РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ
искать на странице
 

<<вернуться к содержанию

УНЫНИЕ И ТЕРПЕНИЕ

(Размышление 2)

«Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи», — так отвечает Господь на просьбу апостола Павла о том, чтобы Он удалил от него ангела сатаны. Этот ангел дан был Богом апостолу из-за желания Христа не погубить Павла возникающим у него по естеству человеческим тщеславием. Или, как говорит апостол — чрезвычайностью откровений. (2 Кор. 12).

Мы, люди, живущие в миру, привыкли добиваться своих целей по-другому. Не верь, не бойся, не проси — вот идеал, к которому нас приучает массовая культура. Мы заботимся о своем достоинстве, стремимся к успеху, стараемся не показывать свою слабость. А здесь вдруг — сила Моя в слабости.

Что же мы можем противопоставить мирскому «не верь, не бойся, не проси»? Вера, Надежда, Любовь — и есть христианское достоинство. Об этих трёх добродетелях апостол пишет так: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой находимся и хвалимся надеждою славы Божьей. И не этим только хвалимся, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорбей происходит терпение, от терпения опытность, от опытности — надежда; а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5).

Но Священное писание нас предупреждает, что любовь можно и потерять: «и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Это говорит Иисус о временах в преддверии Второго пришествия. Господь этим хочет сказать, что, как только мы начинаем жить по законам этого мира — в нас пропадает любовь, то есть присутствие Духа Святого. Как только Дух Святой отходит от нас, мы становимся легкой добычей для разного толка пророков, учителей, дельцов, продающих нам, в том числе, всякие психологические технологии, и мы забываем слова Господа: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Цель у этих «учителей» одна — заработать деньги, но цель духов, которыми они водительствуются, другая: наши души. Вот почему Господь предупреждает нас: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Апостол Иоанн, чтобы мы не попадали в ловушки, учит нас рассматривать все явления духовно: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». (1 Ин.4:1), а апостол Павел требует, чтобы мы духовно проверяли и себя: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5).

Дух Святой не говорит: пойдите к психологу или на так называемый психологический тренинг или куда-нибудь ещё — там помогут разобраться с вашими духовными проблемами. Психолог или психиатр лечит болезни психики, а не духа. Это разные вещи. Больные с точки зрения психиатрии люди могут стать святыми — блаженными. Психологические тренинги даже не лечат, а пытаются решить наши жизненные и духовные проблемы. Появилось много сект, которые, маскируясь под научные методы, предлагают достижение успеха, богатства, любви, чувства удовлетворения искусственными, если не сказать, эзотерическими методами. Они учат не получать по милости Божьей, смиренной молитве и покаянию, а вырывать у жизни все что хочешь.

Слово Божье говорит так: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое это помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2:27). Хотя и сказано, «Испытывайте, что благоугодно Богу» (Ефес. 5:10) и «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21), но, перед тем как прикасаться к сомнительным практикам, надо различать в них добро и зло. Зло, в христианском понимании, это то, что уводит человека от Бога, а добро — то, что каждый раз направляет человека к Богу. Зло может маскироваться под различные благие намерения, но цель одна —переключить на реализацию идей и проектов, а не на видение наших грехов и на борьбу с ними.

Проблемы в духовной жизни возникают у всех. После первой радости общения с Иисусом и изучения Священного писания, легкости от поверхностного освобождения от явных грехов, очень часто наступает период непонимания дальнейшего пути. Впечатление от ощущения хождения по кругу приводит к унынию и поискам методик возвращения былой радости. Духовная работа невидна и кропотлива. «Многие очистятся, убелятся, и переплавлены будут в искушении» — так о духовном возрастании говорит пророк Даниил. Этот процесс можно сравнить с сорокалетним хождением Израиля по пустыне. Многим там не хватило сил, терпения и веры, и многие остались в пустыне навсегда, но, в отличие от них, у нас есть Ходатай, который нас никогда не предаст и не забудет, если только мы сами не отнимем себя от Его спасающей благодати.

Уныние бросает христианина в прелесть с целью погубить его душу. Только терпение и труд помогут преодолеть полосу уныния. «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3:10-11).

Христианин должен знать, что с ним происходит, и поддерживать тот огонь, который в нем зажжён. «Духа не угашайте» (1 Фес. 5:19).

Ирина Каленова

От редакции: Мы не можем полностью согласиться с негативными мнениями относительно психотренингов, высказанными в этой статье. Многие люди нуждаются в выявлении именно психологических корней возникающей проблемы — а там уж, с Божьей помощью, прорабатывая этот уровень, надо оздоравливать взаимоотношения с собой и с миром. Часто нам дается помощь Божья не непосредственно, а через окружающих людей, и в том числе — специалистов-психологов. Хотя, действительно, нужно внимательно и молитвенно подходить к выбору тренинга или терапевта, чтобы не попасть в духовные сети.

 

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Галина Муравник

Феномен Шардена

Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955) — французский ученый-антрополог, богослов, мыслитель, иеромонах Ордена Иисуса, бесспорно, может быть признан одним из наиболее глубоких и самобытных мыслителей закончившегося столетия. Однако его личность, равно как и его научно-богословские труды, по сей день служат предметом острых дискуссий. Парадокс состоит в том, что отношение к Шардену весьма полярно — от восторга и почитания со стороны одних до резкого неприятия другими. Эта междоусобная брань вокруг имени Шардена ведется не одно десятилетие, начавшись еще при жизни самого «виновника» споров. С чем связано столь резкое несовпадение взглядов? Какой из сторон отдать предпочтение? Безусловно, для обретения собственной позиции необходимо серьезное, глубокое знакомство как с личностью Тейяра де Шардена, так и с его научным и богословским наследием.

В 2001 году исполнилось 120 лет со дня рождения Пьера Тейяра де Шардена. И в этот же год, будто в память о юбилейной дате, была закончена диссертация о. Евгения Струговщикова «Тейяр де Шарден и православное богословие». Потребовалось время, чтобы на ее основе подготовить и издать книгу, которая вышла летом в изд-ве «Дом надежды» (известном нам книгами К. С. Льюиса). Эта удивительная по глубине и обширности анализа работа позволит читателю обрести собственный взгляд на то, каково подлинное место богословия Шардена, а также его научного творчества, как соотносится его мировоззрение, его многочисленные богословские (и догматические) новации с системой взглядов католического и православного богословия. Вот примерно тот круг вопросов, которые подвергнуты серьёзному, беспристрастному анализу автором данной работы.

Отрадно, что о. Евгений не ограничивает свою задачу лишь обзором трудов французского мыслителя. Его книга открывается весьма обстоятельным биографическим очерком, который даже искушённому и хорошо знакомому с личностью Шардена читателю откроет много прежде неизвестных страниц его жизни, что чрезвычайно важно для понимания того, как формировалось уникальное в своей самобытности миросозерцание Тейяра де Шардена.

Предпринятый о. Евгением анализ различных аспектов богословского наследия Шардена, а также, что особо интересно именно для православного читателя, последовательное, от главы к главе, сравнение его с восточной патристикой и восточным богословием нового времени, делают данную работу особенно ценной.

Хочется отметить тот своеобразный методологический приём, который использует автор. Его можно было бы определить как метод «личностной отстраненности». О.Евгений не демонстрирует свою собственную позицию, не навязывает ее читателю, давая тем самым ему возможность самостоятельно делать выводы, обретать собственную точку зрения. Ему удалось на протяжении всей книги сохранять строгий нейтралитет, позволивший избежать назидательности и морализаторства, сконцентрировав всё внимание на том, ради чего создавалась эта работа — анализе личности и трудов Шардена. О.Евгений беспристрастно, чрезвычайно корректно и вместе с тем глубоко (о чем свидетельствует обширный список цитируемой литературы) предлагает читателю не только познакомиться с наследием Шардена, но также провести параллели со святоотеческим богословием, если они есть, или выявить расхождения, коль скоро таковые обнаружатся. Но даже и в этом случае его тон остается ровным и доброжелательным, лишённым обличительного пафоса.

Нельзя не отметить в качестве одного из достоинств книги и то, что о. Евгению удалось преодолеть «поэтическую размытость», присущую текстам Шардена, с тем, чтобы сделать его мысль более понятной (и даже правильно понятой) русскоязычному читателю. Обретённая таким образом возможность глубоко познакомиться с системой взглядов Тейяра де Шардена приводит к довольно неожиданному выводу: католический богослов, не будучи в достаточной мере знаком с восточной патристикой, между тем по целому ряду ключевых вопросов (в том числе, и догматических) очень близко подошел к тому, что за много веков до него было открыто святым отцам нашей Церкви как мистическое видение. Однако сложность заключается в том, что Шарден предпринял попытку описать собственный мистический опыт современным языком. Вероятно, его «словотворчество» не всегда можно признать удачным, однако стремление заполнить явный терминологический вакуум, существующий и поныне, достойно уважения, внимательного анализа и последующего развития. Более того, если мы действительно стремимся к построению христианской концепции цельного знания (без чего трудно представить себе дальнейшее плодотворное развитие и научной, и богословской мысли), то начинать необходимо именно с обретения языка, единого и понятного для богословия, науки, философии.

Особенно хочется отметить актуальность и своевременность книги о. Евгения, принимая во внимание то обстоятельство, что в последнее десятилетие в нашей стране оживилась деятельность так называемых «научных креационистов». На церковные прилавки потоком хлынули книги и брошюры (часть из которых — переводы американских авторов, а часть — наших отечественных «неокреационистов») агрессивного антиэволюционного содержания. Во многих из них рисуется совершенно необъективный, грубо искаженный, можно сказать, карикатурный облик Тейяра де Шардена, а также дается весьма неконструктивная критика (если не сказать охаивание) его научно-богословской позиции. При этом частная точка зрения авторов этих работ, людей в большинстве своем далеких от науки, выдается за официальное мнение Русской Православной Церкви. Все это вызывает растерянность и порождает множество вопросов у неподготовленных читателей. На этом фоне книга о. Евгения будет интересна всем тем, кто серьезно и последовательно желал бы разобраться в комплексе проблем, лежащих на стыке современного естествознания и богословия, таких как происхождение жизни, биологическая эволюция видов, появление человека на Земле.

Можно утверждать, что автору книги удалось отделить пшеничные зерна от плевел, причем сделано это тонко, тактично, доброжелательно, безупречно с точки зрения богословского анализа. Нам явлен достойный образец того, как бережно нужно обращаться с наследием прошлого, даже если не все в нем может быть принято нами.

«Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины», — писал другой великий мыслитель, ученый, гениальный художник Леонардо да Винчи. Эти слова имеют самое непосредственное отношение к научному творчеству Тейяра де Шардена. Его горячая убежденность в реальности эволюции материи — не только плод мыслительного труда ученого, но и сакральное мироощущение человека, стяжавшего горячую искреннюю веру. Возможно, в этом — главная ценность его свидетельства. Конечно, для многих покажется непривычным взглянуть на эволюцию в христианской перспективе, как предлагает нам Шарден. Однако никаких догматических оснований для отвержения подобного взгляда нет. Напротив, этот новый ракурс лишь расширяет горизонт нашего видения и постижения естественной и сверхъестественной реальности. Для Шардена, как и для многих его современных последователей (сторонников так называемой телеологической эволюции), эволюция природы — это процесс восхождения и преображения творения, механизм развертывания в мире величественного Божественного замысла, своего рода «инструмент» в деснице Создателя. Вывод Шардена о том, что движущей силой этого процесса является любовь творения к Творцу, а также признание того, что основной мотив творения мира есть безграничная Божественная любовь, т.е. понимание им любви не только как состояния, но и наделение ее креационными функциями — может быть и есть то главное, та золотая крупица Истины, которой столь щедро поделился с миром этот великий мыслитель. Эта высокая нота любви, которую услышал и, как камертон, задал Шарден, продолжает звучать в мире, помогая всем, прикоснувшимся к его творчеству, обретать любовь к природе, человеку, Истине, Творцу.

«Дух дышит, где хочет», — свидетельствовал Христос. Да, действительно, где хочет! И это дыхание отчетливо ощущаешь, вступая в диалог с Тейяром де Шарденом при чтении его книг. Книга о. Евгения станет для заинтересованного читателя прекрасным путеводителем к осуществлению радостной встречи с замечательным соработником Христовым, а также заполнит тот пробел, который доныне существовал, поскольку столь фундаментального исследования личности и творчества Шардена, по крайней мере, на русском языке, еще не издавалось.


   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-