиане, и молиться о духовном обновлении мира и возрождении Церкви. Он случайно набрел на деревушку Бозе, в которой оставалось всего несколько очень старых и пожилых людей, молодые уехали отсюда, и селение стояло практически заброшенным. Вместе с тремя друзьями Энцо поселился здесь. Но вскоре остался один: друзья не выдержали трудностей, жизни без элементарных условий комфорта, к которым так привыкли городские жители. Теперь-то монастырь Бозе по нашим меркам очень комфортное место — красивое, ухоженное, со всеми удобствами. Но тогда, это было не так. И три года Энцо Бьянки жил один, молясь, читая Слово Божье, размышляя над тем, что хочет от него Бог. Именно тогда и была им разработана его, ставшая сегодня очень известной, методика молитвенного чтения Св. Писания — Lectio Divina. Лекцио Дивино — это древняя практика чтения Библии, но Энцо Бянки оживил ее для современного человека. (Несколько лет назад его книга «Молитвенное чтение Св. Писания» вышла в России на русском языке.) Много думал он и о том, какой должна быть эта община, которая может ответить на духовные потребности современного человека, почувствовавшего в сердце жажду Бога. Но дни и годы шли в одиночестве, и Энцо уже был близок к тому, чтобы признать, что задуманное им не угодно Богу, ведь в одиночку общину не создашь.

Но в один прекрасный день к нему постучались четыре человека, среди них была женщина и протестантский пастор. Так одним разом решилось все: общине быть, в ней будут жить не только католики, но и протестанты, не только мужчины, но и женщины. Кстати, монастыри совместной жизни, то есть, когда рядом живут и мужчины и женщины, принесшие обеты безбрачия, существовали в древней Церкви, в некоторых местах они продержались до XV века. А что касается межконфессионнального характера, так это было в духе времени. Дело в том, что день основания общины совпал со знаменательным событием — встречей папы Павла VI и патриарха Афиногора, на которой были сняты взаимные анафемы, провозглашенные в 1043 г. католиками и православными. И хотя сегодня в общине живут в основном католики и протестанты, и всего двое православных, община имеет много друзей среди православных во всем мире.

Основание общины совпало также и с окончанием II Ватиканского Собора, взявшего курс на Аджорнаменто, творческое обновление Церкви, и монастырь Бозе стал одним из лидеров этого движения. За 35 лет община нисколько не потеряла своего духовного накала, но, напротив, с каждым годом набирает все большую высоту.

Для нас, русских, особенный интерес представляет то внимание, с которым братья общины относятся к русской духовности. Они ее высоко ценят, изучают, читают св. отцов, учатся писать иконы (нынешнюю конференцию сопровождала выставка икон, написанных монахами Бозе), постоянно ездят в Россию и паломничают по святым местам. В том, что это подлинный интерес и к тому же основанный на глубокой жажде понимания, я убедилась сама, когда прошлой зимой водила по иконным залам Третьяковки группу иконописцев из Бозе.

Серьезный интерес к Православию Энуо Бьянки и его общины ощущает и сами православные. Не случайно русские сессии здесь организуются при благословении Святейшего Патриарха Алексия II. Более того, Московский патриархат является одним из учредителей конференций в Бозе. Да и традиционно присылаемые сюда приветствия других патриархов — Константинопольского, Антиохийского, Александрийского, Греческого, Сербского, Румынского — свидетельствует о большом авторитете общины Бозе среди православных. Естественно, среди участников всегда бывают и представители этих церквей.

Мы привыкли противопоставлять западную духовность и восточную, католичество и православие, одну церковь — другой. Но сегодня мы должны осознать, что все христиане, независимо от своей конфессиональной принадлежности и исторических традиций, сталкиваются с одними и теми же проблемами: как сохранить духовность в бездуховном мире, как сохранить веру в мире, где уже никто ни во что не верит. И перед этими вопросами не так важны различия, но ценной оказывается сама принадлежность ко Христу.

Интерес к Андрею Рублеву в Бозе, да и в целом на Западе — не экзотика, а настоящий духовный поиск. Фигура преп. Андрея — иконописца, монаха, богослова, боговидца — ключ к тому, что св. отцы называли «художеством художеств», т.е. к духовному деланию, которое ведет к преображению человека и, в конечном счете, к его обожению. В творчестве Рублева соединились высокое искусство и глубокая молитва, богословие и подвижничество. Он жил во времена татаро-монгольского ига, когда брат предавал брата, князья боролись за власть, а простые люди умирали с голоду или погибали, уведенные в плен. Но среди этого беспросветного мрака, вдруг воссиял свет, увиденный преп. Сергием в молитве, а потом отразившийся в иконах его ученика Андрея.

То, что в России список книг и статей об Андрее Рублеве занимает десятки страниц, это естественно, но и на Западе написано уже немало серьезных трудов о русской иконописи. Достаточно назвать несколько книг, посвященных Рублевской «Троице» — католиков о. Габриэля Бунге «Другой Утешитель» (Рига, 2004), о. Даниэля Анжа (книга переводится сейчас на русский язык), протестанта Герхарда Яна Рётинга «Единение в любви». И этим круг западных авторов, писавших о Рублеве, далеко не ограничивается.

Монастырь Бозе, по признанию участников конференции, а многие из их приезжают сюда из года в год, это маленький оазис Царства Небесного. И не только потому, что монастырь расположен в красивой местности и все в нем устроено с высочайшим вкусом (кстати, сделано руками самих монахов: они пишут иконы, делают мебель, керамику, печатают книги, выращивают фрукты и овощи), но и потому что община живет каким-то простым, здоровым духом. Всего монахов и монахинь здесь около 80 человек. Есть филиалы или подворья в Бари и Святой Земле. Насельники и насельницы ходят в простой скромной одежде и только в храме, на богослужении надевают белые хабиты с капюшонами, в литургической атмосфере становясь похожими на ангелов. И поют здесь по ангельски. Простое антифонное пение (на два хора — мужской и женский), восходящее в своей основе к григорианскому хоралу, но чуть-чуть осовремененное, поднимает молящегося к небесам. Современной архитектуры храм украшает большое Распятие в апсиде, выполненное в средневековом, практически иконописном стиле, и икона, лежащая на аналое посреди храма, как правило, написана в русской традиции.

Бозе — маленький островок духовности в огромном мире, который сегодня все дальше и дальше отходит от Бога. Конференции проходит здесь только одну неделю, весь остальной год монахи молятся, как и положено монахам, но эта молитва делает, может быть, больше, чем все политические переговоры и богословские диспуты.

Ирина Языкова

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-