ТВОРЧЕСТВО |
|||
Константин Семенов ОЛЕГ СТЕПУРКО —ДЖАЗИСТ
Фамилию Степурко я услышал едва ли не в первый день моего прихода в наш храм. Степурко… Степурко. Что-то такое знакомое. Где-то я это уже… Такую фамилию не перепутаешь, не то, что какие-нибудь, там, Иванов-Петров-Семенов… Есть, вспомнил! Его короткие воспоминания об о. Александре Мене — нежные без сю-сю-сю, дружеские без хлопанья по плечу и — по-сыновьи почтительные. Когда нас познакомили, я с удовольствием рассматривал его крепкую стать, циркулем рисованное лицо. Рудый Панько, Солопий Черевик, Олег Степурко — одна хуторская Диканьская бражка… Через скорое время узнаю: он, оказывается, джазист, джазовый трубач… Общие друзья привели меня в его евангельскую группу, и тут я убедился, что наш весельчак-балагур (кто видел угрюмого джазиста? — правильно, я тоже), может не только трепаться — некоторые его шуточки меня порядком раздражали, — но и находить у Святых Отцов замечательные толкования Священного Писания и дополнять их собственными суждениями, подчас неожиданными и тем интересными. Беседы Олега будили мысль и желание глубже проникать в Слово Божие, и тот год, что я ходил на его занятия, оказался незаменимым для моего становления как христианина. Неплохо, как оказалось, Олег знает и труды современных богословов: о. Александра Шмемана, о. Иоанна Мейендорфа, митр. Антония Сурожского и особенно — своего старшего друга, брата и духовного отца — о. Александра Меня. При этом ни разу не прозвучало что-нибудь вроде «мы, меневцы» (я Кифин, я Аполлосов). Я немедленно и навсегда вышел бы из группы, хотя сам осознал себя верующим и крестился именно под воздействием услышанного на лекциях о. Александра Меня и уверенно считаю его своим духовным отцом. И, тем не менее, — не мог я относиться к Олегу очень уж серьезно. Джазист. Можно ли ждать чего-нибудь стоящего от — джазиста?.. Но — довелось мне посмотреть видеофильм о новогоднем празднике в Российской Детской Клинической Больнице, которую опекает наш приход. Дед-Мороз — с трубой, Олег Степурко. При бороде, но без грима — щеки и без того румяные. Говорит весело, шутит, громко играет что-то бодрое джазовое. А вглядеться в его глаза… в них столько пронзительной нежности и боли за этих ребятишек, многие из которых отсюда никогда не выйдут. Мы еще не умеем как следует лечить рак крови, почечную недостаточность, иммунодефициты и аутоиммунные заболевания, нарушения опорно-двигательной системы… Все это — плата детей за прогресс технологической цивилизации, который, неизвестно куда, взмылено гонят взрослые. Каждому ребенку Олег на прощание говорил: «Все, сюда я к тебе больше не приду. Следующий раз ты сам (сама) придешь ко мне в гости, в храм Космы и Дамиана. Договорились?» Вот он, оказывается, какой, Олег… *** Музыку люблю, сколько себя помню, а классику выделял с самой ранней поры. С джазом всерьез познакомился в середине 50-х, на которые приходится разгар борьбы со «стилягами» и с иными проявлениями «растленного влияния Запада». (Надо полагать, все остальные трудности были уже преодолены и забыты). И хотя повсюду слышалось и читалось, что джаз — музыка толстых, загнивающего капитализма, и прочий бред, ритмы джаза, его импровизации тут же прочно вошли мне в душу. Как ни старалось наше советское воспитание оглупить меня (во многом преуспело, до сих пор чувствую), но касательно джаза — не вышло. Джаз — это мое. Приблизительно тогда же, оставаясь далеким от Бога, я стал заходить порою в храмы Божии. Послушать церковное пение… Все существующие музыкальные стили, жанры и эпохи дружески, без ревности, соседствовали во мне и после моего крещения, впрочем, и по сю пору… *** Едва ли не для большинства верующих, особенного моего поколения, особенно женщин, само соседство слов «джаз» и «христианство» покажется прямо-таки кощунственным. Поначалу сочетание: православное христианство и джазовая музыка мне и самому показалось несколько странным. Хотя на самом деле странно то, что на себя, любящего джаз, я подобное сомнение не распространил. По мере вхождения в церковную жизнь мне пришлось освобождаться от многих предубеждений и предрассудков… На самом деле вопрос о правомерности, уместности джаза в православной традиции очень неоднозначный, зачастую — искусительный… И защищать джаз от многих — не сомневаюсь — несогласных, я хочу на примере творчества Олега Степурко. Не потому, что думаю, будто бы он самый-самый. Просто я не знаком с другими джазистами — воцерковленными православными христианами. Олег начал сочинять джазовые композиции, в том числе и для детей, еще в 70-х годах, и нашел поддержку Александра Меня, с которым дружил и много общался. Именно здесь делаю краткую биографическую врезку. Родился в Москве — земляк; 1946 год — мальчишка!; закончил Московскую Консерваторию по классу трубы — однако!; занимается композицией, — смиренно снимаю купленную специально для таких случаев шляпу; преподает в ПГУ и «Гнесинке» — рад за его учеников… Но начну я свои джазозащитные рассуждения несколько издалека…
…Мы охотно решаем за Бога, что Его оскорбит, что — нет. Интересно, хоть иногда попадаем в небо пальцем? И, тем не менее, само то, что Бог создал нас по образу Своему и по подобию Своему — речь, разумеется, идет не о телесном подобии — дает нам право пытаться судить о том, что Он приемлет, чего — нет. Поэтому я в меру своего, более чем полувекового, житейского, и двенадцатилетнего — церковного опыта, попытаюсь поразмышлять о нашей вере и способах ее выражения. Вера в Бога никак не ограничивается только знанием того, что Он существует, что Он сотворил все видимое и невидимое, и нас, человеков, в том числе. Наша вера подразумевает также, что мы не просто дети Его, творение Его, но именно любимые Им дети, для того и сотворенные, чтобы было на кого излить любовь и кто стал бы Его сотоварищами, соработниками, сотворцами, наконец. И эта Его любовь не какая-то там отвлеченная. Она обращена на каждого из нас. На каждого. Лично. Такое не просто трудно — невозможно себе представить, охватить разумом. Такое нужно суметь, ухитриться как-то воспринять, впитать душой, и если удастся — мы самые счастливые. Потому что невыразимая радость — быть любимым своим любимым Богом. В этом смысле христианство — радостная религия, дерзну сказать — самая радостная. Впрочем, это не моя собственная мысль, а услышанная на проповедях и вычитанная и всем нутром — принятая. И если речь идет о такой вере, то Бог из только Творца вырастает (хотя, казалось бы, куда же еще?!) в Отца, в Папочку (именно так переводят с иврита слово «авва»), Брата и Друга. С Ним хочется общаться постоянно. А уж как — отдельный разговор. Чем больше через чтение Священных книг проникаешься верой, присутствием Божиим, тем сильнее любовь к Нему, трепетная и нежная, личная, тем больше осознаешь, даже не много-, но бесконечногранность Его Личности. Отсюда следует, что и языков общения с Ним — бесконечное разнообразное множество. Взять нашу земную любовь. Одна любящая женщина предается грусти томной, сидит в тиши и на балконе ночью темной... Другая норовит нарожать своему избраннику детей, да побольше, чтобы было с кем разделить радость любви к нему, не забывая при этом связать ему же нарядный теплый свитер и сварить любимый украинский борщ с грибами и фасолью, да к тому же улучить среди домашних дел минуту порезвиться, подурачиться, поддразнить своего милого, просто от преизбытка нежности. А взять нас, мужиков! Для одного «любить — это значит в глубь двора/ вбежать и до ночи грачьей,/ блестя топором, рубить дрова,/ силой своей играючи», другой уходит в тайгу, открывает там новый минерал и называет Ее именем, а третий с упоением бросается к письменному столу и пишет: «Я боюсь потерять это светлое чудо,/ что в глазах твоих влажных застыло в молчаньи…» Неужели какой-то из этих языков любви выше, какой-то ниже? Кто-то, не находя достойных слов для выражения любви к Богу, годы стоит на камне. Другой берет плотницкий топор и рубит двадцатидвухглавую церковь. Третий принимает обет безбрачия, чтобы ничто не стояло между ним и Ним, а четвертый воспитывает дюжину своих и приемных детей и учит их любить людей и Бога. Случается, то, как мы выражаем свою неизбывную нежность к Отцу, со стороны покажется легкомысленным трепом и балагурством. Иной щенок от любви к хозяину, весь аж не может и рычит на него, и пальцы грызет в упоении, даже подчас довольно больно. У щенков ведь зубки остренькие… И все это, уверен, дорого Богу, если от всей любящей души. Звук, жест, телодвижение спокон века были языком общения, выражения поклонения человека богам и благоговейной любви — к Богу. И думать, что звуки могут быть исключительно — торжественный Баховский хорал или фуга, а жест — только поклон и коленопреклонение, значит, приписывать Богу убожество вкусов и дешевое тщеславие, сводить все отношения с Ним к мрачному фанатизму Торквемады. Где ж тогда любовь, уважение, соработничество, дружба? Ведь и человеческая дружба, если настоящая, никогда не бывает без уважения, но, не опускаясь до фамильярности, не чурается шутки и дружеской подначки. Взять историю общения с Богом царя Давида. Пылкий сангвиник, наделенный от Него талантом и военачальника, и государственного деятеля, и — барда. Его псалмы — предтеча бардовских песен: сам сочинил стихи, сам положил на музыку, сам спел под собственный аккомпанемент. И сопровождал он свои песни-псалмы игрой на инструментах, тоже более подходящих для лесного костерка и небольшой дружеской компании. Библейские энциклопедии и словари в один голос утверждают, что псалтырь и шошан — струнные щипковые инструменты, напоминающие современную гитару. Теперь вспомним причину ссоры Давида с женой Мелхолой. Когда он получил от Бога благословение на то, чтобы перенести ковчег Завета в свой город, то, не в силах сдержать восторга, «Давид скакал из всей силы перед Господом; одет же был Давид в льняной эфод. Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками». (Цар. 6, 14-16). Взглянем на эту картину с точки зрения строгого ревнителя благочестия. Царь, первое лицо государства, в нижней одежде младшего священника, то есть в подряснике, скачет козлом, вопит… И когда Мелхола, встретив его, сказала: «Как отличился царь Израилев, обнажившись сегодня перед глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!» (2 Цар. 6, 20) (перевожу с древнееврейского, которого не знаю, на современный русский: «Стыд-то какой! Как людям в глаза смотреть будем?!»), то с точки зрения того ревнителя она совершенно права. Не стану приводить отповедь, которую дал Давид Мелхоле, желающий найдет ее в дальнейших стихах главы. А что касается Бога, то Его оценка плясок Давида очевидна. Давиду Он помогал во всех его делах, а Мелхолу наказал бесплодием. Именно за то, что она искренней любви к Богу предпочла истовое равняйсь-смиррна! на ритуальные предписания, ею самой установленные, что на деле — то же язычество. Предслышу возражение: тоже, сравнил! Давид — царь, ему все дозволено! Отвечаю — перед Богом мы все равны, от царя до самого незаметного его подданного. Рассказы о том, что богослужения, принятые у некоторых южных христианских народов, у тех же коптов, сопровождаются зажигательными плясками и развеселыми песнями, у многих из нас вызывают брезгливое «фи». Что до меня, — да, непривычно; да, странно. Но Богу виднее, годится такой язык общения с Ним или нет. И если эти пляски не переходят в истерический экстаз то для меня они лишнее подтверждение того, что язык общения с Богом может быть самым разным и необычным, лишь бы не противоречил заповедям Господним. Тем более что мы не знаем, какие мелодии, какие ритмы были распространены в библейские и евангельские времена. Не знаю, насколько убедительными покажутся мои доводы и рассуждения. В первую очередь это зависит от того, кто как открыт для различных мнений… *** А теперь — снова о творчестве Олега… Года три назад в ДК им. Серафимовича на вечере памяти о. Александра Меня прозвучал отрывок из рок-оперы Олега Степурко «Царь Иудейский» по мотивам одноименной драмы К. Р., повествующей о последних днях земной жизни Спасителя. Ну, ребята, это было что-то необыкновенное! Я, едва отзвучала последняя нота, не дождавшись перерыва, рванул, отдавливая чьи-то ноги, из зала. Отыскать автора и — высказать ему все, что я о нем думаю. Так, за кулисами его нету. За декорациями в глубине сцены — нету. В WC — тоже. Куда же он запропастился?! Рванул очередную дверь — вот он где! Сидит, голубчик, сжался, спрятался в кресле. Физиономия красная, надутая, глаза выпучены, пот — струями… Я ему под нос — два больших пальца, сам приплясываю. От восторга. Он, хрипло, — ну как? Я — снова два больших пальца, ему, под нос. — Не, точно? — Ага! Настоящих мужчин — красит малословие… Но ведь о Степурко говорят, что он не только композитор, но и высокого класса джазовый трубач. Так хотелось послушать Олега вживую, не в записях! Надо ведь не только понаслышке знать, как вкусно хвалимое блюдо, не только понюхать-попробовать на язык, но и отведать в полной мере. Я все канючил-приставал к Олегу, чтобы он позвал меня на свое выступление, и как раз на Николу зимнего 2001 г. довелось. Кафе «Мажор», родной дом многих московских джазистов, было переполнено. Я шел на Степурко, и Степурко превзошел все мои ожидания. Два часа мастерства, обаяния и темперамента. Олег не только классно дул в свою медь-латунь. Он подбадривал сотоварищей, свистел в два пальца и вообще, резвился, да не прозвучит это слово легковесно, как молодой парень, и, тем самым, связал воедино весь вечер на радость присутствующим … А под Рождество прошлого года случай привел меня в театр им. А. Н.Островского на детский спектакль «Тайна Рождественской звезды» — режиссер-постановщик Сергей Воробьев, автор текста Сергей Бычков, композитор Олег Степурко. Спектакль если и не исключительный в своем роде, то, во всяком случае, из ряда вон выходящий, и я хочу остановиться на нем подробнее. Самое новое и самое ценное в том представлении, адресованном детям всех возрастов, — то, что в нем не было обязательного для советских времен новогоднего бездуховного занудства (хорошо, если только с Дедом-Морозом, Снегурочкой, зайчиками-белочками и «Раз-два-три — ну-ка, елочка, гори!», если без агитпропа, или Бабы-Яги-леших-кикимор и прочей языческой отравы). Вместо всего этого была поставлена замечательная сказка-правда о Рождении Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И показан спектакль был не какой-нибудь избранной воцерковленной, знавшей, куда идет, публике. Театр им. А. Н.Островского находится в Кузьминках, районе, населенном, в основном, семьями работников АЗЛК, значительная часть которых стала москвичами сравнительно недавно и в высоком театральном искусстве, как правило, неискушена. Не исключено, что для многих зрителей-детей такое безыскусное изложение истории Вочеловечения Господа было первым приобщением к ценностям христианства. Можно бесконечно спорить о том, не является ли святотатством исполнение ролей Иосифа, Богородицы, Младенца актерами и куклой. Убежден, — нет. Что же до конкретного воплощения темы — судить труднее. Мне не с чем сравнивать, я не видел других представлений на христианские темы. Могу лишь засвидетельствовать, что дети, в том числе самые маленькие, детсадовского возраста, слушали, полные внимания, не шумели, не капризничали, не просились в туалет или поесть весь час, что шел спектакль. А когда Ирод начал вопить: «Я самый могучий! Я самый богатый! Я самый мудрый!», на каждое это «Я!» звенело детское: «Нет! Нет! Нет!» — брошенное в их души зерно было принято. А что уж из него вырастет, зависит и от них самих, и от родителей, и от всех нас. Давать более внятную оценку спектаклю мне трудно: я не театрал, тем более, не театральный критик. Спектакль адресован моим внукам-правнукам. События, отраженные в нем, мне давно известны, ничего нового. Добротный ровный, без взлетов и провалов текст. Единственное, что меня покоробило — танец живота, дважды исполненный перед царем Иродом. Разумеется, нравы того царского дворца были вовсе не монастырскими, но зачем же так откровенно? Не рано ли детям видеть извивающиеся обнаженные торсы и подробно обтянутые ягодицы танцовщиц? Но я тут же себя пристыдил. Мне с моим богатым воображением, сцена могла показаться эротической. А дети в таком возрасте, как правило, слишком неиспорченны для подобных нечистых мыслей… Зато музыка — самого высокого класса. О. Степурко удалось языком джаза передать и Благую Весть и смирение, с каким Дева ее приняла; и смятение Иосифа (его отлично играл артист Юрий Финякин!), узнавшего, что его еще-не-жена уже беременна неизвестно от кого; и путь в Вифлеем; и поиски ночлега — одна из самых сильных сцен спектакля, — и все иные, нет нужды перечислять, события Рождества. А какими издевательскими пассажами изображено ничтожество Ирода! А тема волхвов. Восток… монотонно-таинственный. Своим джазовым ритмом Олег приближает его к нам, делает своим, родным. И слышишь у Степурко и тревогу за Младенца, и благоговение к Событию, и любовь к Богу… Но я не могу отделять музыкальные и иные достоинства спектакля от главной его оценки — насколько он во славу Божию. Сидя в зале, я задавал себе вопрос, повел бы я, с моим жизненным и церковным опытом, своих детей или внуков на такой спектакль или нет? Насколько он душеполезный? С него ли начинать религиозное воспитание ребенка? Скорее всего, повел бы… И вообще, чем больше будет добрых детских спектаклей на христианские сюжеты, тем легче будет воспитать поколение людей верующих, а что это значит для России, объяснять излишне. *** Мне нечасто удается встречаться с Олегом. Реже, чем хотелось бы. Знаю, что он много работает во всех своих ипостасях: педагога, композитора и исполнителя. У него группа. Из тех, кого я знаю — два молодых талантливых парня, гитариста, и совершенно потрясающий ударник, его сын — Максим. К сожалению, у Олега возникли нелады со здоровьем, моторчик начал давать перебои… Поберечь бы себя, но Степурко из тех коней, которые, будучи бережеными, — первые из первых с ног падают. Поэтому я делаю то, что от меня зависит, поминаю в своих утренних молитвах. Прошу у Господа для Олега того, чего прошу и для других, о ком молюсь: здоровья, долголетия, успехов на всех поприщах. А специально для Олега (с несколько потребительским интересом) — совершенствования его джазового языка общения с Богом. Нам на радость и пользу.…
Десять лет нашей дружбы
Поздравляем харьковский театр «Тимур» Десять лет назад, в 1994 г., харьковчане впервые приехали в Москву, в храм свв. беср. Космы и Дамиана, чтобы поближе познакомиться с фондом отца Александра Меня. Харьков — родина семьи Меней, там родилась Елена Семеновна, мама о. Александра, там жили его родственники. Поэтому вполне естественно, что в Харькове образовался фонд имени о. Александра Меня. Он существует при библиотеке имени Короленко, его возглавляет Софья Богдановна Шоломова, человек удивительный, собирающий все публикации, имеющие отношения к о. Александру. И харьковчане очень хотели, чтобы между московским и харьковским фондом завязались тесные дружеские отношения. Так оно и случилось. После этого наши прихожане не раз бывали в Харькове. Здесь с большой радостью встречали о. Александра Борисова, Наталью Федоровну Григоренко-Мень, Павла Вольфовича Меня. Побывали в Харькове также Александр Зорин и Арина Ардашникова, Владимир Шишкарев и Алла Калмыкова, Владимир и Ольга Ерохины, Ирина Языкова и Юрий Пастернак, Нора Лихачева и Владими Илюшенко, а также многие другие. Помимо фонда имени о. Александра Меня в Харькове есть театр с задорным пионерским названием «Тимур» (театру 28 лет и название его сохранилось с советских времен). Все эти годы возглавляет театр Василий Сидин, человек, для которого имя о. Александра Меня очень дорого и свято. И с театром наш храм также дружит десять лет. Помню, как-то на вечере памяти о. Александра театр привез композицию «Возврати себе храм», созданную по книгам батюшки. Это так поразило всех, что на следующий год театр снова пригласили в Москву. С тех пор театр приезжает в Москву со своими спектаклями каждый год. Москвичи видели «Маленького принца» по Сент-Экзюпери, «Поллианну» Э. Поттер, «Счастливого принца» Оскара Уальда, «Историю Сары Кру» и другие спектакли. И каждый раз все выступления проходят с большим успехом. В 2004 году харьковчане привезли «Томасину» (по книге Тома Гелико). И снова, как это бывало не раз, юные артисты играли так, что и дети, взрослые не могли сдержать слез. Артистов долго не отпускали со сцены. Играли «тимуровцы» в Детской республиканской библиотеке, в школе имени Зои Космодемьянской, в ДК на Щукинской и в нашем храме. На одном из спектаклей была Наталья Леонидовна Трауберг, именно благодаря ее переводам наши дети читают и «Томасину», и «Нарнию», и многое другое. Игра детей очень тронула Наталью Леонидовну, а дети, даже самые маленькие, поняли, что прикоснулись в ее лице к живой классике. Для встречи с прихожанами в храме юные артисты приготовили композицию, в основу которой положен акафист «Слава Богу за все». Этим они благодарили москвичей за теплый прием (ведь обычно дети живут в семьях прихожан и стали как родные), за многолетнюю дружбу, за те творческие связи, которые существуют между нами. Один из спектаклей театр «Тимур» дал в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Это место особенное, потому что зрители здесь необычные — дети и подростки, которые уже знают самые темные стороны взрослой жизни и их сердца открыть не так легко. Но харьковчанам это удается. В ЦВИНПе они бывают практически каждый раз, когда приезжают в Москву. И искренне считают, что их миссия в том, чтобы говорить средствами театра о Христе, прежде всего, неблагополучным детям. И у себя дома они также бывают в подобного рода заведениях, в детских домах и интернатах, ведь именно там больше всего не хватает света и любви, да и просто обычной человеческой доброты. Может быть, слово миссия кому-то покажется слишком высокопарным по отношению к детям. Но, поверьте, это так. «Тимур» не просто театр, где детей занимают в часы досуга, это настоящая община, где происходят не только репетиции и выступления, но есть общая духовная жизнь. Дети постепенно привыкают, что театр — это не развлечение, а служение. На такой лад настраивает их Василий Евгеньевич Сидин и помогающая ему во всем Елена Алексеевна Бутенко, его супруга. Каждое лето театр устраивает загородный лагерь, куда приезжает сотня детей, большинство из которых — дети из неблагополучных семей. В этом году в летний лагерь должны приехать дети из одного из московских детских домов. Так что служение «тимуровцев» совсем не ограничивается только театральными премьерами. Конечно, не все дети станут профессиональными актерами, хотя двое «тимуровцев» уже заканчивают театральный институт, это Марина, дочка Василия Евгеньевич Сидина, и Антон. Главное, конечно, чтобы, вырастая, юные актеры становились настоящими людьми. А это звание требует немалого труда, и прежде всего духовного, как, впрочем, и таланта, который дан каждому человеку от Бога, но не каждым раскрывается в полную силу. Василий Евгеньевич Сидин, кроме того, что он талантливый режиссер, еще и мастер открывать человеческие таланты в детях. Может быть, ради этого и существует театр «Тимур». Долгое время театр жил исключительно энтузиазмом его режиссера и художественного руководителя. Но постепенно его стали замечать не только в Москве, но в самом Харькове, и в Киеве. Понемногу помогать (и за то слава Богу!), отмечать грамотами. А в этом году харьковскому детскому театру «Тимур» была вручена национальная театральная премия. На эту престижную награду претендовали многие коллективы, в том числе и профессиональные, но все же высокая комиссия выбрала этот театр. И это справедливо. Мы от всей души поздравляем театр «Тимур», его главного режиссера и художественного руководителя Василия Евгеньевич Сидина, актеров и всех, кто так или иначе участвует в жизни этого уникального коллектива, вкладывая свою душу в искусство, которое соединяет людей. Екатерина Васильева |
|||
|
|||
|
|
|
|