БЕСЕДА С О. АЛЕКСАНДРОМ БОРИСОВЫМ
искать на странице
 

<<вернуться к содержанию

Отец Александр Борисов почти четырнадцать лет вел передачи на радио («Надежда» — с 1990 по 2000 год и «Церковь» — с 2001 по 2004) о Христе, Евангелии и нашей с вами жизни в свете Православия. О своем, без преувеличения, уникальном опыте о. Александр любезно согласился рассказать в интервью газете «МК», которое по ряду причин не было опубликовано.

Виктор Муханов, беседовавший с о. Александром, передал это интервью «Приходской газете».

«ХРИСТИАНИН БЕЗ ЦЕРКВИ —
КАК СТУДЕНТ БЕЗ ВУЗА»

— Отец Александр, существовала ли для Вас какая-либо принципиальная разница между программами на «Надежде» и на радио «Церковь»?

— Отличия были в вопросах, потому что состав слушателей был неоднороден. На «Надежде» — обыкновенная аудитория, в основном, молодые люди 25—30 лет. А на радио «Церковь» — верующие, причем большинство составляли протестанты (хотя и православные тоже присутствовали). Интересно, что на «Надежде» вопросов задавалось гораздо больше, и было не менее 10 телефонных звонков за передачу. Возможно, это объясняется отчасти и тем, что «Надежда» пользовалась более мощным передатчиком и аудитория слушателей была несравненно многочисленнее. Эфир проходил в среду вечером: радио «Церковь» — с 21 до 22 ч., потом «Надежда» — с 23 до 24-х. Когда я работал сразу на двух станциях, существовал разрыв во времени, и я успевал перейти из одной передачи в другую. Потом «Надежда» была выкуплена какой-то другой организацией, которая сменила формат радиостанции на развлекательный. Повлиять на это я уже никак не мог.

— Тем человеком, который вдохновил Вас на работу в радиоэфире, был отец Александр Мень?

— Да нет, так сказать, наверное, было бы неправильно. Просто, до того, как появилась такая возможность (говорить о Христе по радио — В.М.), само упоминание о Церкви было невозможным. Людей за публичное обращение к этой теме при советской власти могли и посадить. Поэтому, конечно, открывшаяся перспектива показалась очень привлекательной, и на неё немедленно откликнулись.

Запомнились какие-то яркие моменты в общении со слушателями?

— Ярких вопросов было много. В памяти остались необычные. Например, когда еще на радио «Надежда» несколько раз звонили «иеговисты» и начинали свою пропаганду: в Евангелии не написано о том, что Иисус — Богочеловек, он — всего лишь один из пророков. Когда я приводил в ответ места из Писания («Я и Отец — одно»; «Видевший Меня — видел Отца» и другие), они приходили в замешательство. Очевидно, что целиком Библии они не читали, а были знакомы лишь с каким-то цитатником. Слушатели спрашивали о том, как поминать усопших, как поститься и отмечать разные праздники. Но были вопросы и по существу — по сути библейских текстов.

Вы пытались максимально адаптироваться к аудитории, для которой работали?

— Ну, конечно, когда говоришь для людей, мысленно пытаешься представить себе образ слушателя и стараешься говорить максимально просто и доступно. Все, что связано с верой, мне кажется, является жизненно важной потребностью человеческого духа: смысл жизни, нравственность, взаимоотношения друг с другом, в семье, на работе. Так что Евангелие — это не какая-то абстракция. Оно практически значимо во всех обстоятельствах нашей повседневной жизни.

Спрошу иначе: тот факт, что аудитория «Надежды» была молодежной, повлиял на подход к передаче?

— Конечно, это было просто интересней, и когда много звонков, вопросов, хорошо чувствуешь аудиторию. На радио «Надежда» всегда было так, что я половину времени, тридцать минут, говорил, а потом отвечал на вопросы. Но часто, когда мы касались животрепещущих тем (отношения верующих к смертной казни или проблем, связанных с алкоголизмом и наркоманией), вопросов становилось так много, что мой текст занимал минут пятнадцать, а остальное время шло на ответы на вопросы. Но это не было плохо, так как отвечал я, используя тот же материал, который готовил к передаче.

В чем для Вас заключается ответственность журналиста-христианина? К чему он должен стремиться?

— Стремиться он должен к тому, чтобы проповедовать Евангелие. Это ведь относится не только к священнослужителям, но и ко всем, кто имеет контакт с людьми. Нужно проповедовать и всей своей жизнью, и говорить об этом. Евангелие, повторюсь, содержит все необходимое для нашей жизни. Даже информацию о том, как относиться к окружающей природе и к происходящим в нашей стране общественным переменам. Евангелие охватывает всю нашу жизнь. Это не философский трактат или книга для отшельников.

Как деятельность на посту президента Российского Библейского Общества отразилась в Ваших программах?

— Я просто рассказывал людям об истории изданий Библии, зачем важно ее читать и где можно приобрести, какие на данный момент существуют русские переводы (их полтора десятка) и почему их стоит иметь несколько, при наличии синодального перевода как основного.

Можно ли сказать, что без длительного опыта пребывания в Церкви Ваши программы в принципе не были бы такими успешными?

—Церковный опыт, конечно, очень важен. Я всегда в своих передачах помещал информацию о праздниках и датах православного календаря. А текущие события как бы накладывал на жизнь Церкви. Потому что христианин без Церкви — это как студент без вуза. Сочетание нежизнеспособное.

А кстати, о поминании усопших — следует ли посещать кладбища на Пасху?

— Об этом задавали очень много вопросов, и мне всегда в пасхальный период приходилось отвечать на эту тему. Родилась эта традиция в советское время, когда все, что связано с верой, было практически забыто. На Пасху люди, по большей части, не работали, поскольку Пасха, естественно, празднуется всегда в воскресный день (хотя однажды, по-моему, на тридцатилетие Победы в 1975 году брежневское правительство «отблагодарило» Церковь за помощь в войне тем, что сделало Светлое Христово Воскресенье рабочим днем). И было нормально, что в весенний день стремились посетить могилы своих близких. Других возможностей не было, и никто ничего почти не знал о Пасхе, кроме того, что нужно красить яйца, куличи печь и освящать их в храмах. Тогда и церквей в Москве было 46, в десять раз меньше, чем сейчас. И понятно, что далеко не все могли позволить себе такой подвиг — стоять часами в очереди, чтобы освятить куличи и пасху. А сейчас, когда церковная жизнь стала входить в рамки возрождающейся традиции, можно говорить, что не стоит именно в Пасху идти поминать усопших, для этого существует, например, Радоница, вторник через воскресенье после Пасхи. Это не то, чтобы какое-то страшное заблуждение, с которым нужно решительно бороться. Просто сейчас уже появилась возможность разъяснять, что такое поминовение больше соответствует смыслу праздника.

И напоследок несколько слов читателям «МК» и Вашим слушателям.

— Хотелось бы, чтобы читатели и слушатели читали не только «МК», но еще и Евангелие. И так же регулярно.

КАК ЖИТЬ

прот. Александр Борисов отвечает на ваши вопросы

(выпуск 6)

Отец Александр, ответьте, пожалуйста, почему в некоторых канонах (Покаянный, ко Св. Причастию) отсутствует 2-я песнь, после 1-й сразу следует 3-я?

Также в каноне ко Св. Причастию употребляется выражение «угль тела Твоего». Почему тело Христа ассоциируется с углем? С уважением, Ваша прихожанка. Спасибо.

Каноны, как особая группа церковных песнопений, состоят из 9 песен. Каждая из них посвящается определенному событию из Священного Писания Ветхого Завета. При этом вторая песнь канона имеется только в канонах на Св. Четыредесятницу, то есть на Великий пост. В остальных канонах 2-я песнь опускается.

Образ горящего угля взят из 6-й гл. книги пророка Исаии, в которой пророк описывает свое видение Господа, «сидящего на престоле высоком». Пророк говорит: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Далее пророк говорит о том, что к нему прилетает один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. Уголь касается уст пророка и очищает их. Пророк Исаия на одной из икон так и изображается со лжицей, на которой имеется горящий уголь, символизирующий Святое Причастие, очищающее человека от греховной скверны. Такая композиция, например, избрана для иконы пророка Исаии, которая находится в верхнем ярусе иконостаса центрального, Благовещенского алтаря нашего храма.

Скажите, пожалуйста, имеют ли право верующие родители запрещать своему ребенку все, что считают вредным для его души (компьютерные игры, фильмы, рок-музыку), превращая свое чадо в «белую ворону» среди сверстников? С какого возраста ребенок получает право выбора, которое неприкосновенно?

— Думаю, что использование только запретов неэффективно. Всегда надо постараться вытеснить нежелательное увлечение, придав ему положительное содержание. Постараться достать интересные видеофильмы по Священной истории, просто с добрым, хорошим содержанием. Что касается рок-музыки, то можно познакомить подростка с историей джаза, другими жанрами эстрадной музыки. Словом, постараться внести в это увлечение элементы истории и музыкальной культуры вообще. При таком подходе возможно разделить с ребенком его увлечения, быть причастным его миру. В этом случае родители всегда сохранят контакт с ребенком, и их мнение будет всегда иметь для него существенное значение.

Думаю, что при сохранившихся нормальных взаимоотношениях между детьми и родителями вопрос о неприкосновенности права ребенка на выбор не возникнет. В сущности, вопрос можно перефразировать иначе: с какого возраста дети могут сказать родителям: это не ваше дело. При здоровых взаимоотношениях родители, желая выразить свое мнение по тому или иному поводу, не будут доводить дело до того, что их сын или дочь заявят о неприкосновенности своего права выбора. Соответственно, дети, не утратившие должного уважения к родителям, не будут ставить вопрос в такой радикальной форме.

Почему женщина считается Церковью «нечистой» во время «критических дней» и после родов?

— Это связано с ветхозаветными представлениями о том, что всякое истечение крови из тела является признаком болезни и ритуальной нечистоты. Апостольский собор в Иерусалиме в 49 г. постановил для обратившихся язычников воздерживаться от идоложертвенного, крови (то есть не есть мясо животных, из которого не вытекла кровь), удавленины и блуда, и не делать другим того, чего не желают себе (Деян.15,28-29). Остальные многочисленные ритуальные предписания Ветхого Завета на язычников не распространялись, «дабы не возлагать на язычников никакого бремени, кроме сего необходимого» (Деян.15,28).

Как вы считаете, влияет ли выбор имени на судьбу человека? Мол, если родители называют ребенка по святцам, то они как бы препоручают его судьбу Богу, а если по собственному желанию — то осложняют ему будущую жизнь?

— Когда родители дают ребенку какое-нибудь экстравагантное имя, например, Венера или Трактор, то это, конечно, наложит отпечаток на всю его жизнь, и, скорее всего, негативный. Точно так же, вероятно, не следует выбирать в святцах какое-либо имя, звучащее в нашей культуре необычно, например, Акакий (помните героя «Шинели» Гоголя). Конечно, такое имя будет оказывать угнетающее воздействие на его носителя. Поэтому, думаю, лучше сочетать в избираемом имени два качества: первое — благозвучность в рамках нашей культуры, и второе — достойного покровителя в рамках православной традиции.

Постоянно сталкиваемся с такой проблемой: к нам приходят гости, либо мы идем в гости к невоцерковленным людям, и возникает такая ситуация, когда хочется помолиться перед едой, но вроде как-то неловко. С другой стороны, Господь сказал: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами». (Мк.8:38) Как здесь правильно поступить? Можем ли мы, на правах хозяев дома, встать и помолиться в присутствии неверующих людей?

— Думаю, что в компании с невоцерковленными людьми не следует смущать их молитвой перед едой. Кроме приведенных Вами слов, есть и другие слова: «не мечите бисера своего…» (Мф.7,6). Не в том, конечно, смысле, что Ваши гости подобны нечистым животным, а в том, что Ваша молитва не будет искренне поддержана гостями. Не случайно мы молимся «едиными усты и единым сердцем». Иначе, вместо благословения возникнет неловкость и напряжение.

Недавно был в гостях у знакомой и был поражен тем, что у нее на лестнице (знакомая живет на последнем этаже) уже 2 года (!) живет бомж. То есть, он там кушает, отдыхает, спит. К нему приходят друзья, они там выпивают, к нему даже приходит какая-то женщина. Его пробовали вытолкать из этого дома, но он все время возвращается. Потому что 30 лет он жил в квартире этой самой знакомой, пока ее не продал. Что вы посоветуете делать в такой ситуации? У бомжа есть сын, отсидевший в тюрьме, а потом прогнавший его из своего дома. Идти ему, вроде как, некуда…

— В Москве имеется несколько домов ночного пребывания для москвичей, оставшихся без жилья по разным причинам. Это район Люблино, улица Иловайская. Так что этот человек вполне может обратиться туда. Но такие люди не делают этого потому, что они предпочитают свободное существование любой, даже самой незначительной дисциплине.

Думаю, что эта проблема может быть решена только на уровне государственного законодательства. Необходим в какой-то форме закон против бродяжничества. В некоторой степени эту проблему в советское время решали так называемые Лечебно-трудовые профилактории — ЛТП, которые на самом деле были своего рода тюрьмой для алкоголиков с облегченным режимом и маленькими сроками (от 1-го до 6-ти месяцев). Упразднение ЛТП в самом начале 90-х годов сразу породило множество бомжей и поставило тысячи семей в положение полной безысходности.

Материал подготовил
Олег Сироткин


   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-