искать на странице
 
 

вернутья к содержанию>>

Конференция памяти о. Александра МеняАдажио памяти пастыря

8сентября во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ) прошла Международная конференция памяти протоиерея Александра Меня. Организаторами ее были Гуманитарно-благотворительный фонд им. Александра Меня, Институт толерантности, ВГБИЛ и Фонд Фридриха Науманна (Германия). В этом году исполняется 15 лет со дня мученической кончины о. Александра, поэтому конференция носила название «Пастырь. 15 лет спустя».
Перед открытием конференции был показан фильм Гарри Бардина «Адажио», в котором рассказана притча, напоминающая историю жизни и смерти о. Александра Меня: белая птица, ведущая вперед толпу серых птиц к свету, погибает от рук тех, кому их серость не дает принять «белую ворону» — того, кто умнее, выше, чище, лучше.
О значении осмысления наследия, оставленного о. Александром, говорили на конференции директор ВГБИЛ Екатерина Гениева, представитель мэра в правительстве Москвы Михаил Александрович Мень, о. Георгий Чистяков, профессор Ив Аман.
Как ни странно, представители других конфессий всегда более охотно говорят добрые слова об о. Александре Мене, который был всегда открыт ко всем и с каждым находил общий язык. Так, например, архиепископ Тадеуш Кондрусевич особо отметил открытость о. Александра к диалогу с христианами других конфессий, основанному на любви, уважении, толерантности. «Отец Александр много сделал для осознания необходимости и неизбежности экуменического движения и предвосхитил некоторые его формы», — сказал Кондрусевич. Это же подтвердил и глава Российского союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский, который говорил о том, как велик авторитет книг о. Александра в протестантской среде. Он вспомнил, что и для него, тогда молодого протестантского диакона, случайная, казалось бы, встреча в загорской электричке с православным священником — о. Александром стала важным поворотом: с этого началась дружба с православными и присутствие книг Меня в его жизни.
О необходимости диалога разных религий, который нужно вести и на уровне священнослужителей, и на уровне простых верующих, говорил в своем выступлении ректор Российского исламского университета Марат Муртазин. Но для этого нужно быть непредвзятым, знающим и, что самое главное, свободным человеком. Отец Александр обладал всеми этими качествами. В несвободной стране он был свободным человеком, внутренне свободным, хотя внешние рамки общество, Церковь и КГБ задавали подчас весьма жесткие. Многие участники конференции затрагивали тему свободы в современном обществе, ее разные аспекты и проблемы. Об этом говорил режиссер Гарри Бардин, политик Ирина Хакамада и представитель Фонда Науманна Фальк Бомсдорф.
Но главной темой конференции были пастырские проблемы, и поэтому среди выступающих было много священников. С докладом «Пастырская педагогика отца Александра» выступил о. Владимир Архипов (храм Сретения в Новой Деревне). Он выделил несколько принципов о. Александра: верность Церкви и ее традициям, свидетельствование о живом опыте Богопознания, бережное отношение к свободе каждого человека, стремление подвести своих духовных детей к личной встрече с Христом, нежелание брать на себя роль «старца» или «жреца». Священник убежден, что уроки «пастырской педагогики» о. Александра еще далеко не поняты и не использованы, как должно.
Священник Виктор Григоренко (настоятель храма преп. Сергия Радонежского в Семхозе) рассказал об истории строительства этого храма и возведенного ранее в двух шагах от него храма-часовни во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Часовня поставлена «на крови» — на том самом месте, где 9 сентября 1990 г. было совершено нападение на о. Александра Меня. Главное, чем хотел поделиться с участниками конференции о. Виктор, — это опыт создания церковного прихода в новом храмовом комплексе и проблемы воцерковления местного населения. В этой работе о. Виктор опирается на пастырское наследие о. Александра.
Среди выступающих были как люди, хорошо знавшие о. Александра, так и не познакомившиеся с ним при его жизни, но узнавшие его по книгам и выступлениям в основном после его трагической гибели: Епископ Серафим Сигрист (США), о. Александр Борисов, Марк Розовский, о. Георгий Кочетков, Евгений Рашковский, Владимир Илюшенко и др. Все они отмечали уникальный опыт о. Александра — пастыря, проповедника, миссионера, духовного писателя и мыслителя. Этот колоссальный опыт нуждается в осмыслении. И может быть, 15 лет — это еще не тот срок, с которого большое видится на расстоянии. Медленно, очень медленно происходит в нас и в нашей Церкви осознание того, какой человек — священник, пастырь, исповедник и проповедник — был послан нам.
Валентина Горшкова

На вечернем заседании конференции выступил близкий друг отца Александра, член Российской академии наук, член Американской академии наук и искусств Вячеслав Иванов. Ученый подготовил доклад под названием «Общественное значение Александра Меня», рассказав, что положительное отношение о. Александра к экуменизму понималось многими неправильно. Докладчик отметил, что лично видел документ за подписью Андропова, где об о. Александре говорилось как о «враге государства», поскольку священник был сторонником преодоления конфессиональных границ.
«Сразу после путча я поехал к Горбачеву. Там долго разговаривал с Бакатиным, бывшим тогда министром государственной безопасности. Я прямо спросил его, имеют ли лица, на уровне заведующих отделами, отношение к убийству Меня. Он ответил: На этом уровне — нет, на самом высоком — да», — поделился воспоминаниями Вяч. Вс. Иванов.  По словам выступавшего, священник предвидел и предчувствовал свою будущую судьбу и трагическую смерть. Однако даже это предчувствие не лишало его оптимизма и радостного служения Богу и людям.
Вспомнил Иванов и о том, что о. Александр так и не успел воплотить в жизнь серию встреч-обсуждений на тему: «Что общего между основными мировыми религиями?» — прежде всего, между христианством и исламом.
По словам биографа о. Александра, профессора Ива Амана, миссионерская деятельность Александра Меня заключалась в «стремлении показать людям Христа».
Епископ Серафим (Сигрист), прибывший из Соединенных Штатов, в своем докладе «Пастырское видение мировых религий» сравнил о. Александра с основателем Японской Православной Церкви архиепископом Николаем (Касаткиным), который не так давно был причислен к лику святых. Епископ рассказал, что святитель Николай жил в глубокой изоляции в течение 50 лет и, тем не менее, построил национальную Церковь. Во времена русско-японской войны архиепископ Николай говорил японцам, что они имеют право молиться о победе своей страны. По словам докладчика, о. Александр тоже был великим пастырем, хоть и в совершенно других обстоятельствах. Особое значение, убежден епископ Серафим, имеет то, что о. Александр написал шеститомную историю мировых религий, показав тем самым, что «все религии составляют часть Божьего направления мира ко встрече со Христом». Ниже мы приводим доклад еп. Серафима полностью.
Несколько раз на конференции звучала тема нераскрытого убийства, высказывались известные и малоизвестные версии преступления. Особое мнение высказал художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский, выступивший с докладом «А кто убийца?»
Розовский выдвинул предположение, что у священника было множество завистников, в том числе и в среде православного духовенства. «Нашлись церковники, которые завидовали ему черной завистью. Он был для этих церковных держиморд, как кость в горле!» — с чувством уверял театральный деятель. По мнению режиссера, убийство о.Александра было очень выгодно многим известным людям, в том числе и некоторым церковнослужителям. «Главный вопрос, кому мешал о.Александр? — продолжил свою речь Розовский. — Мне думается, правому крылу РПЦ с его нетерпимостью и ксенофобией, клерикализмом и кликушеством. Александр Мень вызывал лютую ненависть этих кругов еще и потому, а может быть, прежде всего, потому, что он был по крови евреем. Вот этого ему и не могли простить наши фашиствующие церковники в православном обличии». Розовский противопоставил о. Александра отцу Иоанну Кронштадтскому, назвав последнего «осквернителем христианских позиций». Он развил эту тему и большую часть своего доклада посвятил российскому антисемитизму и ксенофобии. Однако выступивший следом писатель и публицист Владимир Илюшенко деликатно поправил Розовского, отметив, что противопоставлять о. Иоанна Кронштадтского и о. Александра Меня некорректно. Кроме того, Илюшенко убежден, что смерть о. Александра следует рассматривать в глубоко духовном контексте. С ним согласился и настоятель московского храма св. бесср. Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов.
По материалам Агентства религиозной информации Благовест-Инфо

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-