Ирина Якушева
«И пряников, кстати, всегда не хватает на всех»



В киоске нашего храма (Косьмы и Дамиана в Шубино) купила новую книгу игумена Петра Мещерянинова) «Проблемы воцерковления». Там три статьи: о духовничестве, о современном монашестве и о воцерковлении. Темы первой и последней работы мне очень близки. Я во многом согласна с и. Петром. И, хотя мой духовный опыт совсем небольшой (воцерковлялась в 2005-2006 гг), хочу поделиться тем, что не только продумано, но и прочувствованно.

Игумен Петр отмечает три основных причины, по которым люди приходят в Церковь и одну причину ухода. Приходят:

  1. Чтобы Церковь решила их проблемы
  2. По национально-патриотическим соображениям
  3. В силу религиозного искания истины

Уходят: не нашли того, что искали.

У меня, скорее третья причина прихода в Церковь и, отчасти, первая (поиски духовного общения).

Я – взрослый благополучный человек, имею семью, работаю в гомеопатической аптеке, дочери 22 года. К вере меня привел архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Сперва меня поразила его автобиография «Я полюбил страдания», потом были прочитаны книги М.Поповского, В. Лисичкина, В. Марущака и, конечно, книги самого святителя («Наука и религия», «Дух, душа и тело»), его проповеди и размышления о Новом Завете. Книги до сих пор для меня настольные, из них часто получаю ответы на интересующие меня вопросы. Тогда я спросила, а что дальше? И получила ответ: читайте Евангелие.Сам Лука неоднократно писал, как получал ответ через Священное писание.

Следующим этапом были: чтение Евангелие, знакомство с книгами о.Александра Меня. Я сразу уловила какую-то связь между святителем Лукой и о. Александром и не ошиблась: мама будущего священника многие годы переписывалась с Войно-Ясенецким, а у о.Александра Меня есть предисловие к книге М. Поповского «Жизнь и житие святителя Луки».

Наконец, я «созрела» для того, чтобы придти в Церковь, и тут уже сам Бог привел меня в Косьму. Привел через прихожанина нашего храма Якова Бута, а первым священником, у которого я исповедовалась, был о. Георгий. В своих двух рассказах памяти о. Георгия я рассказывала об этом эпизоде (сайт, главная стр. от 30.06.2007).

Далее была катехизация. На первой лекции о.Александр Борисов объяснил значение слова «катехизация» (научение вере) и почему это необходимо. Прежде чем верить, надо знать во что верить, и учить этому нужно так же, как читать и писать.

Занятия проходили по четвергам, раз в неделю, лекции чередовались с семинарами, которые проходили в малых группах. Нашу группу вели Лилия Ратнер и Сергей Беспалько.

игумен Петр МещериновИгумен Петр отмечает важность правильного воцерковления. На человека, только пришедшего в Церковь, не нужно «навешивать» жесткие требования (соблюдение постов, вычитывание молитв на непонятном языке, бесконечные поклоны, непременное участие во всех службах), это его, скорее всего, отпугнет. Редко когда через соблюдение обрядов  человек приходит к духовному.

Лилия Николаевна и Сергей помогли мне правильно расставить акценты. О катехизации в нашей группе есть статья С. Беспалько и мой комментарий после нее (сайт, главная стр. от 1.06.2007). Прав игумен Петр, утверждающий, что с воцерковляемым нужно «возиться». Со мной «возились» и катехизаторы, и Яков, который в то время работал у нас в аптеке, надеюсь, я не очень их «доставала» своими многочисленными вопросами.

Я усвоила, что начинать надо с чтения Евангелие, а не с обрядов. Пока не можешь без мяса, не мучайся. Не переживай, если, кажется, что делаешь в храме что-то не так (не правильно поставил свечку, повернулся спиной к иконе и т.д.), никто тебя за это не осудит. Главное в Христианстве – это Христос, учись жить по-евангельски, старайся внутренне измениться. Что толку, если соблюдаешь правила, а внутри такой же несовершенный. И я старалась измениться к лучшему: не раздражаться на дотошных покупателей и своих близких, и постепенно мне это стало удаваться.

Когда в семье один приходит к вере, а другие нет, это может плохо закончиться (для семьи).

Слава Богу, у нас хватает мудрости и терпимости понять друг к друга. «Действуйте гомеопатическими дозами и не надоедайте», – как посоветовал о.Александр Борисов. Мои близкие – это те люди, которых о.Александр Мень называл анонимными христианами, будет надо, они сами придут к вере.

Воцерковили меня правильно: в Косьме это умеют. После воцерковления началась христианская жизнь в общине. Она включает в себя:

1.      Молитву и участие в Церковных Таинствах

2.      Чтение Священного Писания и духовной литературы

3.      Служение.

4.      Общение в малых группах.

 

Когда проходила воцерковление, вопрос выбора духовного отца для меня не был острым: исповедовалась у всех священников храма, и каждый был хорошим по-своему. Помогали все. О духовничестве задумалась только теперь. Процитирую полностью игумена Петра:

«Духовничество есть самая высокая форма общения людей. Совершенно исключая всякие плотские и суетные интересы, оно представляет (должно представлять) собою подлинные глубокие отношения, основанные на честности, взаимном уважении и любви, а главное, конечно, на обоюдном стремлении ко Христу Господу».

Вот, оказывается, к каким отношениям я стремилась всю жизнь и искала их в творчестве. А разве построить « храм духовный» – это не творчество?

Можно найти себе духовного отца, который решает за тебя все проблемы и действовать в соответствии с указаниями, по принципу благословляет – не благословляет. В этом случае ответственность с человека полностью снимается и перекладывается на батюшку.

Но можно обрести мудрого духовного наставника, который поможет раскрыть и преумножить твои духовные дары. У всех нас свобода выбора: я выбрала второе.

А вот теперь о грустном. Я по-хорошему завидую тем, кто может назвать своим духовным отцом Александра Меня, Георгия Чистякова, Александра Борисова. У них была и есть роскошь общения с этими замечательными священниками. А у меня нет. К первым двум батюшкам попасть в духовные чада я не успела, а к о.Александру Борисову попаду вряд ли по причине его большой загруженности. Никто не мешает мне приходить на исповедь по пятницам, ждать два-три часа… Но не всегда получается. А в условиях литургии, когда к о.Александру стоит 30-40 человек, а он служит и принимает исповедь один, тянуть время на себя как-то неловко, и, если все нормально, вполне подойдет и общая исповедь. Если что-то беспокоит, тут уже говори кратко и по существу: «не грузи» батюшку, ему и без тебя нелегко. Особенно после смерти о. Георгия.

Когда читаю воспоминания об о. Георгии, поражаюсь, что он помнил по именам всех, кто приходил к нему на исповедь, помнил обстоятельства их жизни, переживал, сочувствовал… «А ручки-то холодные», - так одной фразой Алла Калмыкова выразила общую боль (журнал «Истина и жизнь» №3, 2007). Сам угасая, о.Георгий стремился помочь тем, кто в нем остро нуждался.

А о. Александр Мень…В воспоминаниях Нины Фортунатовой («Истина и жизнь» №12, 2006) меня тронул эпизод с серым платьем. Автор, регент хора церкви в Новой Деревне, человек близкий о. А.Меню, вспоминает о его последних днях. Его буквально «разрывали на части» все, кому он был необходим, а на нее у батюшки не было ни минуты. Тогда она в знак протеста повесила на вешалку, на которой висел костюм о.Александра, свое серое регентское платье. Он понял, а ей стало стыдно.

Можно обижаться на батюшек за «невнимание», можно жалеть их, молиться о них, но хорошие духовники – это большая редкость. «И пряников, кстати, всегда не хватает на всех» (замечено Окуджавой).

«Ноев Ковчег» (наш приход) переполнен, но «мудрый Ной» (о.Александр Борисов) никого не уронит за борт (как справедливо заметил А.Зорин в своих « Зориках»).

В этом помогает церковная община. Она есть не во всех храмах. У нас она поделена на малые группы: евангельские и служения. Сюда приходят люди, прошедшие катехизацию.

Я попала в группу Олега Степурко и Татьяны Мишиной. Для меня огромная радость общаться с людьми, имеющими духовный опыт. И другая радость, что в группе целых три музыканта: джазовый, роковый и классический, а музыку я люблю…Но не буду уходить в сторону.

Сперва мы пьем чай, общаемся, потом читаем главы из Ветхого или Нового Завета, высказываемся по кругу, причем здесь нет ни старших, ни младших, мнение каждого ценно. Наконец, наступает, время совместной молитвы при свете зеленой лампы. О нашей группе я уже писала весной (сайт, главная стр.от 9.05.2007)

Совместная молитва-это сила. «Где двое или трое собрались во имя Меня, там Я». Присутствие ощущается.

Малые группы позволяют «разгрузить батюшек», в них получаешь то, что иногда недополучаешь на исповеди. Мне не нужно, чтобы за меня решали мои проблемы, помогите вернуть уверенность, что с Божьей помощью все получится, разумеется, если я сама буду прилагать к этому усилия. А, может, мне это вовсе не нужно, тогда помолитесь, чтобы Господь меня вразумил. А, если я сомневаюсь в правильности своих поступков, помогите расставить акценты: вот это по-евангельски, а над этим надо работать. Никто со мной не «возится», говорят на равных, идет обмен духовным опытом. Говорят, что группа живет, когда в нее вливаются новые члены, в таком случае польза обоюдная.

А теперь снова о грустном. Малые группы существуют отдельно друг от друга, я помню только одно собрание за весь год, когда все были вместе. Те, кто знает друг друга давно, общаются сами, а кто пришел недавно попадают пусть и в очень симпатичную, но замкнутую систему. Приходишь на литургию, всюду знакомые лица, а никого не знаешь: редко когда встретишь кого-то из группы или с катехизации. Хочешь разделить со всеми радость или печаль, не получается, потому что чувствуешь себя одиноко, будто прилепился к «Ноеву Ковчегу» с обратной стороны. Это особенно остро ощущалось летом, когда группа была на каникулах. Парадокс, но общину я почувствовала только на похоронах о. Георгия, будто он всех объединил.

И никто не виноват, что у меня, как и у многих, не хватает времени и сил, чтобы больше участвовать в приходской жизни. И опять вспоминаются пряники, которых «всегда не хватает на всех».

 

Ирина Якушева, 11.09.2007