искать на странице
 
 

к началу раздела>>
к содержанию>>

Праздник Космы и Дамиана Асийских - 14 ноября 2005

Слово Высокопреосвященнейшего Алексия,

архиепископа Орехово-Зуевского

после Божественной Литургии

в храме свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине.

Сейчас, дорогой отец Александр, Вы сказали доброе слово, и я сердечно благодарю Вас. Также я сердечно благодарю и отца благочинного и всех священнослужителей, которые присутствовали и совершали сегодня богослужение, и вам, дорогие братья и сёстры, также сердечная благодарность за совместные молитвы.

Сейчас отец Александр сказал одну очень проникновенную фразу, которая мне напомнила нечто иное, совсем недавно мною самим пережитое. Отец Александр говорил о той радости и счастье, которые он испытывает, и я думаю, что сегодня все мы испытываем, – от этого замечательного единства и праздника. Праздник совершается нашим единением, на единстве чувства. И я вспоминаю одно, очень раннее произведение, которое было написано известным религиозным мыслителем Алексеем Фёдоровичем Лосевым, когда ему было 13 лет. Он вернулся со Светлой Пасхальной Заутрени и испытал великую радость и счастье. Радость и счастье – это такое желанное чувство, к которому всегда стремится человек, и стремится как можно больше приобрести этого счастья и радости в этой жизни. И вот он сказал, что он испытал это чувство во время Светлой Заутрени, потому что он целый год готовился к Пасхе. Готовился к Пасхе, готовился к радости, и, конечно, эта радость не от него, не от самого человека, исходит – она даётся Богом. И он говорил о том, что всё может приносить радость: радость от творческих достижений; от профессиональных каких-то, возможно, высот, каких может достичь человек. Но ничто не принесёт такой радости и счастья, как радость исполненного перед Господом долга. Вот этот долг, который каждый христианин испытывает перед Богом, этот долг, который делает человека свободным. Свобода эта относится к его выбору. И сегодня мы слышали ещё замечательные слова апостола Павла о любви. Интересную мысль высказывает святой Максим-исповедник: каждый имеет то, что он сумел в этой жизни отдать. И любовь – это удивительное свойство человека, к которому он прикасается в течение всей жизни. Жизнь сама по себе – величайший дар Божий. И мы призваны к тому, чтобы вот этот дар Божий в течение жизни обменять на любовь. Вот это удивительный подвиг, к которому все призываются. И я хотел бы, рассказать вам один случай, который мне очень запал на сердце, и я хотел бы с вами поделиться. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. В нашей жизни ещё очень много будет случаев, моментов, поводов, чтобы отдавать свою жизнь, свою душу по любви. Но вот обратите внимание, дорогие, что любовь – это то, как проявляет Себя Бог по отношению к человеческому роду. Его творческая способность реализуется в творчестве жизни и любви. Бог непостижим в Своём существе, но Он проявляет Себя как любовь; вот эту Его заботу о нас мы поименовали как любовь. То есть любовь – это функция Божественная. Любовь – это также функция и человеческая, это то, что помогает нам жить. И вот любовь, которая даруется Богом как жизнь, мы призваны обменять, как сказал некогда один из мыслителей, на любовь. Любовь есть совокупность совершенств. Любовь это дар, но эта любовь должна быть востребована человеческой волей. Если любовь не востребована волей, тогда, по причине умножающегося беззакония, любовь в сердцах всё больше и больше охладевает. Мы призваны реализовать эту Божественную любовь в своей жизни, мы к этому призваны. И вот случай, о котором я хотел вам рассказать. Во время войны одна женщина стала свидетельницей в буквальном смысле чуда, в результате которого она приняла Православие. Это было в Германии, в 1945-м году, когда уже бомбили Берлин. В небольшом доме в несколько квартир, жила мать со своим сыном. Мать была не в состоянии ходить, она была прикована к постели. И когда они услышали вой сирен, мать обратилась к своему сыну с просьбой, чтобы он ушёл в бомбоубежище. Сын отказывался. Она стала настаивать: если со мной что-то случится, то моя жизнь продолжится в тебе. Но сын сказал: если нам суждено умереть, то мы умрём вместе. Он решительно взял стул и сел рядом с матерью. Через несколько мгновений налёт, и авиационная бомба упала в основание дома и аккурат попала в бомбоубежище. Дом, и бомбоубежище, и все находящиеся там люди погибли. Уцелел чудом только один угол здания, где находилась квартира, в которой жила мать со своим сыном. Мать и сын остались живы. Приехали пожарные и сняли их с дома. С ними ничего не случилось, не было даже царапины. Что это – случайно? Нет, это чудо.

Мы ещё раз здесь становимся свидетелями, что же такое любовь. Любовь не мыслит своего; любовь больше страдает о другом, чем о себе; больше любит другого, чем себя. Мать не думала о себе, думала о сыне своём; сын думал только о матери. Здесь не было никакой корысти. И вот если бы они в этом аду погибли бы, они оба умерли бы в любви. Вот настоящая любовь – она не здесь начинается и будет продолжаться во веки веков, за гробом. Вот настоящая-то любовь, и настоящая-то жизнь начинается только после гроба. Вот ради этого и стоит свою жизнь полагать в любви к другому человеку. Любовь не завидует, не ищет своего, не тщеславится, всему верит, на всё надеется, любовь всё покрывает, любовь не видит недостатков. И как же теперь понятны слова апостола Павла, который говорит: храните единство в союзе мира и любви. Есть любовь, - есть мир. Если есть мир и любовь – будет единство. Мы с вами церковь, любимы Богом. Наш опыт есть любовь, и Он показал, насколько Он нас любит, взойдя на крест. Так что жизнь – это постоянное отдавание себя на Кресте любви Божьей, по любви, распинающейся за нас. С праздником вас!

Отец Александр:

Приношу благодарность владыке Алексию, архиепископу Орехово-Зуевскому. За его хорошее расположение к нашему приходу. И уже стало традицией, что в этот день владыка совершает у нас в храме Божественную Литургию. Для нас это необыкновенно важно не только потому, что нам приятно молиться вместе с владыкой, который к нам так по-доброму относится. Это нас всех организует и духовно поднимает; но главное, что приходит епископ и совершает Литургию, и когда к этому визиту весь храм и большинство прихожан готовится за неделю – все моет, чистит. С одной стороны это создает и некоторое напряжение, а с другой – великую радость праздника, потому что праздник – это то, к чему стремится наша душа. И мы действительно ощущаем единство со всей Церковью. Как говорили древние учителя: где епископ – там Церковь. Это и ощущение совместной молитвы, и особой благодати архиерейского богослужения. Спасибо вам, дорогой владыка Алексий, за ваше служение, за то, что вы нас помните, сохраняете доброе отношение к нам, многая вам лета! И в знак нашей любви примите эти замечательные цветы, которые полны нашей благодарности за ваше служение, за ваше отношение к нам.

Владыка Алексий:

Сейчас, дорогой отец Александр, вы сказали доброе слово – я сердечно благодарю вас, также я благодарю и отца благочинного, и всех священнослужителей, которые присутствовали и совершали сегодня богослужение, и вам также сердечная благодарность, дорогие братья и сестры, за совместную молитву. Сейчас отец Александр сказал одну очень проникновенную фразу, которая мне напомнила нечто мною сокрытое. Он говорил о той радости и счастье, которые мы испытываем от этого единства и праздника. Праздник совершается нашим единением, и мы это единство чувствуем. Я вспоминаю одно очень раннее произведение, которое было написано Алексеем Федоровичем Лосевым – известным религиозным мыслителем. Он описал это в 19 лет и описал следующее: он вернулся со светлой пасхальной заутрени и испытал великую радость и счастье. Радость и счастье – это такое желанное чувство, к которому всегда стремится человек, и стремится, как можно больше этого счастья приобрести. Он сказал, что испытал это чувство на утрене, потому что готовился к Пасхе, готовился к Радости. Конечно, эта радость исходит не от самого человека, она дается Богом. Он говорил, что все может приносить радость – радость от творческих достижений, от профессиональных высот, которых может достичь человек. Но ничто не приносит такой радости, как радость исполненного религиозного долга. Это долг, который каждый человек испытывает перед Богом, этот долг, который делает каждого человека свободным. Свобода – это ответственность перед Богом.

Сегодня мы слышали слова апостола Павла о любви. Интересную мысль высказывает святой Максим Исповедник: каждый человек имеет то, что он сумел в этой жизни отдать. И любовь – это удивительной свойство человека, к которому он прикасается в течение этой жизни. Сама по себе жизнь – это величайший дар Божий. Мы призваны к тому, чтобы этот дар в течение жизни обменять на любовь. Это удивительный подвиг, к которому мы все призваны. Один случай запал мне на сердце и я хотел бы им с вами поделиться: нет больше той любви, нежели кто душу свою положит за други своя. В нашей жизни еще много будет случаев, моментов и поводов к тому, чтобы отдавать свою жизнь, свою душу по любви к ближнему. Но обратите внимание: Любовь – это то, как Бог проявляет себя по отношению к человеческому роду. Его творческая способность реализуется в любви, а любовь реализуется в творчестве. Бог непостижим в своем существе, но он проявляет Себя как любовь; и мы эту заботу о себе поименовали Любовью. Следовательно, любовь – это божественная функция; но любовь – это также функция и человеческая. Это то, что помогает нам жить. Любовь, которая даруется Богом, мы всей своей жизнью должны обменять, как сказал один из мыслителей на Любовь. Любовь есть совокупность совершенств. Любовь как Дар; такая любовь должна быть востребована человеческой волей; если любовь не востребована волей, тогда, по причине умножающегося беззакония, в сердцах все больше и больше охладевает любовь. Мы призваны организовать любовь божественную в своей жизни.

Вот тот случай, о котором я хотел вам рассказать: во время войны одна женщина стала свидетельницей чуда, в результате которого она приняла Православие. Это случилось в Германии в 1945 году, когда бомбили Берлин. В небольшом доме жила мать со своим сыном; но женщина не в состоянии была ходить, она была прикована к постели. И когда они услышали вой сирен, мать обратилась к своему сыну с просьбой, чтобы он ушел в бомбоубежище. Сын отказывался. Она настаивала, говоря о том, что если с ней что-то случится, то ее жизнь продолжится в сыне. Но сын сказал, что если им суждено и умереть, то они умрут вместе. И он взял стул и сел рядом с матерью. Через несколько мгновений авиационная бомба упала в основание дома и попала точно в бомбоубежище. Дом, бомбоубежище и все находящиеся в нем люди погибли. Чудом уцелел только один угол здания, где находилась квартира, где жила мать со своим сыном. Мать и сын остались живы. Приехали пожарные и сняли их с дома; с ними ничего не случилось, не было ни одной царапины. Это случайность? Нет, это, конечно же, чудо. Здесь мы становимся свидетелями того, что же такое любовь. Любовь не мыслит своего, Любовь больше страдает о другом, чем о себе, любит больше другого, чем себя. Мать думала только о сыне, сын только о матери. Здесь не было никакой корысти, даже если бы они погибли, они бы умерли в любви. Настоящая любовь и настоящая жизнь начинаются только за гробом. Ради этого и стоит свою жизнь полагать по любви к другому человеку. Любовь не завидует, не ищет своего, не тщеславится, всему верит, всего надеется, все покрывает, Любовь не видит недостатков. Нам даны слова апостола Павла, который говорит: храните единство в союзе мира и любви. Есть любовь – есть мир. Есть мир и любовь – будет и единство.

Мы с вами в Церкви, любимой Богом. Наш Бог есть Любовь, и Он показал, как он нас любит, взойдя на крест. Так что жизнь – это постоянное отдание себя на кресте любви Божьей по любви к распинающим нас. С праздником вас, дорогие!

 

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-