искать на странице
 
 

к началу раздела>>
к содержанию>>

ФОТОГРАФИЯ В ЦЕРКВИ. ФОТОГРАФ В ЦЕРКВИ.

ФОТОГРАФ ЦЕРКВИ.

Церковь – двухтысячелетнее собрание в тайне, и поэтому не удиви­тельно, что большинство снимающих ее не ведают, что творят (а запре­щающие снимать не знают, что запрещают). Между тем, по­нимание фо­тографии как прекрасного исторического свидетельства о Церкви возникло очень давно: 150 лет назад новейшую техноло­гию сам Афон при­нял из рук одного санкт-петербургского профес­сора. И на Святой Горе начал складываться огромный фотоархив. А на нашем ''Северном Афо­не'' – Валааме в начале XX века в фотоцехе трудились 18 монахов – ответ на реальный спрос. Встречается такое понимание и сегодня. Однако, всё это фотография как история. Преда­нием Церкви фотография может стать тогда, когда сделается ''иконописью с натуры''– изображением людей и действий явно не от мира сего. А сам характер изображения перестанет быть натура­листиче­ским. И монокль как оптический инструмент с ''мистической сверхпро­водимостью'' окажется здесь как нельзя более кстати.

Но полноценная работа фотографа в Церкви должна быть обоюд­ной. Увы! – главному – сосредоточенной молитве человек с аппара­том не мешать не может. И при взаимном не­понимании конфликт неизбежен – внутренний подчас хуже внешнего. Поэтому необходи­мый церковный опыт снимающего в идеале должен встретиться со всесторонней поддержкой общины – приходской или монастыр­ской, не важно. Чтобы стяжать ее нужны немалое время и гласная по­мощь начальствующего – игумена монастыря или настоятеля храма… Строго говоря, от всех проблем избавляет только общая полнота веры. А пока этого в нас и в помине нет, надо быть всегда готовым смиренно опустить камеру.

Фотограф, однако, должен для себя решить, кто он – хрони­кер или художник. До­полнительная специфика последнего: полное рас­творение в таинстве – в парадоксальном сочетании с апостоль­ским дерзновением это таин­ство изобразить. Дерзновением не

только в обновлении сюжетов, но и непременно в поисках форм. Возможно ли такое? Прецедент в смежной области есть.

…Иконопись драгоценна для нас еще и как древнейший опыт изо­бражения мира невидимого. Опыт, в котором на круг отрица­тельного больше, чем положительного. Я никогда не пойму, почему изображение, призванное через зримый образ соединять нас с Пер­вообразом, попирает законы визуального восприятия. Так, даже на лучших образцах моно­хромный, тонко прописанный лик едва виден из-за соседства цветастых пёстрых одежд. Не говоря уже о диком «синодальном реализме» или, наоборот – нечитаемой символике с бессмысленной детализацией – такими, что ''или-или'': или расшифро­вывай, или молись.

Полупрозрачная, лаконичная и почти монохромная фреска пред­ставляется мне несравненно ближе к ''оригиналу''. И здесь прежде всего стоит взглянуть на Феофана Грека и на его безвестного совре­менника с новгородского Во­лотова поля. В их гениально-свободной ''живописи будущего'' (после ко­торой вялы и скучны все необъятные монументалисты XX века) фото­граф Церкви найдет для себя об­разцы той самой апостольской дерзости – и в толковании сюжетов и в ярости форм. Как следствие – в глубине откровения.

…Мои студенты и слушатели мастер-классов не единожды доно­сили до меня слова иных мэтров о том, что фотография полностью исчерпалась (на них, очевидно). Со­гласиться с этим – всё равно, что согласиться с концом творе­ния. Предметное опровержение: фото­графия как цер­ковное искусство только начинается. И, полагаю, это самое интересное, что может открыться в ней в будущем. Вопрос ''что делать?'' не стоит. Для фотографа Церкви пожизненно акту­альны две темы: Покаяние и Пасхальная Радость. Обращенные во внешний мир, они должны восприниматься не иначе, как проповедь – лучшее, что на этом свете может сказать художник.

2005 год

 

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-