искать на странице
 
 

к началу раздела>>
к содержанию>>

О. Георгий Чистяков

Приблизилось Царствие Небесное

(Проповедь на престольный праздник)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, во время Божественной Литургии, мы слышали праздничное Евангелие – Евангелие, в котором говорит Господь Иисус Христос своим ученикам: «Ходяще же, проповедуйте, яко приблизилось Царствие Небесное, болящих исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Втуне приясте, втуне дадите».

Эти слова, которые обращает Господь к Своим ближайшим ученикам, апостолам, Он их обращает к святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, и эти же слова обращает Господь к каждому и каждой из нас, к Своим ученикам. Потому что и мы с вами, православные христиане, только потому так называемся, что мы ученики Христовы. Поэтому мы всякий раз перед причастием обращаемся ко Христу со словами «Вечери Твоея Тайные днесь, Сыне Божий, причастника (т. е. участника) меня приими».

Мы участники Таинства, мы Его любимые ученики. Вот каким великим даром обогащает нас Господь, делая нас учениками. Это Он нам говорит: «Приблизилось Царствие Небесное», а оно уже близко, оно уже здесь, оно уже среди нас. И не случайно поэтому во время Божественной Литургии молится священник, благодаря Господа за то, что ОН уже даровал нам Царство будущее. Оно еще только в будущем, это Царство Небесное, а оно уже даровано нам в наших отношениях друг с другом, потому что мы с вами братья и сестры не только по названию, не только по имени, но по самой сути нашего призвания, потому что Церковь Христова – это наша единая семья, состоящая из братьев и сестер, и все они родные, и нет у нас двоюродных.

Приблизилось Царство, и это Царство выражается в тех отношениях любви и доброты, в отношениях уважения и помощи, которые создаются между нами, христианами, и между нами, прихожанами, которые часто бывают в храме, и теми, кто приходит, по какой-то причине, редко, но, быть может, настанет час, и этот человек придет к Богу, и тоже будет образцом прихожанина.

И еще хочется мне напомнить вам, братья и сестры, что как Косма и Дамаиан были безмездными врачами и даром, без денег, помогали людям. Так и мы должны помогать друг другу, должны помогать людям знакомым и незнакомым, известным нам и не известным, помогать всем именно по этой заповеди: «Болящих исцеляйте, прокаженных очищайте, бесов изгоняйте. Туне приясте, туне дадите».

Но как мы можем с вами исцелять болящих? Конечно же, нам не дано этого дара. Но мы можем придти к больному человеку и поддержать его. Мы можем придти к больному человеку и посидеть и поговорить с ним. Мы можем придти к больному человеку и принести какой-то маленький подарок, который, быть может, удивительно его обрадует. Ведь когда у человека больного повышается настроение, то и врачам, оказывается, легче его лечить. И Бог ниспосылает ему Свое благословение. Поэтому мы можем тоже исцелять. Исцелять не нашей силой, но исцелять добротою, приходя к больному и протягивая ему руку.

Мы можем очищать прокаженных, мы должны очищать прокаженных. Сегодня, к счастью, эта болезнь уже не так распространена, но распространены другие болезни. И есть так много людей, похожих на прокаженных, потому что от них тоже отвернулись, как в древние и средние века все отворачивались от прокаженных, потому что считали, что эта болезнь опасная, можно заразиться и самому в считанные недели стать таким же. Так и сегодня мы отвращаем наши лица от бездомных, от бомжей, грязных, очень немытых часто много месяцев, от таких несчастных. Мы от них отворачиваемся, нам кажется, что они плохи для нас. А ведь если бы мы с вами были с ними милостивы, если бы мы с вами могли такому человеку чем-то помочь, прежде всего, отнестись к нему с уважением, которое необходимо каждому, не начнется ли с этого его возрождение? Как вы знаете, люди бездомные благодарят часто кого-то только за то, что к ним отнеслись с уважением, отнеслись, как к человеку. Об этом необходимо нам подумать и стараться помогать тем, кто так похож на прокаженных.

То, что говорит дальше Господь, уже совсем непонятно: мертвых воскрешайте!

Как же мы, такие слабые, грешные простые люди, как же мы можем воскрешать мертвых?! Здесь, у этих слов, которые к нам обращает Господь, как у всего, что в Евангелии н сказано, есть один смысл и другой.

Во-первых, сколько людей, которые загнаны в угол жизнью, сложностями на работе, безденежьем, болезнями, разнообразными проблемами, ссорами с родными и знакомыми и т. д. Сколько живых людей чувствуют себя мертвыми! Это наша с вами задача, и мы с вами в силах помочь этим людям, вспомнить, что они живы, вспомнить, что жизнь не кончена. Знаете, как говорят: я конченый человек, все в моей жизни кончено. Так вот, наша задача тут поспешить на помощь и сказать: нет, твоя жизнь не кончилась, тебя зовет к жизни Господь наш Иисус Христос!

Но есть еще один смысл у этих слов: «мертвых воскрешайте». Нам заповедано молиться об усопших. И как часто мы забываем об этой заповеди! Заповедано молиться о каждом, о наших бабушках и дедушках, о наших родителях, о наших супругах, о наших детях и внуках порою. Нам заповедано молиться о знакомых и незнакомых, заповедано молиться только по одной причине, потому что церковь знает, потому что святые знают, что праведники знают, что от молитвы становится усопшим легче. Молитвы наши об усопших посылаются нами Богу о том, чтобы было легче нашим усопшим. И поэтому нельзя оставлять этой молитвы, потому что это великий труд Божий. Что скажет Господь, когда придет судить живых и мертвых: а почему вы не молились о ваших братьях, а почему вам казалось, что не надо молиться об усопших?! Это необходимо. Вы знаете, когда молишься об усопших, когда совершаешь панихиду, когда долго молишься, читаешь Псалтырь, то чувствуешь, что и многие из них тоже молятся за нас. Какое-то обнаруживается церковное единство в этой молитве об усопших, потому что в ней собирает Господь всех вместе, всю церковь: и живых, и тех, кто уже у Него находится и тоже живы — ведь у Бога все живы!

В этих немногих словах сегодняшнего Евангелия вся программа действий для православного человека, вся программа, живя по которой, мы можем с вами быть настоящими христианами. Мы можем с вами сподобиться Царства, которым обогащает, награждает нас Господь.

14.11.02

О. Александр Борисов

Сила Божия в немощи совершается

(Проповедь на литургии в праздник Казанской иконы Божьей Матери)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня наша церковь вспоминает одно из важнейших событий национальной истории. Оно произошло в 1612 году, когда Россия переживала период междуцарствия — между династией Рюриковичей и династией Романовых. Как нередко бывает, особенно в обществах монархического устроения, когда уходит одна династия, и ещё не пришла другая, начинается борьба за власть. В XVII веке эта власть уже готова была перейти к иноземным правителям – польскому королю Владиславу. Половина россиян уже присягнули Владиславу, полагая, что так будет лучше для России, другая половина — была против иноземцев. Россия разделилась, была сплошная междоусобица, множество всевозможных, как бы мы сейчас сказали, криминальных элементов, занимались грабежом, насилием, поскольку отсутствовало всякое действие закона, и вся обстановка была крайне напряжённой, крайне опасной для самого существования государства и вообще для людей.

Мы можем себе это примерно представить, вспомнив Москву августа 91-го года или октября 93-го года, когда и милиция поисчезала, и вообще было непонятно, кто будет править, и что будет дальше. Конечно, это было короткое время, всего несколько дней, и Россия сейчас более развитое государство, а тогда, в XVII веке это происходило на протяжении нескольких лет. Сопротивление против захватчиков и польского короля Владислава поднялось не ранее 1611 года. Нижегородский гражданин Кузьма Минин и князь Пожарский составили войско, нашли средства для того, чтобы их снабдить одеждой, оружием и т. д., и из Нижнего Новгорода двинулись на Москву. Они взяли с собой икону Казанской Божьей Матери, которая в своё время, как вы помните, явилась чудесным образом девочке по имени Матрона в Казани. Там потом был основан монастырь, и много всевозможных чудес совершалось при молении перед этой иконой, особенно исцеления от болезни глаз. Кстати, на приходе, в котором я служил – у метро Речной вокзал, были два случая исцеления по молитве именно перед иконой Казанской Божьей Матери. Какая-то особая благодать на разные человеческие нужды есть у разных икон. Но мы, конечно, можем прибегать к любой иконе Божьей Матери с нашими просьбами, нельзя считать, что если нет такой-то иконы, то и с просьбой не к кому обратиться. Так считать было бы слишком наивно.

Так вот, когда нижегородское ополчение двинулось на Москву, то встречало различные вооружённые отряды, противодействовавшие ему, причём, не польские даже, а именно русские. Этим отряды сопротивлялись, потому что ополченцы мешали заниматься им разбойными грабежами. В общем, время было тогда, в полном смысле, смутное.

Когда ополчение пришло в Москву и готовилось к штурму Кремля, именно этот день – 22 октября по старому стилю (4 по-новому) — стал решающим. Ополченцы – люди глубокой веры — приняли на себя трёхдневный пост и молитву о том, чтобы Господь даровал им победу. Здесь мы видим удивительное событие, когда люди соблюдают пост не в соответствии с церковным календарём, а именно по конкретному случаю: когда действительно возникает опасность, возникают тяжкие обстоятельства, человек принимает на себя пост, и не только один человек, а целое ополчение — сотни, тысячи людей. Это для нас замечательный урок: когда у нас возникают какие-то трудные обстоятельства, и мы не знаем, как их преодолеть, мы должны вспомнить, что Сам Господь сказал нам: одолеете молитвой и постом. Мы ведь встречаем сопротивление не только человеческих сил, но и духовных сил, и оно преодолевается с помощью жертвы, пусть и маленькой, которую люди могут принести Богу.

Буквально накануне штурма Кремля ополченцами, в ночь с 21 на 22 октября (по старому стилю), митрополиту Арсению, греческому митрополиту, который находился в этот момент в Кремле, в плену у поляков, ночью было видение: явился ему преподобный Сергий и сказал удивительные слова, что суд об отечестве нашем преложен на милость. Это значит: вместо осуждения нам даровано милосердие, и русские войска возьмут Кремль. Арсений через верных людей передал это на волю, за стены Кремля, по-видимому, изоляция была не столь герметична, какие-то люди переходили туда-сюда. Во всяком случае, вскоре весть о чудесном видении и словах преподобного Сергия мгновенно распространилась среди всего русского войска. И совершив молебен перед Казанской иконой Божьей Матери, ополченцы пошли на штурм Кремля. Штурм был успешный: засевшие внутри Кремля, ослабленные тяжким голодом, потому что продовольствие не подвозилось, со всех сторон были окружены, и победа оказалась на стороне русского ополчения.

С этого момента в России началось умиротворение, настал конец смуты. Вскоре был избран Михаил Романов, который стал основоположником новой династии — Романовых. Эта династия правила в России три века — в 1913-м г. праздновалось трёхсотлетие династии Романовых, но, к счастью или к несчастью, четыре года спустя ее исторический срок закончился. Так бывает: казалось бы, грандиозные и могущественные мирские силы, вдруг в одно мгновение оказываются слабыми, немощными и не могут противостоять каким-то процессам, которые поднимаются изнутри народа.

Но, так или иначе, победа 1612 года для России была событием огромной важности, потому что тогда речь шла о сохранении страны, ее государственности, о сохранении народа, который насчитывал уже несколько веков православной культуры, нашего народа — российского, талантливого, очень подвижного, самоотверженного, мужественного. В то же время народа с такими разными, очень контрастными и диаметральными свойствами: с одной стороны – доброта, а с другой стороны – невероятная жестокость; гостеприимство и враждебность, но линия на созидание, как мы видим, всё-таки преобладает. И не случайно после той победы создалось огромное сильное государство.

Сейчас мы переживаем, в сущности, такое же смутное время: когда нет определённого политического направления, когда нет определённого духовного направления. Но я думаю, что страна сохранится только в том случае, если она изберёт христианский путь, православие не просто как свою традиционную конфессию, но православное христианство как основу своего духовного возрождения.

И, конечно, это поручается, прежде всего, нам – верующим людям. От нас, от качества нашего христианства, зависит насколько мы сумеем переломить сложившуюся атмосферу. Явно причина наших нестроений в том, что у нас не хватает критической массы порядочных людей. Откуда вырастает совесть? Она, конечно, вырастает из христианского мироощущения, пусть даже не оформленного в виде церковной жизни, но христианства как основных, основополагающих ценностей нашей цивилизации, христианских ценностей человеческой истории. И, конечно, многое зависит от того, какими будем мы в этом мире, насколько мы сможем, действительно, молитвой и постом преодолевать те маленькие конфликты, какие есть внутри нас самих, внутри наших семей, на работе, чтобы не просто, так сказать, по-светски действовать: вот он там поступает плохо, а я ему докажу, покажу и т. д., а по христиански.

Например, я заметил одну очень простую вещь: когда начинаешь о ком-то молиться, о каком-то человеке, совершенно неожиданно меняется его отношение к тебе, становится более доброжелательным, более любезным. Причём, даже с людьми, с которыми я, в общем, не много контактирую, это очень заметно. Думаю, что Господь показывает нам, что всякое наше обращение к Нему, действительно, призывает помощь Божию и дает заступничество во всех тех нуждах, которые мы имеем.

И ещё есть такая особенность, которая мне представляется важной, хотя на первый взгляд может казаться чисто формальной. Дело в том, что когда была издана Настольная книга священнослужителя, книга содержательная, информативная (два тома ее вышли в 1913 году), так вот там уже было указано, что неизвестно точно, какой именно список иконы Казанской Божьей Матери был принесён в Москву. Тот ли самый, который явился девочке Матроне, или какой-то другой. Потом, позже, в начале XVIII века, Казанская икона была принесена в Петербург, и одна из цариц по имени Параскева, подновила эту икону, сделала дорогой оклад, но тоже неясно, была ли это подновлённая икона той изначальной или написанной заново копией прославленной иконы. Недавно, как вы знаете, икона Казанской Божьей Матери была торжественно передана Римской церковью Святейшему патриарху Алексию. И тоже не совсем ясно, что это за список. И думаю, что всё это не случайно. Господь указывает всем этим, что нам не нужно привязываться к материальному веществу иконы, не нужно гадать: на этой именно доске была написана та или иная версия Казанской Божией Матери. Важно другое: чтобы мы к Ней Самой — к Матери Божьей — обращались, обращались по слову Спасителя, сказанному Его любимому ученику Иоанну Богослову: Се, Матерь твоя. Это слово передано не только ему, но, конечно, и нам всем верующим в Господа Иисуса Христа как Сына Божия. Так что не будем определённо привязываться к той или иной конкретной иконе. Конечно, важны и стиль изображения, и эстетические качества, но гораздо важнее наше обращение к помощи Божией, важно наше покаяние и осознание нашей немощи, осознание, что мы без помощи Божьей очень мало чего можем, точнее – ничего. Так что, образ этакого супермена, который всё может, который из всех бед выходит сухим из воды, у которого к концу фильма всегда всё хорошо — это не образ христианина. Христианин – это образ человека зависимого от Бога, человека пусть даже слабого, но который этого не стыдится, признаёт это и, тем не менее, не унывает, всегда помня, что сила Божия в немощи совершается. Сила Божия совершается тогда, когда мы уповаем на Господа, когда мы прикладываем все наши человеческие силы, но уповаем, и, действительно, получаем помощь, милость и благодать от Бога.

Давайте с вами об этом всегда помнить, помнить, что мы в этом мире не одни, что Господь призвал нас как соработников Себе. Мы не будем как Иванушка лежать на печи и ждать, что по щучьему велению с нами что-то такое хорошее произойдёт, а мы как соработники будем готовы трудиться для Господа, готовы к самому главному – сказать: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Аминь.

4 ноября 2004



ЛЮБОПЫТНАЯ СТРАНИЧКА ИЗ ИСТОРИИ ХРАМА

В журнале «Русский архив» 1904 г., кн. 1, с. 459. опубликован дневник проф. Н.М. Снегирева за 1854 г., в котором упоминается священник Аничков.

В примечании к этому имени издатель журнала Петр Бартенев пишет следующее. «Священник церкви свв. Космы и Дамиана в Шубине, в Столешникове переулке Иван Николаевич Аничков был человек достопамятный. Он знал еврейский язык, и его руководству поручал митрополит Филарет желавших принять христианство евреев».


 

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-