|
к началу раздела>>
к содержанию>>
Андрей Рублев в Италии
11-18 сентября в итальянском монастыре Бозе проходила XIII Международная
конференция, посвященная православной духовности. Ее организатор
— экуменическая община Бозе, руководимая Энцо Бьянки, при содействии
Московского Патриархата, Греческой Православной церкви, Католической
церкви и других поместных церквей. Конференцию благословил Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Текст его приветствия
передал и зачитал Лонгин, епископ Саратовский. Были также зачитаны
и приветствия других глав церквей.
13 лет подряд в Бозе в сентябре проходят международные богословские
конференции на темы православной духовной традиции — греческой и
русской. Так в прошлом году греческая сессия была посвящена св.
Афанасию и монашеской традиции Афона, а русская — Иисусовой молитве
в русской духовной традиции XIX в. (Материалы этой конференции опубликованы
в журнале «Церковь и время» №1 (30) за 2005 г.). Годом раньше на
конференции в Бозе обсуждали духовное наследие аввы Дорофея и газских
отцов, а также — Поместный собор РПЦ 1917-18 гг.
В этом году темой греческой сессии было «Духовное наследие преп.
Иоанна Дамаскина», а русской — «Андрей Рублев и иконописные традиции».
Мне посчастливилось быть участником русской сессии, на которую съехались
ведущие специалисты из разных стран мира — иконоведы, богословы,
филологи, историки.
С докладами выступили епископ Венский и Австрийский Илларион, профессора
Московского Университета — О. С. Попова и Э. С. Смирнова, сотрудник
Московского Кремля, А. И. Яковлева, Л. Нерсесян из Третьяковки,
игумен Лука (Головков), возглавляющий иконописную школу при Московской
духовной академии, о. Николай Озолин из Свято-Сергиевского богословского
института в Париже, итальянские специалисты — Н. Каучишвили, С.
Сильвестрони. Среди участников конференции были о. Михаил Фортунато
(почти пятьдесят лет прослуживший регентом в храме Успения в Лондоне,
у владыки Антония Сурожского) и его супруга Мариамна Михайловна,
иконописец, ученица Л. А. Успенского, Елена Мень, дочь о. Александра,
иконописец, ныне живущая в Италии, о. Виктор Григоренко, настоятель
храма преп. Сергия Радонежского в Семхозе, Лилия Ратнер, художник,
преподаватель Общедоступного Православного Университета, основанного
о. Александром Менем, А. М. Копировский, преподаватель Свято-Филаретовского
института, о. Владимир Зелинский, богослов, филолог, переводчик,
ныне живущий в Италии, священники из Киево-Печерской лавры и профессора
Киевской духовной академии, священники из Владимира и Саратова,
монахи из Шеветоньского монастыря в Бельгии, епископы, священники
и монахи из Греции, Болгарии, Румынии, Германии, Англии и многие,
многие другие, чьи имена могли бы украсить любую конференцию. И
я, как участник этой замечательной встречи, могу сказать, что это
был поистине форум единства, потому, что интерес к иконе, который
сегодня возрастает во всем мире, причем не только в странах с православной
культурой, но и среди католиков и протестантов, объединил всех.
Собственно эти конференции в Бозе и устраиваются, прежде всего,
для общения христиан разных конфессий, которых объединяет общий
духовный и научный интерес.
Маленькая деревушка Бозе расположена в красивейшем месте в предгорьях
Альп, между Миланом и Турином, возле городка Маньяно. Тридцать пять
лет назад, сюда пришел Энцо Бьянки и создал христианскую общину,
известную теперь на весь мир.
В общине живут и мужчины, и женщины, католики, протестанты и даже
несколько православных. Сам Энцо Бьянки не придумывал ничего такого,
что могло бы показаться с точки зрения традиционного христианства
экстравагантным, все получилось само собой. Будучи еще студентом
в Турине, Энцо Бьянки мечтал жить вместе с братьями по вере в общине,
как жили первые христиане, и молиться о духовном обновлении мира
и возрождении Церкви. Он случайно набрел на деревушку Бозе, в которой
оставалось всего несколько очень старых и пожилых людей, молодые
уехали отсюда, и селение стояло практически заброшенным. Вместе
с тремя друзьями Энцо поселился здесь. Но вскоре остался один: друзья
не выдержали трудностей, жизни без элементарных условий комфорта,
к которым так привыкли городские жители. Теперь-то монастырь Бозе
по нашим меркам очень комфортное место — красивое, ухоженное, со
всеми удобствами. Но тогда, это было не так. И три года Энцо Бьянки
жил один, молясь, читая Слово Божье, размышляя над тем, что хочет
от него Бог. Именно тогда и была им разработана его, ставшая сегодня
очень известной, методика молитвенного чтения Св. Писания — Lectio
Divina. Лекцио Дивино — это древняя практика чтения Библии, но Энцо
Бянки оживил ее для современного человека. (Несколько лет назад
его книга «Молитвенное чтение Св. Писания» вышла в России на русском
языке.) Много думал он и о том, какой должна быть эта община, которая
может ответить на духовные потребности современного человека, почувствовавшего
в сердце жажду Бога. Но дни и годы шли в одиночестве, и Энцо уже
был близок к тому, чтобы признать, что задуманное им не угодно Богу,
ведь в одиночку общину не создашь.
Но в один прекрасный день к нему постучались четыре человека, среди
них была женщина и протестантский пастор. Так одним разом решилось
все: общине быть, в ней будут жить не только католики, но и протестанты,
не только мужчины, но и женщины. Кстати, монастыри совместной жизни,
то есть, когда рядом живут и мужчины и женщины, принесшие обеты
безбрачия, существовали в древней Церкви, в некоторых местах они
продержались до XV века. А что касается межконфессионнального характера,
так это было в духе времени. Дело в том, что день основания общины
совпал со знаменательным событием — встречей папы Павла VI и патриарха
Афиногора, на которой были сняты взаимные анафемы, провозглашенные
в 1043 г. католиками и православными. И хотя сегодня в общине живут
в основном католики и протестанты, и всего двое православных, община
имеет много друзей среди православных во всем мире.
Основание общины совпало также и с окончанием II Ватиканского Собора,
взявшего курс на Аджорнаменто, творческое обновление Церкви, и монастырь
Бозе стал одним из лидеров этого движения. За 35 лет община нисколько
не потеряла своего духовного накала, но, напротив, с каждым годом
набирает все большую высоту.
Для нас, русских, особенный интерес представляет то внимание, с
которым братья общины относятся к русской духовности. Они ее высоко
ценят, изучают, читают св. отцов, учатся писать иконы (нынешнюю
конференцию сопровождала выставка икон, написанных монахами Бозе),
постоянно ездят в Россию и паломничают по святым местам. В том,
что это подлинный интерес и к тому же основанный на глубокой жажде
понимания, я убедилась сама, когда прошлой зимой водила по иконным
залам Третьяковки группу иконописцев из Бозе.
Серьезный интерес к Православию Энуо Бьянки и его общины ощущает
и сами православные. Не случайно русские сессии здесь организуются
при благословении Святейшего Патриарха Алексия II. Более того, Московский
патриархат является одним из учредителей конференций в Бозе. Да
и традиционно присылаемые сюда приветствия других патриархов — Константинопольского,
Антиохийского, Александрийского, Греческого, Сербского, Румынского
— свидетельствует о большом авторитете общины Бозе среди православных.
Естественно, среди участников всегда бывают и представители этих
церквей.
Мы привыкли противопоставлять западную духовность и восточную,
католичество и православие, одну церковь — другой. Но сегодня мы
должны осознать, что все христиане, независимо от своей конфессиональной
принадлежности и исторических традиций, сталкиваются с одними и
теми же проблемами: как сохранить духовность в бездуховном мире,
как сохранить веру в мире, где уже никто ни во что не верит. И перед
этими вопросами не так важны различия, но ценной оказывается сама
принадлежность ко Христу.
Интерес к Андрею Рублеву в Бозе, да и в целом на Западе — не экзотика,
а настоящий духовный поиск. Фигура преп. Андрея — иконописца, монаха,
богослова, боговидца — ключ к тому, что св. отцы называли «художеством
художеств», т.е. к духовному деланию, которое ведет к преображению
человека и, в конечном счете, к его обожению. В творчестве Рублева
соединились высокое искусство и глубокая молитва, богословие и подвижничество.
Он жил во времена татаро-монгольского ига, когда брат предавал брата,
князья боролись за власть, а простые люди умирали с голоду или погибали,
уведенные в плен. Но среди этого беспросветного мрака, вдруг воссиял
свет, увиденный преп. Сергием в молитве, а потом отразившийся в
иконах его ученика Андрея.
То, что в России список книг и статей об Андрее Рублеве занимает
десятки страниц, это естественно, но и на Западе написано уже немало
серьезных трудов о русской иконописи. Достаточно назвать несколько
книг, посвященных Рублевской «Троице» — католиков о. Габриэля Бунге
«Другой Утешитель» (Рига, 2004), о. Даниэля Анжа (книга переводится
сейчас на русский язык), протестанта Герхарда Яна Рётинга «Единение
в любви». И этим круг западных авторов, писавших о Рублеве, далеко
не ограничивается.
Монастырь Бозе, по признанию участников конференции, а многие из
их приезжают сюда из года в год, это маленький оазис Царства Небесного.
И не только потому, что монастырь расположен в красивой местности
и все в нем устроено с высочайшим вкусом (кстати, сделано руками
самих монахов: они пишут иконы, делают мебель, керамику, печатают
книги, выращивают фрукты и овощи), но и потому что община живет
каким-то простым, здоровым духом. Всего монахов и монахинь здесь
около 80 человек. Есть филиалы или подворья в Бари и Святой Земле.
Насельники и насельницы ходят в простой скромной одежде и только
в храме, на богослужении надевают белые хабиты с капюшонами, в литургической
атмосфере становясь похожими на ангелов. И поют здесь по ангельски.
Простое антифонное пение (на два хора — мужской и женский), восходящее
в своей основе к григорианскому хоралу, но чуть-чуть осовремененное,
поднимает молящегося к небесам. Современной архитектуры храм украшает
большое Распятие в апсиде, выполненное в средневековом, практически
иконописном стиле, и икона, лежащая на аналое посреди храма, как
правило, написана в русской традиции.
Бозе — маленький островок духовности в огромном мире, который сегодня
все дальше и дальше отходит от Бога. Конференции проходит здесь
только одну неделю, весь остальной год монахи молятся, как и положено
монахам, но эта молитва делает, может быть, больше, чем все политические
переговоры и богословские диспуты.
Ирина Языкова
|