|
к началу раздела>>
к содержанию>>
Опять о том же
(отклик на открытое письмо в газету)
Прочитала в Приходской газете крик души Георгия Колосова и более
сдержанные, но не менее взволнованные слова Константина Семенова
о бедах нашего прихода. Все о том же: о разговорах в храме, когда
еще идет причастие, об опозданиях к началу службы, о преждевременном
уходе, о платочках, ну, в общем, сами все знаем о чем. Прочитала
и вспомнила как в прошлом году, гуляя по костромским лесам в поисках
грибов (голова-то при этом свободна), продумывала письмо в нашу
газету именно по поводу опозданий. Продумала и не написала, решила,
что не стоит ломиться в открытую дверь. Но, как я теперь поняла,
дверь-то не открыта, и вопросы эти вовсе не дисциплинарного характера.
Если бы так, все было бы проще. Правда, и в этом случае жесткие
запретительные меры типа закрытия церковных дверей после начала
литургии не подходят. Во-первых, это вообще не церковные методы,
а во-вторых, как показывает опыт, запретами мало чего можно добиться.
Да и двери храма должны быть открыты для всех и всегда. Другой вопрос,
что и свечной ящик, и гардероб не должны работать во время анафоры
(что и делается у нас, слава Богу, давно). Двери храма тоже хорошо
бы закрывать на это время, но не для того, чтобы не выпускать нерадивых
прихожан, а для того, чтобы посторонние не могли присутствовать
на трапезе Господней. Но об этом несколько ниже.
По поводу поведения в храме после причастия мне как-то попались
слова прп. Никиты Стифата (род. ок 1005 г.). Я показала их о. Александру.
Он улыбнулся, но сказал, что такое с амвона говорить не годится.
В откровенном же разговоре с братьями и сестрами в нашей газете,
наверное, можно (если батюшка не будет возражать). Вот, что говорит
преподобный: "Ибо если там, где совершается святая анафора,
мы запираем наши чувства, словно двери, от обдумывания страшных
и святых таинств и от всякого вовне блуждания ума, так что не даем
через таковые дверцы вход, дабы что-нибудь чуждое благочестию и
чистоте не проникло в наши сердца, а после же этого мы позволяем
им быть открытыми и разверстыми, так что они всякому зверю пресмыкающемуся,
и нечистому, и ядовитому и домашним скотам и пернатым из страстей
дают вход в святилище Божее разумного делания внутри нас, то чем
мы отличаемся от лошадей и мулов, привязанных к яслям, в понимании
ими яслей и корма в них? Ибо те, насыщаясь только собственным кормом,
пока связаны под ясли, кажутся молчащими, если же они отвязаны от
них, то топчут таранящие оковы и на равнине уточняются травами и
водами и необузданно устремляются в случку, т.к. не могут сохранить
молчание бывшее в яслях".
Звучит для нашего слуха, наверное, слишком резко и даже грубо. Но
пафос высказывания нам близок: мы бездумно теряем только что приобретенное
в таинстве причастия присутствие Христа в нас.
Теперь, как мне кажется, о самом главном. Я упомянула уже что то,
о чем пишут братья Георгий и Константин и о чем так или иначе беспокоятся
все, кому дорог наш приход, выходит за пределы недисциплинированности.
На самом деле это духовная проблемой непонимания самой сути литургии
как Евхаристического собрания верных во главе с предстоятелем для
совершения общего дела. Профессор Православного Богословского Института
в Париже прот. Н Афанасьев пишет: "В древней церкви причащение
было завершительным моментом всего Евхаристического собрания, который
не мог быть оторван или выделен в самостоятельный акт. Причащались
те, кто участвовал с самого начала в Евхаристическом собрании, а
участвовал в нем только тот, кто причащался". Девятое апостольское
правило звучит так: " Всех верных, входящих в церковь и писания
слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца,
яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения
церковного".
Мы приходим на литургию для совершения общего дела, приходим не
только получить благодать, но и отдать нечто, внести свой вклад.
Несколько лет назад я была свидетельницей инцидента, произошедшего
в храме прп. Феодора Студита. Новый настоятель, сменивший прежнего,
отказался причащать прихожан, кроме нескольких очень старых женщин
(дело было на Светлой седмице ). И тогда группа сестер устремилась
бегом в другой храм в надежде успеть к Чаше. Не знаю, получилось
ли у них причаститься, но дело не в этом. Не участвуя в молитве
церкви, не запечатлев пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь
Христовы, с немирным сердцем устремиться к Чаше! Мне показалось
это безумием. Я тоже в тот день готовилась к принятию Св. Тайн и
тоже была огорчена отказом священника преподать мне Причастие, но
постаралась принять это как волю Божию и спокойно пошла домой.
Хотя в нашем храме всячески подчеркивается сослужение народа, и
многие молитвы, произносимые в алтаре и обычно не слышные прихожанам,
у нас слышны, и мы можем к ним присоединиться, и что наше участие
в песнопениях приветствуется (для тех, кто не поленился их выучить),
но в сознании как-то не утвердилась идея ответственности за литургию
как общее дело. И причастие воспринимается (подсознательно) как
личное дело каждого.
И теперь еще о "чашечке кофе" перед причастием, о которой
пишет Георгий. Насколько я знаю, требование приступать к святому
Причастию натощак не изначального происхождения. Оно установлено
в 318 году на поместном Карфагенском соборе. Но отсюда не следует,
конечно, что им можно пренебрегать, ведь оно безусловно принято
всей Православной Церковью. Хотя все-таки это не первостепенно.
И, наконец, о "проблеме" женских брюк. Все, кто меня знает
близко, подтвердят, что я брюк никогда не ношу, ни в храме, ни вне
его, просто не люблю. Так что тут я совершенно бескорыстна. Поэтому
могу с чистой совестью утверждать, что гонение на них в помещении
храма - атавизм. Апостол Павел говорил о том, что молящиеся в храме
должны быть одеты в соответствии с тем, что прилично для их пола.
Но моды же меняются со временем. И в настоящий момент брюки для
женщин - самая что ни на есть обычная одежда. Впрочем, это наименее
существенное из всего. (Во времена апостола Павла в Иудее и Римской
империи брюки не носили не только женщины, но и мужчины, это была
одежда варваров-кочевников на востоке. - примеч. ред.).
Брат Георгий поставил еще очень важный вопрос об общей исповеди.
Общая исповедь для нашего огромного (слава Богу!) прихода, к сожалению,
неизбежное зло, но на ней вряд ли стоит говорить о смертных грехах,
отлучающих нас от Церкви, что было бы соблазном для многих. Но и
подходить к Чаше, не принеся покаяния наедине с Богом, наверное,
никто не станет.
То, что я написала, всем давно известно, и, тем не менее, стоит
напоминать об этом себе и друг другу. Всего сказать с амвона невозможно.
Но у нас есть прекрасная возможность: ведь большая часть прихода
объединена в малые группы. На них можно и нужно обо всем этом говорить.
И читать святых отцов надо бы, хотя это подчас и трудновато.
В конце я хочу принести свои извинения читателем этих строк, если
я невольно ввела их в заблуждение, и они подумали, что сама я так
и поступаю, как говорю. Увы, нет! И не раз уходила, не дожидаясь
конца службы, и неоднократно была поймана на болтовне в неурочное
время. Так что - чего уж там! Простите, батюшка, но так трудно удержаться
на острие между отвержением законничества и потаканием собственному
разгильдяйству!
Краевская Марина
|