|
к
началу раздела>>
к содержанию>>
ВСТРЕЧА ИЛИ ЛАБИРИНТ ДУХА
Свидетельское качество фотографии – это, кажется, то единственное,
чего никто и никогда в ней не оспаривал. Пресловутая «документальная
природа» была в свое время даже жупелом против фотохудожников. Но
если взглянуть на фотографию как на таинство, можно с уверенностью
сказать: мы не знаем, мы не можем предугадать, что и как она засвидетельствует.
...Когда один церковный художник, около года проработавший на
росписях Храма Христа Спасителя, предложил братии нашего прихода
экскурсию на внутренние леса (примерно за неделю до их разборки),
у меня были все основания задуматься. Полутора годами раньше я посетил
в Академии Художеств выставку эскизов к этим росписям. Современный
заказной труд, сделанный по старым фотографиям и по немногим сохранившимся
оригиналам. Ужас от этого зрелища буквально парализовал мою речь
на три дня. Если я и пытался говорить, то только об этом. Общий
вывод: если это – духовный слепок России, то ее ждет неминуемая
гибель. Одеревеневшая телесность, пустые или – страшнее – горящие
сатанинской злобой глаза – такими предполагались горние образы
для главного храма России. Экскурсия наша была назначена на шестое
ноября – день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих
Радость», один из моих личных праздников. Новых искушений в этот
день я не хотел. До сих пор не знаю, что заставило меня решиться.
Захватив с собой на всякий случай одну «зеркалку» с моноклем F-32
мм. и три пленки, шестого ноября 1999 года на полтора часа я оказался
в храме.
...Леса доходили до центрального барабана – более сорока метров
высоты. Живопись, предназначенную к рассматриванию с такого расстояния,
можно было потрогать. Переменившая масштаб и руку исполнителя, она
уже не ужасала. Ее пространство сталкивалось с пространством лесов,
местами освещенных (работы почти завершились) и превращало в призраки
посторонних ему людей. Неожиданно для себя я стал снимать. Некоторые
сюжеты просто как композиции, другие – через силу и с откровенным
отвращением, понимая уже, что я призван засвидетельствовать нечто,
превосходящее мое понимание. Насколько это все мало зависело от
меня, коллеги выведут хотя бы из такого факта: при выдержках 1/2
– 1/8
сек. с рук на две с половиной катушки – всего две смазки.
…Задним числом, возвращаясь к этим фотографиям в течение многих
месяцев, я понял, что в той встрече – встрече малой части современного
церковного народа с внешним символом современной же Русской Православной
Церкви, как в капле воды, можно прочитать ее, Церкви, духовное
состояние. Отсюда и название всей серии, вынесенное в заголовок.
...Фотография остается фотографией до тех пор, пока она сама –
встреча. И является уникальным по глубине свидетельством еще и
потому, что по высшему счету от нас не зависит.
2001 год.
|