Сергей Беспалько
Катехизация и наша группа семинарских занятий


Хочу поделиться своим пониманием катехизации и тем, как она проходит в нашей малой семинарской группе.

Когда я только попал в наш храм, в 1994 году, знакомый посоветовал мне пройти катехизацию. Но я тогда решил, что мне это не нужно. Я знал, что слово «катехизация» означает «обучение основам веры», и считал, что уже освоил это по книгам. Мне казалось, что катехизация – что-то вроде церковно-приходской школы, где учат ответам на вопросы: «Каковы десять заповедей Закона Божьего?» или «Каковы девять заповедей блаженства?» Я просто не знал тогда, что на самом деле представляет собой катехизация в нашем храме, на каком высоком, современном уровне она проводится. Наверное, дело тут просто в самом термине «катехизация», который кому-то может показаться чем-то непонятным, а кому-то – примитивным. Через год я прошел катехизацию, и это мне дало очень много. А потом Лилия Николаевна Ратнер предложила мне вести вместе с ней семинары.

Теперь я считаю катехизацию очень важным шагом, сделать который необходимо каждому члену Церкви в процессе его воцерковления. Часто сталкиваешься с ситуацией, когда «пробелы» в знании основ христианской веры заставляют верующего постоянно «крутиться» в одних и тех же вероучительных вопросах, мешают двигаться дальше. Можно отметить, например, проблемы существования зла, соотношения свободы человека и всеведения Бога, отношение к другим религиям, веру в реинкарнацию, карму, астрологию и т.п. Видя, как уже воцерковленный человек «зацикливается» на этих вопросах, так и хочется сказать ему: «Всё это рассматривается на катехизации!»

Помимо приобретаемых знаний, катехизация для меня даже более важна с другой точки зрения – как наше свидетельство о христианской жизни, о любви, мире и радости. Главной целью катехизации я считаю воцерковление христианина, чтобы брат или сестра начали участвовать в Евхаристии, молиться, читать Библию – в общем, вошли в жизнь Церкви как общины.

Этому способствует и порядок проведения встреч, когда лекции чередуются с семинарами. Причем нельзя упускать ни того, ни другого. Значение лекций, я думаю, очевидно. Именно на лекциях о. Александр рассматривает вопросы, составляющие основное содержание катехизации. Но не менее важны семинары, на которых также приобретается что-то очень существенное. Собираясь небольшими, или как их называют, малыми группами, мы разбираем содержание предыдущей лекции и учимся христианскому общению. Здесь каждый имеет возможность задать вопрос или высказать свое мнение по рассматриваемой теме. В процессе такого общения мы учимся принимать друг друга, не раздражаться, выслушивать мнение, с которым не согласны, раскрываться друг перед другом, делиться своими проблемами. Подобное общение в малых группах я считаю важной составной частью жизни в Церкви.

Как проходят семинары у нас в малой группе? Общий порядок встречи такой: чай; молитва; сообщение ведущего по теме занятия (не всегда); постановка вопросов, и их обсуждение; молитва.

Может показаться странным, что мы начинаем с чая. Мы ввели это недавно (раньше пили чай в конце семинара), и новшество прижилось, причем не только на катехизации, но и в других группах. Помимо очевидной пользы такой трапезы (многие приходят с работы и голодны), мы видим от нее дополнительную пользу. Во время чая есть возможность обсудить какие-то вопросы, которые не связаны с сегодняшней темой или вообще с духовной жизнью. В такой непринужденной обстановке легче «раскрыться» тем, у кого есть внутренние препятствия к общению, кто стесняется свободно высказываться.

Молитва в начале встречи состоит из известных молитв по молитвослову и молитвы своими словами, в которой мы призываем Господа быть с нами в нашем общении. Ее произносит один из ведущих, но мы просим всех вслух присоединяться к молитве, чтобы более полно в ней участвовать.

Основная часть встречи посвящена обсуждению тех вопросов, которые задают наши братья и сестры или которые мы сами предлагаем им. Конечно, на многие вопросы отвечают ведущие, и эти вопросы бывают из совершенно разных областей. Главное – чтобы каждый имел возможность задать вопрос, который его волнует, чтобы каждый был включен в это общение. Высказывая свою точку зрения, мы не стараемся упростить ее, «адаптировать» для слушателей. Мы говорим так, как сейчас понимаем данную проблему, без «заученных» ответов. Иногда нас самих не удовлетворяет то, как мы отвечали раньше. Часто нам приходится отвечать, что мы не специалисты в данной области, рекомендовать человеку самому прочитать соответствующую литературу. Здесь очень помогают книги о. Александра Меня, которые мы часто рекомендуем на катехизации и считаем важнейшим руководством в духовной жизни каждого из нас. Наиболее живо наше обсуждение проходит тогда, когда мы предлагаем каждому (по кругу) поделиться своим пониманием какого-то важного вопроса по теме занятия.

Встреча завершается молитвой, в которой мы благодарим Бога за наше общение и молимся о разных проблемах, в том числе, о тех, кто болен.

На самой первой семинарской встрече каждый по кругу кратко рассказывает о себе, о своем обращении. Удивительно, что большинство приходит к Богу так или иначе через о. Александра Меня, хотя многие узнали о нем только через несколько лет после его смерти. Так, кстати, было и со мной. Мы заметили и то, что каждый год начальный уровень приходящих на катехизацию все выше.

В конце курса катехизации (примерно в мае) практически каждая наша малая группа становится маленькой общиной и хочет продолжать встречи. Тогда на следующий год она начинает собираться для чтения Евангелия, что можно рассматривать как продолжение катехизации на новом уровне.

В заключение хочу отметить, что и ведущим катехизация каждый год дает очень много. Мы каждый раз с радостью встречаем новых братьев и сестер, которые находят возможность, часто после работы, посвящать время Господу. Нас всех очень воодушевляет их горение, настойчивость в поисках ответов, живое общение на наших встречах.

 

Отклик на статью

Прочитала статью Сергея Беспалько о катехизации и захотелось откликнуться. Огромное спасибо Сергею,Лилии Николаевне Ратнер и Комиссаровой Людмиле за прошлогодний курс катехизации. Меня буквально запихнул на нее мой друг,наш прихожанин,я думала тоже,что мне это не нужно:сама прочту.А он говорил мне, что в одиночку идти всегда сложнее, чем вместе."Где двое или трое собрались воимя Меня, там Я".
А потом я уже сама ходила, не пропуская ни одного занятия.Сергей спрашивал: у кого есть вопросы? И,если все молчали, смотрел на меня. Потому что у меня их
всегда было не меньше пятнадцати,и я не считала их глупыми. Потом все перестали стесняться, и занятия проходили живо, интересно. Я очень многое
узнала, и прежде всего:что читать. Потом из занятий усвоила мысли,что главное не обряды внешние соблюдать, а измениться внутри; что для того,
чтобы получить благодать,не нужно куда-то ехать в паломничество, это можно получить и здесь. Помню и про "трехногий стул" Меня:чтение, молитва и
общение. Так получилось,что мы не смогли остаться единой группой после катехизации:двое сейчас у Лилии Ратнер, трое у Степурко,одна прошла
катехизацию повторно.Об остальных не знаю. Но думаю, что все бы согласились со мной, что катехизация дала нам очень много. Сергей часто говорил, что храм для него как второй дом. Вот и у меня такое же ощущение. Спасибо еще раз Сергею Беспалько, Лилии Николаевне Ратнер, Комиссаровой Людмиле за катехизацию 2006.Она,действительно, была на очень высоком уровне, и аудитория была соответствующей. И дай Бог, чтобы это все продолжалось: и катехизация и группы.
Ирина Якушева 1,06,2007

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-